Art Investment

Рынок русского искусства за рубежом. Итоги I квартала 2025

ARTinvestment.RU анализирует продажи русского искусства на зарубежных аукционах — в цифрах, фактах и выводах

С 2024 года ARTinvestment.RU оперативно подводит итоги аукционного сезона в режиме реального времени — ежеквартально, используя собственные базы данных (на которые рекомендуем подписаться, чтобы получать обновления практически ежедневно). Перед вами материал, посвященный итогам I квартала, который касается продаж русского искусства на зарубежных аукционах.

Напомним, что в международный оборот русского искусства мы включаем результаты аукционных сделок с произведениями всех художников «русской орбиты» — родившихся, работавших или значимых в контексте истории искусства Российской империи, СССР и России. Это не только традиционные имена вроде Кандинского, Сутина, Шагала — но и более современные авторы, чьи работы, несмотря на временные политические разногласия, продолжают формировать лицо русского искусства на мировой арене.

Начнем мы, впрочем, не с русского, а с общемирового искусства. Так, объем продаж в I квартале 2025 года на Christie’s, Sotheby’s и Phillips по сравнению с аналогичным периодом 2024 года снизился на 4,1 %. Зарубежные аналитики арт-рынка, в частности британский ArtTactic, разглядели в этом положительный сигнал: дескать, объем продаж всего прошлого сезона снизился на 12 % по сравнению с 2023-м, так что нынешнее снижение скорее сигнализирует о стабилизации падения и скором начале набора новой статистической высоты. На этом фоне объем продаж русского искусства на международных аукционах взлетел, подобно ракете Илона Маска, оторвавшейся от конкурентов: с января по март 2025 года он вырос на 18 %.

Стоит ли ограничиваться этой цифрой и начинать праздновать? Как всегда, будем разбираться детально.

Основные показатели: когда лучшее — друг хорошего

Обилие негативных (тем более выделенных красным) показателей в таблице может смутить неопытного любителя рынка искусства: из одиннадцати ключевых цифр восемь оказались «в минусе» и лишь три — «в плюсе». Но что это за показатели и на что они влияют? Начнем с главных отрицательных значений:

• количество аукционных домов сократилось на 8 % — до 143 участников;

• количество стран-продавцов снизилось на 20 %, что указывает на дальнейшую концентрацию рынка;

• число авторов, чьи работы были успешно проданы, сократилось на 15 %, а общий пул художников — на 14 %. Другими словами, «лишние» имена — то есть не стоящие внимания коллекционера ни с художественной, ни с инвестиционной точек зрения — постепенно вымываются (добавим: вместе с «лишними» аукционами).

При этом:

• совокупный объем продаж вырос на уверенные 18 % и достиг $27,8 млн;

• несмотря на сокращение общего числа проданных лотов на 15 %, средняя стоимость одного проданного лота выросла на внушительные 38 % и достигла $47,3 тыс.;

• среднее превышение суммарного эстимейта увеличилось на 10 %, что говорит об укреплении спроса и усилении конкурентной борьбы за лучшие работы.

Таким образом, рынок постепенно переходит в фазу качественной селекции: покупатели выбирают меньшее количество работ, но платят за них больше. И при этом не жадничают, а торгуются с конкурентами, превышая средний эстимейт. Иначе говоря, на фоне снижения всех других показателей тройка увеличившихся в I квартале 2025 значений говорит о вдумчивом подходе к коллекционированию; если бы выросли все 11 значений — впору было бы вспомнить поговорку «Деньги есть — ума не надо». А так налицо и наличие свободного капитала, и его расходование с умом.

Топ-20 продаж: есть ли русские среди «русских»?

Подход AI, учитывающий всех художников «русской орбиты», порой упрекают в слишком широком охвате: дескать, присутствие в нем всемирно известных Марка Ротко или Сони Делоне раздувает рейтинг, оставляя малозаметными цифры оставшихся в России авторов (уверены: вычеркни мы эмигрантов в первом поколении из расчетов — получили бы упрек в отсутствии патриотизма от тех же самых критиков). Как всегда, лучшим ответом всегда остаются сухие цифры; свидетельство тому — двадцатка самых крупных продаж I квартала 2025 года, в которой имен, и прочно ассоциирующихся с «русскими неделями», и активно представленных сегодня на внутрироссийских аукционах, присутствует в избытке.

Лидером I квартала, впрочем, стала Тамара де Лемпицка, чья работа ушла с молотка на Christie’s в Лондоне за $8,55 млн, при скромном превышении среднего эстимейта всего на 2 %. Однако же на втором месте мы видим работу Марка Шагала, проданную на Sotheby’s в Гонконге за $4,14 млн (на 38 % выше среднего эстимейта), — налицо вторая по стоимости продажа русского художника в Китае (здесь лидирует Марк Ротко, чья работа в ноябре 2024 года ушла с аукциона за $32,5 млн). Замыкает первую тройку работа Василия Кандинского — со «скромным» результатом $2,86 млн на лондонском Christie’s, однако с впечатляющим превышением среднего эстимейта на 161 %.

Внимания заслуживает еще ряд наблюдений. Посмотрим, продолжатся ли эти тенденции во II квартале:

• как и годом ранее, Марк Шагал вновь стал рекордсменом по числу работ в топ-20: на его долю приходится сразу 7 позиций;

• среди лотов, за которые велась ожесточенная борьба, выделяются работы Кантаровского (превышение среднего эстимейта на 241 %) и Коровина (превышение на 306 %);

• по количеству и объемам продаж лондонский Christie’s остается доминирующей площадкой для торгов русским искусством за рубежом, однако география зарубежного русского рынка неумолимо расширяется: в текущем рейтинге впервые присутствует Саудовская Аравия (благодаря торгам Sotheby’s).

Капитализация: не суммой, так количеством

Лидерами по капитализации стали представители первой тройки предыдущей таблицы Шагал, де Лемпицка и Кандинский. Правда, они немного поменялись местами — в первую очередь за счет массовых продаж Марка Шагала. Отметим также, что средняя стоимость работ Василия Кандинского выше, чем у Тамары де Лемпицкой: на более длинной дистанции (а данном случае — по капитализации) мужчины-художники в русском искусстве все еще доминируют.

Прецеденты, которые в рамках одного квартала ни о чем не говорят — но имеют шанс на продолжение:

• присутствие в десятке художников новой волны — так, Саня Кантаровский укрепился в рейтинге с тремя продажами в сумме на $494 тыс. Это сигнал о расширении коллекционного интереса за пределы канонического списка «белой кости» русского искусства — интереса целиком заслуженного;

• спустя несколько сезонов в топ по капитализации вернулись Владимир Третчиков и Луиза Невелсон — их продажи не всегда добирались до рейтинговых таблиц, но стабильно присутствовали на рынке; налицо увеличение средних цен на этих художников.

Количество продаж: Шагал и здесь первый

Рейтинг по количеству проданных работ вновь возглавил Марк Шагал, подтвердив статус самого востребованного автора русского искусства на зарубежных аукционах. В первом квартале 2025 года были проданы 62 работы на общую сумму $9,57 млн, со средней ценой $154,3 тыс. за лот. За ним следует Александр Бенуа, 40 его работ ушли с аукционов с гораздо более скромной общей выручкой $129 тыс. и средней ценой всего $3,2 тыс. Это характерный пример торговли доступной графикой и эскизами, востребованными в среднем сегменте коллекционеров. Аукционные сделки с работами Эрте (14 продаж) и Сони Делоне (11 продаж) представляют собой устойчивую категорию «более доступного модернизма», где каждая работа стоит от $2 до $4 тыс.

В этом разделе мы четко видим поляризацию современного арт-рынка: с одной стороны — массовая недорогая графика и декоративное искусство, с другой — редкие высоколиквидные произведения, делающие разницу в итоговой выручке.

Аукционные дома: гранды расширяют географию

В первом квартале 2025 года три ведущих аукционных дома с европейской пропиской и множеством международных филиалов сохранили почти полный контроль над продажами русского искусства за рубежом.

Выделим главные особенности рейтинга:

• несмотря на приблизительное равенство по количеству продаж среди аукционов первой тройки — налицо разница в объемах продаж и средних ценах: разброс последних от $384 тыс. до $16 тыс. Другими словами, каждый строго придерживается своей ценовой ниши, вне зависимости от увеличения числа локаций;

• французские аукционные дома (Ader, Cazo, Osenat, Joron-Derem) заняли сразу четыре позиции в топ-10, демонстрируя традиционную активность на рынке доступной графики и декоративного искусства;

• появление Hermitage Fine Art (Монако) на пятом месте с 87 проданными работами на сумму более $312 тыс. говорит о концентрации в зимний сезон русских коллекционеров вокруг казино Монако (яхтенный сезон открывается весной).

Страны продаж: США не в тройке лидеров

Если в 2024 году по части русского искусства США конкурировали лишь с Францией — то сегодня к ней добавится Китай (причем, не материковый, а прогрессивный в делах современного искусства Гонконг). Как итог — несмотря на начавшееся сближение торгово-экономических интересов США и России арт-рынок пока не стал полем для потепления отношений (или, наоборот — предметом торга). Ожидаемо же абсолютным лидером по суммарной выручке — $18,33 млн, или 65,9 % общего объема продаж, стала Великобритания. При этом средняя стоимость проданных в Лондоне лотов за год выросла на 5 %. Таким образом, в 2025 году четкое разделение рынков на сверхдорогое и доступное искусство, начавшееся с аукционных домов, просматривается и в географии продаж русского искусства: Великобритания и Китай (Гонконг) становятся ареной для крупных сделок, тогда как США и Франция укрепляются в качестве игроков рынка декоративного сегмента и графики.

Итого, I квартал 2025 года для русского искусства на зарубежных аукционах можно заносить в учебники в качестве примера того, как при падении большинства (малозначимых) показателей серьезно увеличить другие (имеющие решающее слово в укреплении рынка). На фоне продолжившегося — пусть и умеренного — снижения общемировых показателей на арт-рынке результаты отдельного сегмента русского искусства не могут не радовать. И главная причина оптимизма — в причине такого качественного изменения. Аукционные дома сократили число торгов и стран, уменьшили количество лотов и выставленных художников — но объемы продаж, а с ними средние чеки все равно увеличились; при этом разрыв между средними эстимейтами и ценой молотка свидетельствует о растущей из квартала в квартал конкуренции за лучшие лоты.

Что это — результат одного лишь уменьшения предложения, потянувшего за собой увеличение спроса? Думаем, дело несколько в другом — в изменении стратегии покупателя (коллекционера и инвестора). По аналогии с фондовым рынком, где текущая стоимость акций рассчитывается из будущей стоимости компании в 10-летней перспективе, сегодняшний интерес к русскому искусству во многом определяется тем же подходом: покупатели-то в большинстве своем — опытные инвесторы на бирже. Следовательно, раз превышают эстимейты и торгуются — значит, видят данный актив востребованным и растущим в цене; пусть и в 10-летней перспективе.

А значит — лед тронутся. Посмотрим, подтает ли он чуть больше во II квартале.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20250429_RusSales_World.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20250429_RusSales_World.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2025

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».