Art Investment

Художники и цены

Коллекционеры и коллекционирование. Статус. Часть 2

Продолжение.

Коллекционеры и коллекционирование. Предмет

Коллекционеры и коллекционирование. Личность

Коллекционеры и коллекционирование. Статус. Часть 1

В прошлый раз мы остановилась на признании факта, что с середины XIX века и до наших дней основные типы коллекционеров больше не менялись. На очереди — XX век и начало третьего тысячелетия.

Для начала дополним таблицу с типологией коллекционеров из прошлого материала новой колонкой — статусом коллекционера и его изменениями с течением времени.

Таблица 1. Статус коллекционеров искусства в истории Западной цивилизации

Эпоха Периодизация Период Основные коллекционеры (Западная цивилизация) Статус коллекционера в обществе
Первобытное общество Конец Среднего Палеолита 80 000–35 000 лет до н. э. Шаманы Носитель абсолютной духовной власти
Верхний палеолит 35 000–10 000 лет до н. э. Носитель абсолютной духовной власти
Мезолит 10 000–5 000 лет до н. э. Вожди племен Носитель абсолютной власти
Неолит 5 000–3 500 лет до н. э. Носитель абсолютной власти
Древний мир Бронзовый век 3 500–2 000 лет до н. э. Правители городов-государств Погребальные собрания Гость в этом мире, стремящийся к сакральным таинствам
Железный век 2 000 лет до н. э. — II век до н. э. Правители городов-государств Носитель и распространитель знаний
XVIII в. до н. э. — V век н.э. Правитель империи Богатая знать Носитель абсолютной власти
Средние века Раннее Средневековье V–XII века Католическая церковь (Ватикан) Носитель абсолютной духовной власти
Высокое Средневековье XII–XIV века Католическая церковь (Ватикан) Правители стран Носитель абсолютной власти
Позднее Средневековье XIV–XV века Католическая церковь (Ватикан) Правители стран Владетельные семьи (Италия) Меценат, разгадывающий культурный код предков
Новое время Период великих географических открытий XV–XVII века Католическая церковь (Ватикан) Правители стран Богатая знать Собиратели древностей Исследователь мира, первооткрыватель новых культур
Первая промышленная революция XVII — вторая половина XIX века Католическая церковь (Ватикан) Государства (музеи) Богатая знать Частные коллекционеры Торговец, приобретающий статус через искусство
Вторая промышленная революция вторая половина XIX — начало XX века Государства (музеи) Промышленные корпорации Частные коллекционеры Модник, стремящийся успеть за меняющимся временем
Новейшее время Межвоенный период 1918–1939 Наблюдатель, создатель слепка времени
Послевоенный период 1945–1987 Ученик, обретающий новые знания через искусство
Третья промышленная революция 1987–2019 Инвестор, следующий финансовой выгоде
Пандемия COVID-19 2020–2021 Исследователь мира, первооткрыватель новых имен
Четвертая промышленная революция с 2022 Исследователь себя, меценат

Даже беглого взгляда на последнюю колонку в таблице будет достаточно для следующих промежуточных выводов:

1. Смену статуса коллекционера в обществе на протяжении истории нельзя назвать развитием: на фоне познаний в точных и гуманитарных науках цели и задачи коллекционирования могли «откатиться» на несколько веков назад — и попробовать раскрыть себя в новых исторических обстоятельствах.

2. Катализатором резкой смены статуса почти всегда служили изменения в глобальной экономике, спровоцированные техническим прогрессом.

3. Вкрапления гуманизма (Древняя Греция, эпоха Возрождения), когда искусство служило источником познания, случались редко и всегда были связаны с финансовой независимостью владельцев коллекций.

4. С появлением среднего класса именно частный владелец (а не государство или промышленная корпорация) становится носителем основного статуса «коллекционера».

Время вернуться к нашей хронологии. В прошлый раз мы остановились на начале XX века, когда коллекционерам, казалось, были созданы все условия для погружения в мир и рынок искусства: появились узконаправленные аукционные дома (проще говоря, Sotheby’s и Christie’s перестали в перерывах между искусством торговать мебелью и книгами), наладился выпуск регулярных изданий об искусстве, сформировалась система поддержки художников (академия — резиденция — дилер), академическая поддержка развернула музеи в сторону искусства современников. Словом, намечалась эпоха осознанного коллекционирования… если бы не Мировая война.

Межвоенный период

В отдельных книгах по культурологии написано, что после Мировой войны (Первой ее назовут позднее, с началом Второй) коллекционирование отражало «стремление к новаторству и экспериментам». Это не совсем верно. Экспериментировали в основном художники, рефлексируя одни — на возможность военных действий в цивилизованном мире, другие — на стремительный технический и политический прогресс. А коллекционеры заняли позицию наблюдателей: мимо них проносились кубизм и футуризм, абстракция и ар-деко, а они выхватывали с этого арт-конвейера отдельные предметы, стремясь создать слепок времени и сохранить культурное наследие в условиях политических и социальных потрясений.

В этот же период на арт-рынке оформляются очертания новой фигуры, призванной успокоить коллекционера, убедить его в правильности выбранного пути и поддержать его статус в собственных глазах. Эта фигура подкупала: она не оперировала словами «купить-продать», она призывала гордиться и развивать. Речь о музейном (а позднее и галерейном) кураторе. Первых породили Рокфеллеры в MoMA, вторых — Гуггенхаймы в одноименной галерее. Дела семейные, одним словом.

Послевоенный период

С окончанием Второй мировой войны баланс на рынке искусства сместился в сторону США: на североамериканский континент перебралось значительное количество коллекционеров, галеристов и художников; что важно — вместе с художественными активами. Одновременно экономический рост США привел к появлению нового класса состоятельных людей — потенциальных покупателей привезенного искусства. Одна беда: в самом искусстве они совершенно не разбирались. Решение рынка было простым и гениальным: усадить американцев за парту. И те согласились! Начиная с 1950-х годов на обоих побережьях (Нью-Йорк, Сан-Франциско и Лос-Анджелес) были открыты «школы коллекционеров», где основным предметом — вы не поверите! — было не искусство покупать, а история искусства. Одновременно галеристы в союзе с богатейшими семьями США добились исключения рисования из школьных программ. В результате к 1970-м арт-рынок получил несколько поколений исторически подкованных коллекционеров, не умевших держать в руках кисть — и потому боготворивших профессиональных художников.

Рост числа музеев, галерей и арт-ярмарок способствовал расширению интереса к современному искусству. Коллекционирование стало глобальным явлением, объединяющим художников, кураторов, критиков и коллекционеров со всего мира — с географическим и финансовым центром в США. Коллекционер стал гордиться своим образованием и не переставал учиться, порой превосходя глубиной познаний профессиональных искусствоведов. А все потому, что за искусство заплатил живыми деньгами — и его карман требовал разобраться в вопросе.

Третья промышленная революция

Экономические кризисы середины 1980-х заставили мир посмотреть на искусство с новой стороны — инвестиционной. Стали появляться индексы арт-рынка, где показатели художественных активов снабжались привычными финансистам характеристиками — волатильностью, ликвидностью, доходом на инвестиции и пр. Коллекционер ощутил себя полноценным инвестором — знатоком, в равной степени сведущим в художественной ценности и рыночной стоимости искусства.

В конце XX — начале XXI века появление цифровых технологий и Интернета радикально изменило практику коллекционирования. Онлайн-аукционы, виртуальные выставки и социальные сети открыли новые пути для демократизации искусства, позволяя широкой аудитории участвовать в циркуляции арт-активов — от создания и покупки до управления и аналитики, обеспечивающих выгодную последующую продажу. Словом, к созданию коллекционером микрокосмоса на основе собственных эстетических правил элегантно и оправданно присоединился осмысленный финансовый интерес.

В 2000-х арт-рынок регулярно устраивал показательные акции длиною в несколько лет, возводя на пьедестал новые направления и виды искусства: концептуальное искусство в 2004–2007, стрит-арт в 2009–2011, скульптуру в 2014–2016. Эти всплески, сопровождаемые экономическими циклами роста, обеспечивали неиссякаемый интерес существующих коллекционеров к новым «голубым фишкам», а также наполняли рынок новыми покупателями.

А вот «школы коллекционеров» остались в прошлом: в 1990-х эта инициатива была приостановлена. Умер Лео Кастелли (крупнейший арт-дилер и главный идеолог художественного воспитания второй половины XX века), передав бизнес своему ученику — Ларри Гагосяну. А тот решил не тратиться на воспитание нового поколения, благо у платежеспособных клиентов было в запасе как минимум 20 лет жизни. А там уж видно будет.

Пандемия COVID-19

«Видно будет» сказалось в 2020-м, когда грянула пандемия. Ограничения и изоляция ускорили переход к цифровому формату взаимодействия во всех сферах товарооборота и услуг. Коллекционеры, оказавшиеся взаперти в прямом и переносном смыслах, не спешили переходить от физических аукционов к виртуальным: они занялись переосмыслением своей функции и влияния на историю искусства. Оставшись наедине с Интернетом, они нашли себя в исследовании новых рынков и имен — спустя 500 лет вновь ощутив вкус Эпохи великих географических открытий. Благодаря этому огромное количество художников из развивающихся стран были увидены, признаны достойными и куплены за время карантина. Впрочем «заиграться» коллекционерам не позволили галереи: прочитав тенденцию, крупные игроки выставили на витрину молодежь из Европы, Азии и Африки: Адриана Гени, Эву Юшкевич, Амоако Боафо и десятки других имен.

Вместе с тем COVID-19 унес жизни многих возрастных коллекционеров — носителей знаний об истории искусства, полученных в 1970-х. Их наследники, не знакомые с материалом, в поисках информации обратились к обрывочным сведениям из газетных передовиц, скандалам, бездоказательным финансовым результатам и призывам к «прозрачности и демократизации» рынка — и очень скоро пришли к полнейшей неопределенности в управлении и развитии своих коллекций.

А следом случилось непредвиденное: внуки «золотого поколения» коллекционеров, видя нерешительность родителей, приняли бразды правления в свои руки. Но с существенным изменением правил: перечеркнув историю искусства и отказавшись от кумиров прошлого, носители «молодых денег» создали свою систему ценностей, выведя на авансцену творцов-адептов цифровых технологий, приверженцев децентрализации и крипто-обмена. В этом новом мире статус юного коллекционера стал равен статусу в TikTok. А статус в TikTok стал меняться с каждой приобретенной парой брендовой обуви.

О четвертой технологической революции, самом молодом поколении коллекционеров и путях примирения возрастных групп во благо искусства мы поговорим в завершающем материале серии.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/stories/20240426_art_collectors4.html
https://artinvestment.ru/en/invest/stories/20240426_art_collectors4.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

[МУХИНА В. И.] Скульптура «Меркуцио (Артист С. Г. Корень в роли Меркуцио в балете С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»)». Модель 1948. 1949 (41 × 17 × 12 см)

Текущая ставка25000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович (1817–1900) Корабль в море. Конец XIX века (11 × 8,6 см)

Текущая ставка300000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

ШЕМЯКИН Михаил Михайлович (1943) Счастливый пьяница (Happy Drinken). 1979 (75,7 × 53,7 см, лист)

Текущая ставка15000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».