Современные художники в кризис: Оскар Мурильо
История художника, который своим примером открыл дорогу молодым художникам — и оказался не у дел
AI продолжает рассказывать о первых номерах в составленном ArtTactic рейтинге доверия профессионалов арт-рынка современному искусству, попеременно предлагая читателям признанные и молодые имена. Сегодняшний художник в ноябрьском рейтинге 2020 года занял 16-ю строчку в списке художников до 35 лет — а ведь еще пять лет назад его имя чаще всего называлось первым в списке молодых авторов.
Представляем: Оскар Мурильо — колумбийский художник, который обращается к теме глобализации и отражает состояние непрерывного изменения современной культурной среды, где идеи, языки и предметы обихода смещаются со своих привычных мест, циркулируют и все больше переплетаются между собой. Он затрагивает проблемы дискриминации, миграции, подавления периферийных культур в постколониальном и постиндустриальном обществе. В творческой практике он использует живопись, перформанс, инсталляцию, скульптуру и звук. Многие из его произведений основаны на перерабатываемых материалах или включают в себя нехудожественные элементы, найденные в студии. Таким образом, в каждом проекте художника, нередко создаваемом в несколько этапов, соединяются материальные следы различных социальных ситуаций, возникающих на стыке социоэкономических, расовых и культурных явлений. Мурильо раскрывает их сложности и противоречия, настаивая при этом на универсальности человеческого опыта.
Карьерные вехи Оскара Мурильо
Оскар Мурильо родился в колумбийском городе Ла Пайла в 1986 году, а через 10 лет его семья переехала в Лондон. Получив степень бакалавра в области изящных искусств в Вестминстерском университете (2007), Мурильо преподавал в старшей школе. Позже он решил продолжить собственное образование в Королевском колледже искусств Лондона. Некоторое время ему пришлось работать уборщиком, чтобы оплачивать учебу, однако ко времени окончания магистерской программы (2012) в подработке живописец уже не нуждался.
Будучи студентом, Мурильо активно осваивал художественную среду Восточного Лондона — помогал с монтажом выставок в небольших галереях, знакомился с кураторами и критиками и даже вполне успешно продавал свои работы знакомым за умеренную цену, по $2000 каждая. Стремительным карьерным взлетом художник обязан знаменитым меценатам и коллекционерам молодого искусства Дону и Мере Рубелл. В 2012 году Рубеллы увидели несколько картин Мурильо на ярмарке Independent Art Fair в Нью-Йорке, немедленно встретились с художником и не только купили все его работы, представленные в экспозиции, но и пригласили их автора в свою арт-резиденцию в Майями, где он провел около 6 недель. В декабре 2012 года персональная выставка Мурильо прошла в фонде современного искусства Rubell Family Collection. Уже в феврале 2013-го лондонские Sotheby's, Christie's и Phillips включили его работы в аукционные каталоги.
Менее чем через год состоялась первая персональная музейная экспозиция Мурильо — в South London Gallery (2013). К тому моменту художник уже подписал контракт с топ-галереей David Zwirner (2013), а «инаугурационная» выставка Мурильо в ее нью-йоркском филиале прошла в 2014 году. Эта экспозиция, A Mercantile Novel, стала одним из самых нашумевших проектов художника — в нем он воссоздал кондитерскую фабрику своего родного города. На конвейерной линии колумбийские работники производили покрытые шоколадом маршмеллоу. С того момента в David Zwirner прошло уже 6 персональных выставок художника: в Нью-Йорке, Лондоне, Гонконге, а последняя состоялась в прошлом году в Париже.
В 2015-м американский критик и куратор Окуи Энвезор пригласил Мурильо принять участие в 56-й Венецианской биеннале. Здесь впервые художник продемонстрировал долговременный проект Frequencies («Частоты»), которым он вместе со своими родителями и политологом Кларой Дюбланк занимался с 2013 года. Холсты были временно (на 6 месяцев) установлены в школьных классах по всему миру, а учеников с 10 до 16 лет поощряли оставлять на них любые отметины: рисовать, писать, делать каракули. Мурильо хотел задокументировать не только различия, возникающие из-за культурных и социальных особенностей, но и общие для всех детей черты в процессе взаимодействия с холстом. Все больше разрастающийся проект был продемонстрирован в Yorkshire Sculpture Park в Уэст Бреттон в Англии (2019).
За последние пять лет Мурильо успел выступить с персональными музейными проектами в Колумбии, в университетском музее Museo de Arte de la Universidad Nacional de Colombia и в Испании, в Centro Cultural Daoíz y Velarde (2015); в Музее современного искусства Бордо CAPC и Центре современного искусства Yarat в Баку (2017); в мюнхенском Доме искусств (2017–2018).
В 2019 году его вторая персональная выставка в английском музее, Violent Amnesia, прошла в Kettle’s Yard в Кембриджском университете. Центральное произведение в экспозиции, давшее название проекту, — многослойный и разнообразный по фактуре большой холст, изображающий мир, перевернутый с ног на голову: на нем, к примеру, изображены Африка и Азия, а Европа и Северная Америка отсутствуют. Изображения птиц, рассредоточенные по поверхности холста, подчеркивают подвижность и изменчивость предполагаемых констант современного мира.
В то же время Мурильо экспонировал свои работы на 10-й Берлинской биеннале и провел парную выставку Oscar Murillo | Zhang Enli в Chi K11 Art Museum в Шанхае. За вышеупомянутые три проекта он был номинирован на престижную Премию Тёрнера. В декабре 2019-го жюри конкурса вынесло неожиданное решение — по просьбе четырех финалистов (среди которых был и Мурильо) разделило приз между ними, чтобы поддержать идеи «общности, многообразия и солидарности», провозглашаемые этими художниками в их остросоциальной творческой практике.
Работы Оскара Мурильо находятся в музейных собраниях по всему миру, в том числе в Музее Рубелл в Майями, Музее современного искусства в Лос-Анджелесе, Фонде Сандретто Ре Ребауденго в Турине.
Оскар Мурильо в цифрах
Аукционная история художника началась в 2013 году (между выставкой в Rubell Family Collection и подписанием контракта с David Zwirner): на дневных торгах нью-йоркского Sotheby’s небольшая живопись была продана по верхней границе эстимейта за $30,0 тыс. по цене молотка. В том же 2013 году состоялись еще 23 продажи художника, одна из которых стала рекордной: большеформатная (170 × 153) живопись без названия ушла с нью-йоркских торгов Phillips за $330 тыс. при эстимейте $30–40 тыс. Рыночная капитализация 2013 года также на сегодняшний день остается непревзойденной — $3,97 млн. Всего к настоящему моменту на счету Мурильо 146 проданных лотов, 58 % из которых ушли по цене молотка свыше $100 тыс. При этом живопись составляет 92 % объема продаж художника в цифрах — $13,7 млн.
После двух успешных сезонов (2013–2014) аукционные продажи Оскара Мурильо пошли на спад: уменьшилось количество проданных лотов, возросло число непроданных (в последнем случае — с 0 % в 2013-м до 33 % в 2019-м). В последние годы на рынке художника началось небольшое оживление, однако связано оно было с попыткой вывести на торги (читай: избавиться) не самые сильные работы автора. В результате средняя стоимость проданных лотов продолжила снижаться. Капитализация художника на публичном рынке за 2020 год составила $589 тыс. за 8 работ — более низкий результат в $422 тыс. показал лишь 2016 год (6 работ).
Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Оскара Мурильо, 2013–2020
№ | Название работы (год создания) | Аукционный дом, город | Год продажи | Цена по молотку, $ тыс. | Превышение среднего эстимейта, % |
---|---|---|---|---|---|
1 | Untitled (Drawings off the wall, 2011) | Phillips, Нью-Йорк | 2013 | 330,0 | 842,9 |
2 | Untitled (2011) | Christie's, Лондон | 2013 | 324,2 | 740,0 |
3 | Untitled (2012) | Phillips, Нью-Йорк | 2014 | 320,0 | 156,0 |
4 | Untitled (2011) | Phillips, Нью-Йорк | 2014 | 310,0 | 24,0 |
5 | Untitled (Stack Paintings, 2012) | Christie's, Лондон | 2015 | 309,5 | 33,3 |
6 | Untitled (2014) | Sotheby's, Лондон | 2015 | 307,0 | 60,0 |
7 | 26 Postures and 4 Savasanas Between London and Paris (2012) | Phillips, Лондон | 2019 | 291,9 | 31,4 |
8 | Untitled (2012) | Phillips, Лондон | 2013 | 287,5 | 260,0 |
9 | Untitled (2011) | Christie's, Лондон | 2015 | 283,6 | 44,0 |
10 | Champagne (2011) | Sotheby's, Лондон | 2013 | 279,7 | 250,0 |
Таблица 2. Ценовые диапазоны работ Оскара Мурильо, проданных на аукционных торгах, 2013–2020
Ценовой диапазон | <$10 тыс. | $10–50 тыс. | $50–100 тыс. | $100–500 тыс. | |
---|---|---|---|---|---|
Объем продаж | $ млн | 0,010 | 1,14 | 1,48 | 11,48 |
% | 0,07 | 8,1 | 10,5 | 81,3 | |
шт. | 1 | 39 | 20 | 58 |
Таблица 3. Динамика продаж Оскара Мурильо на аукционных торгах, 2013–2020
Показатель / Год | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем продаж | $ млн | 3,97 | 2,93 | 2,48 | 0,422 | 1,09 | 1,08 | 1,55 | 0,59 |
шт. | 24 | 27 | 14 | 6 | 10 | 13 | 16 | 8 |
Оскар Мурильо и индикатор доверия
По итогам первого полугодия 2020 эксперты арт-рынка отнеслись к ближайшему будущему художника с осторожностью: согласно индикатору доверия, выпущенному ArtTactic в мае прошлого года, Мурильо получил 28 баллов из максимальных 100, заняв 16-е место из 25. Спустя полгода, в ноябрьском рейтинге ArtTactic художник сохранил 16-е место, получив при этом 59 баллов — на фоне активного роста интереса рынка к молодым авторам все участники рейтинга получили довольно высокие оценки. Итого в краткосрочной перспективе (до лета 2021 года) перспективы художника находятся в относительной безопасности, а дальше во многом будут зависеть от политики нового руководства США.
Оскар Мурильо также вошел в рейтинг современных художников, которым респонденты ArtTactic прогнозировали успешное будущее в десятилетней перспективе: в мае 2020 года он получил 23-ю строчку в рейтинге (14 баллов), а в ноябре — 7-ю (43 балла). Интересно, что среди предыдущих героев нашей рубрики более низких оценок удостоились такие авторы, как Адриан Гени (34 балла), Стерлинг Руби и Рашид Джонсон (оба — по 29 баллов), Тауба Ауэрбах (26 баллов) и Адам Пендлтон (19 баллов).
Комментарий AI: в любой сказке есть своя правда. Карьера Оскара Мурильо развивалась бы по-другому, начинай он свой творческий путь в Боготе, а не в Лондоне (равно как уроженец Ганы Амоако Боафо, перебравшийся в Вену). Количество сказочных принцев на душу населения в арт-мегаполисах оказалось несравненно выше, и «золушка в джинсах» Мурильо — трудолюбивый и талантливый — получил свой шанс быть замеченным. Далее значительную (но не сказать, чтобы полностью позитивную) роль сыграло внимание семьи Рубелл: с молодым колумбийцем тут же заключил контракт Дэвид Цвирнер. Отчасти — чтобы продавать тем же Рубеллам работы по другим ценам. Но лишь отчасти.
Посмотрим немного дальше: Rubell Family Collection располагается в Майами —финансовом центре юга США, где имеют свои офисы большинство крупных компаний Латинской и Центральной Америки. Рубеллы для латиноамериканских топ-менеджеров — своеобразный камертон: что покупают они, покупают и остальные. Художник — родом из Южной Америки: докупи к нему несколько молодых американцев — и местному экспату открыта и дорога в другой социальный слой, и возможность поддержать земляка. Землячество — отдельный разговор в случае Мурильо: колумбийская бизнес-диаспора в Майами представлена очень широко, и, в отличие от русских эмигрантов из Бруклина, своих они покупают охотно. Словом, ставка Цвирнера имела ярко выраженный национально-ориентированный и территориальный окрас, и помешать ей сработать могло лишь маловероятное совпадение нескольких факторов.
Сделаем небольшое отступление. Что такое рынок художников стран Латинской Америки с точки зрения глобального арт-рынка? По состоянию на 2013 год — второй по динамике развития рынок (после Китая), с очень сильными внутренними аукционами и «нефтяными» коллекционерами. Подъем интереса к современному искусству в странах Латинской Америки начался в 2008 году, и в течение следующих пяти лет объем продаж региональных художников рос в среднем на 23 % — в два раза интенсивнее, чем аналогичный рост продаж мирового рынка искусства. Параллельно неуклонно росли и внутренний валовый продукт большинства стран Южной Америки, и количество долларовых миллионеров — исторических спутников развития любого арт-рынка. Аукционные дома отреагировали на эти тенденции увеличением «латиноамериканских» торгов в Лондоне и Нью-Йорке, но если Sotheby’s и Christie’s в основном принимали на торги условного Фернандо Ботеро (самого титулованного колумбийского художника старшего поколения), то Phillips и Bonhams сделали ставку на молодежь. А Оскар Мурильо оказался как раз посередине — с талантом дышавших ему в спину молодых бразильцев, мексиканцев и кубинцев, но с ценами Ботеро.
Спустя пару лет, в 2015-м, Phillips и Bonhams на двоих продали в денежном выражении больше молодого латиноамериканского искусства, чем Sotheby’s и Christie’s — искусства статусного. И одновременно намекнули покупателям, что новые Оскары Мурильо вполне могут прятаться среди незнакомых имен дневных аукционов. Как мы помним, 2015 год был очевидно успешным для нашего сегодняшнего героя: участие в основном проекте Венецианской биеннале фактически гарантировало ему рост ценовых показателей и объемов продаж в следующем сезоне… Если бы не санкции США, введенные в отношении некоторых стран, что снизило покупательную способность местных коллекционеров, ранее выезжавших на торги в Нью-Йорк, Лондон и любимую европейскую ярмарку Южной Америки — мадридскую ARCO. А под конец 2016 года Латинскую Америку ожидал еще больший сюрприз в виде начавшегося президентства Дональда Трампа. В результате внимание коллекционеров переключилось на ARCO и молодые имена, с которыми (по официальной хронологии) галереи подписывали контракты сразу после успеха новичков на Phillips.
Оскар Мурильо во всей этой геополитической эпопее выглядит первопроходцем, имя которого спешно подняли на знамя — да забыли снять, когда пришло время продавать. Что будет с рынком художника в ближайшие годы? С учетом прихода к власти в США демократов региональные рынки снова начнут расти — естественно, при заявленной отмене санкций и возврате к международному сотрудничеству. Как минимум с колумбийцами либеральные силы исторически дружили тесно.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210121_oscar_murillo.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210121_oscar_murillo.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.