Art Investment

«Русский ноябрь» на аукционах в Лондоне. Прогноз по ценам от AI

AI публикует мнения и прогнозы на исход борьбы за лоты на «русских торгах» 25–27 ноября 2019 года. Специализированные аукционы русского искусства в эти дни проведут Christie’s, Sotheby’s и Bonhams

В это раз в списке топ-лотов нам встретится много повторов — вещей, которые уже прежде выставлялись на русские торги от двух до пяти раз. «Четвертый раз гоним этого кабанчика мимо его высочества, а его высочество, извините за выражение, мажет и мажет». Но это вышло не специально, никто повторы для обзора не подбирал. Речь о естественном явлении, которое имеет фундаментальную причину. Рынок словно говорит: «Других писателей у меня нет». Шедевры — дефицит, аукционная обойма очень ограничена. К тому же многие картины покупались 6–11 лет назад и уже достаточно «отвиселись» для перепродажи. Другое дело, что продавать их приходится не в лучшие времена. Ну, тут уж ничего не поделаешь. Ждать улучшения конъюнктуры можно неизвестно сколько. Выставляют по тем ценам, что есть сейчас. Кстати, заметно, что устроители перестали заигрывать с клиентами, обещать золотые горы. Хотите продавать — продавайте по реальным текущим ценам. Последние пару лет все решается прагматично, без ненужных ожиданий. И это в целом дает надежду на то, что результаты в этот раз будут хорошие.

Еще момент. Фраза «мнение AI» в контексте данного обзора означает субъективную позицию автора по «оправданной рыночной» цене, обоснованной другими показательными аукционными продажами в нашей научной базе. Иногда в комментариях к лотам будет проскальзывать мнение о «московской» цене. Тут речь идет об ожиданиях по цене в случае продажи аналогичной работы на московских аукционах (как если бы мы принимали конкретную вещь на AI Аукцион).

Эстимейты для удобства пересчитаны из фунтов в доллары по текущему курсу: 1,29 доллара за 1 фунт.

Дальше пойдем в хронологическом порядке.

25 ноября 2019. Christie’s. Important Russian Art

Комментарий: 1917 год на дворе, а мадемуазель все о своем, о девичьем. Уже в революционную разруху в промороженных помещениях Казанского училища студентки Фешина любили разглядывать «Маникюр», вспоминая прежние беззаботные времена. Укутавшись во все что можно, растирая в ступках пигменты (готовых красок взять уже было негде), они изучали этот портрет как образец мастерской работы педагога. Особенно впечатлял их розовый цвет на полотне Фешина. Положенный с виртуозной точностью, он «оживил» портрет, сделал его теплым.

Но почему именно $2 570 000–3 860 000? Не спрашивайте. Цены на Фешина — это своего рода окно Овертона в искусстве. Немыслимые в докризисном 2012-м три миллиона долларов, заплаченные за «Портрет мадемуазель Подбельской» ($3 295 000), стали вариантом нормы после продажи концептуально похожего «Портрета Надежды Сапожниковой» в 2017 году за $4 875 000. Вообще, для того чтобы на первоклассном аукционе топ-лот не ушел, нужно сильно постараться. А эту вещь привозили в Москву, показывали, активно рекламировали. Все должно быть нормально. Тем не менее прогноз AI — нижняя граница эстимейта: $2 700 000. Добавлю, что в целом переплачивать за Фешина, если покупка инвестиционная, уже стало довольно рискованно. Слишком уж быстро он прибавлял в цене за последние годы. Должен наступить предел.

Комментарий: «Сухостой», он же «Сосновый лес», — работа с бурной аукционной судьбой. Это ее пятое появление на торгах. В базе аукционных результатов хранятся сведения, что ее купили на Christie’s в 1994 году. В 2012 перепродали за $1 412 000. Дальше пошли чудеса. В 2014 году стоит отметка о продаже на MacDougall's за $1 920 000, а в 2018-м тот же MacDougall's выставляет картину с минимальным эстимейтом $1 080 000, то есть вдвое ниже, и не продает. И вот в ноябре 2019 года круг замкнулся. Шишкин снова на Christie’s. Оценка снова снижена на пару сотен тысяч долларов. И теперь, я думаю, продадут. За $950 000, например. Оснований — аж четыре. Большой размер (Шишкина на галерейном рынке не мало, но такие большие картины встречаются редко). Наметившийся восстановительный рост цен на Шишкина (ценовой индекс живописи за последний год вырос на 10 %). Наконец, престижная площадка и заразительный пример. Напомню, что соседи Christie’s в 2016 году умудрились продать Шишкина сопоставимого размера за $2 015 000.

Комментарий: Перед нами эталонный Айвазовский — коллекционный, инвестиционный, музейный, какой угодно. Всё при нем. Оптимальный метровый размер. И самый ликвидный сюжет. Без драматизма, без человеческих жертв. Там у всех всё хорошо. Вечернее умиротворение. Солнце опускается в море у итальянского вулканического острова. И красивое судно летит по волнам на всех парусах. Айвазовский пишет «Закат над Искьей» в 56 лет — золотой возраст для художника. Есть и силы, и опыт, и вдохновение. Отличная работа. И разумная оценка. Минимальный эстимейт — $386 000. Раньше за такую просили бы $1 000 000. Но сейчас, думаю, дойдет до $500 000. Понимаю, по нынешнему рынку даже и полмиллиона многовато. Но уж больно эта вещь хороша и не засмотрена. Для нынешних каталогов, в которых многие картины выставлялись два-три, а некоторые уже и четыре-пять раз, последний фактор приобретает особое значение.

Комментарий: Картина 30 лет провисела в американских коллекциях. В конце 1980-х «Женщина со свечой» была куплена первым владельцем в нью-йоркской галерее Эдуарда Нахамкина, специализировавшейся на «искусстве в изгнании». Она в меру крупная (я про картину), полтора метра. Для Целкова оптимально. Сюжет — без ужасов. Ну да, фирменная личина присутствует, но куда ж без нее. За то и любят. Оценка — почти нормальная: $38 500–64 000. В Москве стоила бы $45 000 плюс-минус. Но с этой картиной вылезла одна странность. Представляете, в один и тот же день, в одном и том же городе, на соседнем аукционе будет продаваться точно такая же картина. Та же «ботеровская» женщина, та же поза, та же свеча. Даже размер тот же самый. Сами сравните: вот одна, а вот другая. Всех отличий — выражение «личины», узор «задника», да год создания — 1987 и 1988. Ну и цена: у Christie’s начинается с $38 500, а у MacDougall's — с $51 500. Вот что это? Что за феномен? Целков написал две одинаковые картины? Вот и думай теперь. Прогноз для версии 1987 года — $50 000 или ниже. Хотя Целков может стоить и гораздо дороже. 

Комментарий: Мне тут особенно непросто. Плавинский — один из моих любимых художников-шестидесятников. Но я бы сильно покривил душой, сказав, что на аукционах его вещи расходятся влёт. Нет. Слишком многие остаются непроданными. Даже на первоклассных площадках. Непонятно. Вот почему, например, летом на Christie’s не купили шикарную «Композицию с бычьей шкурой»? Эстимейт ведь был не заоблачный — от $25 000. И вот на тебе. Оценка «Развалин часовни» тоже начинается от $25 700. И шансы продать эту вещь за последние полгода выросли. В Москве, в Новой Третьяковке, летом прошла выставка «Свободный полет», объединенная историей создания и атмосферой фильмов Андрея Тарковского. Работы Плавинского образовали в ней выставку в выставке. Это был уровень! К слову, среди работ на той выставке были купленные в Лондоне тоже. Так что в этот раз все может быть по-другому. Прогноз для «Развалин часовни» — $26 000. Это примерно на четверть дороже «московской цены», но тут уж Londres oblige.

Комментарий: Консервный ключ — одна из любимых тем в творчестве Немухина. Он возвращался к ней к концу жизни. Мне показалось, что именно консервный нож был специально выбран автором визуальной доминантой на его прижизненной ретроспективе в ММСИ в 2015 году. Как символ советского быта и специфичных общественных отношений. У Немухина есть не только живопись, но и небольшие скульптуры с консервным ключом. Помню, в Москве статуэтка 1993 года высотой 21 см стоила в районе $3800. А в каталог включили довольно крупную живопись. От $6 500. Да еще и 1970 года. Почему? Полтора года назад Christie’s выставлял ее с оценкой от $11 000 — и неудачно. В этот раз решили продать наверняка. Московская цена за такого Немухина — $7 000–8 000. Наверное, ближе к этому и продадут. За $8000, например.

Комментарий: «Хвала Солнцу» Николая Рериха можно воспринимать как развитие или переосмысление его картины «Каменный век», написанной на 9 лет раньше. Люди неолита пережили зиму, радостно встречают весну, ловят теплые солнечные лучи. Скоро вся стоянка наконец-то погрузится в атмосферу празднования. Именно в такие моменты, по мысли Рериха, у людей должна появляться потребность в искусстве. Что по деньгам? Да, до 2014 года такой Рерих мог стоить $2 500 000–3 500 000. В 2013 году с покупателем повезло так, что «Труды Богоматери» продали дороже $12 000 000. Причем на скромняге Bonhams. Но в 2013 году случился скандал с «Мастер-банком» Булочника, власти принялись за центр Рерихов, и рынок художника начало сильно лихорадить. С 2014 года на аукционном рынке не было ни одного миллионика. $400 000 за метр двадцать — и то не всегда удачно. Самая дорогая из проданных после кризиса вещей — это, пожалуй, темпера «Белое и небесное», в 2015 году ушедшая с торгов Christie’s за $850 000. Словом, запрашиваемые два миллиона — цена очень рискованная. Я бы поставил на not sold. Но при этом нужно помнить, что в случае с Рерихом все решает элемент удачи. Может случиться, что придет покупатель, которому вот прямо «надо». И тогда ни два, ни три миллиона его не остановят. И даже в Москве такое иногда случается, на полном серьезе.

26 ноября 2019. Sotheby’s. Russian Pictures

Комментарий: Всего на Sotheby’s в этот раз аж пять Айвазовских. Самый дешевый — кроха размером 15,5 × 25,5 — выставлен с нижней оценкой $25 800. А «Солнечное затмение в Феодосии», наоборот, самый дорогой ($193 500–258 000) и самый большой холст (больше метра в  ширину). Размером, впрочем, достоинства «Затмения» и заканчиваются. Айвазовский ценится за его бесподобное море, игру света в набегающей волне, лунную дорожку. Здесь же моря почти не видно. Темно. Лишь борта стоящих на якоре парусных судов виднеются в свете костра. На любителя. Впрочем, метровый Айвазовский все равно остается метровым Айвазовским. С более классическим морским сюжетом такой мог бы стоить $600 000 и выше. Например, летом на Sotheby’s парусник на закате ушел аж за полтора миллиона долларов. Там, конечно, сильно переплатили. «Затмение» же выставлено с консервативно-заманчивой оценкой $193 500–258 000. Думаю, эстимейт будет превышен и дойдет до $280 000. Почему не 300? Потому, что за 300 тысяч (точнее с оценкой $312 000–437 000) его выставляли на Sotheby’s 3 года назад и не продали. Правда, с тех пор конъюнктура по Айвазовскому несколько улучшилась. Судя по нашим индексам, цены на живопись Айвазовского после сильного падения снова начали расти. И напомню, что все интересующиеся творчеством Айвазовского могут бесплатно посмотреть его ценовую статистику в нашей базе данных аукционных результатов. Хороший повод опробовать работу с базой и заодно понять, зачем в этой жизни нужны индикаторы инвестиционного риска.

Комментарий: Саврасов 1881 года — это формально уже начало, скажу аккуратно, «сложного», менее ценного периода в творчестве выдающегося пейзажиста-передвижника. Но «Лосиный остров» вопреки всему на удивление хорош: проработанный передний план, хорошее небо. Конечно, он здорово уступает шедевру «Лосиный остров в Сокольниках», написанному 12 годами ранее, — призеру выставки Московского общества любителей художеств, с которой картину сразу же приобрел Павел Третьяков. Но таких теперь поди сыщи. И на общем фоне, в ряду поздних работ, «Лосиный остров» однозначно выделяется в лучшую сторону. И размер, и проработка, и даже полная подпись хороша. Творящееся в душе художника выдает лишь выбор фактуры — с погибшей сосной на живописной солнечной опушке. «Лосиный остров» выставляют на аукционах минимум второй раз. Предыдущий — на Christie’s в «переходном» 2014 году. Тогда нижний эстимейт был в районе $155 000 и лот не достиг резерва. В этот раз оценка Sotheby’s снижена вдвое. И вероятно, вещь уйдет в районе $85 000.

Комментарий: Этой осенью Поленов — один из самых обсуждаемых художников в Москве. Виной тому, конечно, мощная выставка в Третьяковке. Что ж, хороша ложка к обеду: для аукционных перспектив работы выставка в главном музее страны — большой плюс. А вот ее бурная аукционная биография скорее в минус. 10 лет назад эту «Барку» (тогда под именем «Баржа на Оке») купили на Sotheby’s за $272 000. В 2013 году выставили там же чуть дороже — неудачно. Потом еще три раза на MacDougall's (последний раз в 2018 году) — тоже неудачно. И вот картина снова вернулась на Sotheby’s с эстимейтом аккурат как 10 лет назад: £80 000–120 000, в нынешних долларах — $103 200–154 800. И думаю, что участница XXVI выставки передвижников 1889 года, несмотря на «засмотренность», будет успешно продана в районе $120 000. И не только из-за блокбастера в Третьяковке. Поленова не так уж сложно найти на галерейном рынке, но на аукционах такой уровень и размер по-прежнему редкость.

Комментарий: Данный натюрморт Михаила Ларионова сейчас находится на 29-й строчке в нашем рейтинге самых высоких аукционных результатов русских художников, собранном по принципу «один художник — одна картина». В прошлый раз, в 2007 году, она была продана на Sotheby’s за баснословные $4 464 000. Даже тогда, на пике рынка, это выглядело удивительно дорого, в два раза выше и без того высокого эстимейта. Речь ведь шла не о новаторской лучистской работе, не о фовизме, а о таком теплом ламповом неопримитивизме. Ну, ОК. Вообще даже сам по себе статус некогда самой дорогой картины Ларионова тоже немало в этом деле значит. Итак, натюрморт со старообрядческой иконой отвиселся положенный срок и снова вернулся на Sotheby’s с эстимейтом $1 548 000–2 322 000. Мнение AI: сильной борьбы ждать не стоит, прогноз скорее $1 800 000.

Комментарий: С ценой здесь все просто: при условии убедительно доказываемой подлинности она может быть любой в пределах $10 000 000. Почему? Да привязаться элементарно не к чему. У наставника Малевича, позже превратившегося в его последователя, просто нет референсных продаж живописи вообще. В справочнике аукционных результатов глазу негде отдохнуть: везде красным красно от «плохих» индикаторов инвестиционного риска.

Есть мнение, что «Сферический супрематизм» из собрания Костаки — единственное (!) беспредметное масло Клюна, сохранившееся в частных руках. Коллекционер приобрел его у дочери Клюна Серафимы в 1960-х годах. Историки искусства предполагают, что именно эту картину Клюн показывал на первой выставке ОСТа в 1925 году. Она не только эффектная, но и важна как воплощение собственных теоретических построений Клюна, его идеи, что нет цвета без света и др. Статью для каталога об этом лоте написала известный и очень авторитетный эксперт по русскому авангарду Александра Шатских. Авангард — единственное направление в русском искусстве, за которым охотятся коллекционеры всего мира, а не только русские. Но купят, скорее всего, наши. Может, Sepherot или еще кто. Купленная в Лондоне работа, даже в случае ввоза ее в Россию, не будет подпадать под запрет на вывоз. Это придает ей дополнительную ликвидность и инвестиционный комфорт. Думаю, с учетом этого цена дойдет до $7 000 000. А может, и больше. Учитывая, что Малевич стоит 86 миллионов. При этом «махать шашкой» и сорить деньгами не стоит: Клюн все-таки не Малевич.

Комментарий: Ню Николая Фешина — одна из самых запоминающихся и не засмотренных до дыр картин ноябрьских торгов. Размер бы ей только побольше. Хотя как знать. Для владельца большой коллекции фешинские 27 × 67,5 — это, может быть, наоборот, удобный формат. Работа мастерская, вдохновенная. Особо ценный, доэмиграционный период (Фешин уехал в 1923 году). И конечно, модель – хороша. Имя неизвестно. Но Фешин писал ее не раз, и собственно, по одному из рисунков той же модели специалистам удалось примерно датировать картину плюс-минус 1919 годом. Предположу, что минус, то есть раньше. В 1919 году на Фешина уже свалились невзгоды и несчастья: смерть отца от тифа, чахотка, тяжелое экономическое положение семьи. А эта работа светлая, в ней не чувствуется разочарования. Прогнозы по цене? Тут возможны любые сюрпризы. Цены на Фешина несколько лет росли семимильными шагами. Его работы не раз попадали на верхние строчки рейтинга Доходности инвестиций в произведения русских художников. Сейчас, например, в рейтинге повторных продаж на втором месте стоит фешинская «Девочка». В 2000-м году этот портрет был куплен на Christie’s за $96 000, а в ноябре 2018-го перепродан на Sotheby’s за $777 000. Такими слухами земля полнится. Плюс удачные выставки и эффект «второго открытия» забытого во времена СССР мощного художника. Но рост не может продолжаться вечно. А бурный рост вообще штука опасная. С учетом этих обстоятельств разумной ценой за «Лежащую обнаженную» мне видится цифра $600 000–650 000. Но скорее всего, уйдет она за сумму все-таки неразумную. И такое уже было. В 2013 году за обнаженную мулатку размером 61 × 51 (но гораздо хуже) на Sotheby’s заплатили более $2 000 000.

Комментарий: Образцовый Вейсберг среднего размера. Идеальный для крепкой коллекции шестидесятников. И изначально вроде бы не дорогой. За холсты «русского Моранди» последние несколько лет на аукционах борются Игорь Маркин, Инна Баженова и еще несколько очень известных коллекционеров, с которых многие берут пример. Причем в Лондоне Вейсберга из года в год покупают дороже, чем такие работы стоят в России. Давний и сложно объяснимый феномен. Но вернемся к «Геометрическим фигурам». Оценка аукциона: $38 500–64 000. В Москве в разумные сроки такую вещь можно продать за $50 000. В Лондоне же купят в районе $80 000. Вот увидите.

Комментарий: Краснопевцев — украшение любой коллекции, а не только собрания неофициального искусства. Конкретно этой работы нет в каталоге Александра Ушакова, поэтому будущему покупателю предстоит самостоятельная дополнительная исследовательская работа. На вид лично меня ничего не смущает. Но все равно нужно учитывать, что Краснопевцев — это автор, под которого реально изготавливают суперподделки. Что по цене? Да, я помню, что летом Краснопевцев сопоставимого размера ушел на конкурирующем Christie’s за $55 000. Но за год до этого цены словно уперлись в психологическую отметку в $30 000. Это примерно и есть нижний эстимейт сотбисовского натюрморта. Прогноз? Думаю, будет $35 000–40 000. На этой русской неделе особого выбора Краснопевцевых нет. Если позарез нужен хотя бы двоим, то придется бороться. В Москве такой можно было бы продать за две недели в районе $30 000.

Комментарий: Для ценителей творчества Ильи Глазунова ноябрьский Sotheby’s просто праздник. Три метровых холста. Все как на подбор. С главными темами. Музейного уровня. А цены даже заманчивые, от $7000. Что еще нужно? Самой сложной работой для продажи будет «Царевич Дмитрий». Тяжелый сюжет. Больше для музея, а не для дома. Ориентир по цене — $8000 (при эстимейте $6 400–9 000). Примерно за такие деньги похожую (но не ту же) картину пробовали продавать во Франции в 2011. А вот у «Суздаля» и «Евдокии» проблем с желающими купить быть не должно. Для «Суздаля» прогноз — $10 000 (при эстимейте $7 700-10 250). А самую сильную борьбу можно ожидать за «Евдокию» — образ жены Дмитрия Донского, в монашестве Евфросинии Московской. Это картина из цикла «Куликово поле». Пять лет назад ее купили на финском Bukowskis за $7 700. Теперь это нижний эстимейт на Sotheby’s. Думаю, что уход будет значительно выше — в районе $15 000–20 000.

27 ноября 2019. Bonhams. The Russian Sale

Комментарий: Эффектный vanitas от именитого шестидесятника. Живописный череп кисти Целкова сопровождается интересной историей. На обороте — название «Натюрморт», а дальше приписка «Натюрморт жизни нашей Жене Евтушенко». Композиция компактная (37,5 × 42), плотная, контрастная — из таких, что себе хочется. Хочется при этом уже второй раз. Череп уже выставляли этим летом с эстимейтом от $38 000. Не продали. Теперь оценку снизили до $32 000. Пробуют вслепую или прощупали спрос в прошлый раз? Не знаю, по ощущениям более правильная цена для такой работы $25 000. Хотя понимаю, что для людей, покупающих Целкова в Лондоне, что 25, что 32 — все едино. Еще напомню, что в случае с Целковым нужно всегда проявлять повышенную бдительность, как минимум получить подтверждение подлинности по частным каналам. Ни на что не намекаю, но правило есть правило.

Комментарий: 1985 год, метр на метр и сюжет, настраивающий на философский лад. Отличная картина. Но изначально переоцененная почти вдвое. Продадут вряд ли. Сопоставимые по уровню предложения есть на Christie’s от $9000 (потому что за $12 000 пробовали и неудачно). В Москве ценовой ориентир для работы Наталии Нестеровой такого класса при публичной продаже — 600 000–700 000 рублей. Впрочем за хорошую коллекционную вещь порой и переплатить не грех. А «Похищение сабинянок» как раз из таких.

Комментарий: «Деревья над водой» много лет были в коллекции дочери художника, Ии. Фешин, конечно, особенно силен портретами и жанровыми сценами. Пейзажи не его конек. Но этот хорош и узнаваем. И на ценнике не миллионы. И даже не сотни тысяч. Эту среднеразмерную картину уже выставляли на Bonhams год назад с оценкой от $129 000. Теперь решили не рисковать и уменьшили нижний эстимейт до $77 100. Думаю, на этот раз продадут. Где-нибудь посередине, за $90 000.

Комментарий: «Кошка» (а правильнее «Кошка с птицей» по любимому сюжету Пикассо) — самая большая и самая дорогая из пяти картин Владимира Яковлева, выставленных на ноябрьском Bonhams. Сообщается, что в марте 1996 года она экспонировалась на прижизненной выставке Яковлева на Гоголевском бульваре, 10. Об истории появления отдельных картин (в частности, о том, откуда у Яковлева вообще появились холсты и краски в конце 1990-х) в каталожной статье сообщается следующее. В 1995 году Эрик Багдасарян и Лариса Пятницкая на время забрали Яковлева из психиатрического интерната. Сняли квартиру, купили красок и холстов. И в короткие сроки художник написал несколько очень личных работ маслом. Одна из них, к слову, была на аукционе в Москве в 2018 году. Цены на яковлевские холсты небольшого размера на Bonhams стартуют с $3870. А нижний эстимейт «Кошки» — $12 850. Спору нет, живопись Яковлева, тем более такой сюжет, могут стоить таких денег, даже дороже. Только вот перед нами вещи поздние, не самые сильные, написанные за 2 года до смерти. Спроси меня, за сколько в Москве взяли бы на аукцион, сказал бы: в районе $8000. Тут же речь о 12 000, так что прогноз, увы, not sold.

Это не все из интересного, но пора закругляться. Еще в этот раз на Bonhams выставлены хорошие, компактные и недорогие Рерихи, Гончарова с Ларионовым (ничего особенного), автопортрет Зинаиды Серебряковой. Из шестидесятников есть еще маленький и дорогой холст Николая Харитонова, «Облако» Ивана Чуйкова (интересная работа по неплохой цене), темпера Игоря Вулоха (слишком дорого), игральный стол Владимира Немухина, комплект из 14 рисунков Эрнста Неизвестного и др. Из современного — классный Пепперштейн и двухметровый акрил Оксаны Мась. По ценам за редким исключением или слишком дорого или на пределе. А порой и просто ни в какие ворота. Вероятно, это своего рода расплата за рост качества ассортимента русского искусства. В этом смысле Bonhams действительно заметно прибавил.

О том, как сбылись прогнозы, узнаем через две недели. Ожидания умеренно-позитивные.

И в конце — минута саморекламы. На самом деле по всем лотам вы можете прикинуть цены самостоятельно. Ориентирами станут результаты предыдущих продаж из нашей базы данных аукционных результатов. Картинки в ней можно посмотреть свободно. Это полезно, чтобы узнать, есть ли там подходящие примеры. А вот цены и перечень повторных продаж можно посмотреть только по платной подписке. Самый доступный вариант, безлимитный доступ на один день, обойдется в 950 рублей. Оплатить можно картой.

Покупателям и продавцам — удачи на торгах. А зрителям — захватывающего торгового шоу.

Источники: artinvestment.ru, sothebys.com, christies.com, bonhams.com


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20191119_russian_sale_pictures_auctions_forecast_london_november.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20191119_russian_sale_pictures_auctions_forecast_london_november.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».