«Кабинет» 23 апреля. Живопись и графика. Краткие итоги
ARTinvestment.RU   25 апреля 2013

Аншлаг в зале, адреналин, столкновения характеров, рекорд — и почти эталонный результат

Во вторник, 23 апреля, в аукционном доме «Кабинетъ» был большой аукционный день — друг за другом прошли два аукциона: «Русская живопись и графика XIX — XX веков» и «Старинные и редкие книги, карты, гравюры».

Аукцион живописи прошел очень успешно, можно сказать, эталонно. Думаю, большинству аукционов хотелось бы иметь такие результаты.

Впрочем, факты говорят сами за себя: в ходе торгов было продано 86 из 141 (лот 51 был снят с торгов до аукциона) представленного на аукцион лота на общую сумму более 30 миллионов рублей, что составляет 91 % от среднего эстимейта, процент по лотам — 61 %.

В этот раз удивительным образом совпали и спрос, и предложение: настрой покупателей, коих собралось в аукционном зале к четырем часам дня почти полсотни (настоящий аншлаг!), соответствовал уровню каталога, в котором были представлены работы высокого уровня мастеров первой величины — Карла  Брюллова, Николая Крымова, Игоря Грабаря, Павла Кузнецова, Ивана Билибина, Бориса Кустодиева и др.

Отдельные лоты вообще настоящая редкость на аукционном рынке, в частности холст Н. Крымова «Пейзаж с коровами» 1909 года. Работы художника этого периода и без того редки, а уж появление одной из них на аукционе и вовсе смело можно назвать событием.

Неудивительно, что в этот раз все работы, отнесенные организаторами к топ-лотам, ушли к новым хозяевам, часто даже выше верхних эстимейтов. Вот уж воистину: по-весеннему настроенная публика получила роскошное предложение, от которого не смогла отказаться, а такое мало кому из организаторов удавалось в последнее время.

Нельзя даже сказать, кто именно задавал тон торговле и борьбе за лоты — было много заочных ставок, кстати не всегда выигрышных; довольно активно вел себя зал, но и телефонные покупатели тоже не уступали — не раз и не два торг выходил за границы 10-15 шагов, а итоговая цена в разы превышала стартовую оценку. Результаты в итоге распределились следующим образом: 26 лотов (30,3% от всех купленных) ушло в зал, 35 (40,7 %) — покупателям на телефонах, 25 лотов (29%) заработали заочные ставки.

Первый серьезный результат показала работа Г. П. Кондратенко «Крым. Мечты» (лот 24). Этот красивый большеформатный пейзаж со старта в 2 100 000 рублей в 4 шага ушел в зал за 2 700 000 покупателю с бидовым номером 3. Ему же после торга в 14 шагов достался пейзаж «Ялта» А. Г. Чернявского (лот 28); морской вид 1901 года при старте в 110 000 рублей и упорном сопротивлении покупателя на телефоне, ушел за 300 000 рублей, утроив нижний эстимейт.

Самой дорогой работой этих торгов вполне предсказуемо стал «Пейзаж с коровами» Николая Крымова (лот 38) — классический образец творчества Крымова 1900–1910 годов — его лучшего периода, вместившего в себя и выставку «Голубой розы» (1907), и сотрудничество с журналом «Золотое руно». Со старта в 3 900 000 рублей картина за 8 шагов ушла к покупателю на телефоне за 5 800 000 рублей, превысив верхний эстимейт на 300 000 и поставив рекорд этого аукциона.

Миллионный рубеж, с повторением или превышением верхней границы эстимейта перешагнули пейзаж К. И. Горбатова «На Петровском острове» (лот 49), стартовавший с заочной ставки в 2 350 000 рублей, за 7 шагов поднявшийся до 3 500 000 рублей и в результате ушедший в зал, и «Натюрморт на рояле с портретом Е. М. Бебутовой» П. В. Кузнецова (лот 109), за который схватились зал и телефон: с 2 200 000 рублей старта они быстренько догнали цену до 3 400 000 рублей, миновав верхний эстимейт, после чего зал сдался.

К сожалению, не настолько успешно показал себя «Летний пейзаж с прудом» Игоря Грабаря (лот 59), который тоже относили к топ-категории. Еще до старта в зале были слышны мнения, что цена на работу несколько завышена. Возможно, именно это и помешало разгореться торгу за эту работу. В итоге лот ушел по старту — 2 800 000 в зал. Справедливости ради отметим, что, согласно базе аукционных результатов AI, несколько масел на картоне Грабаря аналогичных размеров и того же 1921 года в прошлом году продавались в России и за ее пределами гораздо дороже. Так что эту покупку можно считать удачной.

Эти торги интересны не только многомиллионными топ-продажами. Не менее жаркая борьба происходила и в среднем, и в нижнем ценовых сегментах, а результаты в разы превышали первоначальные оценки. Таким, например, вышел торг за эскиз костюма Стражника работы И. Я. Билибина (лот 43): в соревновании заочной ставки и телефона финальная цена выросла более чем в 5 раз относительно старта в 30 000 рублей — до 160 000 рублей, после чего работа отправилась к покупателю на телефоне.

Интересной вышла борьба за рисунки Татьяны Мавриной (лоты 102 и 103): со стартовых 11 000 (вместо 6 000 заявленных в каталоге) они были проданы за 29 000 (в 15 шагов!) и 22 000 рублей покупателю на телефоне и по заочной ставке соответственно.

Втрое (или близко к этому) выше эстимейта были проданы «Лунная дорожка. Лодка» Юрия Кугача (лот 111 ): результат 340 000 при старте 115 000 рублей; «Букет первоцветов с цикламенами и фиалками» Николая Трошина (лот 115): на финише 70 000 рублей при старте 25 000; рисунок Юрия Пименова «Новая Москва» (лот 116):  результат 80 000 рублей, старт — 30 000.

Удивительно, но в этот раз в ходе аукциона, продолжавшегося чуть менее двух часов, почти не было видимых спадов покупательской активности, провисаний, традиционно наступающих в середине торгов и повторяющихся к концу аукциона. Продолжали покупать и торговаться до самого конца. Так, почти 20 шагов не желали уступать друг другу заочный покупатель, телефон и зал пейзаж «Летний закат» Ю. Кугача (лот 135). В итоге, работа ушла в зал за 80 000 рублей со старта в 30 000.

Подытоживая все вышеописанное, можно сказать, что Кабинетъ организовал по-настоящему успешный аукцион. Этому способствовала хорошая работа с каталогом, лоты которого подобраны соответственно ожиданиям потенциальных покупателей и с пониманием того, что и по какой цене может быть востребовано. Хотелось бы отметить и отличную организацию самого процесса торгов — работу аукциониста и представителей аукционного дома, внимание к нуждам и потребностям посетителей — например, очень удачным и удобным для участников аукциона решением стал выпуск краткой версии аукционного каталога, содержащего информацию обо всех топ-лотах торгов 23 апреля (и «живопись и графика», и «книги»), а также анонс будущих аукционов.

Бытует мнение, что российские аукционы не чета зарубежным: дескать, рекордов нет и вообще все плохо продается, так зачем же отдавать нашим хорошие работы? И денег не получишь, и аукционную историю картине подпортишь. Вот и получается замкнутый круг: плохо продается потому, что продавать из каталогов, организуемых по остаточному принципу, особо нечего, а хороших работ нет потому, что плохо продается.

Вчерашний живописный аукцион «Кабинета» доказывает обратное: если есть достойный предмет для торга, есть и продажи, и рекорды. Кстати, о рекордах: 61 % проданных лотов — это рекордная цифра, на 15 % (!) выше среднего уровня продаж по лотам на живописных аукционах и в живописных стрингах на нашем рынке в 2013 году. Вот так-то!

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20130425_kabinet_painting.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20130425_kabinet_painting.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


  • 15.02.2019 Аукцион антикварных открыток № 5 21 февраля 2019 года аукционный дом «Русская эмаль» проводит очередные филокартические торги, в коллекцию которых вошло без малого 350 лотов
  • 15.02.2019 В Литфонде только редкости… 21 февраля Аукционный дом «Литфонд» проведет очередной аукцион, на который выставлено 400 лотов редких книг, автографов, рукописей, исторических бумаг, фотографий, открыток, плакатов
  • 15.02.2019 Результаты AI Аукциона № 265 Продали 55 %. Покупали Москва, Пермь, Екатеринбург, Владивосток, Иркутск
  • 13.02.2019 От Репина и Кустодиева до Зверева и Бахчаняна 14 февраля аукционный дом «Литфонд» проведет торги живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В каталоге аукциона 257 лотов XIX — начала XXI века
  • 12.02.2019 Открыты 265-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов — это одиннадцать живописных работ, пять листов оригинальной и два — печатной графики и две композиции, выполненные в смешанной технике
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх