- Зверев?
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"
- С.Б.Краснов, "Вознесение церкви", картина художника с мировым именем
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
Итоги — 2014. Аукционы — передовики русского рынка
ARTinvestment.RU 14 января 2015
Распределение русских аукционов в сегменте живописи и графики по объемам продаж в 2014 году
Правила просты: места в нашем традиционном годовом списке передовиков русского аукционного рынка, из которых мы берем первую десятку, распределены в порядке убывания объема продаж в деньгах. Как обычно, мы выделяем и ранжируем только сегмент ИЗО — продажи живописи и графики. Обратите внимание, что показывающие очень достойные обороты книги, монеты, ордена, предметы ДПИ, иконы остаются за рамками данного исследования. В противном случае список участников и распределение мест были бы совсем иными. В целом в этот раз мы сделали все как обычно, кроме одного: в этом году мы решили не публиковать цифры оборотов по каждому конкретному аукционному дому — по пожеланиям ряда участников. Поэтому воспринимайте список не как рейтинг, а как пьедестал. А на его ступенях, как известно, обороты не пишут, значение имеют только занятые места.
Итак, вот как выглядит, по нашей версии, пьедестал почета 2014 года в аукционном сегменте ИЗО:
1. «СОВКОМ»
2. «Кабинетъ»
3. VLADEY
4. АI Аукцион
5. «Три века»
6. «Магнум Арс»
7. «В Никитском»
8. «Русская эмаль»
9. «Антиквариум»
10. «ВЕАД»
В этот раз наблюдается довольно тесная корреляция между долей проданных лотов и оборотом в деньгах. Само существование этой взаимосвязи говорит о качестве каталогов. Раньше бывало так, что, условно, аукцион лотов продавал мало, но одна-две сделки по сверхвысоким ценам формально могли вывести его в число лидеров по деньгам. И наоборот. На сей раз все вышло справедливо и объективно. В тройке лидеров самый лучший среднегодовой процент продаж по живописи и графике — 67,6 % — показал занимающий первое место по обороту в деньгах «Совком». У «Кабинета» средний показатель продаж — 50,7 %, а у VLADEY достиг 63,5 %.
Для ориентира: средний по нашему аукционному рынку процент продаж в сегменте живописи и графики составил 40,6 %. Отдельно по живописи — 35,7 %, по графике — 45,5%. Так что все, что выше, — это уже успех.
Вопреки прошлогодним ожиданиям 2014-й аукционный год по сравнению с 2013-м (см. на AI: «Аукционные дома — передовики русского рынка 2013 года») выдался куда более сложным. Суммарные аукционные продажи в сегменте изо в 2014-м составили 539,7 миллиона рублей (или почти 14 миллионов долларов в пересчете по среднегодовому курсу). Для сравнения: годом ранее русские аукционы наторговали в этом сегменте почти на 681 миллион рублей, что по тому курсу составляло около 20,8 миллионов долларов. То есть годовое падение продаж составило почти 7 миллионов долларов.
На первый взгляд динамика выглядит удручающе. Но если начать разбираться, то фундаментально всё не так уж плохо. И вполне объяснимо.
Начнем с того, что в 2013 году почти 30 % годового объема аукционных продаж года обеспечила реализация лишь десяти самых дорогих картин. В те времена, напомню, была и «Рыночная площадь в Угличе» К. Ф. Юона за 2,4 миллиона долларов, и «Орфей» К. С. Петрова-Водкина почти за миллион долларов (см. на AI: «Рынок русского искусства — 2013. Предварительные цифры»). А в 2014 году таких феноменальных продаж, вытягивающих всю статистику рынка, вообще не было. Ни одной картине даже близко не удалось приблизиться к миллиону. Самая дорогая картина на внутренних аукционах 2014 года, напомню, это «№ 5 из серии “Под снегом”» И. И. Кабакова за 627 тысяч долларов (см. на AI: «Итоги — 2014. Топ-10 работ на аукционах в России»). Для сравнения: суммарно 10 самых дорогих картин 2014 года стоили примерно столько же, сколько одна рекордная «Рыночная площадь в Угличе» Юона в 2013 году. Получается, что невысокие цифры 2014 года отчасти объясняются тем, что рынку отчаянно не хватило лотов-миллионников. Хотя бы пары прежних Юонов.
А не хватило их еще и потому, одна за прошлый год рынок лишился сразу несколько кузниц миллионных рекордов, как проверенных, так и потенциальных. Напомню, что из участников рейтинга 2013 года мы уже недосчитались «Русских сезонов» (питерский дом, способный на сенсации, приостановил свою работу), «Знакъ-Арта» (не проводил торги в 2014 году), «РАДа» (аукцион, способный на многое, свернул свое антикварное направление) и «Литкабинета» (после успешных торгов по мультипликационной графике аукцион больше не проводил торгов). Увы, в будущем году мы недосчитаемся еще и легендарного «Шишкина», который провел в 2014 году, вероятно, свои заключительные торги в прежнем формате. Очень жаль. Надеемся, что они однажды вернутся.
Вместе с тем было и за кого порадоваться. Многие аукционы в ушедшем году удержали и даже усилили свои позиции. Так, «Совком», чуть уступивший в 2013 году «Кабинету», в этот раз занял все-таки первое место в результате двух тщательно подготовленных и очень успешных торгов. В свою очередь аукцион VLADEY, за год поднявшийся с 4-го на 3-е место, подтвердил, что его успех в сегменте современного искусства опирается не на «ручное управление», а на системные факторы. На целых шесть мест продвинулся вверх дом «Три века» — молодцы. Да и за дебютантов рейтинга грех не порадоваться: на 4-м и 9-м местах разместились соответственно аукцион ARTinvestment.RU и «Антиквариум».
Продолжим. Что еще помешало в прошлом году удержать прежнюю позитивную динамику? Почему после прежних 20,8 миллионов получилось всего 14, а не 25, например? За ответом ходить далеко не надо: угнетающий эффект санкций отрицать бессмысленно. И речь не только о падении курса рубля — в конце концов, рубль рухнул лишь под самый конец года. А вот куда более опасная неопределенность началась еще в марте. Так, с середины марта индекс покупательской активности в сегменте русского искусства ARTIMXba-RUS упал 67 до 58 пунктов — это очень серьезное падение (учитывая, что в мире покупательская активность наоборот росла). К чему ведет эта неопределенность? Сначала покупатели резко впадают в задумчивость: стоит ли тратить деньги сейчас или дождаться, пока жизнь дожмет продавцов и заставит сильно снизить цены? Следом начинают «дергаться» и продавцы: стоит ли продавать на фоне ухудшающейся конъюнктуры или лучше дождаться лучших времен? Ответа нет. Вдобавок многие покупатели и продавцы предпочитают пережидать сложные времена подальше от дома, и перестают заключать сделки на российских аукционах. Итог — ощутимое снижение и качества предложения, и покупательской активности. В первую очередь это произошло в среднем и высшем среднем ценовых сегментах, тогда как в начальном ценовом диапазоне жизнь не замирала даже летом — ему все нипочем, мы сами проверяли.
Ладно, с санкциями понятно. Но что еще так сильно повлияло на рынок? Думаю, что в какой-то степени формальное падение рынка в деньгах связано с его продолжающейся структурной перестройкой. В последние годы мы становимся свидетелями усиления класса хорошо информированных покупателей. Сегодня люди все чаще склонны принимать очень взвешенные решения: действовать без суеты, проверять информацию, проявлять требовательность к качеству экспертизы, сверяться с базами данных аукционных результатов. Прежней беспечности, ситуаций в которых кто-то что-то мог лихо «впарить» под красивые разговоры об инвестиционной привлекательности, стало объективно меньше. В таких условиях валовые показатели продаж предсказуемо падают. Если перевести это на язык метафор, то представьте, что покупатели некоего супермаркета вдруг прозрели. И вместо того, чтобы, как прежде, сметать с полок привозной товар, стали внимательно читать состав на этикетках, обращать внимание на сроки годности, требовать сертификаты соответствия, интересоваться условиями хранения и задавать множество правильных вопросов работникам в торговом зале. Жуть, конечно, но вариантов нет. Чтобы не закрыться, владельцам супермаркета придется менять ассортимент, корректировать цены, гибко и без снобизма выстраивать отношения со своей аудиторией. То есть в конечном счете супермаркетам придется становиться более конкурентоспособными. Примерно то же самое сейчас происходит и на аукционном рынке, которому приходится перестраиваться и подстраиваться под новые запросы в непростых экономических условиях. Но в конце концов эта назревшая болезненная перестройка не будет длиться вечно. Дела рано или поздно пойдут на поправку. А в среднесрочном периоде это приведет к формированию более устойчивого рынка, основанного на уважении к разбирающимся покупателям.
Дополнительно по теме см. на AI:
«Итоги — 2014. Самые дорогие художники орбиты русского искусства в мире»
«Итоги — 2014. Топ-10 работ на аукционах в России»
«Аукционные дома — передовики русского рынка 2013 года»
«Что нам стоит дом построить? Аукционный, да по искусству»
«Рынок русского искусства — 2013. Предварительные цифры»
https://artinvestment.ru/invest/rating/20150114_rating.html
https://artinvestment.ru/en/invest/rating/20150114_rating.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 28.03.2024 Анонсирован второй выпуск нижегородской ярмарки «Контур» Смотр пройдет в мае
- 27.03.2024 Не стало Ричарда Серра Американскому скульптору-минималисту было 85 лет
- 27.03.2024 Самые громкие продажи ярмарки Art Basel Hong Kong Дороже остальных ушла работа Виллема де Кунинга, проданная за $9 млн
- 25.03.2024 Суд Нью-Йорка обязал Sotheby’s раскрыть имена продавца и покупателя картины Тьеполо Работа может стать предметом иска о реституции
- 25.03.2024 Опубликован рейтинг мировой музейной посещаемости The Art Newspaper Россию в топ-10 представляет Государственный Эрмитаж
- 28.03.2024 На торги Im Kinsky выставили работу Густава Климта Эстимейт картины составляет €30–50 млн
- 26.03.2024 На посвященных современному искусству торгах Artnet установлен новый рекорд «Рекордсменом» стал Кикуо Сайто, американский абстракционист с японскими корнями
- 22.03.2024 Подборку из 200 работ Ман Рэя продают на Christie’s Их суммарный эстимейт составляет €2,4–3,5 млн
- 22.03.2024 Итоги AI Аукциона № 522 Общая выручка составила 15,1 млн рублей
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 12.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 2 Продолжение обзорного материала по сегодняшним реалиям и перспективам применения искусственного интеллекта в мире искусства
- 11.03.2024 Открыт 205-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Семёна Агроскина, Константина Батынкова, Елены Бочаровой, Игоря Воложанина, Наталии Вяткиной, Елены Епифановой, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Заикина, Наталии Земляной, Марины Лейзгольд, Сергея Максютина, Игоря Снегура
- 10.03.2024 Открыты 521-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 8 листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 08.03.2024 Художницы «русской орбиты» в 2023 году AI анализирует самые успешные сделки с произведениями прекрасной половины человечества на российских и зарубежных аукционах
- 05.03.2024 Artnet Intelligence Report 2024: ностальгия по Полу Аллену и самый дорогой Ленин За шесть лет с момента первого выпуска отчет ведущей аналитической компании прошел путь от формата «не пришей кобыле хвост» до незаменимого спутника современного коллекционера
- 26.03.2024 Орсе отмечает 150-летие импрессионизма проектом с виртуальной составляющей Проект рассказывает историю того, как художники-новаторы добивались признания публики
- 19.03.2024 В Русском музее на днях открывается выставка «Рисунки и акварели передвижников» В экспозицию войдет около 100 графических работ
- 19.03.2024 Выставку «Александр Дейнека. Курская аномалия» готовят в парке «Зарядье» Посетители увидят «Тройку» Дейнеки, не выставлявшуюся около 30 лет
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн
- Зверев?
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"
- С.Б.Краснов, "Вознесение церкви", картина художника с мировым именем
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника