Коллекционеры и коллекционирование. Поиск «своего» художника
Одиннадцатая часть серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
В последние годы покупка искусства онлайн перестала быть уделом авантюристов: сегодня даже крупные коллекционеры не боятся приобретать работы, не видя их собственными глазами. Но за кажущейся легкостью клика и безусловным доверием к площадке-продавцу скрывается другая задача — умение не только почувствовать интерес к творчеству художника, но и трезво оценить его карьерный путь. В продолжение нашей серии мы поговорим о том, как научиться различать фазы развития художника, понимать его рыночную динамику и в результате сделать осознанный выбор. Речь пойдет о признаках крепкой карьеры, способах проверить факты и возможных ошибках — которые могут обойтись коллекционеру дороже самой работы.
Этапы художественной карьеры: от выпускной выставки до признания
В карантине 2000 года ArtTactic раскрыл перед аудиторией «внутреннюю кухню»: на одном из вебинаров британский аналитик поделился собственным анализом карьерного роста художников. С адаптацией, комментариями и актуальными дополнениями на 2025 год в таблице мы приводим основную классификацию этапов карьерного роста художника, предложенную ArtTactic.
Кратко дополним увиденное (и надеемся, внимательно прочитанное как художниками, так и коллекционерами): несмотря на важность профильного образования, художник не становится «именем» в момент вручения диплома — путь к стабильной карьерной траектории выстраивается годами через последующие три фазы. Достигают вершины, к слову, далеко не все, останавливаясь в росте — кто на третьей, а кто на второй ступеньке. Однако из десяти дошедших до стадии признания художников девять имеют за плечами профессиональную художественную школу. Именно поэтому авторам без образования (сколь талантливы они ни были бы) чаще всего отказывают и галереи, и знакомые со статистикой коллекционеры — просто опасаясь делать изначальную ставку на успех 1 к 10.
Другими словами, у карьерного пути художника есть своя структура — и чем раньше вы научитесь ее считывать, тем увереннее будете чувствовать себя в мире коллекционирования. Почему это важно? Понимание фазы развития помогает ответить на три ключевых вопроса:
• На какой стадии карьеры находится художник сегодня?
Порой публичная активность автора (и его команды) в Интернете значительно превышает его карьерные достижения; предложенная классификация поможет оценить реальную ступеньку его творческого и рыночного развития.
• Справедлива ли цена за работу в контексте его публичной биографии?
Здесь коллекционеру не обойтись без сравнительного анализа: ему необходимо будет сопоставить запрашиваемую галереей, аукционным домом или самим художником цену на его работу с ценами на работы других авторов, имеющих схожий академический капитал. Заплатить за «признанного», а получить «начинающего» — ситуация, в которую попадают чаще, чем кажется.
• Насколько велик инвестиционный потенциал данного автора?
Пункт, который часто остается без должного внимания коллекционера как инвестора. Инвестиции — это всегда риск, и большинство из нас справедливо желает свести этот риск к минимуму, приобретая проверенные рынком, ликвидные активы (в нашем случае — работы художников на стадиях экспансии и признания). Однако мы не случайно говорим об инвестиционном потенциале. Покупка признанного автора принесет стабильность вложений и даже определенный рост — но взрывного, венчурного роста от них уже не дождаться. Тогда как наиболее внушительная ценовая динамика наблюдается на этапе перехода художника от формирования к экспансии — другими словами, чем раньше инвестор сделает ставку, тем потенциально больше сможет получить в случае верного выбора. Именно поэтому многие коллекционеры следят за карьерой художника начиная с ученической скамьи и первых учебных выставок.
Такой подход, к слову, подкрепляется еще одним наблюдением от ArtTactic: художественная ценность и рыночная стоимость — два основных показателя развития художника — с продвижением последнего по карьерной лестнице изменяются неодинаково. Так, художественная ценность (новаторство, предложенное миру искусства) активнее всего растет на первых двух этапах, а далее замедляется, поскольку автор находит свою нишу и следует предписанным рынком правилам (форматность, узнаваемость, тиражируемость творческого образа). Художник и рад бы творить и удивлять дальше — но отныне обязан производить и соответствовать.
Рыночная стоимость же, наоборот, почти не двигается с места (от начальной цены первичного рынка) до перехода от формирования к экспансии — а затем, поддержанная галереями, критиками и коллекционерами, взлетает вверх. Вывод из этого может быть только один: коллекционеру, желающему разглядеть молодой бриллиант в вязкой глинистой породе, следует параллельно изучать историю искусства, чтобы грамотно оценить претензии молодого дарования на свой новаторский вклад.
Типология художников по Магнусу: у кого больше шансов быть замеченным рынком?
Впрочем, влияния одного коллекционера-исследователя, разглядевшего молодого художника, для успешного развития карьеры недостаточно (разве что коллекционер этот — условный Бернар Арно с неограниченными возможностями по продвижению талантов). Вслед за коллекционером автора должен увидеть первичный рынок, в первую очередь галереи. Тогда, при должной совместной работе, художник получит финансовую, маркетинговую и информационную поддержку дальнейшего роста. То есть потенциальному покупателю одновременно со ступенькой академического роста следует понять текущий и перспективный рыночный потенциал избранного автора.
Известный нашим читателям исследователь и писатель Магнус Рэш предложил лаконичную и жесткую рыночную классификацию, разделив всех художников на пять категорий (адаптивный перевод и приближение терминологии к нашим реалиям — авторства редакции AI):
Что важно отметить в приведенной классификации: лишь 6,5 % художников имеют хоть какую-то институциональную поддержку, позволяющую говорить о системе продвижения, подкрепленной финансово и информационно. Остальные авторы находятся вне поля активного коллекционирования. Это не значит, что у них нет потенциала, но риски при покупке их искусства существенно выше. Статус художника — это не ярлык, а подсказка: он показывает, насколько профессиональная арт-среда уже признала этого автора и с какой вероятностью ваша покупка станет частью более широкой истории. Вашей лично истории коллекционера или истории искусства — до поры останется загадкой.
Переведем подход эпатажного (но крайне осведомленного) Магнуса на более понятный язык: «Покупаете суперзвезд? Будет дорого — но получите активы с высокой ликвидностью. Предпочитаете авторов в середине пути? Это самый интересный, но нестабильный сегмент: можно купить будущую звезду — или остаться с картиной, которую некому перепродать. Начнете с местных авторитетов? Подходит для локального патронажа — но не для перепродажи на глобальном уровне. Желаете послушать истории о раздутом эго либо арт-неудачах? Вы эмоциональны: лучше поговорим об искусстве, а рыночные рассуждения оставим в стороне».
Показатели, на которые стоит смотреть в биографии художника
Теперь попробуем объединить оба приведенных подхода. Итак, вы нашли художника, чьи работы вам по душе. Как понять, кто перед вами: восходящая звезда, крепкий представитель «среднего класса» или маркетинговая пустышка — с претензиями, но без академических оснований?
Выделим ключевые параметры, на которые стоит обращать внимание — проверяя и онлайн, и в постоянном общении с игроками арт-рынка:
1. Образование.
• Есть ли художественное образование?
• Имеет ли художественная школа признанное имя?
• Были ли резиденции, академии, стажировки, участие в премиальном процессе?
Почему это важно: образование не гарантия успеха, но фундамент сетей, кураторов и первых выставок. А также — начальной благосклонности галерей и коллекционеров.
2. Галерейное представительство.
• Кто представляет художника?
• Какой статус представителя автора в иерархии галерей?
• Наблюдается ли смена галерей и в какую сторону (налицо рост статуса и географии — или локализация представителей)?
Почему это важно: галереи не только продают, но и документируют карьеру художника. А еще — просеивают авторов на этапах роста. Если галерея отказывается от художника после года работы — тревожный звоночек; если ведет его около пяти лет — признак стабильности карьеры; если сотрудничество выходит за пятилетний срок без перехода к более статусному продавцу — снова повод коллекционеру задуматься.
3. Выставки.
• Были ли групповые и персональные выставки? Где именно и совместно с кем? Являлись ли выставки коммерческими или присутствовали музейные?
• В каких странах выставлялся художник и при чьей поддержке?
• Есть ли участие в ярмарках (выбирает ли галерея художника среди прочих своих авторов для ярмарочной экспозиции)?
Почему важно: стабильная выставочная активность — маркер серьезного отношения к карьере и художника, и представляющей его галереи.
4. Коллекции.
• Есть ли подтвержденные покупки в музеи или корпоративные коллекции?
• Указаны ли в открытых источниках частные коллекционеры (пусть даже на уровне инициалов)?
Почему важно: наличие работы в коллекции, особенно музейной, — высшая точка академического признания (перехода от стадии экспансии к признанию в терминологии ArtTactic). Покупка искусства коллекционером с именем — в дополнение к сказанному — указывает на потенциал перепродажи.
5. Публикации.
• Есть ли каталоги, статьи, интервью, книги?
• Писали ли о художнике критики?
Почему важно: текст — это институциональный след в публичном поле, ведущий узкой тропинкой в историю искусства. Он доказывает, что профессионал потратил время и ресурсы, чтобы осмыслить творчество автора.
6. Аукционные продажи.
• Продавались ли работы художника на вторичном рынке? Где? С превышением эстимейта?
• Есть ли динамика — рост, повторные продажи?
Почему важно: вторичный рынок — это индикатор того, что у художника есть не только первичные продажи («на входе»), но присутствует интерес коллекционеров на вторичном рынке («на выходе»). Если у художника все хорошо с галереями, но пока тишина на вторичном рынке (аукционах) — это хорошо для раннего этапа. Но если есть торги без выставок и коллекций — стоит насторожиться: художника могут просто искусственно «раздувать», выкупая работы у самих себя и тем самым провоцируя других участников торгов включаться в борьбу. Как правило, «раздутый» художник исчезает за бортом истории искусства так же неожиданно и быстро, как и появился, — а счастливый победитель торгов (он же доверчивый коллекционер) обнаруживает себя единственным владельцем его работ.
В следующем материале мы отдельно поговорим о том, какую роль играют галереи в формировании карьеры художника, нужны ли они талантливому автору в эпоху цифрового контента и безграничного интернет-нетворкинга, а также о том, как различать сильные институции и однодневки — пусть даже располагаются они в престижном районе.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/stories/20250502_Collection_Artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/stories/20250502_Collection_Artist.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.