Коллекционеры и коллекционирование. Статус. Часть 3
Пятый материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
Продолжение
Коллекционеры и коллекционирование. Предмет
Коллекционеры и коллекционирование. Личность
Коллекционеры и коллекционирование. Статус. Часть 1
Коллекционеры и коллекционирование. Статус. Часть 2
В прошлый раз мы остановилась на окончании пандемии COVID-19, которая ускорила приход Четвертой промышленной революции: бизнесы переместились в онлайн, изменились пользовательские интересы и подходы компаний в маркетинге.
На этом фоне две основные группы коллекционеров — возрастные любители традиционного искусства («старые деньги») и получившая доступ к родительскому капиталу молодежь («новые деньги») — в карантине, казалось, поменялись возрастными привычками. Коллекционеры со стажем обнаружили забытую с детства радость первооткрывателей, бороздя вебсайты заморских галерей в поисках неизвестных художников и детально рассматривая работы старых мастеров в 3D на ведущих аукционах. Мальчишки же и девчонки, едва достигнув совершеннолетия, массово устремились в галереи с одинаковым вопросом: «Если мы приобретем у вас не одну, а три работы — вы примете нас в совет директоров?» А на удивленные вопросы галеристов невозмутимо отвечали: «Для контроля над своими инвестициями!»
Четвертая промышленная революция (2022 — настоящее время)
Для понимания различий в подходе к арт-рынку у обеих групп коллекционеров (с непременной оговоркой, что молодежь в начале 2020-х лишь постигала азы владения искусством, будучи по факту покупателями) напомним, как на момент начала Четвертой промышленной революции распределялись мотивации коллекционеров традиционного арт-рынка (сводные данные отчетов Deloitte Art & Finance 2014, 2017 и Artsy Online Art Collector Report 2019):
1. Эмоциональная инвестиция — необъяснимое влечение к предмету искусства, лежащее в основе его покупки — около 60 % всех сделок по количеству работ.
2. Финансовая инвестиция — меркантильное желание от «не потерять» до «заработать» — 25 % всех сделок по количеству работ.
3. Социальная инвестиция — намерение владельца улучшить основной бизнес через обретение новых связей на рынке искусства — 15 % всех сделок по количеству работ.
В 2020 году ArtTactic на основе проведенного исследования всех поколений коллекционеров добавил к этому перечню четвертую и пятую мотивации. Причем касались они исключительно молодых покупателей, интерес которых к искусству невозможно было подогнать под существующие рамки:
4. Патронат — стремление материально поддержать институцию или художника для увеличения числа подписчиков в соцсетях, с последующей конвертацией их количества в стоимость рекламных контрактов с брендами (для блогеров и им подобных). Часть этого заработка — что важно! — новое поколение тут же реинвестировало в саморазвитие.
5. Самоопределение — фокусировка внимания подписчиков в соцсетях на одном конкретном статусе (в данном случае — «коллекционер»), который бы способствовал повышению лояльности этой аудитории ко всем прочим совершаемым «коллекционером» действиям. Как несложно догадаться, речь идет также про обмен количества «лайков» на крупные рекламные контракты.
Проще говоря, арт-рынок получал новое платежеспособное поколение, стремящееся к контролю над всем, к чему оно прикасается; любящее прикасаться ко всему, у чего можно поучиться, и желающее учиться всему, что дает рост в собственных глазах и — что более важно — в глазах некоего «сообщества», измеряемого количеством подписок.
Но рынок допустил ошибку, стоившую ему десятков миллиардов долларов упущенного дохода. Если платежеспособности молодого поколения он поверил, то серьезности их мотиваций — нет. Галеристы отказались брать в совет директоров юнцов, пожелавших «разом купить три картины»; хотя могли бы подыграть им — даже понарошку. Art Basel и Frieze не выдали им VIP-карты, учитывая отсутствие коллекционерского стажа; аукционные дома не спешили приобщать молодежь к вечерним торгам; а все игроки вместе — не запустили школы коллекционеров, как в «золотых» 1960-х (пусть даже преподавали бы в них сегодня, наряду с аукционистом Симоном де Пюри, музыкант Фаррелл Уильямс и баскетболист Леброн Джеймс).
И молодежь на арт-рынок массово обиделась. А тут — откуда ни возьмись — явился цифровой мир, который пообещал массу заветных свобод и привкус быстрых денег под именем NFT. Так адепты «патроната» и «самоопределения» перешли (вместе с деньгами) на сторону цифрового искусства — для начала отделив себя от физического арт-рынка и его предметов коллекционирования высокой стеной. Далее они создали свою систему ценностей в искусстве — и стали гордиться ее отличием от того мира, где оказались неуслышанными.
Впрочем настолько ли сильны были эти отличия? Предлагаем внимательно сравнить соответствующие столбики в обоих случаях:
Сравнение основных активов карьеры художника, имеющих значение для коллекционеров традиционного и цифрового искусства
Коллекционеры традиционного искусства | Коллекционеры цифрового искусства |
Активы карьеры художника | Аналог актива в «цифровом» мире |
Образование. Насколько сильна художественная школа, кто из прочих выпускников добился успеха на арт-рынке? | Вклад в экосистему криптоиндустрии. Что создал художник для ее укрепления (компьютерный код, другое техническое решение, компанию с рабочими местами)? |
Художественный манифест. Насколько внятно художник формулирует свои идеи? | Криптоманифест. Что художник думает о главных проблемах «прогрессивного цифрового человечества» — трансграничности и децентрализации? |
Наличие галереи. Кто стоит за продвижением художника для устойчивого развития его карьеры? | Наличие сообщества. Сколько онлайн-пользователей разделяют идеи художника и способны поддержать его материально в трудный момент? |
Куратор. С кем из влиятельных кураторов сотрудничает художник? | Программист. Насколько технически подкован программист, который обеспечивает грамотное размещение его работ на различных цифровых маркетплейсах (блокчейнах)? |
Музейные выставки. Какие престижные академические институции приняли групповые или персональные выставки художника? | Криптоконференции. Какие конференции посетил художник, в каких панелях и вместе с кем участвовал, какие заявления делал? |
Место в истории искусства. Насколько объемна «родословная» художника в истории искусства, кто его ближайшие и дальние «родственники»? | Место в сообществе. Каков авторитет художника в крипто- и прочих субкультурных сообществах? |
Ведущие коллекционеры. Кто из влиятельных коллекционеров владеет работами художника вместе со мной (для понимания поддержки художника ресурсами коллекционера)? | Ведущие коллекционеры. Кто из звезд культурной индустрии владеет работами художника параллельно со мной (для хвастовства и чувства причастности к «звезде»)? |
Соцсети. Насколько полно творчество художника представлено в социальных сетях? | Соцсети. Насколько открыт художник к общению в социальных сетях? |
Аукционная история. Имеет ли художник публичные продажи для фиксации рыночной цены и возможности прогнозирования ценовой динамики? | «Дропы». Устраивает ли художник «дропы» — предварительные распродажи своих работ по низкой стоимости (или вообще бесплатно) для подогрева интереса к основным продажам? |
Возможности для филантропии. Принимают (и насколько охотно) в дар работу художника музеи — для повышения социального статуса коллекционера или налоговых льгот? | Возможности для «социальной инвестиции». Есть ли в интерфейсе маркетплейса рядом с кнопкой «купить» кнопка «поделиться» — для максимального распространения информации о себе как коллекционере в онлайн-сообществе? |
Владение предметом искусства целиком. Буду ли я единственным владельцем предмета искусства — как того и желаю? | Совместное владение предметом искусства. Буду ли я совладельцем предмета искусства для снижения всевозможных рисков и удовольствия общения с коллегами-коллекционерами? |
Гранты, резиденции, музеи. Насколько часто использует менеджмент художника инструменты продвижения по карьерной лестнице? | — |
Как мы видим, важные для молодых «цифровых» коллекционеров активы карьеры художника имеют аналоги практически со всеми активами, интересующими традиционных коллекционеров — аналоги зеркальные, однако транслирующие нарочито противоположные смыслы. Единственный пробел мы видим в последней графе: увы, полноценных инструментов продвижения цифровых художников (и их искусства) сегодня крайне мало. Несколько цифровых музеев, больше напоминающих аттракционы, пара-тройка физических галерей цифрового искусства да одна онлайн NFT-биеннале — вот «суповой набор» в распоряжении адептов «трансграничности и децентрализации». А все потому, что на пике интереса к цифровому искусству в 2021–2022 годах о строительстве инфраструктуры в поддержку художественных карьер попросту никто не подумал — все были заняты созданием платформ продаж (детальнее об этом — в нашей серии об истории NFT).
Отсутствие цифровых аналогов «физического» арт-рынка поначалу вызывало раздражение молодых коллекционеров. И обижались они — за неумением смотреть в зеркало — конечно же, на традиционное искусство. Однако далее молодежь проявила неожиданное качество — адаптивность (на человеческом языке — умение признавать ошибки). Она присмотрелась и благоразумно сменила тактику, начав покупать физическое искусство и получать удовольствие от сопутствующих владению событий — открытий, приемов, арт-ярмарок, аукционных торгов, посещений мастерских художников и выпускных выставок художественных школ. За неполные два сезона с начала «цифровой эйфории» ситуация изменилась кардинально: по данным отчета Art+Tech Report 2023, в 2022 году 75 % молодых покупателей, сделавших первые шаги с приобретения цифрового искусства, в дальнейшем приобрели искусство традиционное. А вот с обратной стороны движения навстречу не последовало: лишь 5 % традиционных коллекционеров дополнили свои «классические» собрания предметами из цифрового мира.
Скажем прагматично, но честно: для развития рынка искусства (будь то физического или цифрового) разворот молодежи в сторону традиций выглядит гораздо перспективнее, чем заигрывание старшего поколения коллекционеров с цифрой. Как минимум потому, что в руках сегодняшней молодежи сосредоточены личные капиталы, которые будут равномерно тратиться в ближайшие 50 лет. Их привычки и желания — понятны; претензии к окружающему миропорядку — вполне справедливы; а все финансовые ходы — записаны.
В негласном конфликте двух поколений коллекционеров иной читатель может усмотреть противопоставление главных современных концепций миропорядка — глобализма и антиглобализма. Дескать, суть «децентрализации» и «трансграничности», продвигаемых молодежью, — сбрасывание оков, надетых капиталистическим миром. Это не совсем так: следовать идеям антиглобализма молодежи повсеместно мешают не абстрактные «оковы», а нежелание отключить YouTube и TikTok, равно как и платить налоги по итогам криптовалютных операций. Точно так же классический арт-рынок нельзя назвать символом глобализма, пока одна и та же работа Рашида Джонсона будет стоить разных денег в Нью-Йорке, Париже и Гонконге. Может, и понятия эти надуманы — раз приоритеты игроков настолько перемешаны?
Главное, что следует понимать рынку искусства и всем его функционерам сегодня: для примирения под одной крышей коллекционеров всех возрастных групп (и объединения капиталов, естественно) для начала необходимо перестать их разделять и противопоставлять друг другу. Это же касается и самого искусства — разделение последнего на «физическое» и «цифровое» (по качественному признаку) воспринимается молодежью лучше, чем «традиционное» и «цифровое» (по классовому признаку). Новости о приобретении музеем MoMA генеративного искусства не следует писать в стиле «Ну надо же!» — словно речь идет о «человеческих зоопарках» начала XX века в Европе или других бесславных страницах истории. Отчетам о рынках искусства и поведении коллекционеров противопоказано в бессчетный раз задавать респондентам вопрос: «Как перекинуть мост между поколениями ценителей искусства?» Мост уже перекинут, а пропасть — затягивается.
А еще мы должны признать, что многовековой путь становления принципов коллекционирования сегодняшняя молодежь прошла за несколько лет — сама, без подсказки, интуитивно, порой действуя «от противного». Как мы помним, одним из главных двигателей искусства коллекционирования был поиск идентичности. «Я коллекционирую для того, чтобы открыть кто я. Коллекция — мое персональное зеркало» — сказал бы владелец трех работ Тинторетто, пяти заморских карт и семи страусиных яиц из Венецианской республики эпохи Просвещения. «Я покупаю живопись Огюста Ренуара и NFT Дмитрия Черняка, чтобы сообщество решило, кто я. Они — мое зеркало» — говорит сегодня молодой коллекционер.
По сути, говорят они об одном и том же, только на разных языках. И коллекции их схожи: это бережно создаваемые модели персональных Вселенных.
История коллекционирования — это история эволюции человеческой мысли, вкусов и технологий. От первобытных общин, где собирание предметов было актом магического значения, до современного мира, где оно стало формой инвестирования и выражения индивидуальности, коллекционирование всегда отражало главное: дух своего времени. В каждую эпоху именно коллекционеры играли ключевую роль в сохранении и передаче культурного наследия, одновременно изменяя и расширяя понимание искусства.
И сегодня коллекционирование продолжает эволюционировать, отражая изменения в обществе и культуре и при этом оставаясь неотъемлемой частью человеческой цивилизации, мостом между прошлым и будущим, личным и универсальным, материальным и духовным. На наших глазах оно становится более разнообразным и технологичным, предлагая новые формы участия и взаимодействия с искусством.
На этом месте — и с этими знаниями об истории вопроса — для читателя мы поставим точку. И со следующего материала перейдем к практике коллекционирования.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/stories/20240517_art_collectors5.html
https://artinvestment.ru/en/invest/stories/20240517_art_collectors5.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.