Art Investment

«Поэт вещей» шестидесятник Андрей Гросицкий

Старые водопроводные краны, трубы, штыки лопат и другие отжившие свой век атрибуты цивилизации трансформируются на его холстах в рифмы узоров

Магистральную тему шестидесятника Андрея Борисовича Гросицкого — метафизику предметного мира, картины-объекты — знают почти все любители послевоенного неофициального искусства. Художника не случайно называют «поэтом вещей». Отжившие свой век атрибуты цивилизации (краны, трубы, замки, лопаты) трансформируются на его холстах в рифмы узоров и причудливые метафоры. Впрочем, не вдаваясь в философскую составляющую его работ, определенно можно утверждать: во-первых, раз увидишь — ни с кем не спутаешь; во-вторых, это просто красиво без всяких объяснений.

Только что открывшаяся выставка «Восемьдесят. Археология взгляда» в Музее Москвы стала правильным подарком художнику к юбилею, который Гросицкий справил в прошлом году. Кстати, совсем не скажешь, что разменял девятый десяток. Выглядит на десять лет моложе, улыбчив, дружелюбен, по-прежнему работает. Ряд произведений на выставке датирован 2014–2015 годами. Получается, что в целом «Археология взгляда» вышла вполне ретроспективной, так как охватывает период от начала 1970-х до наших дней.

А семидесятые — как раз время появления нового Гросицкого. Живописный факультет художественного института им. В. И. Сурикова художник закончил в 1959 году. В 34 года, в 1968 году стал членом Союза художников. В том же 1968-м (сам Гросицкий считает его переломным для своего творчества) состоялось его прощание с сезаннизмом и «Бубновым валетом». Напоминание о том, раннем периоде художника можно найти в нашей базе аукционных результатов: там есть запись с его характерной сезаннистской «Обнаженной» 1967 года, проданной в Лондоне в 2008 году.

Но, судя по выставке в Музее Москвы, переход к полностью собственной теме в искусстве, связанной с изучением эстетики отслуживших свой срок бытовых предметов, состоялся не в 1968 году, а гораздо позже, после 1974-го. До этого времени вещи (например, яблоко) в работах Гросицкого выполняли, как мне кажется, лишь сценографическую роль в сюрреалистическом окружении, напоминающем мир Магритта (на выставке обратите внимание на картину «Ночь» 1973 года).

До середины 1970-х экспозиционные возможности Гросицкого ограничивались редкими квартирными выставками. Первыми зрителями его «поэзии вещей» были коллеги и узкий круг «своих». Пожалуй, первый в его жизни громкий показ состоялся 20 сентября 1975 года — на знаковой выставке в павильоне «Дом культуры» на ВДНХ (открывшейся через полгода после т. н. «Пчеловодства»). На «Доме культуры» произведения Гросицкого выставлялись вместе с работами Зверева, Ворошилова, Рабина, Рогинского, Турецкого. К слову, в 2010 году в «Доме культуры» по мотивам тех событий собрали мемориальную выставку «Невыносимая свобода творчества. 1975–2010» (в группе кураторов — сотрудники отдела новейших течений ГТГ Кирилл Алексеев и Кирилл Светляков, художник Михаил Одноралов), и работы Гросицкого там тоже были.

Через год после «Дома культуры», в августе 1976-го состоялась групповая «Экспериментальная» выставка на Беговой, организованная Талочкиным (Слепышев, Рогинский, Одноралов — всего 13 художников). Потом странный информационный провал больше чем на 10 лет: практически нет информации об участии в выставках, кроме одной — выставке «Традиции и новаторство» в клубе скульпторов на ул. Жолтовского в марте 1982-го. А в 1987 году Гросицкий выставлялся в зале «На Каширке» (ул. Академика Миллионщикова, 35) на 1-й выставке «Первого творческого объединения московских художников», называвшейся «Художник и современность», и на организованной Вл. Немухиным выставке «Объект-1» (Малая Грузинская, 28). Сейчас сложно поверить, но первая персональная выставка Гросицкого состоялась в 1988 году, в 54 года. А до выставки в Третьяковской галерее оставалось еще долгих 19 лет.

Повинуясь требованиям формата, перехожу к экономике. Гросицкий давно уже востребован на аукционах. Только за 2014–2015 годы в нашей базе зарегистрировано 7 аукционных событий.

Аукционный рекорд принадлежит большому холсту 1986 года «Небо и земля». Очень похожая вещь выставляется сейчас в Музее Москвы. Но не та. Та же была с провенансом «из коллекции Александра Глезера» и ушла с аукциона за 21,7 тысячи долларов. Но… В каком году? Правильно, в 2007-м. Годом позже на Geneshapiro полутораметровый холст 2003 года был продан за 18 тысяч долларов, а «Лопата» на «Совкоме» в это же время ушла за 15 тысяч долларов. Вот такие цены были на пике рынка. Теперь позабыть о тех ценовых уровнях на неопределенный срок — процесс мучительный, но необходимый.

Трехлетний аукционный максимум для работ Гросицкого был установлен на нашем онлайн-аукционе в апреле 2014 года. Большой оргалит «Забвение» 1988 года, ценного периода, был продан за 160 000 рублей (4 480 долларов на тот момент). В августе того же года за картину-объект «Чаша Грааля» на аукционе AI заплатили 130 000 рублей.

Многих посетителей выставки удивило, что у Гросицкого есть достаточно эффектная графика, которая должна быть куда доступнее по деньгам. Впрочем, самый лучший способ определиться со своими предпочтениями — увидеть всё своими глазами (фото не передает энергии работ и уж конечно не производит того впечатления, которое оставляют «живые» вещи), то есть пойти прямо сейчас в Музей Москвы. Выставка продлится недолго — до 17 мая.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20150427_grositsky.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20150427_grositsky.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».