Christie’s проведет выставку казахского и русского искусства в сентябре
Аукционный дом Christie’s в начале сентября проведет выставку казахского и русского искусства XX века из собрания Государственного музея искусств Республики Казахстан имени Абыльхана Кастеева и частной коллекции
С 1 по 8 сентября 2010 в главных выставочных залах аукционного дома Christie’s, расположенных в центре Лондона, при поддержке Astana Group и Oracle Capital Group пройдет выставка казахского и русского искусства XX века. Экспозицию пятидесяти полотен из собрания Государственного музея искусств Республики Казахстан имени Абыльхана Кастеева дополнят двадцать пять работ из частной коллекции известного казахстанского мецената Нурлана Смагулова, в которой широко представлено искусство казахстанских шестидесятников и современных художников.
Шедевры казахского и русского искусства позволят зрителю проследить историю становления и развития казахской национальной школы живописи. Это будет первая масштабная экспозиция музейной коллекции, состоящей из настоящих шедевров, не имеющих аналогов в мире. До сих пор собрание было практически недоступно для международного зрителя, и только благодаря закрытию музея на реконструкцию у Christie’s появилась эксклюзивная возможность привезти в Лондон истинные сокровища Казахстана — монументальные полотна казахских художников и шедевры русских мастеров из постоянной экспозиции музея. Все картины из государственной коллекции можно будет снова увидеть в музее Кастеева, который будет открыт для публики в начале 2011.
Лондон выбран местом для экспозиции не случайно, ведь он является мировым центром искусства, который, так же как и Казахстан, стоит на перепутье разных культур. По словам Алексея Тизенгаузена, главы международного департамента по русскому искусству Christie’s, выставка станет долгожданным и значимым событием для культурной жизни Лондона: «В Лондоне уже достаточно широко сформировался интерес к русскому искусству. Мы два раза в год проводим здесь русские торги Christie’s. Европейскому зрителю уже знакомы имена русских художников — Павла Филонова, Роберта Фалька, Петра Кончаловского, Зинаиды Серебряковой, чьи работы включены в экспозицию. Мы очень надеемся, что теперь тут запомнят имена и казахстанских художников Абылхана Кастеева, Сергея Калмыкова, Канафии Тельжанова, Салихитдина Айтбаева, и выставка будет встречена с большим энтузиазмом и положит начало длинной истории знакомства Лондона с казахским искусством».
История музейной коллекции глубоко уходит корнями в 1930-е годы, когда более двухсот работ из Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея были переданы в Алма-Ату в рамках культурного обмена между республиками. Таким образом в коллекцию музея попала широко известная «Беспредметная композиция» (1910-е) Ольги Розановой. Картина, относящаяся к супрематическому периоду творчества художницы, построена на взвешенных цветовых взаимоотношениях.
Позже собрание музея пополнялось работами, купленными у частных коллекционеров. В музее имеется несколько произведений автора «Купания красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина. Среди них — «Натюрморт» 1920 года. Эта совершенная пластическая четкость формы, ее своеобразная, непрерываемая чистота равнозначна для зрителя четкости выражения авторской мысли. Полотно было куплено у Надежды Добычиной, владелицы знаменитого художественного салона, где впервые был выставлен «Черный квадрат» (1915) Казимира Малевича, эвакуированной в Алма-Ату в начале Второй мировой войны.
Большую часть коллекции составляют работы, приобретенные на всесоюзных и республиканских выставках и напрямую у художников или их семей. Безусловными шедеврами являются монументальные полотна Молдахмета Кенбаева (1925–1993) «Беседа» (1958) и Канафии Тельжанова (род. 1927) «На земле дедов» (1958) и «Кокпар» (1960), переданные музею после участия в республиканских выставках. Кенбаев и Тельжанов, получившие образование в Москве и Ленинграде, мастерски используют приемы реализма для передачи национального духа, их работы знаменуют собой переходный период перед возникновением казахского национального стиля в 1960-х.
Своего рода манифестом художественных идей 1960-х стала картина Салихитдина Айтбаева (1938–1994) «Счастье» (1966), в которой нашли свое отражение элементы, впоследствии ставшие центральными для национальной школы живописи: плоскостность, обобщение, цветовая насыщенность и образная символика.
Уникальность музейного собрания и искусства в Казахстане в целом заключалось отчасти в географической отдаленности Алма-Аты от центра СССР. Если в Москве любое небольшое отступление от официальных стандартов социалистического реализма считалось чуть ли не изменой Родине и могло грозить ссылкой, то в Алма-Ате такой крайности не существовало. Художники, оставаясь в рамках соцреализма, тем не менее могли быть более свободны, экспериментируя в поисках национального пластического языка. К тому же очень часто московские и ленинградские художники, преследуемые властями за «формализм» и «приверженность западной традиции», ссылались именно в Казахстан. Среди русских художников, представленных на выставке, многие жили и работали в Казахстане: с 1934 Владимир Стерлигов лишился права проживать в крупных городах и провел несколько лет в Алма-Ате, где заложил начала своей знаменитой чашно-купольной системы, а Сергей Калмыков и Павел Зальцман приехали в Алма-Ату театральными художниками и остались жить и работать в казахской столице.
Отдаленность от центра позволила не только местным авторам экспериментировать, но и кураторам музея отдавать предпочтение именно художникам-авангардистам. Таким образом, музей Кастеева одним из первых стал активно собирать произведения художников, входивших в прогрессивное объединение начала двадцатого века «Бубновый валет». В различное время его членами были такие художники, как Казимир Малевич, Василий Кандинский, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Александра Экстер и представленные на выставке Павел Кузнецов, Петр Кончаловский, Роберт Фальк и Александр Куприн.
Работы Павла Филонова пополнили собрание музея в некотором смысле вопреки завещанию художника. Нарушив последнюю волю брата продавать или дарить его работы только Русскому музею, сестра Павла Филонова согласилась передать несколько рисунков алма-атинскому музею, так как на тот момент работы художника только там могли быть выставлены в экспозиции. В акварельном листе «Смена смене. Формула комсомола» (1925) Филонов придал образу современника вселенскую значимость, которая считывается и сразу, и постепенно, благодаря плотному сосуществованию разномасштабных фигур, голов, букв и всевозможных геометрических форм. Все здесь подчинено знаменитому «принципу сделанности».
Работы из частной коллекции Нурлана Смагулова дополняют выставку шедевров из музея Кастеева. В частном собрании находятся более тридцати живописных работ Жанатая Шарденова (1927–1992), чья виртуозная изобразительная манера делает художника поистине уникальным. Он передает красоту природы густыми мазками, создавая рельефную поверхность, — стиль, который сложно отнести к какой-либо категории или движению. Работы современных художников Абдрашита Сыдыханова и
Кенжебая Дуйсенбаева также включены в экспозицию и показывают, насколько поиски национальной формы, национального духа актуальны и по сей день.
Государственный музей искусств им. А Кастеева был образован в 1976 на базе коллекции Казахской государственной художественной галереи им. Т. Шевченко, основанной в 1935, и Республиканского музея прикладного искусства, открытого в 1970. На сегодняшний день музей является одним из самых крупных музеев изобразительного искусства в Средней Азии. Сегодня по своему высокому художественному уровню коллекция музея не уступает многим мировым собраниям. Музей располагает богатейшими фондами, число экспонатов основного фонда музея составляет более 22 500 уникальных работ живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства Казахстана, России, Европы, Америки и стран народов Востока.
Музей также является крупнейшим центром исследовательской и просветительской работы в области изобразительного искусства.
Источник: пресс-релиз Christie’s
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20100715_christies_kazahi.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20100715_christies_kazahi.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.