Русские торги Christie’s в Лондоне пройдут 28 ноября
Фавориты аукциона — произведения Наталии Гончаровой, Василия Верещагина, Виктора Васнецова, Бориса Григорьева, Филиппа Малявина, Александра Волкова и другие
28 ноября в Лондоне пройдут русские торги аукционного дома Christie’s, в рамках которых на продажу будет выставлена крупнейшая подборка произведений русского искусства из всех, что появлялись на рынке в этом сезоне. Фавориты аукциона — произведения таких Наталии Гончаровой, Василия Верещагина, Виктор Васнецов, Борис Григорьев, Филипп Малявин, Александр Волков, и других. Бесспорные топ-лоты торгов — полотно кисти Василия Верещагина под названием «Распятие на кресте у римлян», выставляемое на продажу Бруклинским музеем (подробное описание здесь), а также пара фарфоровых ваз, созданных мастерами Императорского фарфорового завода в эпоху правления Николая I (подробное описание здесь). В рамках торгов вниманию коллекционеров также будет предоставлена подборка из более чем 40 работ Фаберже, многие из которых обладают императорским провенансом. Таким образом, к числу топ-лотов аукциона относятся редчайшие и масштабные произведения русского искусства, обладающие несомненной исторической значимостью, и большая их часть появляется на рынке впервые с момента создания.
Художники XIX века
Помимо масштабной картины Василия Верещагина, особого внимания заслуживает целый ряд выдающихся образцов русской живописи XIX века, включая ранее неизвестную и знаковую работу Виктора Васнецова (1848–1926) под названием «Богатырь». Под покровительством московских меценатов Мамонтова и Третьякова Васнецов спроектировал и построил новую мастерскую, площадь которой позволяла ему работать над монументальными полотнами. Именно здесь ему удалось закончить свой шедевр «Богатыри» (1876–1898, ГТГ) изображавший Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. К теме богатырей Васнецов вернулся в 1915 году, когда написал картину «Илья Муромец», находящуюся сегодня в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве. Выставляемая на продажу картина является более поздней версией этой работы, датированной 1920 годом (эстимейт 300–500 тысяч фунтов). Эту картину также отличает монументальный размах, однако в данном случае всадник скачет на вздыбленном коне. Она находилась в семье настоящего владельца с того самого момента, как покинула студию художника, и с тех пор ни разу не выставлялась на продажу ни в частном порядке, ни на аукционах.
Руфин Судковский (1850–1885) по праву считается одним из лучших русских маринистов своего времени. В картине «Шторм у берегов Одессы» (эстимейт 1–1,5 миллиона фунтов) художник подчеркивает и безбрежность морского пространства, и мощь природной стихии. В работах Судковского прослеживается очевидное влияние творчества И. К. Айвазовского. Однако в отличие от последнего Судковский не идеализирует природу, а стремится к ее реальному отображению. Как и Айвазовский, он пишет море во всех его проявлениях — от штиля до шторма, когда волны неистово нападают одна на другую. Находившаяся ранее в собрании князя Сан-Донато Павла Павловича Демидова (1839–1885) картина «Шторм у берегов Одессы» выставлялась в Санкт-Петербурге в 1882 году — через год после своего создания.
Шедевры, впервые выставляемые на торги
Запечатленные на полотне Наталии Гончаровой (1881–1962) «Весна» (эстимейт 400–600 тысяч фунтов) цветущие деревья как символы возрождения являются частым сюжетом в работах художницы. Эта работа, несущая на себе явный отпечаток узнаваемого неопримитивистского стиля, была подарена Гончаровой отцу настоящего владельца, Рональду Элли, который был ее близким другом и хранителем собрания произведений модернизма галереи Тейт в 1965–1986 годах.
В рамках ноябрьского аукциона на продажу впервые будет выставлен выдающийся образец творчества Марии Васильевой (1884–1957) — картина «Танец», на обороте которой содержится «Кубистический портрет» (эстимейт 400–600 тысяч фунтов). Васильева впервые побывала во французской столице в 1905 году благодаря стипендии императрицы Александры Фёдоровны, а уже к 1907 году обосновалась там окончательно. В 1910 году она основала «Русскую академию», которая в 1912 году была переименована в «Академию Васильевой» и стала пользоваться все возрастающей популярностью среди представителей парижского авангарда. Здесь часто можно было встретить наиболее заметных художников того времени, включая Пикассо, Леже, Брака и Модильяни. В окружении таких корифеев Васильева обратилась к кубизму, о чем свидетельствует ее ранний «Кубистический портрет», написанный в 1913 году. Тем не менее уже к этому времени сложился ее неповторимый стиль. В то время как в аналитическом кубизме в первую очередь использовались серые и охряные тона, в палитре Васильевой преобладали яркие оттенки синего, красного и желтого. Творчество Марии Васильевой представляет собой уникальное сочетание русских живописных традиций с духом экспериментаторства, преобладавшим в Париже начала ХХ века.
Написанный в 1927 году «Автопортрет» Филиппа Малявина (эстимейт 150–200 тысяч фунтов) безошибочно напоминает о ярких полотнах художника, созданных им до эмиграции 1922 года. Художник смотрит на зрителя пристальным взглядом, полным напряженного внимания. Полотно, находившееся в частном итальянском собрании на протяжении двух поколений, при жизни художника выставлялось в Париже и Милане. Этот автопортрет является наиболее значительным произведением Малявина из всех, что выставлялись на продажу в последнее время.
Пейзаж Александра Волкова (1886–1957) «Горная река Кок-Су» (эстимейт 300–400 тысяч фунтов) был написан в 1914 году и до настоящего времени находился в семье наследников художника. Картина относится к серии работ Волкова под названием «Вода и камни» с видами поселка Бурчмуллы на востоке Узбекистана. Яркая палитра и мозаичные контуры, присущие неповторимому индивидуальному стилю художника.
Искусство нонконформизма
В стринге искусства нонконформизма особого внимания заслуживает картина Ильи Кабакова (род. 1933) «Пейзаж с соснами» (эстимейт 250–350 тысяч фунтов), созданная в 1989 году, когда художник находился под влиянием недавнего отъезда из СССР и столкновения с новой для него западной реальностью. Работа является частью инсталляции 1990 года под названием «Сошел с ума, разделся и убежал голый», демонстрировавшейся в галерее Рональда Фельдмана в Нью-Йорке с 6 января по 3 февраля 1990 года. Кроме пейзажа Ильи Кабакова, искусство нонконформистов на торгах представляют произведения Оскара Рабина, Василия Ситникова и Лидии Мастерковой. Поколение более молодых художников будет представлено работой Светланы Копыстянской под названием «История».
Русское декоративно-прикладное искусство
На предстоящие торги Christie’s будет выставлен целый ряд выдающихся образцов русского декоративно-прикладного искусства из частных европейских и американских собраний, многие из которых до настоящего момента никогда не появлялись на рынке. Фавориты секции — две пары превосходных фарфоровых ваз, изготовленных на Императорском фарфоровом заводе в эпоху правления Николая I. Медальоны одной из этих пар украшены копиями картин Филипса Ваувермана (эстимейт 1,7–2,2 миллиона фунтов). Подробнее об этой паре читайте здесь. Оформление второй пары ваз (эстимейт 500–700 тысяч фунтов) имитирует поверхность различных горных пород и минералов; эти изделия были выпущены Императорским фарфоровым заводом в малом количестве. Используя позолоту и кобальтовую синь, мастерам завода удавалось передать характеристики лазурита. Эти вазы оформлены заводским мастером Щетениным по мотивам картин в стиле Якоба Филиппа Хаккерта (1737–1807). Хаккерт был немецким художником, работавшим преимущественно в Италии, где снискал себе репутацию одного из ведущих мастеров пейзажной живописи того времени. Целый ряд работ Хаккерта находится в собрании Государственного Эрмитажа, куда они попадали благодаря заказам Екатерины Великой и императора Павла I.
К числу лотов предстоящих торгов относятся и предметы из частных собраний, приобретенные в свое время представителями дипломатических служб. К таким предметам относится, например, ряд фарфоровых изделий из орденского сервиза, созданного на фарфоровом заводе Гарднера, ранее находившихся в коллекции Марджори Мэрриуэзер Пост (1887–1973), приобретенных ею во время службы ее мужа в ранге посла США в СССР в 1930-х годах. Госпожа Пост общепризнанно считалась обладательницей одной из наиболее выдающихся коллекций русского декоративно-прикладного искусства, находившихся за пределами России. Данные предметы, выставлявшиеся сначала в частной резиденции госпожи Пост, а позднее — в одном из голливудских музеев, впервые появляются на рынке.
Находившийся в СССР в одно время с госпожой Пост итальянский посол также был большим поклонником русского декоративно-прикладного искусства и обладал обширным собранием фарфоровых и серебряных изделий. Среди предметов из его коллекции, выставляемых на торги Christie’s, следует особо отметить набор из 12 декоративных фарфоровых блюд из орденского сервиза св. Андрея Первозванного (эстимейт 50–70 тысяч фунтов), а также серебряную супницу с частичной позолотой и чернью, созданную в 1799 году по заказу влиятельного покровителя искусств XVIII века графа Николая Петровича Шереметева (1751–1809).
Обширную секцию произведений Фаберже, состоящую из более чем 40 работ, возглавляет пара настольных часов с императорским провенансом. Впервые со времен Второй мировой войны на продажу выставляются находившиеся в частном собрании настольные часы, украшенные зеленой эмалью «гильоше» и драгоценными камнями, созданные мастером фирмы Фаберже Михаилом Перхиным и приобретенные 31 декабря 1899 года вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной за 700 рублей (эстимейт 100–150 тысяч фунтов). На продажу выставляются миниатюрные настольные часы в корпусе из родонита, оправленного в золото и платину и украшенного эмалью «гильоше» и бриллиантами огранки «роза» (эстимейт 80–120 тысяч фунтов). Эти часы с клеймом мастера Генриха Вигстрема были приобретены императором Николаем II в Санкт-Петербурге 21 июля 1912 года за 650 рублей.
Особого внимания в стринге предметов фирмы Фаберже заслуживает и редкая серебряная емкость для охлаждения бутылок, изготовленная в форме армейского барабана с клеймом мастера Юлиуса Раппопорта (эстимейт 300–350 тысяч фунтов). Овальные картуши емкости украшены монограммами великого князя Николая Михайловича, изображениями императорской короны и двуглавого орла, а также разнообразных армейских трофеев. К числу топ-лотов секции относится и украшенный эмалью «гильоше» золотой презентационный портсигар работы Фаберже, подаренный императором Николаем II генерал-коменданту Карлу Кастену Абрахаму Варбергу (1845–1910) во время государственного визита императорской семьи в Швецию в 1909 году (эстимейт 40–60 тысяч фунтов).
Творчество Марка Антокольского (1843–1902) будет представлено выдающейся бронзовой скульптурой «Мефистофель», чья высота составляет 170 см. Идея создания отлитого в бронзе в 1883 году «Мефистофеля» пришла к Антокольскому не позднее 1874 года, во время работы над скульптурой «Христос перед судом народа». Он писал: «Идея создания “Христа” наполовину закончена. Я желал бы продолжать и сделать еще один характер, не менее сильный, чем “Христос”, но совершенно противоположный, это — “Мефистофель”». Впоследствии скульптура выставлялась в Санкт-Петербурге, Германии и Австрии. В 1898 году в Вене Антокольский был удостоен за нее Большой золотой медали. Эта находившаяся в коллекции Джеймса Голдсмита скульптура впервые выставляется на продажу с эстимейтом 150–200 тысяч фунтов.
Источник: пресс-релиз Christie’s
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20111117_christies_release.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20111117_christies_release.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.