Графика Общества станковистов в галерее «Элизиум»
Сегодня вечером в галерее «Элизиум» открывается выставка «Графика Общества станковистов». Впервые цельный образ графического наследия ОСТа (1925–1932) предстанет во всем многообразии стилевых тенденций и творческих индивидуальностей
Сегодня вечером в галерее «Элизиум» (ЦДХ, Новые галереи ЦДХ, галерея 10) состоится вернисаж выставки «Графика Общества станковистов». Настоящая выставка является первой попыткой в истории XX века показать цельный образ графического наследия Общества станковистов (1925–1932) во всем многообразии стилевых тенденций и творческих индивидуальностей. На выставке будут представлены произведения не только прославленных мастеров ОСТа, таких как Д. Штеренберг, Ю. Анненков, А. Дейнека, П. Вильямс, Ю. Пименов, А. Лабас, А. Тышлер, И. Клюн, но и работы художников, чьи имена до сих по еще недостаточно хорошо известны широкому зрителю (Г. Берендгоф, М. Горшман, М. Доброковский, Б. Булгаков, В. Васильев, И. Ивановский, М. Гранавцева и др.).
В экспозицию вошли 242 произведения — станковая графика, книжная иллюстрация, журнальные рисунки и театральные работы из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного театрального музея им. А. А. Бахрушина, РГАЛИ и частных коллекций. Значительная их часть экспонируется впервые, и многие из них станут для зрителей настоящим открытием.
Основной в ОСТе была стилистика, соединявшая строгую, близкую конструктивизму форму с элементами, ведущими свое происхождение от модерна, с добавкой впечатлений от немецкого экспрессионизма; что же касается многочисленных театральных работ остовцев, то в них также весьма четко прослеживается близость к конструктивизму. Программой ОСТа было изображение современности современными средствами. Этой цели соответствовали основные выразительные приемы. В рисунках в энергичной монтажной манере, с контрастами черного и белого, острыми силуэтами форм и цветовых пятен, с динамичными, диагональными композициями и резкими ракурсами, с пафосом воплощались сцены труда, спорта, политических праздников и с не меньшим напором сатирически отображались сцены уродливого быта. В Обществе существовало несколько стилистических вариантов, несколько канонов, одни и те же художники по-разному работали в разных жанрах. Кроме бодрых или сурово-боевых интонаций, в работах остовцев было много нежных лирических мотивов, порою грустных нот или даже открыто трагического звучания и резкого экспрессионизма выражения. Кроме «классической» остовской графики (плаката, книжных иллюстраций, журнальных рисунков, театральных эскизов), построенной на контрастах черного-белого, четких силуэтах, энергичных, выразительных линиях (работы А. Дейнеки, М. Доброковского, В. Люшина и др.), была и другая «графичность» ОСТа: акварельная легкость А. Лабаса, А. Тышлера, Н. Купреянова, В. Алфеевского, Т. Лебедевой и др. Более того, именно в кругу художников ОСТа встречаем мы и редкие для русского искусства произведения сюрреалистического плана (работы А. Тышлера или С. Никритина). Точность наблюдений местечкового быта передана острым гротеском в сериях литографий М. Горшмана, городские мотивы живо схвачены в перовых рисунках Т. Лебедевой, В. Люшина. А оформление детских книг, созданное Н. Денисовским, К. Козловой, Е. Зерновой, М. Гуревичем, Ф. Кондратовым, М. Гранавцевой, радует наивной свежестью, ясностью образов и порой весьма изысканным мастерством.
В декларациях общества и в отзывах критики звучали слова о современности тем и языка, о реализме, урбанизме и т. п., однако настоящая выставка показывает, что в реальности произведения художников круга ОСТа много шире и по стилистике, и по эмоциональному диапазону восприятия мира.
Выставку сопровождает богато иллюстрированный научный каталог, содержащий хронику событий художественной жизни Москвы 1922–1932 годов, связанных с деятельностью Общества. Выдержки из художественной критики тех лет, проиллюстрированные документальными журнальными фотографиями, обладая ценностью первоисточника, отражают бурную, сложную и противоречивую художественную жизнь своего времени, дают возможность почувствовать дыхание эпохи, накал художественной борьбы, разноголосицу мнений. Впервые будут опубликованы биографии 39 художников, подробно освещающие остовский период творчества каждого из них, уточнены многие факты их творческого пути; ряд ценных сведений публикуется впервые. Помимо экспонатов, каталог выставки включает в себя более 100 иллюстраций, помогающих уяснить основные тенденции развития графического творчества остовцев. Это и книжная графика художников ОСТа, и воспроизведения их работ в периодической печати 1920–30-х годов. Некоторые из опубликованных в каталоге материалов, в том числе и иллюстративных, могут послужить исходным пунктом для дальнейших искусствоведческих исследований.
Выставка в галерее «Элизиум» открыта для публики с 18 февраля по 16 марта 2009 года.
Москва, Центральный Дом художника, Крымский Вал, 10, Новые галереи ЦДХ, галерея 10. Часы работы: ежедневно, кроме понедельника, с 11.00 до 19.00.
Источник: пресс-релиз галереи «Элизиум»
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090217_elysium.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090217_elysium.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.