Старинные книги на аукционе «Кабинетъ» 17 апреля. Краткие итоги
ARTinvestment.RU   22 апреля 2014

Хорошо получилось. Народу почти полный зал, поторговались в свое удовольствие, со вкусом подрались. Разобрали почти половину лотов, и по деньгам примерно так же

17 апреля аукционный дом «Кабинетъ» провел очередной букинистический аукцион «Старинные и редкие книги, гравюры, фотографии». И провел очень даже неплохо: с молотка ушло 245 из выставленных на торги 497 лотов (49,3 %) с общим результатом более чем в 25,5 миллиона рублей — 48,2 % от среднего суммарного эстимейта всех лотов каталога.

Одна из причин такого хорошего (особенно на фоне некоторых других весенних торгов) результата, несомненно, кроется в отличной организации и прозрачном механизме самого аукционного процесса. Однако главную роль в успехе сыграл, конечно, обширный, чуть менее 500 лотов, каталог, составляя который устроители аукциона учли, кажется, все самые востребованные в этом году «книжной» публикой темы.

В 2014 году отмечается столетие начала Первой мировой войны. Завсегдатаи московских аукционов знают, что все, что связано с ней, вызывает огромный (при этом весьма платежеспособный) интерес публики. Организаторы отдали дань этому интересу, собрав почти сотню лотов — лубочные картинки, плакаты, открытки, периодические издания — и впервые выделив их в самостоятельный стринг. Забегая вперед, скажу, что торги по этому стрингу стали одним из самых ярких событий вечера.

Отдельным разделом продавалось полтора десятка уникальных изданий, посвященных истории полков и военно-учебных заведений России XIX века.

Не обошли вниманием составители каталога и особо актуальную сейчас тему Крыма и Украины. В разделе книг этой тематики, можно было встретить первое в России исследование античного Крыма — работу русского ученого-географа и этнографа академика П. И. Кеппена «О древностях Южного берега Крыма и гор таврических» (СПб., 1837; лот 40), «Летописное повествование о Малой России, и ее народе и казаках вообще. Собрано и составлено через труды А. Ригельмана 1785–86 года» 1847 года, (лот 59), а также одну из самых известных книг, посвященных Киеву «Киев теперь и прежде» (1888; лот 128) М. Захарченко и т.д.

Отдельного упоминания заслуживает подборка первых русских периодических изданий, в которую вошли настоящие редкости вроде журнала «Драматический вестник» 1808 года, первого в России подобного издания, посвящённого театру; полного комплекта за 1823, 1824, 1825 годы альманаха «Полярная звезда» с многочисленными прижизненными изданиями стихотворений и поэм А. С. Пушкина (лот 36); трех номеров (13–15) «Вестника Европы» — одного из первых русских литературных журналов, основанного Н. М. Карамзиным и издававшегося в Москве в 1802–1830 годах (лот 27), и др.

Еще один плюс этого каталога — самые интересные и потенциально востребованные лоты были распределены по нему более-менее равномерно, что способствовало равномерному, без больших провисаний, ходу торгов и стимулировало активность как почти четырех десятков людей, собравшихся в аукционном зале, так и участников по телефону. В итоге именно эти категории игроков и проявили наибольшую активность: 109 из 245 проданных лотов ушло в зал, 104 — телефонным участникам, 32 из 87 раз оказалась успешной заочная ставка.

Начинался аукцион в хорошем темпе. Первая покупка в зал произошла уже на 7-м лоте: за 26 000 рублей со старта в 19 000 по заочной ставке ушло издание «Евгеонит, или Созерцание в натуре божиих видимых тел…» 1782 года. А уже через 7 лотов, за 600 000 рублей по старту покупатель в зале приобрел «Грамоту о принятии в Почетные Члены Санкт-Петербургского Вольного Общества Любителей Российской словесности Василия Андреевича Жуковского 20 апреля 1818 года» — самый крупный уход в зал в этот вечер.

Самым же дорогим лотом аукциона стало издание 1906 года на французском языке «Талашкино. Декоративное искусство мастерских княгини Тенишевой». Экземпляр в издательской обложке с рисунком шрифта В. Замирайло, заставками и виньетками И. Билибина, Н. Рериха, 18 иллюстрациями и 162 черно-белыми снимками художественных произведений С. Малютина, М. Врубеля, А. Головина и др. (лот 196bis). Альбом с 1 150 000 рублей старта ушел участнику на телефоне, в несколько шагов переигравшему претендента из зала, за 1 250 000 рублей.

Несмотря на все эти довольно весомые результаты, присутствующие с особым нетерпением ждали стринга лубков и плакатов времен революции и Первой мировой войны. И не прогадали: всем нам снова удалось стать свидетелями очередного витка эпической «битвы за лубки».

Как и на прошлых аукционах, основных претендентов на все лоты этого раздела в зале было двое, иногда между ними вклинивался телефонный участник. Эта троица в ходе борьбы поднимала цены одного лота за другим в среднем на порядок: то, что стартовало в интервале от 6,5 до 60 тысяч рублей, уходило за 140–400 тысяч. Именно в таком диапазоне было продано 60 из 114 лотов лубков и плакатов. Остальные расходились по 40–60 тысяч, что тоже, впрочем, неплохо для тиражной, часто ненумерованной графики.

Несмотря на ценовые взлеты лубков, самым дорогим — 400 000 рублей по телефону со старта в 60 000 — стал все же плакат 1916 года «Открыта подписка на 1917 второй год издания на литературно-художественный и политико-экономический журнал “1914 год” (“Наше воскресение”)». Для сравнения: самый дорогой лубок в этот раз набрал «всего» 190 000 рублей: за такую сумму ушла в зал со старта 43 000 рублей лубочная картинка Д. Моора «Курляндский барон. Баллада» — выпуск № 1 из серии «Летучие картинки» (лот 335).

После такого напряженного розыгрыша плакатов и лубков (кто-то в зале сказал, что зарядился эмоциями настолько, что и в театр ходить не надо), оставшиеся 100 лотов каталога, по ощущениям, воспринимались участниками торгов если не прохладно, то довольно спокойно. Особого упоминания заслуживает, пожалуй, торг между двумя телефонами за «Альбом диаграмм, топосхем и фотографий по реконструкции города Москвы» В. Степановой и А. Родченко 1938 года (лот 471). Начали с 360 000 рублей, и почти 10 шагов понадобилось претендентам, чтобы решить судьбу издания. В итоге победитель забрал альбом за 470 000 рублей.

В целом же аукцион, продолжавшийся без малого три часа, оставил самые положительные впечатления и показал впечатляющие результаты. С чем и поздравляем устроителей и ждем новых рекордов.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20140422_kabinet.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20140422_kabinet.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх