Современные художники в кризис: Оскар Мурильо
ARTinvestment.RU   21 января 2021

История художника, который своим примером открыл дорогу молодым художникам — и оказался не у дел

AI продолжает рассказывать о первых номерах в составленном ArtTactic рейтинге доверия профессионалов арт-рынка современному искусству, попеременно предлагая читателям признанные и молодые имена. Сегодняшний художник в ноябрьском рейтинге 2020 года занял 16-ю строчку в списке художников до 35 лет — а ведь еще пять лет назад его имя чаще всего называлось первым в списке молодых авторов.

Представляем: Оскар Мурильо — колумбийский художник, который обращается к теме глобализации и отражает состояние непрерывного изменения современной культурной среды, где идеи, языки и предметы обихода смещаются со своих привычных мест, циркулируют и все больше переплетаются между собой. Он затрагивает проблемы дискриминации, миграции, подавления периферийных культур в постколониальном и постиндустриальном обществе. В творческой практике он использует живопись, перформанс, инсталляцию, скульптуру и звук. Многие из его произведений основаны на перерабатываемых материалах или включают в себя нехудожественные элементы, найденные в студии. Таким образом, в каждом проекте художника, нередко создаваемом в несколько этапов, соединяются материальные следы различных социальных ситуаций, возникающих на стыке социоэкономических, расовых и культурных явлений. Мурильо раскрывает их сложности и противоречия, настаивая при этом на универсальности человеческого опыта.

Карьерные вехи Оскара Мурильо

Оскар Мурильо родился в колумбийском городе Ла Пайла в 1986 году, а через 10 лет его семья переехала в Лондон. Получив степень бакалавра в области изящных искусств в Вестминстерском университете (2007), Мурильо преподавал в старшей школе. Позже он решил продолжить собственное образование в Королевском колледже искусств Лондона. Некоторое время ему пришлось работать уборщиком, чтобы оплачивать учебу, однако ко времени окончания магистерской программы (2012) в подработке живописец уже не нуждался.

Будучи студентом, Мурильо активно осваивал художественную среду Восточного Лондона — помогал с монтажом выставок в небольших галереях, знакомился с кураторами и критиками и даже вполне успешно продавал свои работы знакомым за умеренную цену, по $2000 каждая. Стремительным карьерным взлетом художник обязан знаменитым меценатам и коллекционерам молодого искусства Дону и Мере Рубелл. В 2012 году Рубеллы увидели несколько картин Мурильо на ярмарке Independent Art Fair в Нью-Йорке, немедленно встретились с художником и не только купили все его работы, представленные в экспозиции, но и пригласили их автора в свою арт-резиденцию в Майями, где он провел около 6 недель. В декабре 2012 года персональная выставка Мурильо прошла в фонде современного искусства Rubell Family Collection. Уже в феврале 2013-го лондонские Sotheby's, Christie's и Phillips включили его работы в аукционные каталоги.

Менее чем через год состоялась первая персональная музейная экспозиция Мурильо — в South London Gallery (2013). К тому моменту художник уже подписал контракт с топ-галереей David Zwirner (2013), а «инаугурационная» выставка Мурильо в ее нью-йоркском филиале прошла в 2014 году. Эта экспозиция, A Mercantile Novel, стала одним из самых нашумевших проектов художника — в нем он воссоздал кондитерскую фабрику своего родного города. На конвейерной линии колумбийские работники производили покрытые шоколадом маршмеллоу. С того момента в David Zwirner прошло уже 6 персональных выставок художника: в Нью-Йорке, Лондоне, Гонконге, а последняя состоялась в прошлом году в Париже.

В 2015-м американский критик и куратор Окуи Энвезор пригласил Мурильо принять участие в 56-й Венецианской биеннале. Здесь впервые художник продемонстрировал долговременный проект Frequencies («Частоты»), которым он вместе со своими родителями и политологом Кларой Дюбланк занимался с 2013 года. Холсты были временно (на 6 месяцев) установлены в школьных классах по всему миру, а учеников с 10 до 16 лет поощряли оставлять на них любые отметины: рисовать, писать, делать каракули. Мурильо хотел задокументировать не только различия, возникающие из-за культурных и социальных особенностей, но и общие для всех детей черты в процессе взаимодействия с холстом. Все больше разрастающийся проект был продемонстрирован в Yorkshire Sculpture Park в Уэст Бреттон в Англии (2019).

За последние пять лет Мурильо успел выступить с персональными музейными проектами в Колумбии, в университетском музее Museo de Arte de la Universidad Nacional de Colombia и в Испании, в Centro Cultural Daoíz y Velarde (2015); в Музее современного искусства Бордо CAPC и Центре современного искусства Yarat в Баку (2017); в мюнхенском Доме искусств (2017–2018).

В 2019 году его вторая персональная выставка в английском музее, Violent Amnesia, прошла в Kettle’s Yard в Кембриджском университете. Центральное произведение в экспозиции, давшее название проекту, — многослойный и разнообразный по фактуре большой холст, изображающий мир, перевернутый с ног на голову: на нем, к примеру, изображены Африка и Азия, а Европа и Северная Америка отсутствуют. Изображения птиц, рассредоточенные по поверхности холста, подчеркивают подвижность и изменчивость предполагаемых констант современного мира.

В то же время Мурильо экспонировал свои работы на 10-й Берлинской биеннале и провел парную выставку Oscar Murillo | Zhang Enli в Chi K11 Art Museum в Шанхае. За вышеупомянутые три проекта он был номинирован на престижную Премию Тёрнера. В декабре 2019-го жюри конкурса вынесло неожиданное решение — по просьбе четырех финалистов (среди которых был и Мурильо) разделило приз между ними, чтобы поддержать идеи «общности, многообразия и солидарности», провозглашаемые этими художниками в их остросоциальной творческой практике.

Работы Оскара Мурильо находятся в музейных собраниях по всему миру, в том числе в Музее Рубелл в Майями, Музее современного искусства в Лос-Анджелесе, Фонде Сандретто Ре Ребауденго в Турине.

Оскар Мурильо в цифрах

Аукционная история художника началась в 2013 году (между выставкой в Rubell Family Collection и подписанием контракта с David Zwirner): на дневных торгах нью-йоркского Sotheby’s небольшая живопись была продана по верхней границе эстимейта за $30,0 тыс. по цене молотка. В том же 2013 году состоялись еще 23 продажи художника, одна из которых стала рекордной: большеформатная (170 × 153) живопись без названия ушла с нью-йоркских торгов Phillips за $330 тыс. при эстимейте $30–40 тыс. Рыночная капитализация 2013 года также на сегодняшний день остается непревзойденной — $3,97 млн. Всего к настоящему моменту на счету Мурильо 146 проданных лотов, 58 % из которых ушли по цене молотка свыше $100 тыс. При этом живопись составляет 92 % объема продаж художника в цифрах — $13,7 млн.

После двух успешных сезонов (2013–2014) аукционные продажи Оскара Мурильо пошли на спад: уменьшилось количество проданных лотов, возросло число непроданных (в последнем случае — с 0 % в 2013-м до 33 % в 2019-м). В последние годы на рынке художника началось небольшое оживление, однако связано оно было с попыткой вывести на торги (читай: избавиться) не самые сильные работы автора. В результате средняя стоимость проданных лотов продолжила снижаться. Капитализация художника на публичном рынке за 2020 год составила $589 тыс. за 8 работ — более низкий результат в $422 тыс. показал лишь 2016 год (6 работ).

Таблица 1. Самые успешные аукционные продажи работ Оскара Мурильо, 2013–2020

Название работы (год создания) Аукционный дом, город Год продажи Цена по молотку, $ тыс. Превышение среднего эстимейта, %
1 Untitled (Drawings off the wall, 2011) Phillips, Нью-Йорк 2013 330,0 842,9
2 Untitled (2011) Christie's, Лондон 2013 324,2 740,0
3 Untitled (2012) Phillips, Нью-Йорк 2014 320,0 156,0
4 Untitled (2011) Phillips, Нью-Йорк 2014 310,0 24,0
5 Untitled (Stack Paintings, 2012) Christie's, Лондон 2015 309,5 33,3
6 Untitled (2014) Sotheby's, Лондон 2015 307,0 60,0
7 26 Postures and 4 Savasanas Between London and Paris (2012) Phillips, Лондон 2019 291,9 31,4
8 Untitled (2012) Phillips, Лондон 2013 287,5 260,0
9 Untitled (2011) Christie's, Лондон 2015 283,6 44,0
10 Champagne (2011) Sotheby's, Лондон 2013 279,7 250,0

Таблица 2. Ценовые диапазоны работ Оскара Мурильо, проданных на аукционных торгах, 2013–2020

Ценовой диапазон <$10 тыс. $10–50 тыс. $50–100 тыс. $100–500 тыс.
Объем продаж $ млн 0,010 1,14 1,48 11,48
% 0,07 8,1 10,5 81,3
шт. 1 39 20 58

Таблица 3. Динамика продаж Оскара Мурильо на аукционных торгах, 2013–2020

Показатель / Год

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Объем продаж

$ млн

3,97

2,93

2,48

0,422

1,09

1,08

1,55

0,59

шт.

24

27

14

6

10

13

16

8

Оскар Мурильо и индикатор доверия

По итогам первого полугодия 2020 эксперты арт-рынка отнеслись к ближайшему будущему художника с осторожностью: согласно индикатору доверия, выпущенному ArtTactic в мае прошлого года, Мурильо получил 28 баллов из максимальных 100, заняв 16-е место из 25. Спустя полгода, в ноябрьском рейтинге ArtTactic художник сохранил 16-е место, получив при этом 59 баллов — на фоне активного роста интереса рынка к молодым авторам все участники рейтинга получили довольно высокие оценки. Итого в краткосрочной перспективе (до лета 2021 года) перспективы художника находятся в относительной безопасности, а дальше во многом будут зависеть от политики нового руководства США.

Оскар Мурильо также вошел в рейтинг современных художников, которым респонденты ArtTactic прогнозировали успешное будущее в десятилетней перспективе: в мае 2020 года он получил 23-ю строчку в рейтинге (14 баллов), а в ноябре — 7-ю (43 балла). Интересно, что среди предыдущих героев нашей рубрики более низких оценок удостоились такие авторы, как Адриан Гени (34 балла), Стерлинг Руби и Рашид Джонсон (оба — по 29 баллов), Тауба Ауэрбах (26 баллов) и Адам Пендлтон (19 баллов).

Комментарий AI: в любой сказке есть своя правда. Карьера Оскара Мурильо развивалась бы по-другому, начинай он свой творческий путь в Боготе, а не в Лондоне (равно как уроженец Ганы Амоако Боафо, перебравшийся в Вену). Количество сказочных принцев на душу населения в арт-мегаполисах оказалось несравненно выше, и «золушка в джинсах» Мурильо — трудолюбивый и талантливый — получил свой шанс быть замеченным. Далее значительную (но не сказать, чтобы полностью позитивную) роль сыграло внимание семьи Рубелл: с молодым колумбийцем тут же заключил контракт Дэвид Цвирнер. Отчасти — чтобы продавать тем же Рубеллам работы по другим ценам. Но лишь отчасти.

Посмотрим немного дальше: Rubell Family Collection располагается в Майами —финансовом центре юга США, где имеют свои офисы большинство крупных компаний Латинской и Центральной Америки. Рубеллы для латиноамериканских топ-менеджеров — своеобразный камертон: что покупают они, покупают и остальные. Художник — родом из Южной Америки: докупи к нему несколько молодых американцев — и местному экспату открыта и дорога в другой социальный слой, и возможность поддержать земляка. Землячество — отдельный разговор в случае Мурильо: колумбийская бизнес-диаспора в Майами представлена очень широко, и, в отличие от русских эмигрантов из Бруклина, своих они покупают охотно. Словом, ставка Цвирнера имела ярко выраженный национально-ориентированный и территориальный окрас, и помешать ей сработать могло лишь маловероятное совпадение нескольких факторов.

Сделаем небольшое отступление. Что такое рынок художников стран Латинской Америки с точки зрения глобального арт-рынка? По состоянию на 2013 год — второй по динамике развития рынок (после Китая), с очень сильными внутренними аукционами и «нефтяными» коллекционерами. Подъем интереса к современному искусству в странах Латинской Америки начался в 2008 году, и в течение следующих пяти лет объем продаж региональных художников рос в среднем на 23 % — в два раза интенсивнее, чем аналогичный рост продаж мирового рынка искусства. Параллельно неуклонно росли и внутренний валовый продукт большинства стран Южной Америки, и количество долларовых миллионеров — исторических спутников развития любого арт-рынка. Аукционные дома отреагировали на эти тенденции увеличением «латиноамериканских» торгов в Лондоне и Нью-Йорке, но если Sotheby’s и Christie’s в основном принимали на торги условного Фернандо Ботеро (самого титулованного колумбийского художника старшего поколения), то Phillips и Bonhams сделали ставку на молодежь. А Оскар Мурильо оказался как раз посередине — с талантом дышавших ему в спину молодых бразильцев, мексиканцев и кубинцев, но с ценами Ботеро.

Спустя пару лет, в 2015-м, Phillips и Bonhams на двоих продали в денежном выражении больше молодого латиноамериканского искусства, чем Sotheby’s и Christie’s — искусства статусного. И одновременно намекнули покупателям, что новые Оскары Мурильо вполне могут прятаться среди незнакомых имен дневных аукционов. Как мы помним, 2015 год был очевидно успешным для нашего сегодняшнего героя: участие в основном проекте Венецианской биеннале фактически гарантировало ему рост ценовых показателей и объемов продаж в следующем сезоне… Если бы не санкции США, введенные в отношении некоторых стран, что снизило покупательную способность местных коллекционеров, ранее выезжавших на торги в Нью-Йорк, Лондон и любимую европейскую ярмарку Южной Америки — мадридскую ARCO. А под конец 2016 года Латинскую Америку ожидал еще больший сюрприз в виде начавшегося президентства Дональда Трампа. В результате внимание коллекционеров переключилось на ARCO и молодые имена, с которыми (по официальной хронологии) галереи подписывали контракты сразу после успеха новичков на Phillips.

Оскар Мурильо во всей этой геополитической эпопее выглядит первопроходцем, имя которого спешно подняли на знамя — да забыли снять, когда пришло время продавать. Что будет с рынком художника в ближайшие годы? С учетом прихода к власти в США демократов региональные рынки снова начнут расти — естественно, при заявленной отмене санкций и возврате к международному сотрудничеству. Как минимум с колумбийцами либеральные силы исторически дружили тесно.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20210121_oscar_murillo.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20210121_oscar_murillo.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх