- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей
- Картину Даниила Архипенко "Стеклотара 2013." холст/масло
- Архипенко Даниил - из серии Мастерские 2010-2012 годов
- Николай Резниченко - «Танго»
- Картины Г.Ф.Фадин до 1985-87гг.
- Фарфор Малевича
- Александр Бояджан - «Карусель»
Отчет ArtТactic о доверии рынку современного искусства во II полугодии 2020. Часть 3
ARTinvestment.RU 25 ноября 2020
Окончание анализа отчета о втором полугодии арт-рынка в период пандемии
В первой и второй частях отчета британская аналитическая компания ArtTactic проанализировала настоящее и дала прогнозы на будущее для участников первичного и вторичного арт-рынка, а также для художников — признанных и молодых. Напомним, экспертами отчета выступили 125 избранных функционеров и инсайдеров: коллекционеры, сотрудники и владельцы аукционных домов и галерей, частные дилеры, арт-консультанты, аналитики и другие профессионалы арт-рынка.
В заключение отчета Contemporary Art Market Confidence Report аналитики ArtTactic выделили основные проблемы глобального арт-рынка, которые эксперты опроса видят в будущие 12 месяцев, и возможности их решения.
Текущие проблемы на рынке искусства в преддверии 2021 года
• Ограничения на поездки и социальное дистанцирование продолжают разрушать ежегодный календарь мирового арт-рынка.
Вторая волна карантина во многих странах будет ограничивать возможности проведения арт-мероприятий до тех пор, пока вакцина от COVID-19 не станет широко доступна. В середине ноября 2020 года ярмарка Art Basel Hong Kong объявила о переносе мартовского выпуска на конец мая 2021 года. Это означает, что ежегодный календарь глобальных событий, таких как арт-ярмарки и биеннале, скорее всего, по-прежнему будет корректироваться, а их организаторы будут пытаться выживать, объединяя под одним брендом локальные события и компании для смешанного офлайн- и онлайн-проведения.
• Выстраивание отношений с клиентами в цифровом мире.
Поскольку арт-рынок исторически привык строить отношения с клиентами посредством очных мероприятий (что в значительно степени сдерживало развитие онлайн-рынка вплоть до начала 2020 года. — AI.), переход к цифровым технологиям поставил перед участниками рынка задачу привлечения клиентов и управления отношениями в новых условиях. Многие компании и клиенты не смогут освоить новые технологии, однако для остальных они откроют возможности для расширения клиентской базы. Так, более трети всех онлайн-покупателей Sotheby’s за первые 8 месяцев этого года совершали сделки с аукционным домом впервые.
• Средние и небольшие галереи борются за выживание.
В то время как более крупные галереи имеют хорошие возможности для преодоления текущего кризиса, более мелкие игроки, вероятно, столкнутся с угрозой исчезновения. Основными препятствиями для них являются: отсутствие финансовых и человеческих ресурсов для начала цифровой трансформации, текущие высокие накладные расходы и невозможность использовать устоявшиеся каналы продаж, такие как арт-ярмарки. Борьба за выживание на этом уровне первичного рынка может серьезно повлиять на карьерное развитие художников, которых они представляют (либо представляли до недавних пор), что нанесет серьезный ущерб всему арт-рынку.
Новые возможности на рынке искусства в 2021 году
• Рост онлайн-рынка искусства.
Переход к полноценному онлайн-рынку искусства в любом случае должен был произойти одновременно со сменой поколения коллекционеров. Пандемия ускорила эти изменения, но цифровизация процессов продвижения, репрезентации и продажи искусства должна оказать долгосрочное положительное влияние на рынок искусства в целом, предоставляя альтернативный канал (зачастую более рентабельный) для привлечения и удержания клиентов.
• Поколение коллекционеров, привлеченное переходом арт-рынка к цифровым технологиям.
Онлайн-рынок искусства, возникший во время пандемии, привлек к себе новых покупателей и коллекционеров произведений искусства, у которых в прошлом, возможно, не было уверенности (а чаще времени) для изучения мира искусства. Присутствие молодых покупателей искусства ощущается на арт-рынке уже сегодня: так, Sotheby’s сообщил, что покупатели моложе 40 лет к осени 2020 года составляют 15 % участников торгов на очных аукционах и 25 % — на онлайн-аукционах (последняя цифра на 122 % выше, чем в 2019 году).
• Переход к более социально сознательному рынку.
По мнению экспертов отчета, пандемия временно примирила различные сегменты рынка искусства — публичный и частный рынки, крупных и небольших игроков, сместив акценты на более значимые: от совместных действий для выживания до диалога о важности искусства в современном обществе. Обнадеживающие примеры этого дают недавние социальные инициативы, такие как #ArtistSupportPledge (прообраз российского «Шара и Креста» и дюжины подобных проектов в странах СНГ. — AI.), и галерейные проекты — в частности, инициатива David Zwirner, предлагающей виртуальные кабинеты на своем сайте небольшим галереям, или арт-ярмарка, которую Hauser & Wirth провела на собственной онлайн-платформе. Словом, есть надежда, что объединение игроков приведет к более тесному сотрудничеству в будущем, а не закончится переделом сфер влияния по окончании кризиса.
Комментарий AI: ближе к концу 2020 года все сложнее найти в отчетах, связанных с технологиями, что-нибудь новое. Тем не менее последняя часть Contemporary Art Market Confidence Report содержит интересную тему для дальнейшей дискуссии. А именно: по итогам 10 месяцев пандемии рынок признал, что аукционные дома адаптировались к работе в условиях карантина лучше, чем галереи и арт-дилеры. Другими словами, при тотальном (или частичном) карантине продажи искусства лучше обстоят у тех, кто делает это с максимальной оглаской — и речь не только о публичных продажах, а о самой обстановке: даже в онлайне покупатели хотят чувствовать себя максимально «на земле». В привычной атмосфере, которую у них отняли.
Помните, как в минувшем марте чуть ли не единственной панацеей от падения объемов продаж арт-рынок считал переход к частным продажам из «закромов», оставшихся в одних географических (а порой и городских) границах с коллекционерами? Все полагали, что аукционные дома галереям в этом уступят — даже при наличии отделов частных продаж. Однако публичный рынок не стал замыкаться на частных сделках, а подключил к работе галереи, арт-дилеров, ярмарки и даже поисковые системы (совместные торги Sotheby’s и Google). Как оказалось, это бы выигрышных ход: в ситуации, когда все люди смотрели в экран, продажи оказались лучше у тех, кто с этих экранов не сходил. А вот галереи, массово облачившиеся в «униформу» онлайн-кабинетов, оказались похожи на стадо черепашек — одинаковых с виду и ограниченных в скорости маневра.
Интересно также сравнить проблемы и возможные решения, которые респонденты отчета выделили в мае и сегодня, в ноябре. Тогда, шесть месяцев назад, проблемами казались: снижение покупательной способности на фоне рецессии, переосмысление ценообразования и корректировка вниз средних цен признанных художников, приостановление «социальных инвестиций» (покупки искусства исключительно для получения широкой огласки в личных целях — в пандемию общество осудило бы такое поведение), психологическая боязнь путешествий и усталость от Интернета — как моральная, так и физическая. Как видим, громкие приобретения со спекулятивной наценкой действительно исчезли, с проблемой ценообразования рынок изящно справился, сфокусировав интерес коллекционера на молодых именах (а признанных художников в целом повсеместно «припрятав» до лучших времен), а что до путешествий и Интернета — эти вопросы переносятся на 2021 год. Проще говоря, в целом арт-рынок адаптировался.
Переосмысление бизнес-моделей (с учетом возможных повторений карантина), массовый переход бизнесов в онлайн и прекращение спекулятивных (краткосрочных) инвестиций в угоду долговременным вложениям в «проверенное» искусство — словом, возможности для развития, названные в мае, работают. Количество невообразимых (и порой немного сумасшедших) идей новых арт-стартапов продолжает еженедельно наполнять рынок искусства, действуя по принципу: количество рано или поздно перейдет в качество. Бизнесы перешли в онлайн — от чего пока выигрывают программисты, но вскоре должны начать зарабатывать и сами заказчики. Внимание к старым мастерам («проверенным активам») действительно усилилось, а спекулятивные продажи современного искусства с виду поутихли. С виду — потому что за полгода в характерах сделок разобраться сложно: с марта мы пока не наблюдали громких перепродаж работ актуального искусства. Как бы спекулянты не выбрали объектом своих действий молодое поколение, которое только-только вывел на авансцену карантин: тогда единственный позитивный импульс от трудностей нынешнего года можно будет считать утерянным.
Правда, на наш взгляд, отчет не назвал самую главную опасность, которая ожидает арт-рынок в следующие полгода: публикацию сводных данных объемов продаж за 2020-й. Ведь пока мы живем в пределах года — любую транзакцию воспринимаем за счастье и говорим о восстановлении рынка, а когда вступим в новый сезон и посчитаем цифры старого — многих ждет психологическая яма. Авторитетно заявляем: какими бы ни оказались цифры — стоит забыть о них и развивать рынок дальше.
Либо же успокоить себя тем, что через 12 месяцев цифры окажутся выше.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20201125_confidenceNov3.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20201125_confidenceNov3.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей
- Картину Даниила Архипенко "Стеклотара 2013." холст/масло
- Архипенко Даниил - из серии Мастерские 2010-2012 годов
- Николай Резниченко - «Танго»
- Картины Г.Ф.Фадин до 1985-87гг.
- Фарфор Малевича
- Александр Бояджан - «Карусель»