Айвазовский И.К.
Шишкин И.И.
Маковский А.В.
Маковский В.Е.
Кончаловский П.П.
Фальк Р.Р.
ARTinvestment.RU покупает работы
ведущих художников XIX-XX вв.
Нестеров М.В.
Плавинский Д.П.
Бенуа А.Н.
Немухин В.Н.
Серов В.А.
Зверев А.Т.
Саврасов А.К.


Рынок искусства 2020–2021: прогноз от Bank of America
ARTinvestment.RU   30 июня 2020

Один из крупнейших банков США поделился своим видением будущего арт-рынка

В последнюю неделю июня Bank of America, не только имеющий корпоративную коллекцию искусства, но и предоставляющий услуги арт-банкинга для своих клиентов, выпустил собственное мини-исследование. В простой и доступной форме аналитики банка разделили нынешний кризис на фазы и сделали прогноз поведения продавцов и покупателей в каждом из них. Основные итоги работы предлагаем читателям AI с нашими комментариями:

Как известно, показатели рынка искусства отстают от показателей фондового рынка и глобальной экономики в целом: падение и рост на нем наступают с опозданием в 6–12 месяцев. За последние 30 лет арт-рынок пережил три крупных потрясения: рецессию 1990–1991 годов, обвал на технологическом рынке (т. н. «пузырь доткомов». — AI.) 2001 года, в сочетании с террористической атакой 11 сентября, и финансовый кризис 2008–2009 годов. Восстановление рынка искусства после двух последних кризисов имело V-образную форму (быстрый рост после быстрого спада. — AI.), в то время как последствия рецессии 1990 года ощущались более 10 лет и восстановление было плавным, U-образным. Аналитики Bank of America ожидают, что арт-рынок после COVID-19 избежит крутого обвала и продолжит развитие, состоящее из трех фаз, названных «выходом», «корректировкой» и «восстановлением».

Выход (настоящее время — осень 2020)

По мере того как карантинные ограничения ослабевают, начинают движения локальные экономики стран и мир снова перезапускает глобальное бизнес-взаимодействие, Bank of America ожидает, что предложение на рынке искусства (количество и качество работ, которые продавцы предлагают к продаже. — AI.) будет ограничено до тех пор, пока не станет больше экономической ясности. На этом этапе не следует ожидать больших скидок от продавцов: они заинтересованы в стабилизации рынка путем удержания средних цен на художников. Во время последнего кризиса, с 2008 по 2009 год, объем продаж предметов искусства упал на 40 %. Это было обусловлено не снижением ценовой динамики, а тем, что продавцы (в первую очередь аукционные дома. — AI.) отказывались брать на продажу искусство с дисконтом, устраивавшим владельцев, и тем самым лишали покупателей возможности совершить выгодные приобретения. Подобный подход продлится в течение лета 2020 года, однако к желанию ограничить предложение добавятся и другие факторы: логистические компании замерли в ожидании ясности с международной транспортировкой искусства, а аукционные дома, арт-ярмарки и галереи переходят на онлайн-каналы продаж, чтобы обеспечить минимальный доход. Те немногие работы, которые поступят в открытую продажу, скорее всего, встретят удивительно стабильный спрос, поскольку стимулирующая денежно-кредитная политика в развитых странах и скучающие, помещенные в карантин международные коллекционеры продолжают покупать. Летние аукционы, скорее всего, будут иметь ограниченное предложение, ранее согласованные гарантии и стабильный спрос: в сумме это должно поддержать стабильный уровень цен.

Корректировка (осень 2020 — весна 2021)

Ожидается, что начиная с осени число работ, поступающих на рынок, резко возрастет (в том числе из-за активности мелких и средних продавцов, которые не входят в число регуляторов, а действуют хаотично. — AI.) и в некоторых сегментах будет опережать спрос, — на короткой дистанции это приведет к снижению цен. Нуждающиеся в денежном потоке галереи, обеспокоенные падением ликвидности частные дилеры и грузоотправители, которые будут вынуждены психологически принять более низкие цены, негативно повлияют на рынок искусства. Спрос, в первую очередь зависящий от настроения коллекционеров, будет в итоге определяться медицинскими ограничениями, уровнем фондового рынка и ликвидностью покупок. Аналитики ожидают, что ценообразование в течение этого периода будут немного откалибровано: стоимость редких работ и шедевров останется стабильной, но ценовая динамика произведений среднего уровня и первичного рынка современного искусства, скорее всего, будет отрицательной. Словом, Фаза 2 — это время для поиска качественных работ и совершения выгодных сделок.

Восстановление (весна 2021 и далее)

Дефляционный (то есть понижающий средний уровень цен. — AI.) период на рынке искусства должен завершиться с укреплением частного капитала, нормализацией корпоративного цикла прибыли и восстановлением общих экономических настроений. С началом нового периода экономики мировых стран столкнутся с инфляцией как финансовым ответом на последствия пандемии. Этот процесс должен снова привести капитал на арт-рынок, поскольку предложения «от искусства» по природе ограниченны, а потому инфляции не подвержены — в частности, Федеральный резервный фонд не может допечатать картины Пикассо, как доллары США. Первичный рынок и молодые современные художники отстанут в темпах роста от более известных и инвестиционно-привлекательных авторов. Музеям придется на некоторое время затянуть пояса и лишь мечтать о пополнении коллекций. Галереям среднего уровня для полного восстановления потребуются годы, при этом некоторые, возможно, закроются. Хорошо развитые топ-галереи на этом фоне станут лишь сильнее, а количество арт-ярмарок сократится. Bank of America прогнозирует развитие виртуальных торговых площадок, онлайн-аукционов и цифровых каналов связи и общения с покупателями, но в конце Фазы-3 арт-рынок ожидает «цифровой передел»: часть коллекционеров вернется к социальным и «тактильным» покупкам в физических пространствах, другие же останутся адептами онлайн-сделок и коммуникаций.

Bank of America выделил три основных тенденции текущего кризиса на арт-рынке.

1. Система арт-рынка быстро адаптируется

Инфраструктура рынка искусства находится в состоянии резкого сокращения числа игроков. Галереи, аукционные дома и музеи сократили или уволили сотрудников и сегодня решают, как работать в новых условиях. Ожидается как новая волна консолидации усилий (объединения небольших игроков в группы либо слияния с топ-функционерами рынка. — AI.), так и закрытия бизнеса — особенно это касается галерей, чей доход потерял до 80 % (а таковых сегодня в мире большинство. — AI.). По оценкам Американского альянса музеев (AAM), свыше 30 % музеев США не будут иметь ресурсов для открытия. Bank of America ожидает самого быстрого и мощного в истории арт-рынка инновационного цикла в плане смены бизнес-моделей, слияний и адаптации современных технологий. В перспективе это означает более доступный, прозрачный, при этом безличный и немного унылый, виртуальный художественный мир.

2. Смена стратегий аукционных домов

В прошлом году три аукционных дома — Hindman, Bonhams и Sotheby’s — сменили своих владельцев. Битва за долю на рынке привела к пересмотру аукционных комиссий, а социальное дистанцирование в 2020 году ускорило переход аукционных домов к новым предложениям (например, объединению предметов искусства разных эпох в рамках одних торгов. — AI.) и цифровым каналам продаж. Ожидается, что модель «гибридного аукциона» (когда аукционист работает в зале, а участники торгов наблюдают за ним онлайн. — AI.) будет широко использоваться в обозримом будущем. Последует увеличение количества многодневных аукционов с открытой формой предложения цены, молниеносных распродаж и лотов, проданных аукционами в частных сделках. Усилится роль бизнес-альянсов на публичных торгах (коллаборация Guardian и Christie's в Китае) и в приватном секторе (проект Sotheby's Gallery Network). Уже сейчас клиенты крупных аукционов имеют возможность делать ставки не только на предметы искусства и роскоши, но и на коллекционные изделия из сферы моды и дизайна, а в перспективе — даже на выставленные в виде лотов финансовые и прочие арт-услуги.

3. Взлет и коррекция рынка технологий

Социальное дистанцирование ускорило переход мира искусства на цифровые каналы продаж и коммуникаций. Первый громкий проект 2020 года мы увидели в марте, когда Art Basel Hong Kong запустила полностью виртуальную ярмарку (мы, однако, полагаем, что началось всё с приложения Acute Art с работами KAWS. — AI.). Ожидается, что у всех оставшихся на плаву арт-ярмарок будут виртуальные галереи продаж. Опрос, проведенный Bank of America среди галерей и частных дилеров, показал, что виртуальные продажи дают в среднем 25 % объема продаж, которые в последние годы происходил на физических ярмарках (а они, в свою очередь, составляли до 50 % всех галерейных продаж за год. — AI.). При этом новый формат обеспечивает бóльшую прозрачность цен, и значит, коллекционерам будет проще принимать взвешенные эффективные решения о покупках. Недавние онлайн-аукционы и ярмарки цифрового искусства оказались удивительно эффективными: до 40 % аукционных заявок поступило от новых участников торгов и зафиксирован высокий уровень продаж. Возможно, мы больше никогда не увидим такой формат, как дневной аукцион (продажи искусства в нижней и средней ценовых категориях, которые окончательно поселятся в Интернете. — AI.). В результате ожидается, что рынок искусства перейдет в гибридный мир цифровых технологий, персональных данных и живого участия, как только это будет возможно.

Таблица 1. Поведение рынка искусства в трех основных кризисных фазах 2000–2021 гг.

Категория искусства / Период

Выход из карантина
Лето 2020 — осень 2020

Корректировка
Осень 2020 — весна 2021

Восстановление
Весна 2021 и далее

Шедевры

(первичный и вторичный рынок уникальных работ)

Устойчивый спрос встретился с нежеланием продавать / принимать работы к продаже, что привело к низкому объему торгов, но стабильным ценам

Более низкие процентные ставки и высокая ликвидность искусства «голубых фишек» сохранят цены стабильными при увеличении объема торгов

Рынок шедевров останется нетронутым

Признанные художники

(с историей аукционных продаж и / или представленные крупной галереей)

Удивительно высокий спрос на онлайн-аукционах, сохраняющий стабильные цены благодаря постоянной аудитории

Избыток предложения из-за падения покупательной способности вызовет падение цен на 10–30 %, поскольку покупатели ожидают скидок

Баланс между спросом и предложением приведет к снижению средних цен на 10–15 %

Первичный рынок (современное искусство без истории аукционных продаж)

Очень низкая ликвидность, переориентация на другие формы искусства и методы продаж (цифровое искусство, долевое владение)

Избыток предложения из-за падения покупательной способности и ликвидации / консолидации галереи приведет к падению цен на 20–50 %

Большинство галерей и их художники должны начать заново с более низких цен, некоторые карьеры и бизнесы никогда не восстановятся

Отчет Bank of America отмечает опыт финансового кризиса 2008–2009 годов, который может помочь с прогнозами и решениями в нынешней ситуации. Объем продаж предметов искусства и антиквариата упал с $62 млрд в 2008 году до $39,5 млрд в 2009 году, но к 2010 году вернулся к докризисному уровню. Возврат к прежним показателям был вызван стимулирующими мерами фискальной и монетарной политики (в частности, налоговыми и кредитными льготами, предлагаемыми государствами, и прочими инструментами стабилизации экономики. — AI.), подобными тому, что мы уже видим в 2020 году. Bank of America ожидает, что глобальная экономика и арт-рынок в период 2020–2021 годов пойдут по тому же пути. При этом объем рынка искусства по итогам текущего года прогнозируется в отчете на уровне $34 млрд.

В отчете присутствуют и четыре совета коллекционерам, однако они имеют одну задачу — прорекламировать услуги банка, связанные с искусством. При этом они ориентированы на законодательство США и польза читателям стран СНГ от них минимальна. Советы сводятся к следующему: держите искусство в кризис при себе, в крайнем случае используйте его в качестве обеспечения залога (здесь и далее — через Bank of America. — AI.); в случае вывода актива на аукционные торги воспользуйтесь хорошим арт-консалтингом для изучения рисков и определения наиболее подходящего аукционного дома и страны продажи, с учетом логистики; используйте временные изменения в ставках налогообложения своих стран для планирования наследства сегодня; не забывайте о благотворительности, которая в ряде мировых законодательств поможет снизить налогообложение, в том числе регулярно следите за новыми законами, которые обеспечивают те или иные льготы в период пандемии.

Комментарий AI: прежде всего отчет базируется на допущении, что глобальный карантин сойдет на нет к осени 2020 года и больше не повторится. Однако, при всей условности прогнозов в привязке ко времени, впервые кто-то авторитетно структурировал нынешний гибридный (пандемия плюс экономическая рецессия) кризис, а также описал поведение трех основных групп искусства в плане спроса и предложения. В отличие от авторов большинства других материалов на тему кризиса, Bank of America не пытается заигрывать с игроками рынка, а говорит прямо: эти уйдут, а вы — останетесь. Проскальзывающее недоверие к современным технологиям объясняется достаточно просто: во-первых, среди клиентов банка, имеющих отношение к искусству, преобладают коллекционеры и дилеры, для которых привычно только личное, не виртуальное взаимодействие с ним, во-вторых, да, массовое засилье виртуальных пространств и художников уйдет, останутся сильнейшие. Прогноз объема рынка искусства в 2020 году предполагает возврат к физическим ярмаркам и аукционам с осени. Приятно, что цифра, предложенная AI в одном из прошлых материалов ($38 млрд, до отмены Art Basel в Базеле), в целом сходится с оценкой Bank of America ($34 млрд, после отмены). Для полноты восприятия данного материала также рекомендуем вернуться к нашей статье об арт-рынке в период кризиса — первой, второй и третьей частям.

И пожалуй, главное: исследование Bank of America дало ответ на важнейший вопрос, поднятый еще Ноем Горовицем на вебинаре Art Basel: какую форму будет иметь нынешний кризис, V или U? Тогда вопрос остался без ответа, а сегодня мы наконец узнали: это будет U. Эх, теперь заживем!


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200630_bank_of_america.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200630_bank_of_america.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх