«Русская эмаль» отпраздновала юбилей династии Романовых аукционом
ARTinvestment.RU 16 апреля 2013
Тематический аукцион «400 лет дому Романовых» прошел при большом количестве заочных ставок, умеренной активности телефона и зала и прекрасной погоде
В минувшую субботу, 13 апреля, в первый по-настоящему весенний московский день в аукционном доме «Русская эмаль» состоялись тематические торги «400 лет дому Романовых». Скорее всего, именно весеннее солнце помешало многим добраться на Гоголевский бульвар, но незримое присутствие этих поклонников монархической темы чувствовалось благодаря обилию оставленных ими заочных ставок. Больше всего лотов было продано именно заочным покупателям — 60 (57,7 % от выставленных на торги). В зале собралось около пятнадцати человек, но активно покупали двое-трое — и в итоге очным покупателям досталось 19 лотов (18,3 %). Телефонных ставок тоже было предостаточно (как заметил ведущий, за городом по телефону торговаться ох как хорошо) — к этой категории покупателей ушли 25 лотов (24 %). Всего же из 208 лотов была продана ровно половина — 104.
Юбилей династии Романовых — тема нынче актуальная. В государственных музеях вроде ГИМа, Русского музея и Музея Пушкина проходят приуроченные к этому событию выставки, а в аукционных домах — тематические торги. В «Кабинете» по случаю 400-летия династии в марте торговали орденами и медалями. В каталоги букинистических аукционов в Никитском переулке неоднократно включались тематические «романовские» стринги. А «Русская эмаль» решила пойти еще дальше — предложить в рамках одного аукциона вперемешку живопись, графику, фарфор, бронзовые скульптуры, фотографии и автографы царственных особ. Задумка, безусловно, смелая.
Юбилей юбилеем, но так ли много коллекционеров, целенаправленно собирающих императорскую меморабилию? Безусловно, императорский провенанс способен удвоить или даже утроить эстимейт предмета. Но речь идет прежде всего о предметах, находившихся в личном пользовании Романовых (зонтик Александры Фёдоровны, лыжи цесаревича Алексея, столик Николая I и т. п.). Другое дело — вещи, связанные с Романовыми лишь косвенно: их бюстики, статуэтки, гравюры и портреты, которые покупали дворяне для украшения интерьера и демонстрации своей лояльности царской семье. Здесь однозначные выводы сделать сложней. И тем показательней был аукцион «Русской эмали», где предлагались в основном предметы из второй категории.
Оказалось, что такие предметы тоже пользуются спросом. Покупают и гравюры с портретами Романовых, и статуэтки, и табакерки, и пасхальные фарфоровые яйца с монограммами. Впрочем, из топ-лотов был продан только один — картина Клавдия Лебедева «Царевич Пётр Алексеевич и дьяк Зотов» (лот 12). Телефонный покупатель приобрел эту работу, участвовавшую в выставке передвижников, по нижнему эстимейту, за 9,9 миллиона рублей. На другие топ-лоты — картину баталиста Александра Васильева, небольшой этюд Василия Поленова из коллекции Александра III, портрет Марии Фёдоровны кисти Владимира Маковского и портрет Александры Фёдоровны работы Якова Вебера, увы, претендентов не нашлось.
Почему — есть версии. Остановимся ненадолго на этюде Поленова. Холстов и работ маслом на дереве, больших и маленьких, этюдов и законченных произведений, на рынке довольно много — скажем, в базе AI живопись Поленова представлена 123 работами. Именно этот небольшой (9,8 х 17,3) этюд тоже уже имеет свою аукционную историю, и есть целый ряд референтных продаж, причем не только на крупных западных аукционах, но и у нас. Просто идеальный случай, когда в наличии все составляющие для определения справедливой рыночной цены, т. е. в нашем случае — эстимейта. А императорский провенанс — самый лучший мотив для торга. Увы, в данном случае все было кончено так и не начавшись: необъяснимо высокий эстимейт и стартовая цена стали причиной того, что работа, которая имела все шансы быть проданной, вернулась к прежнему владельцу. А портреты императриц или сцена проводов в Венгрию лейб-гвардии Финляндского полка великим князем Константином Николаевичем (сюжет картины А. Васильева) все же темы довольно специфичные.
Интересно было наблюдать за тем, как торговались за несколько больших гравюр с пейзажами Петергофа, Гатчины и Павловска (лоты 58, 61, 62, 63, 64, 68, 73; все — с эстимейтом 60–75 тысяч рублей). Офорты Степана Галактионова, Ивана Телегина, Андрея Ухтомского и Ивана Ческого, выполненные с живописных оригиналов Семёна Щедрина, приглянулись участнику в зале и телефонному покупателю, ставки которого принимала сотрудница аукционного дома. За первые несколько лотов этой серии шла борьба в несколько шагов. С какого-то момента участник в зале, видимо, понял, что телефонный покупатель не отступится, и решил по-джентльменски уступить оставшиеся гравюры даме, принимавшей телефонные ставки. Правда, гравюры были слегка рассеяны по каталогу, и когда дело дошло до последней, запал у прежних спорщиков иссяк. «Мы хотели все или не одной», — пояснил участник из зала. Телефон тоже промолчал. Так последний офорт этой серии и остался без покупателя.
Вообще, какой-то систематичности в покупках не наблюдалось. Работы одного и того же автора могли уйти с молотка или остаться непроданными. Автографы Марии Фёдоровны и Александра I (лоты 70, 93; оба — эстимейт 165–195 тысяч рублей) ушли заочным покупателям по нижнему эстимейту, а вот автографы великих князей Николая Павловича и Владимира Александровича и великих княгинь Марии Павловны и Елены Владимировны (лоты 118, 183, 184, 186) покупателей не нашли. Один гравированный портрет княгини Марии Николаевны покупают, а другой остается без внимания...
Хорошо разошлась фарфоровая и стеклянная посуда из императорских сервизов. Тарелка из сервиза ордена Св. Александра Невского (лот 25), заказанного Екатериной II, досталась торговавшемуся с заочкой телефонному покупателю за 165 тысяч рублей. Тарелка из Кремлевского сервиза Николая I (лот 115) ушла к заочному покупателю за 375 тысяч рублей. Почти полностью были распроданы предметы из собственного сервиза дворца «Коттедж» в Петергофе (лоты 122–130). Стеклянные бокалы из сервиза великого князя Михаила Николаевича (сына Николая I) ушли по заочной ставке за 66 тысяч рублей. А фарфоровая тарелка, входившая в приданое великой княжны Александры Николаевны (дочери Николая I), досталась заочному покупателю за 117 тысяч рублей.
Вряд ли кто-то мог предположить до аукциона, какой именно лот вызовет самую жаркую борьбу ставок. Это, похоже, стало большим сюрпризом и для организаторов. Гравированный «Портрет Е. И. Пугачева», выполненный неизвестным художником для издания А. С. Пушкина «История пугачевского бунта» (лот 41), стал предметом настоящей баталии между покупателем в зале и коллекционером по телефону. Стартовали с нижнего эстимейта 3300 рублей. Когда маленькими шажками биддеры дошли до 16 000, зал широким жестом сразу предложил 25 000, телефон, не задумываясь, поддержал: 26 000, зал — 35 000, телефон — 37 000, зал — 45 000… и так далее до 140 000 рублей! Победу своего коллеги зал приветствовал аплодисментами. Ведущий заметил, что следующий тематический аукцион, похоже, надо посвятить не царям, а бунтарям.
Признаемся, поначалу целый аукцион предметов, по большей части интересных довольно узкому кругу специалистов и любителей темы, нас удивил. Риск, конечно, дело благородное, но вряд ли стоило ждать, что в зале соберется только лишь «правильная» публика. И тем более радостно, что наши опасения не оправдались, — а это значит, что аукционная жизнь захватывает в свою орбиту все больше и больше людей, интересующихся не только искусством, но и отечественной историей. И результат по деньгам в 32 процента от среднего суммарного эстимейта можно безоговорочно назвать удачным, с чем мы и поздравляем устроителей торгов.
https://artinvestment.ru/invest/russia/20130416_rus_emal_romanovy.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20130416_rus_emal_romanovy.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 26.04.2024 Экономическая модель Центра Помпиду оказалась неустойчивой Это следует из результатов аудита, проведенного Счетной палатой Франции
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 26.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527 Общая выручка составила 17,9 млн рублей
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 26.04.2024 В Русском музее открылась выставка работ Ивана Вишнякова Многие из работ выдающегося мастера XVIII века зрители увидят впервые
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
Топ 24
- 1. Джефф Кунс$91,07 млн
- 2. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 3. Герхард Рихтер$46,3 млн
- 4. Цуй Жучжо$39,57 млн
- 5. Джаспер Джонс$36 млн
- 6. Эд Рушей$30,4 млн
- 7. Кристофер Вул$29,9 млн
- 8. Питер Дойг$28,81 млн
- 9. Фрэнк Стелла$28 млн
- 10. Ёсимото Нара$24,95 млн
- 11. Цзэн Фаньчжи$23,3 млн
- 12. Роберт Райман$20,6 млн
- 13. Дэмиен Херст$19,2 млн
- 14. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 15. Марк Гротьян$16,8 млн
- 16. Такаси Мураками$15,16 млн
- 17. KAWS$14,48 млн
- 18. Цзинь Шани$13,89 млн
- 19. БЭНКСИ$12,14 млн
- 20. Джон Каррен$12 млн
- 21. Брайс Марден$10,917 млн
- 22. Пьер Сулаж$10,6 млн
- 23. Чжан Сяоган$10,16 млн
- 24. Брюс Науман$9,9 млн