СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ИСКУССТВО

Галерея 21-й век ARTinvestment.RU

  • Красношлыков
  • Мунц
  • Жерновская
  • Дронов
  • Максютин





Игромания на арт-рынке: итоги онлайн-конференции от The Art Newspaper. Часть 2
ARTinvestment.RU   04 марта 2021

Британские исследователи арт-рынка обсудили нечестную игру дилеров, NFT-бум на арт-рынке и негативные стороны коммодификации искусства

В первой части статьи мы отметили сходства и отличия рынка искусства и фондового рынка, а также поговорили о влиянии пандемии на поведение инвесторов.

Продолжая комментировать ответы гостей онлайн-конференции Can you game the art market? («Возможны ли спекулятивные игры на рынке искусства?»), мы переходим к вопросам аудитории. Напомним, спикерам выступили регулярные авторы издания The Art Newspaper Джорджина Адам и Энни Шоу, а также редактор отдела арт-рынка Анна Брэди.

1. Насколько вредят рынку спекуляции с аукционными ценами отдельных художников?

Ответ: любое спекулятивное действие — со стороны как представителей художника, так и коллекционера — является недальновидным и в большинстве случаев ошибочным, если не опирается на объективный спрос. Стремление менеджмента молодого художника создать ему видимость рынка с помощью подставных продаж на аукционах приведет к разочарованиям владельцев и падению репутации стоящих за художником дилеров. К счастью, сегодня коллекционеры могут получить информацию о нерыночных (выставки, резиденции, конкурсы, гранты и пр.) заслугах молодого автора (тот же ресурс Artfacts.net), едва тот появляется на аукционных торгах, и сами ответить на вопрос, является ли его эстимейт заслуженным или фиктивным. Более того, аукционы, допускающие на торги работы с первичного рынка, выбирают те из них, которые идут «в комплекте» с коллекционером, готовым бороться до определенной суммы ставки.

2. Касается ли подобная спекуляция лишь молодых имен, чьи транзакции менее заметны публике, поскольку происходят на дневных торгах, — или от этого не застрахованы и признанные авторы?

Ответ: большинство «свежего искусства» действительно выставляется на дневных торгах, однако на наших с вами глазах избыточные спекуляции в отношении одного художника или целых направлений происходили на вечерних торгах крупнейших аукционных домов (как говорится, хочешь что-то спрятать — положи на самое видное место. — AI.). Так, в 2008 году Sotheby’s при поддержке галереи Gagosian провел двухдневный аукцион свежих работ Дэмиена Херста — работ, которые покупатели впервые увидели только в качестве аукционных лотов. $200 млн, вырученные за 223 предмета новой серии самого модного художника середины 2000-х, еще долго будут отзываться в сердцах и отражаться на карманах покупателей: во-первых, за работы первичного рынка они боролись, не снижая цену, а повышая ее (фактически самостоятельно определив стоимость на вновь созданные произведения), во-вторых — при повторных продажах ни одна из работ, приобретенных в те два вечера, к настоящему моменту не превысила первоначальной цены. В значительной степени торги разогрело и участие в нем дилеров самого Херста (о чем никто не догадывался), которые выкупили не менее 50 % работ. Неменьшей коллективной спекуляцией рынок считает и двухлетний период с 2014 по 2016 год — небывалый расцвет и быстрый закат молодого искусства, названного критиками зомби-формализмом (Zombie Formalism). Тогда, на фоне роста рынка Герхарда Рихтера, галереи стали активно продвигать абстракции художников, родившихся после 1980 года, а коллекционеры (большей части которых просто оказался не по карману сам Рихтер) не менее активно стали скупать их на международных ярмарках и аукционных торгах. В результате к 2016 году трое из художников зомби-поколения (Тауба Ауэрбах, Оскар Мурильо и Оскар Израэл) обеспечили себя контрактами с топ-галереями, а остальных рынок вернул к прежним ценовым показателям (Давид Островски, Джейкоб Кассей, Люсьен Смит и еще около дюжины имен). В наших реалиях это очень смахивает на сезон условной «Фабрики звезд», по итогам которого победители отправляются в многолетний тур по стране, а все остальные возвращаются петь в региональные караоке-клубы.

3. Насколько вредит современному искусству коммодификация — придание произведениям статуса товара (от присваивания рыночных индексов до постоянного упоминания искусства как актива и объекта инвестиций)?

Ответ: во-первых, среди современных художников «условно-безубыточных» имен в долгосрочной перспективе не так и много — порядка 25 авторов (ArtTactic расширяет список до 35 позиций. — AI.). Остальные художники находятся в группе риска — как, впрочем, и все другие привычные инвестору активы. Частота же упоминания искусства в качестве товара в последние годы, наоборот, снизилась. Появляются новые термины, такие как «символическая ценность», которые по-новому трактуют ценность предметов искусства, а также выделяются новые мотивации совершения арт-покупок, не связанные с финансами. Кроме того, сегодня инвестиционной мотивации сделок с искусством в чистом виде практически не существует — это как минимум симбиоз финансовой и социальной выгоды, нередко с примесью эмоциональной привязанности.

4. Что такое NFT и является ли активно растущий рынок NFT-искусства спекулятивным? Каковы его перспективы?

Ответ: применительно к арт-рынку NFT (от англ. Non-Fungible Token), или невзаимозаменяемый токен, — цифровой сертификат, который сопровождает предмет искусства и подтверждает право собственности его владельца (фактически — аналог акции в цифровом мире). NFT может включать в себя алгоритм, позволяющий дополнять его новыми сведениями о работе, включая историю смены владельцев, порядок выплат художникам по праву следования и любую другую информацию, которая «зашита» в цифровой сертификат его создателями. Невзаимозаменяемая суть NFT — в уникальности каждого сертификата, поскольку он сопровождает предмет искусства, созданный автором в единственном экземпляре. Изначально NFT, как и другие виды токенов, был создан для обращения в крипто-среде — учитывая максимально возможную (на сегодня) прозрачность фиксации и надежность хранения информации, а также нежелание крипто-адептов платить налоги при операциях с «физическими» акциями.

Следует разделять NFT, сопровождающие цифровое и «физическое» искусство. В первом случае файл цифрового искусства «вшит» в структуру токена, являясь и работой, и сертификатом одновременно. Во втором — NFT представляет собой, скорее, дополнение к предмету искусства, его «заграничный паспорт» для одновременного обращения в физическом в цифровом мире. С повсеместным развитием системы блокчейна цифровой сертификат будет автоматически дополняться новой информацией, увеличивая ценность предмета искусства. Мы прогнозируем, что довольно скоро все вновь создаваемые работы будет иметь подобные сертификаты. Будут ли работы, сопровождаемые NFT, популярнее чем предметы без них? Да, рынок должен к этому стремиться. Когда именно это произойдет? Когда текущий бум на NFT-арт, спровоцированный ростом капитализации криптовалют в конце 2020 года (а не только природным интересом молодых коллекционеров ко всему цифровому), чуть спадет, оставив чистоплотных игроков — художников, дилеров и торговые платформы. Среди тех, кто останется, найдется и главное действующее лицо нового цифрового искусства — регулятор рыночных отношений, который своим статусом на рынке будет способствовать его росту, минимизируя проявления спекулятивной игры. На данный момент шансы стать таким регулятором у всех игроков рынка примерно одинаковы.

Запись онлайн-конференции доступна в оригинале по этой ссылке.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх