Кардовский Дмитрий Николаевич
1866–1943

КАРДОВСКИЙ Дмитрий Николаевич

24 августа 1866 (усадьба Осурово Владимирской губернии) — 9 февраля 1943 (Переславль-Залесский)

Живописец, график, сценограф.

  • Кардовский Дмитрий Николаевич

Происходил из дворянской семьи. В 1886–1891 учился на юридическом факультете Московского университета. Одновременно посещал Классы изящных искусств А. О. Гунста, где занимался у Н. А. Клодта. В 1892 поступил в ИАХ. До 1894 учился у К. Б. Венига, Б. П. Виллевальде, В. П. Верещагина, с 1894 был вольнослушателем в мастерской И. Е. Репина. Одновременно обучался под руководством П. П. Чистякова в его частной мастерской.

В 1896 переехал в Мюнхен, где совершенствовал свое мастерство в Школе А. Ашбе. Путешествовал по Европе, в 1896 посетил Париж, в 1899 — Вену, Лугано, Венецию.

В 1900 возвратился в Петербург. В 1902 за картину «Самсон и Далила» получил звание художника. С 1903 работал помощником И. Е. Репина в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ, с 1907 являлся руководителем мастерской. В 1903–1905 преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, с 1904 — в собственной студии. В 1907 был удостоен звания профессора.

В 1900-х принимал участие в выставках «Мира искусства», Общества Леонардо да Винчи. В 1903 стал одним из учредителей Нового общества художников. В 1901 был командирован в Мюнхен для устройства русского отдела Международной художественной выставки. В 1903 получил заказ на создание нескольких монументальных исторических композиций для собора в Новочеркасске.

Много занимался книжной и журнальной графикой. Проиллюстрировал «Каштанку» А. П. Чехова (1903), «Невский проспект» Н. В. Гоголя (1904), «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1907). В 1905–1906 работал для журналов «Жупел», «Адская почта». В 1907–1911 по заказу И. Н. Кнебеля и С. А. Князькова выполнил иллюстрации к книге «Картины по русской истории».

С 1907 жил в Царском Селе, летние месяцы работал в окрестностях Ростова и в Переславле-Залесском. В 1910 и 1913 совершил поездки по Европе, побывал в Оберсдорфе под Мюнхеном, Лугано, Флоренции, Риме. В 1911 работы Кардовского экспонировались на Всемирной выставке в Риме. В 1911 был избран академиком, в 1915 — действительным членом ИАХ.

В 1919–1920 жил в Переславле-Залесском. В 1920 переехал в Москву. Как сценограф сотрудничал с Малым театром, МХАТ, МХАТ-2, оформлял постановки пьес А. Н. Островского, И. С. Тургенева и других. В 1925 за театрально-декорационные работы награжден серебряной медалью на Международной выставке в Париже. С 1920 по 1930 преподавал во ВХУТЕМАСе (ВХУТЕИНе), в 1922–1930 — в Студии на Тверской улице в Москве, в 1930-х — в Московском полиграфическом институте, Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде. В 1930 был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР». В 1932 выполнил иллюстрации к роману А. Н. Толстого «Петр I».

В 1938 в Ленинграде прошла совместная выставка Кардовского и его жены О. Л. Делла-Вос-Кардовской, приуроченная к 40-летию их художественной деятельности.

В 1941–1943 жил в Переславле-Залесском.

Ретроспективные выставки произведений мастера состоялись в 1953 и 1967 в залах Академии художеств в Ленинграде.

Дмитрий Николаевич Кардовский вошел в историю искусства прежде всего как выдающийся педагог и рисовальщик, мастер книжной графики. Среди его учеников несколько поколений художников, в том числе А. Е. Яковлев, В. И. Шухаев, А. Н. Савинов, Д. А. Шмаринов, В. П. Ефанов, Н. Э. Радлов, К. И. Рудаков, П. И. Шиллинговский и другие.

В творчестве выступал приверженцем эстетики объединения «Мир искусства», что выразилось в образном строе его произведений, изяществе графического и колористического решения. В живописи часто обращался к сюжетам русской истории. В книжной графике, следуя мирискуснической традиции, стремился к созданию некоего единого организма, ансамбля книги, где все части художественного оформления играют значительную роль в восприятии литературного произведения.

Творчество Кардовского представлено во многих музейных и частных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина.

 

  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх