- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Зверев?
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"
Игромания на арт-рынке: итоги онлайн-конференции от The Art Newspaper. Часть 2
ARTinvestment.RU 04 марта 2021
Британские исследователи арт-рынка обсудили нечестную игру дилеров, NFT-бум на арт-рынке и негативные стороны коммодификации искусства
В первой части статьи мы отметили сходства и отличия рынка искусства и фондового рынка, а также поговорили о влиянии пандемии на поведение инвесторов.
Продолжая комментировать ответы гостей онлайн-конференции Can you game the art market? («Возможны ли спекулятивные игры на рынке искусства?»), мы переходим к вопросам аудитории. Напомним, спикерам выступили регулярные авторы издания The Art Newspaper Джорджина Адам и Энни Шоу, а также редактор отдела арт-рынка Анна Брэди.
1. Насколько вредят рынку спекуляции с аукционными ценами отдельных художников?
Ответ: любое спекулятивное действие — со стороны как представителей художника, так и коллекционера — является недальновидным и в большинстве случаев ошибочным, если не опирается на объективный спрос. Стремление менеджмента молодого художника создать ему видимость рынка с помощью подставных продаж на аукционах приведет к разочарованиям владельцев и падению репутации стоящих за художником дилеров. К счастью, сегодня коллекционеры могут получить информацию о нерыночных (выставки, резиденции, конкурсы, гранты и пр.) заслугах молодого автора (тот же ресурс Artfacts.net), едва тот появляется на аукционных торгах, и сами ответить на вопрос, является ли его эстимейт заслуженным или фиктивным. Более того, аукционы, допускающие на торги работы с первичного рынка, выбирают те из них, которые идут «в комплекте» с коллекционером, готовым бороться до определенной суммы ставки.
2. Касается ли подобная спекуляция лишь молодых имен, чьи транзакции менее заметны публике, поскольку происходят на дневных торгах, — или от этого не застрахованы и признанные авторы?
Ответ: большинство «свежего искусства» действительно выставляется на дневных торгах, однако на наших с вами глазах избыточные спекуляции в отношении одного художника или целых направлений происходили на вечерних торгах крупнейших аукционных домов (как говорится, хочешь что-то спрятать — положи на самое видное место. — AI.). Так, в 2008 году Sotheby’s при поддержке галереи Gagosian провел двухдневный аукцион свежих работ Дэмиена Херста — работ, которые покупатели впервые увидели только в качестве аукционных лотов. $200 млн, вырученные за 223 предмета новой серии самого модного художника середины 2000-х, еще долго будут отзываться в сердцах и отражаться на карманах покупателей: во-первых, за работы первичного рынка они боролись, не снижая цену, а повышая ее (фактически самостоятельно определив стоимость на вновь созданные произведения), во-вторых — при повторных продажах ни одна из работ, приобретенных в те два вечера, к настоящему моменту не превысила первоначальной цены. В значительной степени торги разогрело и участие в нем дилеров самого Херста (о чем никто не догадывался), которые выкупили не менее 50 % работ. Неменьшей коллективной спекуляцией рынок считает и двухлетний период с 2014 по 2016 год — небывалый расцвет и быстрый закат молодого искусства, названного критиками зомби-формализмом (Zombie Formalism). Тогда, на фоне роста рынка Герхарда Рихтера, галереи стали активно продвигать абстракции художников, родившихся после 1980 года, а коллекционеры (большей части которых просто оказался не по карману сам Рихтер) не менее активно стали скупать их на международных ярмарках и аукционных торгах. В результате к 2016 году трое из художников зомби-поколения (Тауба Ауэрбах, Оскар Мурильо и Оскар Израэл) обеспечили себя контрактами с топ-галереями, а остальных рынок вернул к прежним ценовым показателям (Давид Островски, Джейкоб Кассей, Люсьен Смит и еще около дюжины имен). В наших реалиях это очень смахивает на сезон условной «Фабрики звезд», по итогам которого победители отправляются в многолетний тур по стране, а все остальные возвращаются петь в региональные караоке-клубы.
3. Насколько вредит современному искусству коммодификация — придание произведениям статуса товара (от присваивания рыночных индексов до постоянного упоминания искусства как актива и объекта инвестиций)?
Ответ: во-первых, среди современных художников «условно-безубыточных» имен в долгосрочной перспективе не так и много — порядка 25 авторов (ArtTactic расширяет список до 35 позиций. — AI.). Остальные художники находятся в группе риска — как, впрочем, и все другие привычные инвестору активы. Частота же упоминания искусства в качестве товара в последние годы, наоборот, снизилась. Появляются новые термины, такие как «символическая ценность», которые по-новому трактуют ценность предметов искусства, а также выделяются новые мотивации совершения арт-покупок, не связанные с финансами. Кроме того, сегодня инвестиционной мотивации сделок с искусством в чистом виде практически не существует — это как минимум симбиоз финансовой и социальной выгоды, нередко с примесью эмоциональной привязанности.
4. Что такое NFT и является ли активно растущий рынок NFT-искусства спекулятивным? Каковы его перспективы?
Ответ: применительно к арт-рынку NFT (от англ. Non-Fungible Token), или невзаимозаменяемый токен, — цифровой сертификат, который сопровождает предмет искусства и подтверждает право собственности его владельца (фактически — аналог акции в цифровом мире). NFT может включать в себя алгоритм, позволяющий дополнять его новыми сведениями о работе, включая историю смены владельцев, порядок выплат художникам по праву следования и любую другую информацию, которая «зашита» в цифровой сертификат его создателями. Невзаимозаменяемая суть NFT — в уникальности каждого сертификата, поскольку он сопровождает предмет искусства, созданный автором в единственном экземпляре. Изначально NFT, как и другие виды токенов, был создан для обращения в крипто-среде — учитывая максимально возможную (на сегодня) прозрачность фиксации и надежность хранения информации, а также нежелание крипто-адептов платить налоги при операциях с «физическими» акциями.
Следует разделять NFT, сопровождающие цифровое и «физическое» искусство. В первом случае файл цифрового искусства «вшит» в структуру токена, являясь и работой, и сертификатом одновременно. Во втором — NFT представляет собой, скорее, дополнение к предмету искусства, его «заграничный паспорт» для одновременного обращения в физическом в цифровом мире. С повсеместным развитием системы блокчейна цифровой сертификат будет автоматически дополняться новой информацией, увеличивая ценность предмета искусства. Мы прогнозируем, что довольно скоро все вновь создаваемые работы будет иметь подобные сертификаты. Будут ли работы, сопровождаемые NFT, популярнее чем предметы без них? Да, рынок должен к этому стремиться. Когда именно это произойдет? Когда текущий бум на NFT-арт, спровоцированный ростом капитализации криптовалют в конце 2020 года (а не только природным интересом молодых коллекционеров ко всему цифровому), чуть спадет, оставив чистоплотных игроков — художников, дилеров и торговые платформы. Среди тех, кто останется, найдется и главное действующее лицо нового цифрового искусства — регулятор рыночных отношений, который своим статусом на рынке будет способствовать его росту, минимизируя проявления спекулятивной игры. На данный момент шансы стать таким регулятором у всех игроков рынка примерно одинаковы.
Запись онлайн-конференции доступна в оригинале по этой ссылке.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210304_TheArtNewspaper_webinar.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210304_TheArtNewspaper_webinar.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 28.03.2024 Анонсирован второй выпуск нижегородской ярмарки «Контур» Смотр пройдет в мае
- 27.03.2024 Не стало Ричарда Серра Американскому скульптору-минималисту было 85 лет
- 27.03.2024 Самые громкие продажи ярмарки Art Basel Hong Kong Дороже остальных ушла работа Виллема де Кунинга, проданная за $9 млн
- 25.03.2024 Суд Нью-Йорка обязал Sotheby’s раскрыть имена продавца и покупателя картины Тьеполо Работа может стать предметом иска о реституции
- 25.03.2024 Опубликован рейтинг мировой музейной посещаемости The Art Newspaper Россию в топ-10 представляет Государственный Эрмитаж
- 28.03.2024 На торги Im Kinsky выставили работу Густава Климта Эстимейт картины составляет €30–50 млн
- 26.03.2024 На посвященных современному искусству торгах Artnet установлен новый рекорд «Рекордсменом» стал Кикуо Сайто, американский абстракционист с японскими корнями
- 22.03.2024 Подборку из 200 работ Ман Рэя продают на Christie’s Их суммарный эстимейт составляет €2,4–3,5 млн
- 22.03.2024 Итоги AI Аукциона № 522 Общая выручка составила 15,1 млн рублей
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 12.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 2 Продолжение обзорного материала по сегодняшним реалиям и перспективам применения искусственного интеллекта в мире искусства
- 11.03.2024 Открыт 205-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Семёна Агроскина, Константина Батынкова, Елены Бочаровой, Игоря Воложанина, Наталии Вяткиной, Елены Епифановой, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Заикина, Наталии Земляной, Марины Лейзгольд, Сергея Максютина, Игоря Снегура
- 10.03.2024 Открыты 521-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 8 листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 08.03.2024 Художницы «русской орбиты» в 2023 году AI анализирует самые успешные сделки с произведениями прекрасной половины человечества на российских и зарубежных аукционах
- 05.03.2024 Artnet Intelligence Report 2024: ностальгия по Полу Аллену и самый дорогой Ленин За шесть лет с момента первого выпуска отчет ведущей аналитической компании прошел путь от формата «не пришей кобыле хвост» до незаменимого спутника современного коллекционера
- 26.03.2024 Орсе отмечает 150-летие импрессионизма проектом с виртуальной составляющей Проект рассказывает историю того, как художники-новаторы добивались признания публики
- 19.03.2024 В Русском музее на днях открывается выставка «Рисунки и акварели передвижников» В экспозицию войдет около 100 графических работ
- 19.03.2024 Выставку «Александр Дейнека. Курская аномалия» готовят в парке «Зарядье» Посетители увидят «Тройку» Дейнеки, не выставлявшуюся около 30 лет
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Зверев?
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"