1901–1981
ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Живописец, график, театральный художник, плакатист
Родился в семье художника-графика Ф. Денисовского. Учился в Москве в Строгановском художественно-промышленном училище (1911–1917) у С. Ноаковского и Д. Щербиновского, в ГСХМ (1918–1919) в театрально-декорационной мастерской Г. Якулова. В 1917 под руководством Г. Якулова участвовал в росписи кафе «Питтореск» на Кузнецком мосту в Москве.
Еще во время учебы попробовал свои силы в качестве художника-оформителя в Камерном театре, в Свободной опере С. Зимина (с 1914-го). В 1920–1921 оформлял спектакли Мастерской Н. Форрегера и Показательного театра в Москве.
Сотрудничество с Г. Якуловым продолжалось до 1928. В 1918–1928 вместе с другими учениками Г. Якулова работал над декорациями и эскизами костюмов к спектаклям «Царь Эдип» (премия Театрального отдела Наркомпроса), «Мера за меру», «Красный петух», «Принцесса Брамбилла», «Жирофле-Жирофля», «Сеньора Формика», «Колла ди Риенца» для Показательного и Камерного театров.
В 1918 участвовал в оформлении Москвы к празднованию 1 Мая.
Сразу после окончания Вхутемаса работал секретарем отдела художественного образования Наркомпроса у Д. Штеренберга. В эти годы сблизился с В. Мейерхольдом, В. Маяковским, В. Брюсовым, Л. Поповой, А. Родченко, В. Степановой. В 1922–1924 командирован Наркомпросом в Берлин и Амстердам в качестве секретаря Первой русской художественной выставки.
Один из организаторов и председатель правления ОБМОХУ, участник всех его выставок в 1919–1922. Вместе с другими членами Общества делал трафареты для «Окон РОСТА» В. Маяковского, расписывал агитпоезда, создавал плакаты.
Один из членов-учредителей Общества станковистов (1925–1932), участник 2–4 выставок ОСТа. В 1929 году вышел из ОСТа.
В 1920-х сотрудничал с московскими и ленинградскими сатирическими журналами («Красный перец», «Смехач», «Крокодил», «Бузотёр», «Бегемот», «Прожектор», «Бич» и др.).
В 1925 написал серию картин «Мещане на курорте».
Для выставки художественных произведений к десятилетнему юбилею Октябрьской революции, открывшейся в январе 1928 в Москве, создал полотно «Первое заседание Совнаркома».
В конце 1920-х — начале 1930-х ездил в творческие командировки на шахты Донбасса (1929), заводы Керчи (1930), золотые прииски Дальнего Востока (1930), в части Красной армии (1931) и по результатам этих командировок создал несколько графических циклов («В Донбассе» и «На Керченском металлургическом заводе», оба — 1929) и книг-альбомов («Товарищ Артём», 1930; «Золото», с собственным текстом, 1931; «Уголь, чугун, сталь», 1932).
По мотивам графических серий в начале 1930-х создавал живописные произведения на производственные темы: «Шахтеры», «Паровой молот», «Выход чугуна» и др.
Иллюстрировал книги для Госиздата и других издательств, в частности «Гусиный шаг» Э. Синклера (1924), «9-е января» М. Горького (в сборнике «9-е января», 1930), «Звездочки в лесу» А. Барто (1934) и др. Много работал над иллюстрациями к стихотворениям В. Маяковского: «Что такое хорошо и что такое плохо?» (1925), «Левый марш», «Товарищу машинистке», «Фабрика оптимистов» и др. Дружеские отношения с В. Маяковским продолжались до самой смерти поэта. Именно Н. Денисовский в 1930 году оформлял квартиру В. Маяковского в Гендриковом переулке к празднованию 20-летия творческой деятельности поэта.
Участвовал в выставках: VII Выставка группы «Л’аренье» («Паук») (1925, Париж), «Русский рисунок за десять лет Октябрьской революции» (1927, Москва), выставка приобретений Государственной Комиссии по приобретениям произведений изобразительных искусств за 1927–1928 годы (1928, Москва), Четвертая выставка картин современных русских художников (1928, Феодосия), Современное книжное искусство на Международной выставке прессы (1928, Кельн), выставка немецких художников (1928, Берлин), «Графика и книжное искусство в СССР» (1929, Амстердам), выставка русской графики (1929, Рига), Художественно-кустарная выставка СССР (1929, Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон, Детройт), выставка русского искусства (1929, Винтертур, Швейцария), выставка приобретений Государственной Комиссии по приобретениям произведений изобразительных искусств за 1928–1929 годы (1930, Москва), выставка произведений революционной и советской тематики (1930, Москва), «Социалистическое строительство в советском искусстве» (1930, Москва), «Современное русское искусство» (1930, Вена), выставка советского искусства (1930, Берлин), Первая выставка изобразительного искусства СССР (1930, Стокгольм, Осло, Берлин), выставка отчетных работ художников, командированных в районы индустриального и колхозного строительства (1931, Москва), «Антиимпериалистическая выставка, посвященная Международному Красному дню» (1931, Москва), международная выставка «Искусство книги» (1931, Париж; 1932, Лион), выставка советской графики, книги, плаката, фото и художественной промышленности (1931, Йоханнесбург), выставка работ художников, командированных в районы индустриального и колхозного строительства (1932, Москва), юбилейная выставка «Художники РСФСР за XV лет» (1932, Ленинград), выставка советского искусства (1932, Кенигсберг), выставка по здравоохранению (1932, Лос-Анджелес), Вторая выставка советской графики, книги, плаката, фотографии и художественной промышленности (1932–1933, Йоханнесбург), художественная выставка «15 лет РККА» (1935, Харьков), художественная выставка «Индустрия социализма» (1939, Москва), выставка графики на темы истории ВКП(б) (1940, Москва), выставка лучших произведений советских художников (1941, Москва), всесоюзные художественные выставки 1947 и 1950 (обе — Москва), художественная выставка, посвященная 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции (1957–1958, Москва) и др.
С конца 1910-х много и плодотворно работал в области плаката. В 1929–1930 совместно с В. Маяковским создал серию рисунков к плакатам Наркомздрава. В 1931 стал членом-учредителем Объединения работников революционного плаката. В годы войны был одним из организаторов и руководителей «Окон ТАСС», а с 1956-го — художником творческого объединения «Агитплакат».
Работал художником в Изогизе (1931–1935) и «Всекохудожнике» в Москве (1931–1935, 1947–1949). В 1930-х продолжал работу в театре, оформлял спектакли Малого театра (с 1933-го). В 1934 возглавил бригаду художников, разработавшую и осуществившую проект декоративного убранства жилых кварталов, производственных и транспортных объектов и т. п. по заказу Краматорского машиностроительного завода. В 1930–40-х продолжал заниматься станковой живописью, писал портреты и тематические картины.
Преподавал во Вхутеине в Ленинграде (1928–1930), затем в ИПК при МГХИ им. В. И. Сурикова (1935–1938), МИПиДИ (1949–1952), ЛВХПУ (1952–1954).
Автор статей по изобразительному искусству, воспоминаний. Заслуженный художник РСФСР (1962).
Персональные выставки: 1956, 1961 (обе — Москва).
Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Открыты 560-е торги аукциона ARTinvestment.RU
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе