Три рекорда — и остальное можно не считать…
9 июня в доме «Русская эмаль» состоялся аукцион № 3 «Русское и западноевропейское искусство, предметы коллекционирования»
«Стамбул город контрастов» — так назывался несостоявшейся доклад Семён Семёныча Горбункова из фильма «Бриллиантовая рука». И так же вполне можно было бы назвать этот обзор прошедшего аукциона.
Время проведения — июнь — удачное или нет? С одной стороны, конец активного сезона, начало летнего затишья (некоторые галереи вообще закрываются на все лето) — это минус. А с другой — только что закончилась Русская неделя в Лондоне, ценовые и прочие ориентиры понятны, и это, конечно, плюс, потому что можно делать покупки, понимая ситуацию. В этом смысле проводить аукционы в России во время Лондонской недели, когда большинство галеристов уезжают в Лондон, а оставшиеся следят за результатами, гораздо хуже. Хотя многим кажется обратное — мол, все внимание арт-сообщества привлечено к торгам и в самый раз попытаться поймать волну. Да, попытаться можно, но в Лондоне, а не в Москве.
Так что начало июня — время не самое плохое.
Аукцион проходил в собственном зале дома «Русская эмаль», рассчитанном человек на 20, и явка явно превзошла ожидания, ибо организаторам пришлось добавлять стулья. Народ собрался интересный — например, были представители сразу трех аукционных домов: «Гелоса», «Знакъ-Арта» и «Кабинета». А такие люди просто так не сходятся…
Аукцион состоял из трех частей: живопись и графика, иконы, ДПИ.
Почему я начал статью с какого-то Стамбула из легендарного фильма? Да потому, что не в нем одном нынче контрасты обитают. Каким другим словом, скажите, назвать торги, на которых, во-первых, из 76 лотов по живописи продано 17, т. е. 22 процента по лотам, а во-вторых, поставлено два рекорда по продажам в России и собранная сумма составила 131 процент от эстимейта — лучший результат этого аукционного сезона? Вот вам и «город контрастов».
Объяснить, почему картина А. И. Мещерского (лот 22) при эстимейте 1,65–1,95 миллиона рублей не вызвала интереса, а за И. Е. Крачковского (лот 23) бились изо всех сил и эстимейт за 12 шагов поднялся с 1,3 до 3,2 миллиона рублей, я лично не могу.
Потом длинная пауза — с лота 24 по 46, пока дело не дошло до картины И. Э. Грабаря (лот 47). И началось настоящее ралли: торги с 13 миллионов рублей за 16 шагов доходят до 36 миллионов, бьются телефон и заочная ставка, побеждает заочная ставка — и фиксируется первый рекорд площадки аукциона «Русская Эмаль» — раз, рекорд торгов в России — два и рекорд продаж Грабаря — три. Аплодисменты в зале.
Потом короткая пауза до Н. И. Фешина (лот 53), во время которой ведущий объявляет торги за лот 49 и добавляет что ему лично в каталоге больше всего нравится именно эта картина — «Обнажённая» Ф. И. Рерберга. Тут же из зала раздается: «Мы расскажем это Вашей жене», пауза, ведущий смутился, но быстро справился и парировал: «А я холостой!» Смех, аплодисменты за находчивость.
Торги за лот 53 начались с15 миллионов рублей, и опять заочная ставка с телефоном за 13 шагов догнали цену до 36 миллионов. В этот раз победил телефон. И как результат, повторение рекорда площадки и страны, но не продаж художника (у него, как известно, уже были миллионные продажи). Следующий серьезный торг произошел за картину Веры Рохлиной (лот 57): со старта в 5,4 миллиона за 15 шагов цена дошла до 14 миллионов, торговались телефон и заочная ставка. Победил телефон, и это очередной рекорд для аукционных продаж Рохлиной. Вот так закончился раздел живописи, где легко находили своего покупателя миллионные лоты и оставались непроданными картины со скромными ценами.
Иконы, как всегда, продавались не очень хорошо: из 11 лотов продано три.
Оказалось, что большинство присутствующих пришли ради раздела ДПИ. И прошел он бойко: 45 процентов продано, из них зал купил 12 лотов, телефоны — 16, и 11 лотов ушли по заочным ставкам. Большинство лотов торговалось с борьбой в два, три и больше шагов. Особенно хорошо продавался фарфор, как посуда, так и мелкая пластика. За бронзовые фигуры тоже были желающие побороться как в зале, так и по телефону — и не купили их только потому, что ни разу цена не достигла резерва. Фарфор и бронза могли бы показать и лучшие результаты, но резервы неожиданно оказались гораздо выше стартовых цен.
В целом аукцион прошел успешно, поздравляем устроителей и отмечаем про себя, во-первых, то, что на интересные лоты есть покупатели с серьезными деньгами, а во-вторых, хороший спрос на фарфор. Последнее, кстати, подтверждается и данными Российских антикварных салонов: третий этаж постепенно наполняется галереями предлагающими именно этот вид искусства.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20120615_russkaya_emal.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20120615_russkaya_emal.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.