Арт-рынок в период кризиса. Часть 3: Войны и политическая турбулентность
ARTinvestment.RU   02 апреля 2020

Окончание цикла о показателях рынка искусства по время кризисных периодов

Предыдущие статьи цикла «Арт-рынок в период кризиса» читайте на AI: Часть 1: Эпидемии и Часть 2: Депрессии.

Перед тем как подвести итоги и поделиться рекомендациями с читателями AI относительно сегодняшнего поведения на рынке искусства, рассмотрим последний негативный фактор и «группы риска» — войны, горячие и холодные.

Во время длительных вооруженных конфликтов прошлого века индексы искусства превзошли основные индексы фондового рынка. Об этом говорят данные статистики Global Financial Data и индексов The Sotheby's Mei Moses Indices. С 1913 по 1920 (включая Первую мировую войну 1914–1918) цены на акции на Лондонской фондовой бирже, согласно отчету Financial Times All Shares Index, достигли своего минимального значения в 1918 году, потеряв за весь период около 25 % от значений 1913 года. После 1918 года индекс медленно рос и к началу 1920 года достиг 94 % от показателей 1913 года. В США индекс S&P500 также достиг минимума в 1918 году, потеряв 26 % от значений 1913 года. К началу 1920 года он также вырос до 94 % от предвоенных показателей. Напротив, индекс предметов искусства The Sotheby's Mei Moses Indices между 1913 и 1915 годами снизился сильнее — на 34 %, но к 1920 году показал 125 % от значений последнего предвоенного года.

Взяв период Второй мировой войны немного шире исторических дат, с 1937 по 1946 год (что вполне допустимо в целях настоящего анализа), мы увидим следующее: индексы Лондонской фондовой биржи начали снижаться начиная с 1937 года (за 2 года до войны) и потеряли к середине 1940 года около 50 % своей стоимости. Затем стоимость акций стала расти и к середине 1944 года сравнялась с довоенными показателями. Продолжив рост, к 1946 году индекс фондового рынка дошел до 107 % от значений 1937 года. В США индекс S&P500 к началу 1938 года упал почти на 50 % и продолжил снижаться до 1942 года. А затем стал неуклонно расти и к началу 1946 года также немного превысил свои довоенные показатели. Индекс искусства The Sotheby's Mei Moses Indices увеличился к концу 1939 года на 88 % по сравнению со значениями 1937 года, а к началу 1946 года имел 130 % от своих предвоенных показателей.

Более поздние вооруженные конфликты с участием США (которые тоже проходили вне американской территории) дают похожую картину: в период Корейской войны (1949–1954) индекс The Sotheby's Mei Moses Indices вырос на 108 %. Интересно, что отдельный индекс живописи импрессионистов увеличился на 167 %, старых мастеров –— на 109 %, а американской послевоенной живописи — всего на 13 % (на тот момент это направление в искусстве делало еще только первые шаги, да и рынок современного искусства в целом только зарождался). В период американского участия в войне во Вьетнаме (1965–1973, но мы берем чуть шире) индекс предметов искусства также вырос: к 1975 году он составил 256 % от значений 1966 года (отдельный индекс американской живописи вырос уже на 244 %, импрессионисты — на 240 %, а старые мастера — «всего» на 209 %).

Понятие «геополитической турбулентности» вошло в обиход рынка искусства в 2010-х. Начиная с 2013 года оно неизменно занимало первое место в рейтинге грядущих опасений фигурантов рынка искусства в отчетах Deloitte Art & Finance и Art Market Outlook от ArtTactic — и при этом из года в год оставалось лишь опасением. Первая реакция на турбулентность (Украина, Россия, страны Ближнего Востока и выборы в США) дала себя знать в снизившихся на 17 % объемах продаж искусства за период 2015–2016, а затем рынок, показав двухлетний рост, вернулся к прежним показателям. Однако в 2019 году торговые конфликты между США и Китаем, политические беспорядки в Гонконге и затяжной «Брексит» снова привели к падению объема продаж мирового рынка искусства на 5 %. Коллекционеры в минувшем году отдавали предпочтение частным продажам по сравнению с более рискованными публичными аукционами: объем рынка публичных торгов пострадал больше всего, упав на 17 %, до $24,2 млрд, в то время как частные продажи в аукционных домах в основном выросли.

Комментарий AI: важно понимать, что войны — это разрушение экономики одной страны (или стран) и существенный рост другой (других). При этом экономика победившей стороны, как правило, также находится на спаде, вызванном конфликтом. Другое дело — экономика страны, выступающей в качестве союзника либо ведущей военные действия на чужой территории (в обоих вариантах — с поставкой оружия). В этом случае у нее укрепляется средний класс и формируется новый высший: как раз в этих пределах рождаются новые коллекционеры. Мировые войны, в особенности Вторая, вслед за массовой эмиграцией, вывели на рынок недоступные ранее высококачественные предметы искусства — состоятельные американцы их приобрели. Отметим: средний уровень цен превышал довоенный — другими словами, бóльшая часть сделок состоялась без дисконта. Напомним, что речь идет именно о ценовых индексах искусства, а не объемах продаж: обороты арт-рынка в затяжные военные периоды всегда уступали показателям мирного времени. В экономиках стран, втянутых в конфликт, обращает на себя внимание время начала рецессии — за несколько лет до фактического начала войны. Отдельно выделим политическую турбулентность — термин, которым сегодня чаще объясняют торговые войны и борьбу за власть. В эпоху информации эти факторы приводят к локальным «внеочередным» кризисам и ощутимо отражаются на рынке искусства — в первую очередь потому, что в XXI веке он из сообщества региональных рынков стал действительно международным и трансграничным и ослабление развития любого мирового региона сказывается на рынке в целом.

Суммируя сказанное в трех статьях цикла, перейдем к практическим рекомендациям для основных фигурантов рынка искусства.

Что делать коллекционеру?

1. Избегать расставания с ценными предметами искусства в начале рецессии, особенно если вы владеете «голубыми фишками» — работами самых значимых периодов топ-художников. Помните, что предмет искусства — это сосуд, в котором идеально сохраняются ваши сбережения в кризисный период: с началом оживления рынка вы сможете продать его по стоимости выше первоначальной. Естественно, при условии, что вы грамотно подошли к совершению изначальной покупки.

2. Если вы владеете шедевром (т.е. уникальным предложением для рынка даже в годы роста) и вам нужна срочная монетизация — не бойтесь его продавать. Уникальные предметы искусства могут быть успешно проданы даже в периоды спада. В данном случае аукционные дома будут на вашей стороне: им необходимо показать, что рынок жив, а лучше всего это сделать с помощью рекордных продаж. В случае менее ценных работ топ-художников аукционный дом, скорее всего, удержит вас от попытки выставить их на торги — чтобы избежать прогнозируемо не проданных лотов.

3. Лучшую ликвидность в период кризиса показывают предметы искусства стоимостью от $100 тыс. до $1 млн, созданные художниками, чей средний ценовой диапазон до кризиса находился в этих же пределах.

4. Возможно, вам следует обратить внимание на локальный арт-рынок, испытывающий наименьшую турбулентность. Статистика показывает, что даже в условиях глобальной рецессии отдельные мировые регионы реагируют на кризис по-разному. В частности, периоды спада в отдельных странах наступают позже: если там остаются в рабочем режиме площадки продаж и коллекционеры, которых может заинтересовать ваше искусство, — это может быть выгодным решением.

5. И всё-таки в периоды кризиса коллекционеру лучше находиться в режиме сбора данных. За время рецессии могут существенно измениться позиции отдельных художников — в частности, в сегменте современного искусства, за продвижением которого стоят крупные арт-дилеры и галереи.

6. Если же в кризис коллекционер имеет возможность и желание выделить свободные деньги на приобретение с дисконтом, то — помимо наших поздравлений — рекомендуем в первую очередь работать с отделами частных продаж аукционных домов. В отношении приватных сделок аукционы не будут удерживать коллекционеров расстаться с работами по сниженным ценам: рынок о результатах этих продаж не узнает. В итоге вы сможете приобрести ценную работу. И снова повторим: приоритетом должны быть проверенные имена, перенесшие не одну рецессию, — для этого и существуют базы данных аукционных торгов и другие инструменты для самостоятельного анализа.

Что делать галеристу?

1. Дружить с технологиями и быстрее переходить в онлайн. Лучше всех интуитивно подготовился к нынешней ситуации Ларри Гагосян: еще год назад он использовал в работе шесть технологических решений, к началу 2020 года — уже четырнадцать. Больше половины из них направлено на работу с покупателем и продажу искусства через Интернет, включая хранение и логистику.

2. Быть осмотрительным при выборе ярмарок после окончания карантина: даже после возобновления «ярмарочной карусели» не все постоянные коллекционеры смогут на них приехать. Одни будут заняты восстановлением собственного бизнеса, другие не смогут выделить время в сместившемся графике. Третья группа коллекционеров может иметь психологический барьер, препятствующий путешествиям в ближайшем сезоне.

Что делать художнику?

1. Не забывать, что величайшие шедевры в истории искусства были созданы в сложнейшие ее периоды — войны, эпидемии и депрессии, и продолжать работать.

2. Занимаясь творчеством, держать в голове, что успешные художники лучше переживают спад, чем те, кто представляет интерес для региональных или менее искушенных коллекционеров. Соответственно, в период роста рынка молодой художник должен успеть подготовиться к следующему кризису. На это у него будет 8–10 лет.

3. Постоянно следить за грантовыми программами, которые появляются сегодня и будут множиться в ближайшее время. Это возможность не только пережить кризис, но и войти в международное художественное сообщество (если не сделали этого ранее).

4. Помнить, что художник для общества сегодня — это не только активный участник социальных сетей, но и в известной степени камертон общественного настроения. За художниками следят, на них подписываются, их словам и действиям следуют миллионы людей. Именно на них лежит наибольшая ответственность за то, с каким настроением мир выйдет из текущей ситуации: с улыбкой и желанием созидателя или раздражением и злобой отшельника.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200402_crisis.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200402_crisis.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх