- Aлександр Бенуа ди Стетто
- Помогите определить автора
- Прошу оценить, определить автора картины
- Константин Бенькович - «Меч»
- В.Орлов - "Иркут у Тымелика"
- Татьяна Явишева, собственные картины
- Знатокам русского авангарда начала 20 века!
- Коллекция М.Алшибая в музее "Другое искусство" РГГУ
- Подскажите авторство
- К.М.Соболевский, "Весна"
Литература: Изабель Грав. Высокая цена: искусство между рынком и культурой знаменитости
ARTinvestment.RU 04 декабря 2020
Размышления о предметах искусства в попытке провести границу между духовным и материальным
Высокая цена: искусство между рынком и культурой знаменитости
автор: Изабель Грав
год издания: 2008 (оригинальное), 2016 (перевод на русский язык)
288 страниц
издательство: Ад Маргинем Пресс, Россия
ISBN: 9785911033095
Редакцию AI не единожды упрекали в том, что объектами своих рецензий мы выбирали зарубежные издания: дескать, для начала их сложно найти, а найдя — непросто читать в оригинале. Перебирая книги, оставшиеся вне нашего внимания в 2020 году, мы отыскали одну очень достойную, к тому же в русском переводе. Тот, кто встречался с ней ранее, знает: «Высокая цена…» — кладезь готовых словоформ для поддержания разговора о противоречиях между художественной ценностью и рыночной стоимостью искусства. И не только поддержания, но и выхода из подобной дискуссии победителем — благо цитат и отсылок в ней заключено предостаточно. Впрочем, обо всем по порядку.
Первыми, кто поднял вопрос о совмещении в одном предмете художественной ценности и рыночной стоимости, принято считать перекупщиков с торговых рядов во Флоренции XIV века: они «на глаз» отделяли приносимые им предметы искусства от ремесленничества. За «высокое» искусство — щедро платили, декоративно-прикладное — отправляли назад на рыночную площадь вместе с его создателями. Попытку формализовать отношения творческого и материального спустя два столетия предпринял Джорджо Вазари в «Жизнеописании наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Правда, сосудом, вмещающим в себе божью искру (талант) и дурманящее зелье (деньги) был, по мнению итальянца, не предмет искусства, а сам художник.
Собственно, с личности художника — создателя, носителя, и иногда и первопричины появления прекрасного — Изабель Грав и начинает свою книгу. Точнее, повествование стартует с 1970-х годов, когда (по мнению автора) «за коммерческий успех авторам нередко приходилось расплачиваться потерей своего художественного авторитета». А дальше Изабель, в весьма необычной для педантичного немецкого арт-критика манере, словно высыпает в темный мешок шарики с различными словами — а затем вслепую вытаскивает их один за другим, приставляя к слову «искусство». Так получаются главы: «Искусство и рынок», «Искусство и религия», «Искусство и публичный образ», «Искусство и культура знаменитости». Краткость глав в данном случае идет книге на пользу: в каком бы месте читатель ее ни открыл — ему будет интересно и поучительно.
Умело балансируя на стыке истории культуры и политэкономии, автор (с помощью привлеченных авторов цитат) очень здорово разъясняет такие понятия, как «долговечность», «непредвиденная актуальность» и «отложенная стоимость» искусства, а также сообщает нам о «перевернутой экономике» арт-рынка как «относительно автономной вселенной». За двенадцать лет, прошедших со дня публикации, некоторые тезисы, сформулированные в книге, лишь подтвердили право на жизнь — в частности, рассмотрен вопрос превращения обычных товаров в брендовые по аналогии с различиями в предметах искусства. Словом, теперь у вас есть разговорник об искусстве, применимый для беседы с любым собеседником: невысокие результаты отдельных художников можно сгладить сочетанием «отложенная стоимость», а успех Кунса и Херста сопроводить многозначительным пожатием плечами: «что поделать, перевернутая экономика!».
Однако главным достоинством исследовательской работы автора следует признать введение в обиход такого понятия, как «символическая ценность» искусства — социальная нагрузка, которая характеризует произведение наряду с полярными значениями художественной ценности и рыночной стоимости. И нагрузка эта, по мнению Грав, столетиями формируется историками искусства, критиками и кураторами. По сути, «символическая ценность» — это примирительный мостик, умело перекинутый между творчеством и деньгами и окруженный множеством цитат, от Аристотеля до Маркса. Впрочем в конце автор все же признает, что на момент написания книги прерогатива создания символической ценности все больше отходит к журналам, пишущим о моде и стиле жизни.
Эх, не было в 2008 году TikTok-блоггеров: сегодня наибольший вклад в формирование «социальной ценности» вносят именно они. А вот это уже — «непредвиденная актуальность».
https://artinvestment.ru/invest/events/20201204_literature.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20201204_literature.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 15.01.2021 Каталог-резоне Макса Бекманна впервые выложили онлайн Гамбургский кунстхалле создал каталог-резоне, включающий изображения и информацию о 843 произведениях знаменитого немецкого художника
- 14.01.2021 В Индонезии нашли древнейшее фигуративное изображение Наскальный рисунок свиньи возрастом 45,5 тысячи лет, найденный в пещере на острове Сулавеси, по мнению археологов, является древнейшим фигуративным изображением в мире
- 14.01.2021 Из Британии было вывезено искусства на миллионы долларов По сообщениям транспортных компаний, до завершения «Брексита» из Великобритании владельцы вывезли на территорию ЕС сотни работ
- 13.01.2021 Лучше, чем Поллок Какие работы приобрел Музей Эверсона на средства, полученные от продажи абстракции Джексона Поллока за $12 млн
- 12.01.2021 Сохранить нельзя продать: решается судьба мурала Диего Риверы за $50 млн Погрязший в долгах Институт искусств Сан-Франциско задумался о продаже своей главной гордости — мурала Диего Риверы 1931 года «Создание фрески». Роспись может стать самым большим произведением монументального искусства из когда-либо выставленных на торги
- 15.01.2021 Итоги AI аукциона № 362 Суммарная выручка достигла 10,4 млн рублей. Продано 18 лотов
- 15.01.2021 Рекорды комиксов: от Тинтина до Бэтмена Эскиз к комиксу о Тинтине продан за рекордные для оригинальной иллюстрации €3,2 млн. А экземпляр комикса «Бэтмен № 1» ушел за $2,22 млн, став самым дорогим изданием про Бэтмена и вторым самым дорогим напечатанным комиксом в мире
- 12.01.2021 Комикс о Бэтмене идёт на рекорд За экземпляр комикса 1940 года «Бэтмен № 1» уже предложили заочно $1,53 млн — больше, чем за комикс про Тёмного рыцаря в ноябре 2020. Финальная цена «Бэтмена № 1» станет известна на торгах 14 января
- 25.12.2020 Итоги AI аукциона № 361 Суммарная выручка превысила 8 млн рублей
- 24.12.2020 Работы из коллекции Deutsche Bank принесли около €4 млн немецкому аукциону Мюнхенский дом Ketterer Kunst добился годового оборота в €60 млн; свой вклад в этот высокий результат внесла продажа работ из корпоративного собрания Deutsche Bank
- 15.01.2021 Литература: Будущее музея: 28 диалогов Сборник интервью с ведущими функционерами о работе музеев во время и после пандемии
- 13.01.2021 Криптоэйфория и рынок искусства. Часть 1 На фоне изменений курсовой стоимости цифровых активов AI рассказывает о сути понятий криптовалюты, блокчейна и электронных кошельков в привязке к рынку искусства
- 29.12.2020 20/20: главные события и персоналии уходящего года. Часть 2 AI подводит итоги 2020 года, представляя главные события на рынке искусства в самый непростой сезон в новейшей истории
- 28.12.2020 20/20: главные события и персоналии уходящего года. Часть 1 AI подводит итоги 2020 года, представляя главные события на рынке искусства в самый непростой сезон в новейшей истории
- 28.12.2020 Персоны недели: Елена Самородова и Сергей Сонин Создатели мокьюментари жанра по-русски, режиссеры масштабных мистификаций, основатели художественных объединений «Товарищество “Свинец и Кобальт”», «Комитет Аполлона», мастерской «Волчья ягода» — мультимедийные художники, работающие в двух столицах
- 13.01.2021 Выставка Татьяны Черновой в Музее AZ В Музее Анатолия Зверева на 16 января запланировано открытие масштабной выставки московской художницы Татьяны Черновой «Благая весть», посвященной светлому празднику Рождества
- 29.12.2020 Третьяковская галерея сообщила выставочные планы на 2021 год В музее планируют провести выставки Врубеля, Бенуа, Пименова, Венецианова и не только
- 28.12.2020 В Петербурге открылась выставка «Киммерия Максимилиана Волошина. 1920 год» Выставка в Президентской библиотеке им. Б. Н. Ельцина представляет более ста экспонатов из коллекции Дома-музея М. А. Волошина – картины, рисунки, фотографии и архивные документы, книги и личные вещи поэта
- 28.12.2020 Музей «Гараж» выложил в Интернет триеннале современного российского искусства 2-ю Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей» теперь можно посмотреть онлайн. Представлено более 70 произведений с краткими справками о художниках и видеоэкскурсии
- 25.12.2020 Пушкинский музей рассказал о выставочных планах на 2021 год В планах следующего выставочного года Билл Виола, Сиенская школа и проект «Братья Морозовы», который представит в стенах ГМИИ им. А. С. Пушкина знаменитую коллекцию целиком — её эрмитажную и московскую части
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Aлександр Бенуа ди Стетто
- Помогите определить автора
- Прошу оценить, определить автора картины
- Константин Бенькович - «Меч»
- В.Орлов - "Иркут у Тымелика"
- Татьяна Явишева, собственные картины
- Знатокам русского авангарда начала 20 века!
- Коллекция М.Алшибая в музее "Другое искусство" РГГУ
- Подскажите авторство
- К.М.Соболевский, "Весна"