1881–1961
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Грэхем, Домбровский, Иван, Грацианович
Живописец, график
Происходил из аристократической польской семьи. Окончил Императорский лицей в Киеве, затем — юридический факультет Киевского университета. В начале 1910-х поселился в Москве. Систематического художественного образования не получил. Увлекся искусством под впечатлением от собраний современной живописи Щукина и Морозова. Был знаком со многими представителями новейших течений в русском искусстве — М. Ф. Ларионовым, Д. Д. Бурлюком, В. Е. Татлиным, В. В. Маяковским.
В 1914 призван в действующую армию. Воевал в кавалерийской бригаде Михаила Архангела, был награжден тремя Георгиевскими крестами. В 1918 арестован как монархист и приговорен к смертной казни, но по личному указанию Ф. Э. Дзержинского помилован. Бежал в Польшу, воевал в составе Добровольческой армии в Крыму.
В 1920 приехал в Париж. В 1921 перебрался в Нью-Йорк, занялся живописью, взяв творческий псевдоним Грэм. Занимался у Д. Слоуна в Американской студенческой лиге. В конце 1920-х вошел в клуб Джона Рида, в художественное объединение «Десятка». Подружился с известными впоследствии живописцами А. Горки, В. де Кунингом, Дж. Поллаком, вместе с которыми разрабатывал принципы абстрактного экспрессионизма. Провел персональные выставки в Музее искусств в Балтиморе (1926), галереях Зборовского (1928) и «Ван Лер» (1930) в Париже, «Даденсинг» (1929, 1931), «Артист» (1941), «Мортимер Брандт» (1945) в Нью-Йорке. Участвовал во многих коллективных выставках, в частности таких значительных, как «Абстрактное искусство в Америке» в музее Уитни (1935), «Французское и американское абстрактное искусство» в галерее Мак Миллен в Нью-Йорке (1942).
В 1937 выпустил книгу «Система и диалектика в искусстве». В 1940-х испытал влияние раннего Пикассо. В поздний период писал преимущественно погрудные женские портреты, в которых, по словам исследователей его творчества Д. Я. Северюхина и О. Л. Лейкинда, «плоская трактовка фигуры и фона сочетаются с классической уравновешенностью и лаконизмом композиции». В 1953 в галерее «Стейбл» в Нью-Йорке прошла ретроспективная выставка работ Грэма. Мемориальные выставки состоялись в нью-йоркских галереях «Мэйер» (1961), «Эммерич» (1965 и 1968), «Стоун» (1973).
Произведения художника находятся преимущественно в собраниях американских музеев, в том числе в Музее современного искусства и Музее Уитни в Нью-Йорке, и в частных коллекциях. В России творчество Грэма почти не известно.
Главные события международного арт-рынка — 2024. Часть 1
24.12.2024Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе