Отчет ArtТactic о доверии рынку современного искусства во II полугодии 2020. Часть 3
ARTinvestment.RU   25 ноября 2020

Окончание анализа отчета о втором полугодии арт-рынка в период пандемии

В первой и второй частях отчета британская аналитическая компания ArtTactic проанализировала настоящее и дала прогнозы на будущее для участников первичного и вторичного арт-рынка, а также для художников — признанных и молодых. Напомним, экспертами отчета выступили 125 избранных функционеров и инсайдеров: коллекционеры, сотрудники и владельцы аукционных домов и галерей, частные дилеры, арт-консультанты, аналитики и другие профессионалы арт-рынка.

В заключение отчета Contemporary Art Market Confidence Report аналитики ArtTactic выделили основные проблемы глобального арт-рынка, которые эксперты опроса видят в будущие 12 месяцев, и возможности их решения.

Текущие проблемы на рынке искусства в преддверии 2021 года

• Ограничения на поездки и социальное дистанцирование продолжают разрушать ежегодный календарь мирового арт-рынка.

Вторая волна карантина во многих странах будет ограничивать возможности проведения арт-мероприятий до тех пор, пока вакцина от COVID-19 не станет широко доступна. В середине ноября 2020 года ярмарка Art Basel Hong Kong объявила о переносе мартовского выпуска на конец мая 2021 года. Это означает, что ежегодный календарь глобальных событий, таких как арт-ярмарки и биеннале, скорее всего, по-прежнему будет корректироваться, а их организаторы будут пытаться выживать, объединяя под одним брендом локальные события и компании для смешанного офлайн- и онлайн-проведения.

• Выстраивание отношений с клиентами в цифровом мире.

Поскольку арт-рынок исторически привык строить отношения с клиентами посредством очных мероприятий (что в значительно степени сдерживало развитие онлайн-рынка вплоть до начала 2020 года. — AI.), переход к цифровым технологиям поставил перед участниками рынка задачу привлечения клиентов и управления отношениями в новых условиях. Многие компании и клиенты не смогут освоить новые технологии, однако для остальных они откроют возможности для расширения клиентской базы. Так, более трети всех онлайн-покупателей Sotheby’s за первые 8 месяцев этого года совершали сделки с аукционным домом впервые.

• Средние и небольшие галереи борются за выживание.

В то время как более крупные галереи имеют хорошие возможности для преодоления текущего кризиса, более мелкие игроки, вероятно, столкнутся с угрозой исчезновения. Основными препятствиями для них являются: отсутствие финансовых и человеческих ресурсов для начала цифровой трансформации, текущие высокие накладные расходы и невозможность использовать устоявшиеся каналы продаж, такие как арт-ярмарки. Борьба за выживание на этом уровне первичного рынка может серьезно повлиять на карьерное развитие художников, которых они представляют (либо представляли до недавних пор), что нанесет серьезный ущерб всему арт-рынку.

Новые возможности на рынке искусства в 2021 году

• Рост онлайн-рынка искусства.

Переход к полноценному онлайн-рынку искусства в любом случае должен был произойти одновременно со сменой поколения коллекционеров. Пандемия ускорила эти изменения, но цифровизация процессов продвижения, репрезентации и продажи искусства должна оказать долгосрочное положительное влияние на рынок искусства в целом, предоставляя альтернативный канал (зачастую более рентабельный) для привлечения и удержания клиентов.

• Поколение коллекционеров, привлеченное переходом арт-рынка к цифровым технологиям.

Онлайн-рынок искусства, возникший во время пандемии, привлек к себе новых покупателей и коллекционеров произведений искусства, у которых в прошлом, возможно, не было уверенности (а чаще времени) для изучения мира искусства. Присутствие молодых покупателей искусства ощущается на арт-рынке уже сегодня: так, Sotheby’s сообщил, что покупатели моложе 40 лет к осени 2020 года составляют 15 % участников торгов на очных аукционах и 25 % — на онлайн-аукционах (последняя цифра на 122 % выше, чем в 2019 году).

• Переход к более социально сознательному рынку.

По мнению экспертов отчета, пандемия временно примирила различные сегменты рынка искусства — публичный и частный рынки, крупных и небольших игроков, сместив акценты на более значимые: от совместных действий для выживания до диалога о важности искусства в современном обществе. Обнадеживающие примеры этого дают недавние социальные инициативы, такие как #ArtistSupportPledge (прообраз российского «Шара и Креста» и дюжины подобных проектов в странах СНГ. — AI.), и галерейные проекты — в частности, инициатива David Zwirner, предлагающей виртуальные кабинеты на своем сайте небольшим галереям, или арт-ярмарка, которую Hauser & Wirth провела на собственной онлайн-платформе. Словом, есть надежда, что объединение игроков приведет к более тесному сотрудничеству в будущем, а не закончится переделом сфер влияния по окончании кризиса.

Комментарий AI: ближе к концу 2020 года все сложнее найти в отчетах, связанных с технологиями, что-нибудь новое. Тем не менее последняя часть Contemporary Art Market Confidence Report содержит интересную тему для дальнейшей дискуссии. А именно: по итогам 10 месяцев пандемии рынок признал, что аукционные дома адаптировались к работе в условиях карантина лучше, чем галереи и арт-дилеры. Другими словами, при тотальном (или частичном) карантине продажи искусства лучше обстоят у тех, кто делает это с максимальной оглаской — и речь не только о публичных продажах, а о самой обстановке: даже в онлайне покупатели хотят чувствовать себя максимально «на земле». В привычной атмосфере, которую у них отняли.

Помните, как в минувшем марте чуть ли не единственной панацеей от падения объемов продаж арт-рынок считал переход к частным продажам из «закромов», оставшихся в одних географических (а порой и городских) границах с коллекционерами? Все полагали, что аукционные дома галереям в этом уступят — даже при наличии отделов частных продаж. Однако публичный рынок не стал замыкаться на частных сделках, а подключил к работе галереи, арт-дилеров, ярмарки и даже поисковые системы (совместные торги Sotheby’s и Google). Как оказалось, это бы выигрышных ход: в ситуации, когда все люди смотрели в экран, продажи оказались лучше у тех, кто с этих экранов не сходил. А вот галереи, массово облачившиеся в «униформу» онлайн-кабинетов, оказались похожи на стадо черепашек — одинаковых с виду и ограниченных в скорости маневра.

Интересно также сравнить проблемы и возможные решения, которые респонденты отчета выделили в мае и сегодня, в ноябре. Тогда, шесть месяцев назад, проблемами казались: снижение покупательной способности на фоне рецессии, переосмысление ценообразования и корректировка вниз средних цен признанных художников, приостановление «социальных инвестиций» (покупки искусства исключительно для получения широкой огласки в личных целях — в пандемию общество осудило бы такое поведение), психологическая боязнь путешествий и усталость от Интернета — как моральная, так и физическая. Как видим, громкие приобретения со спекулятивной наценкой действительно исчезли, с проблемой ценообразования рынок изящно справился, сфокусировав интерес коллекционера на молодых именах (а признанных художников в целом повсеместно «припрятав» до лучших времен), а что до путешествий и Интернета — эти вопросы переносятся на 2021 год. Проще говоря, в целом арт-рынок адаптировался.

Переосмысление бизнес-моделей (с учетом возможных повторений карантина), массовый переход бизнесов в онлайн и прекращение спекулятивных (краткосрочных) инвестиций в угоду долговременным вложениям в «проверенное» искусство — словом, возможности для развития, названные в мае, работают. Количество невообразимых (и порой немного сумасшедших) идей новых арт-стартапов продолжает еженедельно наполнять рынок искусства, действуя по принципу: количество рано или поздно перейдет в качество. Бизнесы перешли в онлайн — от чего пока выигрывают программисты, но вскоре должны начать зарабатывать и сами заказчики. Внимание к старым мастерам («проверенным активам») действительно усилилось, а спекулятивные продажи современного искусства с виду поутихли. С виду — потому что за полгода в характерах сделок разобраться сложно: с марта мы пока не наблюдали громких перепродаж работ актуального искусства. Как бы спекулянты не выбрали объектом своих действий молодое поколение, которое только-только вывел на авансцену карантин: тогда единственный позитивный импульс от трудностей нынешнего года можно будет считать утерянным.

Правда, на наш взгляд, отчет не назвал самую главную опасность, которая ожидает арт-рынок в следующие полгода: публикацию сводных данных объемов продаж за 2020-й. Ведь пока мы живем в пределах года — любую транзакцию воспринимаем за счастье и говорим о восстановлении рынка, а когда вступим в новый сезон и посчитаем цифры старого — многих ждет психологическая яма. Авторитетно заявляем: какими бы ни оказались цифры — стоит забыть о них и развивать рынок дальше.

Либо же успокоить себя тем, что через 12 месяцев цифры окажутся выше.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201125_confidenceNov3.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201125_confidenceNov3.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх