Art Investment

Аукционы живописи в России. Статистика первого полугодия 2013

Первое полугодие русский аукционный рынок живописи и графики с полным правом провожает на мажорной ноте. Мало того что процент продаж заметно вырос, так успели даже установить исторический ценовой рекорд

Незаметно подошел к концу деловой сезон, завершается первое полугодие. В Лондоне началась «русская неделя». А российские аукционы живописи и графики оставили на июнь лишь пару торгов на закуску. Наши основные игроки в первом полугодии уже отстрелялись и предложат свои новые каталоги преимущественно в октябре. Так что сейчас уже мы вполне имеем право подвести промежуточные итоги. Договоримся сразу, что специально рассматриваем только наш локальный рынок, суть московско-питерский. И только по сегменту живописи и графики. То есть декоративно-прикладное искусство, книги, ордена, монеты и другие успешные в России направления оставим на другой раз. Всевозможные заморские Russian sale мы не учитываем в силу не самой высокой релевантности нашей внутренней ситуации. Это раньше между нашими рынками была четкая корреляция. А с началом кризиса-2008 она незаметно ушла, и наш рынок зажил на своей суверенной волне. По итогам внутреннего отбора в нашу статистическую матрицу попали 15 показательных внутренних торгов, релевантных по разделам живописи и графики, — не все, но почти все. И дома у нас ситуация оказалась следующая:

Самым дорогим произведением русского аукционного рынка в первом полугодии стала картина Константина Юона «Рыночная площадь в Угличе (Тройка в Угличе)» 1914 года. Не холст, а темпера на бумаге была продана 18 мая за 76 миллионов рублей (здесь и далее, если это не оговорено специально, цены указаны без премии аукционного дома. — Ред.) в ходе бескомпромиссной борьбы на аукционе «Русские сезоны». Эстимейт был превышен вдвое. Подробнее о ходе торгов можно справиться в нашем отчете. Став самым дорогим произведением полугодия, эта вещь установила одновременно еще несколько рекордов. В частности, стала мировым рекордом для творчества Юона, а также самым дорогим произведением, проданным в ходе публичных торгов в России. Ранее рекорд для русского аукционного рынка предсказуемо удерживал холст Ивана Айвазовского «Афонская гора», проданный в ноябре 2012 года на «Русских сезонах» за 48 миллионов рублей (55,2 миллиона рублей с учетом комиссии аукционного дома). И то, что Айвазовского потеснил именно Юон, стало, конечно, полнейшей неожиданностью.

Общий объем российского аукционного рынка по сегменту живописи и графики в первом полугодии превысил 338,4 миллиона рублей — примерно 10,62 миллиона долларов по нынешнему курсу. Много это или мало? Для сравнения: примерно столько же способна делать в год сильная антикварная галерея в России. А вообще мировой аукционный оборот в сегменте русского искусства оценивается в 420–500 миллионов долларов в год. Так что полугодовой объем в 10,62 миллиона можно трактовать как «сильно есть куда расти». С другой стороны, это означает, что наши немногочисленные аукционные дома (всего-то на обе столицы активных — 12) в первом полугодии на живописи с графикой заработали 1,2–1,5 миллиона долларов комиссионных. Молодцы. Тем более что это на удивление нелегкий хлеб.

Самым успешным аукционом полугодия по кассовым сборам стали торги «Русской эмали» 18 мая. Всего в тот день было продано живописи и графики на 90 миллионов рублей. Причем львиную долю сделали один лот — тот самый рекордный Юон за 76 миллионов. На следующий день питерские «Русские сезоны» продали пару дорогущих Айвазовских и наторговали суммарно живописи и графики на 64,8 миллиона рублей. С этим результатом они заняли второе место по итогам полугодия. А замыкает тройку аукционный дом «Совком» с кассовыми сборами в 46 миллионов рублей на торгах 4 апреля. Остается добавить, что лидер рейтинга в деньгах (то есть «Русская эмаль» 18 мая) по забавному совпадению одновременно вошел и в тройку аутсайдеров полугодия по проценту продаж. В тот день из живописи у «Русской эмали» ушло лишь 8,77 % лотов. Но у них был рекордный Юон, а победителей не судят.

Средний процент продаж на русских аукционах в первой половине 2013 года составил 40 %. Результат получился ниже наших ожиданий и ощущений от присутствия в зале. Но все объяснимо. Среднюю температуру по госпиталю подпортила статистика «Русской эмали» 18 мая, а также первого полноценного аукциона новичка — «Литкабинета» (ему простительно). Оба упомянутых аукциона в тот раз формально показали процент продаж менее 9 %. Если исключить эти две аномалии, то средний процент продаж на столичных аукционах составил в первом полугодии 45 %. Именно эту отметку можно неофициально установить в качестве нового спортивного норматива для наших аукционов на вторую половину года.

Рейтинг аукционов по проценту продаж с результатом 73,5 % возглавил новичок аукционного рынка — аукцион современного искусства VLADEY Владимира Овчаренко, состоявшийся 23 мая. Их дебютный результат неожиданно оказался непревзойденным в первом полугодии. Второе место практически делят торги старожилов аукционного рынка — «Кабинета» 23 апреля (в тот день продали 60,99 % каталога) и «Совкома» 4 апреля (продано 60,1 % лотов). А замыкает рейтинг еще один дерзкий новичок — «В Никитском». 25 апреля этот специалист по книжным торгам впервые попробовал свои силы в сегменте живописи и графики. И сходу сотворил мини-сенсацию, продав 59,1 % каталога. В тот день распродавали известное в среде коллекционеров собрание, значительная часть которого досталась владельцам заочных ставок. Можно придираться к деталям, но счет, как говорится, на табло.

Как соотносится наша внутренняя аукционная ситуация с общемировой? Чтобы узнать это, далеко ходить не надо. Достаточно посмотреть график движения наших индикаторов покупательской активности ARTIMXba. Если внутри страны средний процент продаж, как мы выяснили, сейчас составляет 40 % (или с небольшой натяжкой 45 %), то на мировом рынке русское искусство в среднем продается в коридоре 63–65 %. Об этом свидетельствует наш индикатор покупательской активности по сегменту русского искусства ARTIMXba-RUS.

Но! Если в мире показатель ARTIMXba-RUS сколь-нибудь заметно за год не менялся, то внутренние российские показатели росли и продолжают заметно прибавлять. Говоря про 40 %, уместно вспомнить, что еще года полтора назад наши аукционы в среднем выдавали продажи на уровне 25–35%. И недалеко ушли те времена, когда даже 30 % продаж на московском аукционе считались успехом.

И все же стоит держать в голове, что в любом случае по покупательской активности мы еще очень сильно отстаем от показателей мировых аукционов. Так, мировой индекс покупательской активности ARTIMXba (который учитывает преимущественно не русское искусство) свидетельствует о том, что зарубежные аукционы сейчас в среднем продают 74,3 % своих каталогов и этот показатель за год вырос на 3 %. Фактически это означает, что до среднемирового уровня ликвидности в первом полугодии у нас удалось дотянуться только дебютному аукциону Овчаренко (его VLADEY, напомню, наторговал в мае на 73,5 %).

Напоследок стоит поименно отметить рекордсменов полугодия — десятку топ-лотов, которые собрали кассу в 165,9 миллиона рублей и обеспечили 49 % оборота всего внутреннего аукционного рынка в первой половине 2013 года.

Топ -10 наших аукционных результатов в I полугодии 2013 года

Что еще почитать на AI по теме:

«Топ-12 картин и рисунков на русских аукционах в 1-м полугодии 2015 года»;
«Итоги — 2014. Аукционы — передовики русского рынка»;
«Итоги — 2014. Топ-10 работ на аукционах в России».


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20130604_russian_art_market.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20130604_russian_art_market.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».