Аукционные дома — передовики русского рынка 2013 года
ARTinvestment.RU   10 января 2014

Годовой рейтинг русских аукционных домов по результатам в сегменте живописи и графики

Критерием нашего текущего ранжирования аукционов стал суммарный объем продаж в 2013 году каждого дома по отдельности, но только в сегменте живописи и графики. То есть если в рамках смешанного аукциона торговались стринги ДПИ, книг и пр., то в зачет мы брали только стоимость реализованной живописи и графики. В основу подсчетов легли наши собственные данные — преимущественно статистика от корреспондентов ARTinvestment.RU из залов, где проводились торги. Несколько предварительных замечаний: 1) итоги торгов в Санкт-Петербурге учитывались по данным самих аукционов; 2) цены в валюте пересчитаны в рубли по курсу ЦБ на день торгов; 3) результат в зале может незначительно отличаться от официального результата аукциона, в котором учтены послеаукционные продажи и не учтены цены неоплаченных лотов; 4) все расчеты сделаны по ценам молотка, т.к. именно они фиксируются в зале. В итоге в списке собрались 13 передовиков русского аукционного рынка, обеспечивающих основные финансовые поступления в сегменте изобразительного искусства.

И вот к каким выводам мы пришли:

1. Основные игроки национального аукционного рынка за год показали суммарный объем продаж по живописи и графике почти в 681 миллион рублей — порядка 20,8 миллиона долларов, то есть примерно на уровне 2012 года. Ухудшения не было, но и прорыва не произошло. Всего в течение 2013 года в Москве и Санкт-Петербурге прошло более 34 значимых аукционных торгов со стрингами живописи и графики (точную цифру назвать довольно сложно, т. к., во-первых, в сугубо «книжных» аукционах встречается небольшое количество оригинальной и тиражной графики, а во-вторых, мы ставим своей целью проанализировать деятельность только тех домов, которые делают погоду на отечественном рынке живописи и графики).

2. Почти 30 % российского объема аукционных продаж 2013 года (почти 203,3 миллиона рублей) обеспечила реализация лишь десяти самых дорогих картин (см. на AI: «Рынок русского искусства — 2013. Предварительные цифры»). Если, конечно, слово «лишь» здесь можно считать уместным.

3. Лидером личного зачета довольно предсказуемо стал аукцион «Кабинетъ» с суммарными продажами в сегменте живописи и графики более чем на 141 миллион рублей. Впрочем, догадаться, кто будет первым, можно было еще до формального подсчета. «Кабинетъ» — аукцион-труженик: за год он провел целых 5 торгов, посвященных изобразительному искусству или включающих соответствующие стринги. Это много, примерно по аукциону каждые полтора месяца с учетом ограниченной продолжительности делового сезона.

Рейтинг русских аукционов в сегменте живописи и графики по итогам 2013 года

 

Аукционный дом

Результат в сегменте ИЗО,
рублей

1

«Кабинетъ»

141 311 200

2

«Совком»

126 099 000

3

«Русская эмаль»

93 262 550

4

«VLADEY»

71 703 450

5

«Русские сезоны»

64 824 500

6

«ВЕАД»

37 387 310

7

«Знакъ-Арт»

35 497 000

8

«Магнум Арс»

33 325 800

9

«Дом антикварной книги в Никитском»

29 055 200

10

«Три века»

21 040 000

11

«РАД»

13 924 000

12

«Шишкин»

10 916 500

13

«Литкабинет»

2 603 000

 

   

 

Итого:

680 949 510

4. В целом годовой средний процент продаж на аукционах по изобразительному искусству в России составил около 37 %. Рекорд года по этому показателю установил аукцион VLADEY: 23 мая было распродано 73,6 % каталога. 17 октября VLADEY почти повторил это достижение, продав почти 69 % лотов. На третьем месте — аукцион «Кабинетъ» 23 апреля: 61 % проданных лотов.

5. «Самый быстрый круг» (в терминах «Формулы 1») продемонстрировал аукционный дом «Русская эмаль», занявший в зачете по объему продаж лишь третье место: именно на этом аукционе был установлен рекорд 2013 года (а одновременно и рекорд для всего национального аукционного рынка) — 76 миллионов рублей за темперу на бумаге Константина Юона «Рыночная площадь в Угличе». Собственно, одна эта сделка и обеспечила львиную долю оборота «Русской эмали», на всей остальной живописи и графике они собрали немногим более 17 миллионов рублей.

6. Единственный, кто реально наступал в 2013 году на пятки «Кабинету» по сборам, — это «Совком», еще один старейшина русского аукционного рынка. Годовые продажи последнего превышают 126 миллионов рублей. Отставание же остальных участников рынка от первой тройки существенно больше.

7. Несколько аукционов-новичков не просто вошли в список заметных участников рынка, но и расположились ближе к середине «турнирной таблицы». В частности, «живописные» торги «Дома антикварной книги в Никитском» обеспечили ему девятое место в рейтинге, Восточно-Европейский Антикварный Дом занял шестое место, а на четвертом расположился и вовсе дебютант публичных торгов — аукцион VLADEY, специализирующийся на современном и послевоенном искусстве. За два проведенных в 2013 году аукциона VLADEY собрал более 71 миллиона рублей — лучший старт за весь период наблюдений.

8. Самым результативным аукционом 2013 года стала «Русская эмаль» 18 мая с результатом по живописи в 90 миллионов рублей. На втором месте — «Совком» 24 октября с результатом 73,4 миллиона. А на третьем — «Русские сезоны» 19 мая, собравшие почти 65 миллионов рублей.

9. В России рынок живописи и графики превосходит очень живой книжный рынок. Для сравнения: годовой объем продаж на аукционном букинистическом рынке составляет примерно 508 миллионов рублей против 681 миллиона рублей у живописи. Хотя со стороны может показаться, что по финансам букинистический рынок у нас уже превосходит живописный. Этот «оптический обман», вероятно, обусловлен тем, что покупательская активность (процент купленных лотов) и интенсивность борьбы на рынке антикварных книг и рукописей действительно заметно превосходит соответствующие показатели для рынка живописи и графики.

  • Аукционные дома — передовики русского рынка 2013 года

Если с итогами все более-менее понятно, то в части прогнозов у участников рынка единства не наблюдается. Так, умеренные оптимисты (назовем их по аналогии с фондовым рынком «арт-быками») обращают внимание, что график индикатора покупательской активности в сегменте русского искусства ARTIMXba-RUS с сентября 2013 года демонстрирует ощутимый рост. По опыту это свидетельствует о том, что примерно в марте — апреле (через полгода после начала роста покупательской активности) должен начаться рост цен. Таким образом, есть надежда, что рынок стоит на пороге оживления. Если не будет форс-мажоров.

Напротив, осторожные пессимисты, или «арт-медведи», обращают внимание, что покупки на аукционах — вещь во многом настроенческая. Поэтому результаты торгов часто созвучны общей экономической ситуации и «видам на будущее» с точки зрения покупателей. А в части оценки экономических перспектив нас пугают все, кому ни лень: и эксперты инвестиционных компаний, и специалисты Высшей школы экономики, и представители Минэкономразвития. Замедление роста, траектория «от стагнации к рецессии», плавное ослабление рубля, снижение инвестиций, рост безработицы — вот с каким настроением нам предлагают начинать 2014 год многочисленные эксперты.

Утешает, впрочем, то, что, как показывает практика, никто на самом деле достоверно ничего не знает. Поэтому экспертные мнения — это не диагноз, а скорее возможные сценарии и приглашение обсудить их развитие. Покупатели на рынке искусства не насквозь рациональны. Поэтому полной корреляции между состоянием экономики и склонностью к покупкам никогда не наблюдалось. Того, кто перегорел, все равно уже не подожжешь никакими хорошими экономическими новостями. Как, впрочем, и наоборот: стоит появиться волне новых увлеченных покупателей, и на аукционах их не остановят никакие прогнозы Минэкономразвития.

Вообще же 2013 год в очередной раз подтвердил, что как торговому формату аукционам ничего не угрожает. Одни фирмы-устроители становятся сильнее, другие — слабее, но в целом популярность русских аукционов продолжает расти как у сдатчиков, так и у коллекционеров. И, честно говоря, на ум не приходит ни одной причины, по которой этот вектор может измениться в 2014 году.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20130110_10_top_auctions.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20130110_10_top_auctions.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 20.09.2019 Итоги аукциона «Совком» 19 сентября 2019 года В зале на Щепкина, 28, завершились 154-е торги класса «аукцион сезона». Результаты по всем лотам уже внесены в нашу базу. А о том, что происходило в зале, — читайте в репортаже AI
  • 17.09.2019 «Русская эмаль» открывает новый аукционный сезон Торги русского и западноевропейского искусства состоятся 21 сентября 2019 года. В каталоге — 568 лотов: живопись и графика, серебро, фарфор и пр.
  • 17.09.2019 Открыты 296-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это девять живописных работ, семь листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и один фарфоровый объект
  • 13.09.2019 Итоги AI Аукциона №295 Продано 50%: советское искусство, шестидесятники и современное. В торгах в этот раз победили исключительно коллекционеры из двух столиц
  • 10.09.2019 Открыты 295-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это двенадцать живописных работ, пять листов оригинальной графики, одна работа в смешанной технике, одна фарфоровая тарелка и одна скульптура
  • 13.08.2019 Арт-рынок в первом полугодии 2019. Версия Artprice Краткие выдержки и основные цифры из традиционного обзора портала Artprice о состоянии мирового арт-рынка
  • 09.08.2019 Почему конфискованные картины не нужно отправлять в музеи По следам новости об отправке в музей «Новый Иерусалим» изъятых властями картин Жанны Буллок было несколько звонков с вопросом: «А почему именно в этот музей?» Действительно, почему?
  • 09.07.2019 Художник недели. Николай Иванович Фешин Ныне считающийся русским американцем художник эмигрировал в США из России в 1923 году уже состоявшимся мастером. Его прежний преподаватель Илья Репин в конце жизни называл Фешина самым талантливых из современных русских живописцев
  • 27.06.2019 Художник недели. Василий Поленов 17 октября 2019 года в Новой Третьяковке откроется выставка «Василий Поленов», которая заведомо обречена стать блокбастером наряду с «Валентином Серовым» и «Ильей Репиным». Осенью о художнике начнут писать все наперебой. Так что придется чуть заранее
  • 13.06.2019 Отыскать шедевр на барахолке: «секретная технология» или «ошибка выжившего»? Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх