Sotheby’s организует выставку, посвященную «Русским балетам»
ARTinvestment.RU   04 августа 2008

В следующем году будет отмечаться 100-летие «Русских балетов» С. П. Дягилева. Аукционный дом Sotheby’s и галерея Ravenscourt объявили о подготовке выставки, посвященной этому значительнейшему явлению в художественной жизни XX века

Аукционный дом Sotheby’s объявил о подготовке выставки, которая будет организована в честь 100-летия «Русских балетов» Сергея Павловича Дягилева. Оригинальная идея этого проекта принадлежит лондонской Ravenscourt Galleries, специализирующейся на русском искусстве. На выставке будут представлены работы из французских, британских и русских частных коллекций, а также из музеев и фондов.

Выставка, которой дано название «Танцевать по направлению к славе: Золотой век “Русских балетов”», пройдет в Париже. На ней можно будет увидеть около 150 картин, эскизов, костюмов, декораций, рисунков, скульптур, фотографий, рукописей и программок. Организаторы выставки стремятся наиболее полно отобразить ключевые моменты в развитии «Русских балетов», невероятной труппы, которая за двадцать лет своего существования полностью изменила традиционные представления о театре и танце. Достижения Дягилева и его сподвижников продолжают изумлять нас и сейчас.

Изначально «Русские балеты» — часть «Русских сезонов за границей». «Русские сезоны» — ежегодные выступления русской оперы и балета в Париже (с 1908) и Лондоне (с 1912). Идея «Русских балетов» родилась в Санкт-Петербурге, но была воплощена в жизнь в Париже. Первый хореограф труппы Михаил Фокин считал, что танец — это нечто большее, чем простая демонстрация возможностей человеческого тела, и хотел, чтобы танцоры прежде всего выражали свои эмоции. Дягилев пригласил в свою труппу самых лучших танцовщиков из Мариинского театра в Петербурге и Большого театра в Москве. Вторая отличительная особенность «Русских балетов» — стремление привлекать к сотрудничеству самых передовых композиторов и художников. 19 мая 1909 года состоялась премьера трех постановок — «Павильон Армиды», «Половецкие пляски» и «Пир» принесли «Русским балетам» успех. На протяжении следующих двадцати лет труппа Дягилева не переставала удивлять зрителей, представляя им феерические спектакли, в числе которых «Шехеразада» (1910), «Петрушка» (1911), «Призрак розы» (1911), «Парад» (1917) и «Синий экспресс» (1924).

В 1911 году Дягилев окончательно определил состав труппы, и «Русские балеты» отправились в турне. Они побывали в Лондоне, Монте-Карло и Германии, а также в Южной Америке и Соединенных Штатах. Поскольку «Русские балеты» были независимой труппой, не привязанной ни к одному конкретному театру, они могли позволить себе свободно ездить по всему миру. Но каждый год труппа Дягилева обязательно проводила сезон в Париже.

Дягилев, умерший в 1929 году, успел поработать со знаменитыми композиторами, такими как Игорь Стравинский, Морис Равель (Maurice Ravel), Эрик Сати (Erik Satie), Сергей Прокофьев, Мануэль де Фалья (Manuel de Falla), Витторио Риети (Vittorio Rieti). Еще более впечатляющим был список художников, создававших эскизы костюмов и декораций для его постановок: Лев Бакст, Александр Бенуа, Николай Рерих, Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Иван Билибин, Борис Анисфельд, Константин Коровин, Сергей Судейкин, Пабло Пикассо (Pablo Picasso), Анри Матисс (Henri Matisse), Жорж Брак (Georges Braque), Андре Дерен (Andre Derain) и Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico).

Многие композиторы и художники, работавшие с Дягилевым, были иностранцами. Но все хореографы были русскими. Благодаря «Русским балетам» имена Михаила Фокина, Вацлава Нижинского и его сестры Брониславы Нижинской, а также Леонида Мясина и Джорджа Баланчина прогремели на весь мир. В труппе Дягилева выступали лучшие танцоры из России, такие как Анна Павлова, Тамара Карсавина, Александра Данилова и Серж Лифарь, а также танцоры из других стран —  Польши, Испании и Америки. Постоянная балетная труппа Дягилева распалась в 1917 году. Большинство танцовщиков поселились в США. В Европе Дягилев совместно с Э. Чекетти создал новую труппу, в которой выступали русские эмигранты, а также английские танцовщики, придумавшие себе русские имена. Патрик Хили-Кей (Patrick Healey-Kay) стал Антоном Долиным, Алисия Маркс (Alicia Marks) превратилась в Алисию Маркову, а Хильда Маннингс (Hilda Munnings) — в Лидию Соколову.

На выставке, организуемой Sotheby’s, можно будет увидеть костюмы, эскизы для которых делали французские художники Андре Дерен («Волшебная лавка», 1919) и Анри Матисс («Песнь соловья», 1920). Отдельно стоит сказать о костюмах, придуманных Львом Бакстом. Бакст — первый сценограф, ставший всемирной знаменитостью. Создавая эскизы балетных костюмов, он вдохновлялся восточными и древнегреческими нарядами. Модели, которые разрабатывал Бакст, не только восхищали зрителей в театре, но и влияли на модные тренды.

Кроме того, на выставке можно будет посмотреть плакаты к балетам Дягилева  — в частности, плакат с изображением китайского фокусника, сделанный Пабло Пикассо для балета 1917 года «Парад», а также знаменитую афишу к «Призраку розы» 1911 года, выполненную Пабло Пикассо.

На выставке будут представлены эскизы костюмов и декораций Александра Бенуа («Павильон Армиды», 1909; «Петрушка», 1911), Льва Бакста («Пери», 1912; «Синий бог», 1912), Михаила Ларионова («Полуночное солнце», 1915) и Натальи Гончаровой («Жар-птица», версия 1925 года).

Среди скульпторов, вдохновлявшихся хореографией «Русских балетов», — Деметр Чипарус (Demetre Chiparus), Поль Филипп (Paul Philippe) и Борис Фредман-Клюзель. Их бронзовые статуи танцоров можно будет увидеть на выставке. Там также будут экспонироваться фарфоровые фигурки персонажей балета 1910 года «Карнавал», выполненные Паулем Шерихом (Paul Scheurich). Публике представят фотографии танцоров (Тамары Карсавиной в «Карнавале» и Вацлава Нижинского в «Петрушке») и письма, которыми Дягилев обменивался с Жоржем Браком (George Braque), Вальтером Нувелем и Жоржем Руо (Georges Rouault).

Показом артефактов, связанных с «Русскими балетами», Sotheby’s не ограничится: рядом с ними на выставке будут представлены и произведения современных художников, вдохновляющихся наследием Дягилева, в частности бумажная инсталляция Изабель де Боршграв (Isabelle de Borchgrave) и фигурки, выполненные Императорским фарфоровым заводом в Санкт-Петербурге.

Пока не известно, когда точно откроется выставка. Планируется провести ее вместе с предаукционным показом работ, которые будут выставлены на «Русских торгах» Sotheby’s в ноябре 2008 года.

Источники: www.artdaily.org, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080804_russian_ballets.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080804_russian_ballets.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх