8 февраля открывается выставка «ИЗМы русского авангарда. Футуризм, супрематизм, конструктивизм»
В зале № 23 ЦДХ будут представлены живопись, супрематический фарфор, авторская мебель 1920–30-х годов, авангардные книги, афиши и многое другое
С 9 февраля по 2 марта 2011 в зале № 23 ЦДХ на Крымском Валу для публики будет открыта выставка «ИЗМы русского авангарда. Футуризм, супрематизм, конструктивизм», подготовленная галереей «Русский авангард 10-30-х годов».
Устроители выставки на материале частного собрания показывают три основных направления довоенного русского авангарда. Это родоначальник авангарда — футуризм, всемирно известный — супрематизм и наиболее прагматичный и востребованный даже в наши дни — конструктивизм. Все эти направления объединены одним термином «русский авангард» и стали значительным разделом в истории мирового искусства наравне с импрессионизмом и другими популярными направлениями искусства.
Выставка составлена из частных материалов, отсутствующих в большинстве государственных собраний. Это касается прежде всего супрематического фарфора, авторской мебели 1920–30-х годов. Раздел авангардных книг представлен почти неизвестными даже большинству специалистов редчайшими изданиями футуристов, раскрашенными от руки авторами этих книг. В разделе конструктивизма показаны некоторые издания, ранее не публиковавшиеся в справочной литературе. Все книжные издания в прекрасном коллекционном состоянии, чего невозможно увидеть в общественных библиотеках.
Футуризм представлен, помимо большой подборки редчайших первых литографированных книг, часть из которых раскрашена от руки акварелью, еще и папками с коллажами Алексея Кручёных и Ольги Розановой. Эти папки вышли тиражом в 100 экземпляров, а к сегодняшнему дню сохранились не более чем в 20 полных комплектах. Стоимость этих футуристических изданий на мировом рынке сегодня превышает цены на первые прижизненные издания А. С. Пушкина и Ф. М. Достоевского. Что касается тифлисской папки литографий и коллажей Кирилла Зданевича, то она известна всего в 6 экземплярах, и сегодня это самое дорогое русское издание. Будут показаны все 35 литографированных авторами почтовых открыток, изданных Кручёных в 1912 году тиражом до от 30 до 300 экземпляров для пропаганды русского футуризма. Сегодня некоторые из этих открыток сохранились едва ли не в единственном экземпляре. Это была первая печатная акция футуристов, авторами которой были Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов, В. Е. Татлин, А. В. Шевченко, перегравировавшие на литографский камень варианты своих живописных работ. Показаны рисунки тушью Ольги Розановой и масляная работа Михаила Ларионова, ранее приписываемая кисти Наталии Гончаровой, на которой в пейзаже одновременно изображены все четыре времени года. Принадлежность этой картины М. Ларионову удалось установить после беседы с ее бывшими владельцами и путем сравнения ее с похожей по стилю работой Ларионова из Историко-художественного музея Серпухова, воспроизведенной на стр. 135 альбома «Неизвестный русский авангард в музеях и частных коллекциях» (автор-составитель А. Д. Сарабьянов, 1992).
Супрематизм удивит зрителей своей яркой лаконичностью, особенно на фарфоровых предметах работы Николая Суетина и Ильи Чашника. Многие из предметов показанных фарфоровых сервизов никогда ранее не публиковались и отсутствуют в крупнейших собраниях страны. Говоря об авангардном фарфоре, следует упомянуть и о сервизе, расписанном по эскизам А. М. Родченко 1929 года. При жизни автора сервиз не был изготовлен. Для выставок в 1993 году на Дмитровском фарфоровом заводе было создано, по разным оценкам, от 3 до 5 экземпляров этого сервиза, техническое исполнение взял на себя главный художник Б. Е. Калита. Неполный экземпляр этого сервиза экспонируется в музее Изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Этот сервиз мы также показываем в разделе конструктивизма и в нашей экспозиции. Очень интересна супрематическая вывеска «Столовая», созданная, очевидно, членами УНОВИС («Утвердители нового искусства») для украшения витебских улиц, но эта работа требует дальнейших исследований для установления автора этого произведения. С УНОВИСом связан и рисунок карандашом, идентичный масляной работе Казимира Малевича с названием «Супрематизм № 58», показанной впервые на выставке в 1917 году и хранящейся ныне в Русском музее. Возможно, что этот рисунок предназначался для литографирования в программную книгу Малевича «Супрематизм 34 рисунка» (Витебск, 1920), но не вошел в нее из-за своего большего размера по сравнению с форматом вышедшей книги. Дополняет небольшую экспозицию супрематизма стол с двумя стульями, на ножке в виде супрематического архитектона, с черными кругами. Эту мебель в 1927 году спроектировал Николай Суетин, но в жизнь его проект был воплощен уже позже.
Конструктивизм 1920–30-х годов представлен довольно большим количеством экспонатов, и центром экспозиции можно назвать конструктивистские работы художника театра Владимира Мюллера. Это как довольно большие его сценографические работы 1920-х годов, так и трансформирующиеся кресла-кровати, созданные по его чертежам в 1932 году. Этими креслами-кроватями сам художник пользовался вплоть до конца своей жизни в 1978 году. Интересны ранее не публиковавшиеся фотографии макетов сцены к спектаклю Василия Каменского, созданные Владимиром Татлиным в 1935 году. Можно увидеть большую конструктивистскую работу М. Петровой, выполненную вышивкой на ткани в 1920-х годах под руководством А. Быховского. Из-за ограниченности площади выставки показаны лишь несколько лучших листов из объемной папки с названием «Искусство в быту» 1930-х годов издания. Посетители увидят афиши, выполненные конструктивистами и почти не сохранившиеся, поскольку наклеивались на стены и тумбы. Недавно несколько подобных афиш было приобретено в составе коллекции Лобановых-Ростовских нашим государством. Они уже экспонировались в Санкт-Петербурге, и показ этой коллекции планируется различными музеями в будущем. Замечательно смотрится «Справочник по цвету» Михаила Матюшина 1932 года. Создается впечатление, что автор этой последней работы русского авангарда всегда видел это издание в развернутом виде, а не сложенным в издательскую папку.
Весьма интересны фотографии «Портрет В. Мюллера на фоне макета сцены к Оводу» 1929 года, работы К. Боровикова, который похож на известный портрет Л. Лисицкого в работе над моделью для театра Мейерхольда, — правда, наш гораздо большего формата. Другой замечательной фотографией, которая представлена в экспозиции, стала работа самого Лисицкого с портретом пока неустановленного лица, сделанным в сложной технике фотомонтажа, тоже довольно большого для работ 1920–30-х годов формата.
Основными экспонатами отдела конструктивизм, так же как и в отделе футуризма, станут авторские печатные издания, оформленные дизайнерами с мировым именем: А. Родченко, Л. Лисицким, С. Телингатером, Г. Клуцисом, А. Ганом и др. Будут показаны известные издания «Кино-Фот», «Современная Архитектура», «ЛЕФ», «Юго ЛЕФ» и книги А. Родченко и В. Степановой в особом, «подносном», исполнении: «Первая конная» и «10 лет Узбекистана». Здесь же показаны и несколько детских книг эпохи, практически не сохранившихся до наших дней.
Выставка будет открыта для публики с 9 февраля по 2 марта 2011 года.
Источник: пресс-релиз галереи «Русский авангард 10-30-х годов»
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110130_borovkov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110130_borovkov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.