Итоги — 2014. Аукционы — передовики русского рынка
ARTinvestment.RU   14 января 2015

Распределение русских аукционов в сегменте живописи и графики по объемам продаж в 2014 году

Правила просты: места в нашем традиционном годовом списке передовиков русского аукционного рынка, из которых мы берем первую десятку, распределены в порядке убывания объема продаж в деньгах. Как обычно, мы выделяем и ранжируем только сегмент ИЗО — продажи живописи и графики. Обратите внимание, что показывающие очень достойные обороты книги, монеты, ордена, предметы ДПИ, иконы остаются за рамками данного исследования. В противном случае список участников и распределение мест были бы совсем иными. В целом в этот раз мы сделали все как обычно, кроме одного: в этом году мы решили не публиковать цифры оборотов по каждому конкретному аукционному дому — по пожеланиям ряда участников. Поэтому воспринимайте список не как рейтинг, а как пьедестал. А на его ступенях, как известно, обороты не пишут, значение имеют только занятые места.

Итак, вот как выглядит, по нашей версии, пьедестал почета 2014 года в аукционном сегменте ИЗО:

1. «СОВКОМ»
2. «Кабинетъ»
3. VLADEY
4. АI Аукцион
5. «Три века»
6. «Магнум Арс»
7. «В Никитском»
8. «Русская эмаль»
9. «Антиквариум»
10. «ВЕАД»

В этот раз наблюдается довольно тесная корреляция между долей проданных лотов и оборотом в деньгах. Само существование этой взаимосвязи говорит о качестве каталогов. Раньше бывало так, что, условно, аукцион лотов продавал мало, но одна-две сделки по сверхвысоким ценам формально могли вывести его в число лидеров по деньгам. И наоборот. На сей раз все вышло справедливо и объективно. В тройке лидеров самый лучший среднегодовой процент продаж по живописи и графике — 67,6 % — показал занимающий первое место по обороту в деньгах «Совком». У «Кабинета» средний показатель продаж — 50,7 %, а у VLADEY достиг 63,5 %.

Для ориентира: средний по нашему аукционному рынку процент продаж в сегменте живописи и графики составил 40,6 %. Отдельно по живописи — 35,7 %, по графике — 45,5%. Так что все, что выше, — это уже успех.

Вопреки прошлогодним ожиданиям 2014-й аукционный год по сравнению с 2013-м (см. на AI: «Аукционные дома — передовики русского рынка 2013 года») выдался куда более сложным. Суммарные аукционные продажи в сегменте изо в 2014-м составили 539,7 миллиона рублей (или почти 14 миллионов долларов в пересчете по среднегодовому курсу). Для сравнения: годом ранее русские аукционы наторговали в этом сегменте почти на 681 миллион рублей, что по тому курсу составляло около 20,8 миллионов долларов. То есть годовое падение продаж составило почти 7 миллионов долларов.

На первый взгляд динамика выглядит удручающе. Но если начать разбираться, то фундаментально всё не так уж плохо. И вполне объяснимо.

Начнем с того, что в 2013 году почти 30 % годового объема аукционных продаж года обеспечила реализация лишь десяти самых дорогих картин. В те времена, напомню, была и «Рыночная площадь в Угличе» К. Ф. Юона за 2,4 миллиона долларов, и «Орфей» К. С. Петрова-Водкина почти за миллион долларов (см. на AI: «Рынок русского искусства — 2013. Предварительные цифры»). А в 2014 году таких феноменальных продаж, вытягивающих всю статистику рынка, вообще не было. Ни одной картине даже близко не удалось приблизиться к миллиону. Самая дорогая картина на внутренних аукционах 2014 года, напомню, это «№ 5 из серии “Под снегом”» И. И. Кабакова за 627 тысяч долларов (см. на AI: «Итоги — 2014. Топ-10 работ на аукционах в России»). Для сравнения: суммарно 10 самых дорогих картин 2014 года стоили примерно столько же, сколько одна рекордная «Рыночная площадь в Угличе» Юона в 2013 году. Получается, что невысокие цифры 2014 года отчасти объясняются тем, что рынку отчаянно не хватило лотов-миллионников. Хотя бы пары прежних Юонов.

А не хватило их еще и потому, одна за прошлый год рынок лишился сразу несколько кузниц миллионных рекордов, как проверенных, так и потенциальных. Напомню, что из участников рейтинга 2013 года мы уже недосчитались «Русских сезонов» (питерский дом, способный на сенсации, приостановил свою работу), «Знакъ-Арта» (не проводил торги в 2014 году), «РАДа» (аукцион, способный на многое, свернул свое антикварное направление) и «Литкабинета» (после успешных торгов по мультипликационной графике аукцион больше не проводил торгов). Увы, в будущем году мы недосчитаемся еще и легендарного «Шишкина», который провел в 2014 году, вероятно, свои заключительные торги в прежнем формате. Очень жаль. Надеемся, что они однажды вернутся.

Вместе с тем было и за кого порадоваться. Многие аукционы в ушедшем году удержали и даже усилили свои позиции. Так, «Совком», чуть уступивший в 2013 году «Кабинету», в этот раз занял все-таки первое место в результате двух тщательно подготовленных и очень успешных торгов. В свою очередь аукцион VLADEY, за год поднявшийся с 4-го на 3-е место, подтвердил, что его успех в сегменте современного искусства опирается не на «ручное управление», а на системные факторы. На целых шесть мест продвинулся вверх дом «Три века» — молодцы. Да и за дебютантов рейтинга грех не порадоваться: на 4-м и 9-м местах разместились соответственно аукцион ARTinvestment.RU и «Антиквариум».

Продолжим. Что еще помешало в прошлом году удержать прежнюю позитивную динамику? Почему после прежних 20,8 миллионов получилось всего 14, а не 25, например? За ответом ходить далеко не надо: угнетающий эффект санкций отрицать бессмысленно. И речь не только о падении курса рубля — в конце концов, рубль рухнул лишь под самый конец года. А вот куда более опасная неопределенность началась еще в марте. Так, с середины марта индекс покупательской активности в сегменте русского искусства ARTIMXba-RUS упал 67 до 58 пунктов — это очень серьезное падение (учитывая, что в мире покупательская активность наоборот росла). К чему ведет эта неопределенность? Сначала покупатели резко впадают в задумчивость: стоит ли тратить деньги сейчас или дождаться, пока жизнь дожмет продавцов и заставит сильно снизить цены? Следом начинают «дергаться» и продавцы: стоит ли продавать на фоне ухудшающейся конъюнктуры или лучше дождаться лучших времен? Ответа нет. Вдобавок многие покупатели и продавцы предпочитают пережидать сложные времена подальше от дома, и перестают заключать сделки на российских аукционах. Итог — ощутимое снижение и качества предложения, и покупательской активности. В первую очередь это произошло в среднем и высшем среднем ценовых сегментах, тогда как в начальном ценовом диапазоне жизнь не замирала даже летом — ему все нипочем, мы сами проверяли.

Ладно, с санкциями понятно. Но что еще так сильно повлияло на рынок? Думаю, что в какой-то степени формальное падение рынка в деньгах связано с его продолжающейся структурной перестройкой. В последние годы мы становимся свидетелями усиления класса хорошо информированных покупателей. Сегодня люди все чаще склонны принимать очень взвешенные решения: действовать без суеты, проверять информацию, проявлять требовательность к качеству экспертизы, сверяться с базами данных аукционных результатов. Прежней беспечности, ситуаций в которых кто-то что-то мог лихо «впарить» под красивые разговоры об инвестиционной привлекательности, стало объективно меньше. В таких условиях валовые показатели продаж предсказуемо падают. Если перевести это на язык метафор, то представьте, что покупатели некоего супермаркета вдруг прозрели. И вместо того, чтобы, как прежде, сметать с полок привозной товар, стали внимательно читать состав на этикетках, обращать внимание на сроки годности, требовать сертификаты соответствия, интересоваться условиями хранения и задавать множество правильных вопросов работникам в торговом зале. Жуть, конечно, но вариантов нет. Чтобы не закрыться, владельцам супермаркета придется менять ассортимент, корректировать цены, гибко и без снобизма выстраивать отношения со своей аудиторией. То есть в конечном счете супермаркетам придется становиться более конкурентоспособными. Примерно то же самое сейчас происходит и на аукционном рынке, которому приходится перестраиваться и подстраиваться под новые запросы в непростых экономических условиях. Но в конце концов эта назревшая болезненная перестройка не будет длиться вечно. Дела рано или поздно пойдут на поправку. А в среднесрочном периоде это приведет к формированию более устойчивого рынка, основанного на уважении к разбирающимся покупателям.

Дополнительно по теме см. на AI:

«Итоги — 2014. Самые дорогие художники орбиты русского искусства в мире»

«Итоги — 2014. Топ-10 работ на аукционах в России»

«Аукционные дома — передовики русского рынка 2013 года»

«Что нам стоит дом построить? Аукционный, да по искусству»

«Рынок русского искусства — 2013. Предварительные цифры»

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/rating/20150114_rating.html
https://artinvestment.ru/en/invest/rating/20150114_rating.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


  • 18.01.2019 Итоги AI Аукциона № 261 Продано 50 % лотов. Покупали Москва, Санкт-Петербург, Люберцы, Владивосток
  • 18.01.2019 Букинистические шедевры на 137-м аукционе «Литфонда» 24 января Аукционный дом «Литфонд» проведет торги, на которых выставлены редкие книги, рукописи и автографы, фотографии и плакаты, эстампы и увражи, открытки и исторические документы: всего 400 лотов на общую сумму свыше 30 000 000 рублей
  • 17.01.2019 Редкие и ценные издания на 136-м аукционе «Литфонда» 19 января Аукционный дом «Литфонд» проведет торги, на которых представлены антикварные и букинистические книги, автографы, фотографии и открытки
  • 15.01.2019 Открыты 261-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов — это четыре живописные работы, восемь листов оригинальной и три — печатной графики, две работы в смешанной технике, два изделия из фарфора и одна авторская фотография
  • 11.01.2019 Итоги AI Аукциона № 260 Покупатели — Москва, Сочи, Краснодар
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх