Инвестиционные идеи на рынке искусства. «Русские американцы». Николай Циковский
ARTinvestment.RU   19 августа 2010

ARTinvestment.RU рассказывает о самобытном русском живописце, известном своими видами Лонг-Айленда

Николай Циковский (1894–1987) не входит в число самых знаменитых «русских американцев»; чаще всего о нем вспоминают как об участнике объединения «Группа Хэмптон-Бэйз», лидером которой был Давид Бурлюк. Тот факт, что художник «не на слуху», никак не умаляет достоинств его живописи, но, скорее всего, не без его влияния ценовые показатели на рынке произведений Циковского пока еще невысоки.

Циковский известен благодаря своим спокойным декоративным пейзажам и портретам, стиль которых можно обозначить как «модернистский реализм». Биография художника на сайте галереи Spanierman гласит, что талант к живописи проявился у него еще в детстве. С 1910 по 1914 год Циковский учился в Школе изящных искусств в Вильне вместе с Хаимом Сутиным, а с 1914 по 1918 — в Пензенском художественном училище, где он познакомился с Владимиром Татлиным. Затем была преподавательская работа в Екатеринбурге и учеба во ВХУТЕМАСЕ у Фаворского и Машкова. В то время художник активно впитывал влияния наиболее прогрессивных течений в искусстве, «пробуя на вкус» буквально все — от постимпрессионизма Сезанна и фовизма Матисса до кубизма, футуризма и конструктивизма.

В 1923-м Циковский уехал в Нью-Йорк, оставив на родине все свои ранние произведения. Сначала художник зарабатывал на жизнь созданием театральных декораций и стенных росписей; после первых выставок — в Бруклинском музее (1926) и галерее Daniel (1930) — его работы начали приобретать для частных коллекций. Вскоре после приезда Циковский познакомился с Бурлюком, а через несколько лет подружился с другим выходцем из России, Рафаэлем Сойером, под влиянием которого он начал писать картины в стиле социального реализма (не путать со сталинским соцреализмом!). Это важное течение времен Великой Депрессии, которого придерживались многие художники левых взглядов, имело цель обратить внимание публики на невзгоды рабочего класса. Циковский и Бурлюк входили в число тех, кто выставлялся в галерее левацкого Конгресса американских художников. Два десятилетия спустя, во время «охоты на ведьм», глава галереи Херман Барон был обвинен в пособничестве коммунистам; досталось и его подопечным — живописцам, чью деятельность тоже расследовали.

В 1941-м Бурлюк купил в поселке под названием Хэмптон-Бэйз (о. Лонг-Айленд) небольшой домик и несколько акров земли и построил там мастерскую и галерею. Под впечатлением от поездки к нему Циковский решил впредь отдыхать на Лонг-Айленде каждое лето. Места эти были идеальными для обустройства «богемного рая»: во-первых, ехать туда из Нью-Йорка было не очень далеко, во-вторых, Лонг-Айленд мог похвастаться восхитительными пейзажами, вдохновлявшими живописцев еще в XIX веке, и, в-третьих, недвижимость там была вполне доступна по цене — что было немаловажно для художников, которые, несмотря на свою популярность у собирателей, были далеко не богачами. Творить и дискутировать с друзьями-коллегами туда приезжали Рафаэль и Мозес Сойеры, Джон Грэм, Милтон Эвери, Аршил Горки, Джордж Констант... Выставляясь вместе в галереях, художники называли себя «Группа Хэмптон-Бэйз», хотя их коллектив не был четко оформлен и не имел строгой программы — скорее это была группа товарищей, любивших обмениваться друг с другом идеями.

1950-е годы ознаменовались расцветом абстрактного экспрессионизма, благодаря чему карьеры некоторых участников объединения, экспериментировавших с абстракцией (Грэм, Эвери), резко пошли вверх. Но Бурлюк и Циковский не стали изменять своему стилю. По сути, этот период был лучшим в карьере последнего: художник работал необыкновенно плодотворно, производя сотни красочных пейзажей, которые, между прочим, хорошо продавались и демонстрировались во многих музеях и галереях. Что до «Группы Хэмптон-Бэйз», то она окончательно распалась в 1967 году, после смерти Бурлюка. Однако отдаляться друг от друга участники стали гораздо ранее — многие из них, окрыленные финансовым успехом в Нью-Йорке, стали приезжать на Лонг-Айленд все реже и реже. Циковский же был по-прежнему влюблен в те места; в конце 1970-х он перебрался туда окончательно.

Живописец умер в 1987 году в Вашингтоне. Его работы можно встретить в коллекциях таких важных американских музеев, как МоМА, Уитни, Метрополитен, Бруклинский музей, Художественный музей округа Лос-Анджелес, Музей изящных искусств Бостона и Художественный музей Карнеги в Питтсбурге.

Подавляющее большинство картин Циковского, входящих в аукционный оборот, продаются на американских аукционах. Впрочем, самое дорогое его полотно, «Рыжеволосая красавица», сменило владельца на «русских торгах» Bonhams в Лондоне (9 июня 2008 года). Картину купили за 6 тысяч фунтов (11,8 тысячи долларов) при оценке 6–8 тысяч. В апреле того же года «Ваза с цветами на столе» ушла на нью-йоркском аукционе Gene Shapiro за 6,6 тысячи долларов (эстимейт 6–8 тысяч). Но большинство картин художника, выставлявшихся на торги в последние два года, продавались в пределах тысячи долларов. Не случайно существует мнение, что творчество Циковского сегодня сильно недооценено и его работы имеют достаточно серьезный инвестиционный потенциал.

Источники: spanierman.com, tfaoi.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20100819__nicolai_cikovsky.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20100819__nicolai_cikovsky.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх