Литература: Изабель Грав. Высокая цена: искусство между рынком и культурой знаменитости
ARTinvestment.RU   04 декабря 2020

Размышления о предметах искусства в попытке провести границу между духовным и материальным

Высокая цена: искусство между рынком и культурой знаменитости

автор: Изабель Грав
год издания: 2008 (оригинальное), 2016 (перевод на русский язык)
288 страниц
издательство: Ад Маргинем Пресс, Россия
ISBN: 9785911033095

Редакцию AI не единожды упрекали в том, что объектами своих рецензий мы выбирали зарубежные издания: дескать, для начала их сложно найти, а найдя — непросто читать в оригинале. Перебирая книги, оставшиеся вне нашего внимания в 2020 году, мы отыскали одну очень достойную, к тому же в русском переводе. Тот, кто встречался с ней ранее, знает: «Высокая цена…» — кладезь готовых словоформ для поддержания разговора о противоречиях между художественной ценностью и рыночной стоимостью искусства. И не только поддержания, но и выхода из подобной дискуссии победителем — благо цитат и отсылок в ней заключено предостаточно. Впрочем, обо всем по порядку.

Первыми, кто поднял вопрос о совмещении в одном предмете художественной ценности и рыночной стоимости, принято считать перекупщиков с торговых рядов во Флоренции XIV века: они «на глаз» отделяли приносимые им предметы искусства от ремесленничества. За «высокое» искусство — щедро платили, декоративно-прикладное — отправляли назад на рыночную площадь вместе с его создателями. Попытку формализовать отношения творческого и материального спустя два столетия предпринял Джорджо Вазари в «Жизнеописании наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Правда, сосудом, вмещающим в себе божью искру (талант) и дурманящее зелье (деньги) был, по мнению итальянца, не предмет искусства, а сам художник.

Собственно, с личности художника — создателя, носителя, и иногда и первопричины появления прекрасного — Изабель Грав и начинает свою книгу. Точнее, повествование стартует с 1970-х годов, когда (по мнению автора) «за коммерческий успех авторам нередко приходилось расплачиваться потерей своего художественного авторитета». А дальше Изабель, в весьма необычной для педантичного немецкого арт-критика манере, словно высыпает в темный мешок шарики с различными словами — а затем вслепую вытаскивает их один за другим, приставляя к слову «искусство». Так получаются главы: «Искусство и рынок», «Искусство и религия», «Искусство и публичный образ», «Искусство и культура знаменитости». Краткость глав в данном случае идет книге на пользу: в каком бы месте читатель ее ни открыл — ему будет интересно и поучительно.

Умело балансируя на стыке истории культуры и политэкономии, автор (с помощью привлеченных авторов цитат) очень здорово разъясняет такие понятия, как «долговечность», «непредвиденная актуальность» и «отложенная стоимость» искусства, а также сообщает нам о «перевернутой экономике» арт-рынка как «относительно автономной вселенной». За двенадцать лет, прошедших со дня публикации, некоторые тезисы, сформулированные в книге, лишь подтвердили право на жизнь — в частности, рассмотрен вопрос превращения обычных товаров в брендовые по аналогии с различиями в предметах искусства. Словом, теперь у вас есть разговорник об искусстве, применимый для беседы с любым собеседником: невысокие результаты отдельных художников можно сгладить сочетанием «отложенная стоимость», а успех Кунса и Херста сопроводить многозначительным пожатием плечами: «что поделать, перевернутая экономика!».

Однако главным достоинством исследовательской работы автора следует признать введение в обиход такого понятия, как «символическая ценность» искусства — социальная нагрузка, которая характеризует произведение наряду с полярными значениями художественной ценности и рыночной стоимости. И нагрузка эта, по мнению Грав, столетиями формируется историками искусства, критиками и кураторами. По сути, «символическая ценность» — это примирительный мостик, умело перекинутый между творчеством и деньгами и окруженный множеством цитат, от Аристотеля до Маркса. Впрочем в конце автор все же признает, что на момент написания книги прерогатива создания символической ценности все больше отходит к журналам, пишущим о моде и стиле жизни.

Эх, не было в 2008 году TikTok-блоггеров: сегодня наибольший вклад в формирование «социальной ценности» вносят именно они. А вот это уже — «непредвиденная актуальность».


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20201204_literature.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20201204_literature.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх