Шедевр Василия Верещагина на Christie’s 28 ноября
На русских торгах Christie’s 28 ноября в Лондоне появится полотно Василия Верещагина «Распятие на кресте у римлян» с эстимейтом 1–1,5 миллиона фунтов
Этой осенью Christie’s предложит на аукционе русского искусства впечатляющее полотно кисти Василия Верещагина под названием «Распятие на кресте у римлян», написанное художником в 1887 году во время пребывания в Париже. Предварительная оценка полотна, за право обладания которым ценители русского искусства смогут побороться 28 ноября в Лондоне, составляет 1–1,5 миллиона фунтов. Выручка от продажи картины пополнит целевой фонд на приобретение новых работ Бруклинского музея, среди экспонатов которого работа в последний раз выставлялась в 1932 году.
Представитель Бруклинского музея: «После взвешенных обсуждений руководство музея пришло к выводу о том, что картина Василия Верещагина “Распятие на кресте у римлян” несколько выделяется из общего массива образцов русского искусства конца XIX — начала XX века, представленного в нашем собрании в основном творениями представителей русского модерна и авангарда. Безусловно, данная работа заслуживает гораздо более богатой истории экспонирования, в то время как в нашем музее она в последний раз выставлялась в 1932 году».
Сара Мэнсфилд, глава лондонского департамента русского искусства Christie’s: «Возможность иметь дело с выдающимся произведением искусства подобного рода — это знаковое событие в профессиональной биографии любого специалиста. Мы выражаем особую благодарность руководству Бруклинского музея за оказанное содействие, и с нетерпением ждем того момента, когда впервые за последние 80 лет полотно Верещагина “Распятие на кресте у римлян” смогут увидеть почитатели его творчества по всему миру».
В номере газеты New York Times от 14 октября 1888 года была размещена информация о том, что целый ряд картин Верещагина, включая настоящую работу, был привезен в США по инициативе Ассоциации американского искусства, также занимавшейся организацией выставки в Нью-Йорке, вслед за которой было запланировано выставочное турне по другим городам. Все эти мероприятия должны были предшествовать аукциону в Нью-Йорке. Выставки, которые с неимоверным успехом прошли в Чикаго, Сент-Луисе, Филадельфии, Балтиморе и Бостоне, посетили сотни тысяч человек. Торги начались 17 ноября 1891 года ровно в 8 часов вечера. Согласно сообщению, опубликованному в газете New York Times на следующий день, «самая высокая цена была установлена на масштабное полотно “Распятие на кресте у римлян”, относящееся к серии из трех работ, продававшихся по отдельности». Являясь последней работой трилогии, посвященной проблеме смертной казни, которую Верещагин называл «Око за око, зуб за зуб», картина «Распятие на кресте у римлян» поражает своим размахом и необычной тематикой. В 1899 году она уже выставлялась в Бруклинском музее, куда была передана во временное пользование Джоном У. Брауном. Спустя семь лет она была официально передана в дар музею госпожой Лилой Браун в память о ее скончавшемся муже.
Это монументальное полотно было написано Верещагиным в его парижской студии, которая была специально оборудована для создания масштабных работ. Композиционное решение картины производит неизгладимое впечатление. Отвергнув существовавшие традиции, согласно которым изображение фигуры распятого Христа обычно размещалось в центральной части холста, Верещагин рисует Спасителя, на которого падают лучи света, у правого края полотна. Таким образом, внимание зрителя в первую очередь сосредотачивается на изображении толпы. Зритель сам ощущает себя ее частью, а для того, чтобы разглядеть происходящее ему приходится смотреть поверх голов стоящих впереди людей и лошадей. Над узнаваемыми фигурами торговцев, фарисеев и скорбящих последователей Христа нависают городские стены, в то время как вдоль всего горизонта раскинулось потемневшее небо. Передний план занимают фигуры римских солдат, вооруженных пиками и копьями.
В любом исследовании творчества Верещагина, написанном как до, так и после Октябрьской революции, трилогия, к которой относится настоящая работа, называется одним из наиболее выдающихся и знаковых творений художника. Верещагин задумал ее создание в 1876 году, а на протяжении последующих десяти лет мечтал поскорее закончить работу над ней. Его мечта осуществилась в 1887 году, когда была написана данная работа.
Все три входящие в трилогию работы объединяла одна тема — крайности смертной казни, имевшие место на территории трех крупнейших империй в истории человечества — Римской, Британской и Российской, что подчеркивается в названиях самих картин: «Распятие на кресте у римлян», «Взрывание из пушек в Британской Индии» и «Казнь через повешение в России». Каждая из них в символической форме иллюстрирует поворотный момент в истории любой империи, сталкивающейся с величайшей этической дилеммой, заставляя зрителя скорбеть и взывая к его чувству справедливости, объединяющему народы и поколения всего мира.
Отвечая на критику в адрес трилогии со стороны как английской, так и российской публики, Верещагин говорил: «Их оценят спустя века, эти картины будут жить». Спустя сто лет со времени этого пророчества слова художника становятся реальностью, в то время как его поразительный шедевр под названием «Распятие на кресте у римлян» выставляется на аукцион.
Источник: пресс-релиз Christie’s
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20111117_vereschagin.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20111117_vereschagin.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.