- Зверев?
- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"
Арт-рынок в период кризиса. Часть 3: Войны и политическая турбулентность
ARTinvestment.RU 02 апреля 2020
Окончание цикла о показателях рынка искусства по время кризисных периодов
Предыдущие статьи цикла «Арт-рынок в период кризиса» читайте на AI: Часть 1: Эпидемии и Часть 2: Депрессии.
Перед тем как подвести итоги и поделиться рекомендациями с читателями AI относительно сегодняшнего поведения на рынке искусства, рассмотрим последний негативный фактор и «группы риска» — войны, горячие и холодные.
Во время длительных вооруженных конфликтов прошлого века индексы искусства превзошли основные индексы фондового рынка. Об этом говорят данные статистики Global Financial Data и индексов The Sotheby's Mei Moses Indices. С 1913 по 1920 (включая Первую мировую войну 1914–1918) цены на акции на Лондонской фондовой бирже, согласно отчету Financial Times All Shares Index, достигли своего минимального значения в 1918 году, потеряв за весь период около 25 % от значений 1913 года. После 1918 года индекс медленно рос и к началу 1920 года достиг 94 % от показателей 1913 года. В США индекс S&P500 также достиг минимума в 1918 году, потеряв 26 % от значений 1913 года. К началу 1920 года он также вырос до 94 % от предвоенных показателей. Напротив, индекс предметов искусства The Sotheby's Mei Moses Indices между 1913 и 1915 годами снизился сильнее — на 34 %, но к 1920 году показал 125 % от значений последнего предвоенного года.
Взяв период Второй мировой войны немного шире исторических дат, с 1937 по 1946 год (что вполне допустимо в целях настоящего анализа), мы увидим следующее: индексы Лондонской фондовой биржи начали снижаться начиная с 1937 года (за 2 года до войны) и потеряли к середине 1940 года около 50 % своей стоимости. Затем стоимость акций стала расти и к середине 1944 года сравнялась с довоенными показателями. Продолжив рост, к 1946 году индекс фондового рынка дошел до 107 % от значений 1937 года. В США индекс S&P500 к началу 1938 года упал почти на 50 % и продолжил снижаться до 1942 года. А затем стал неуклонно расти и к началу 1946 года также немного превысил свои довоенные показатели. Индекс искусства The Sotheby's Mei Moses Indices увеличился к концу 1939 года на 88 % по сравнению со значениями 1937 года, а к началу 1946 года имел 130 % от своих предвоенных показателей.
Более поздние вооруженные конфликты с участием США (которые тоже проходили вне американской территории) дают похожую картину: в период Корейской войны (1949–1954) индекс The Sotheby's Mei Moses Indices вырос на 108 %. Интересно, что отдельный индекс живописи импрессионистов увеличился на 167 %, старых мастеров –— на 109 %, а американской послевоенной живописи — всего на 13 % (на тот момент это направление в искусстве делало еще только первые шаги, да и рынок современного искусства в целом только зарождался). В период американского участия в войне во Вьетнаме (1965–1973, но мы берем чуть шире) индекс предметов искусства также вырос: к 1975 году он составил 256 % от значений 1966 года (отдельный индекс американской живописи вырос уже на 244 %, импрессионисты — на 240 %, а старые мастера — «всего» на 209 %).
Понятие «геополитической турбулентности» вошло в обиход рынка искусства в 2010-х. Начиная с 2013 года оно неизменно занимало первое место в рейтинге грядущих опасений фигурантов рынка искусства в отчетах Deloitte Art & Finance и Art Market Outlook от ArtTactic — и при этом из года в год оставалось лишь опасением. Первая реакция на турбулентность (Украина, Россия, страны Ближнего Востока и выборы в США) дала себя знать в снизившихся на 17 % объемах продаж искусства за период 2015–2016, а затем рынок, показав двухлетний рост, вернулся к прежним показателям. Однако в 2019 году торговые конфликты между США и Китаем, политические беспорядки в Гонконге и затяжной «Брексит» снова привели к падению объема продаж мирового рынка искусства на 5 %. Коллекционеры в минувшем году отдавали предпочтение частным продажам по сравнению с более рискованными публичными аукционами: объем рынка публичных торгов пострадал больше всего, упав на 17 %, до $24,2 млрд, в то время как частные продажи в аукционных домах в основном выросли.
Комментарий AI: важно понимать, что войны — это разрушение экономики одной страны (или стран) и существенный рост другой (других). При этом экономика победившей стороны, как правило, также находится на спаде, вызванном конфликтом. Другое дело — экономика страны, выступающей в качестве союзника либо ведущей военные действия на чужой территории (в обоих вариантах — с поставкой оружия). В этом случае у нее укрепляется средний класс и формируется новый высший: как раз в этих пределах рождаются новые коллекционеры. Мировые войны, в особенности Вторая, вслед за массовой эмиграцией, вывели на рынок недоступные ранее высококачественные предметы искусства — состоятельные американцы их приобрели. Отметим: средний уровень цен превышал довоенный — другими словами, бóльшая часть сделок состоялась без дисконта. Напомним, что речь идет именно о ценовых индексах искусства, а не объемах продаж: обороты арт-рынка в затяжные военные периоды всегда уступали показателям мирного времени. В экономиках стран, втянутых в конфликт, обращает на себя внимание время начала рецессии — за несколько лет до фактического начала войны. Отдельно выделим политическую турбулентность — термин, которым сегодня чаще объясняют торговые войны и борьбу за власть. В эпоху информации эти факторы приводят к локальным «внеочередным» кризисам и ощутимо отражаются на рынке искусства — в первую очередь потому, что в XXI веке он из сообщества региональных рынков стал действительно международным и трансграничным и ослабление развития любого мирового региона сказывается на рынке в целом.
Суммируя сказанное в трех статьях цикла, перейдем к практическим рекомендациям для основных фигурантов рынка искусства.
Что делать коллекционеру?
1. Избегать расставания с ценными предметами искусства в начале рецессии, особенно если вы владеете «голубыми фишками» — работами самых значимых периодов топ-художников. Помните, что предмет искусства — это сосуд, в котором идеально сохраняются ваши сбережения в кризисный период: с началом оживления рынка вы сможете продать его по стоимости выше первоначальной. Естественно, при условии, что вы грамотно подошли к совершению изначальной покупки.
2. Если вы владеете шедевром (т.е. уникальным предложением для рынка даже в годы роста) и вам нужна срочная монетизация — не бойтесь его продавать. Уникальные предметы искусства могут быть успешно проданы даже в периоды спада. В данном случае аукционные дома будут на вашей стороне: им необходимо показать, что рынок жив, а лучше всего это сделать с помощью рекордных продаж. В случае менее ценных работ топ-художников аукционный дом, скорее всего, удержит вас от попытки выставить их на торги — чтобы избежать прогнозируемо не проданных лотов.
3. Лучшую ликвидность в период кризиса показывают предметы искусства стоимостью от $100 тыс. до $1 млн, созданные художниками, чей средний ценовой диапазон до кризиса находился в этих же пределах.
4. Возможно, вам следует обратить внимание на локальный арт-рынок, испытывающий наименьшую турбулентность. Статистика показывает, что даже в условиях глобальной рецессии отдельные мировые регионы реагируют на кризис по-разному. В частности, периоды спада в отдельных странах наступают позже: если там остаются в рабочем режиме площадки продаж и коллекционеры, которых может заинтересовать ваше искусство, — это может быть выгодным решением.
5. И всё-таки в периоды кризиса коллекционеру лучше находиться в режиме сбора данных. За время рецессии могут существенно измениться позиции отдельных художников — в частности, в сегменте современного искусства, за продвижением которого стоят крупные арт-дилеры и галереи.
6. Если же в кризис коллекционер имеет возможность и желание выделить свободные деньги на приобретение с дисконтом, то — помимо наших поздравлений — рекомендуем в первую очередь работать с отделами частных продаж аукционных домов. В отношении приватных сделок аукционы не будут удерживать коллекционеров расстаться с работами по сниженным ценам: рынок о результатах этих продаж не узнает. В итоге вы сможете приобрести ценную работу. И снова повторим: приоритетом должны быть проверенные имена, перенесшие не одну рецессию, — для этого и существуют базы данных аукционных торгов и другие инструменты для самостоятельного анализа.
Что делать галеристу?
1. Дружить с технологиями и быстрее переходить в онлайн. Лучше всех интуитивно подготовился к нынешней ситуации Ларри Гагосян: еще год назад он использовал в работе шесть технологических решений, к началу 2020 года — уже четырнадцать. Больше половины из них направлено на работу с покупателем и продажу искусства через Интернет, включая хранение и логистику.
2. Быть осмотрительным при выборе ярмарок после окончания карантина: даже после возобновления «ярмарочной карусели» не все постоянные коллекционеры смогут на них приехать. Одни будут заняты восстановлением собственного бизнеса, другие не смогут выделить время в сместившемся графике. Третья группа коллекционеров может иметь психологический барьер, препятствующий путешествиям в ближайшем сезоне.
Что делать художнику?
1. Не забывать, что величайшие шедевры в истории искусства были созданы в сложнейшие ее периоды — войны, эпидемии и депрессии, и продолжать работать.
2. Занимаясь творчеством, держать в голове, что успешные художники лучше переживают спад, чем те, кто представляет интерес для региональных или менее искушенных коллекционеров. Соответственно, в период роста рынка молодой художник должен успеть подготовиться к следующему кризису. На это у него будет 8–10 лет.
3. Постоянно следить за грантовыми программами, которые появляются сегодня и будут множиться в ближайшее время. Это возможность не только пережить кризис, но и войти в международное художественное сообщество (если не сделали этого ранее).
4. Помнить, что художник для общества сегодня — это не только активный участник социальных сетей, но и в известной степени камертон общественного настроения. За художниками следят, на них подписываются, их словам и действиям следуют миллионы людей. Именно на них лежит наибольшая ответственность за то, с каким настроением мир выйдет из текущей ситуации: с улыбкой и желанием созидателя или раздражением и злобой отшельника.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20200402_crisis.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20200402_crisis.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 28.03.2024 Анонсирован второй выпуск нижегородской ярмарки «Контур» Смотр пройдет в мае
- 27.03.2024 Не стало Ричарда Серра Американскому скульптору-минималисту было 85 лет
- 27.03.2024 Самые громкие продажи ярмарки Art Basel Hong Kong Дороже остальных ушла работа Виллема де Кунинга, проданная за $9 млн
- 25.03.2024 Суд Нью-Йорка обязал Sotheby’s раскрыть имена продавца и покупателя картины Тьеполо Работа может стать предметом иска о реституции
- 25.03.2024 Опубликован рейтинг мировой музейной посещаемости The Art Newspaper Россию в топ-10 представляет Государственный Эрмитаж
- 28.03.2024 На торги Im Kinsky выставили работу Густава Климта Эстимейт картины составляет €30–50 млн
- 26.03.2024 На посвященных современному искусству торгах Artnet установлен новый рекорд «Рекордсменом» стал Кикуо Сайто, американский абстракционист с японскими корнями
- 22.03.2024 Подборку из 200 работ Ман Рэя продают на Christie’s Их суммарный эстимейт составляет €2,4–3,5 млн
- 22.03.2024 Итоги AI Аукциона № 522 Общая выручка составила 15,1 млн рублей
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 12.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 2 Продолжение обзорного материала по сегодняшним реалиям и перспективам применения искусственного интеллекта в мире искусства
- 11.03.2024 Открыт 205-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Семёна Агроскина, Константина Батынкова, Елены Бочаровой, Игоря Воложанина, Наталии Вяткиной, Елены Епифановой, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Заикина, Наталии Земляной, Марины Лейзгольд, Сергея Максютина, Игоря Снегура
- 10.03.2024 Открыты 521-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 8 листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 08.03.2024 Художницы «русской орбиты» в 2023 году AI анализирует самые успешные сделки с произведениями прекрасной половины человечества на российских и зарубежных аукционах
- 26.03.2024 Орсе отмечает 150-летие импрессионизма проектом с виртуальной составляющей Проект рассказывает историю того, как художники-новаторы добивались признания публики
- 19.03.2024 В Русском музее на днях открывается выставка «Рисунки и акварели передвижников» В экспозицию войдет около 100 графических работ
- 19.03.2024 Выставку «Александр Дейнека. Курская аномалия» готовят в парке «Зарядье» Посетители увидят «Тройку» Дейнеки, не выставлявшуюся около 30 лет
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн
- Зверев?
- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"