Художник недели. Николай Иванович Фешин
Ныне считающийся русским американцем художник эмигрировал в США из России в 1923 году уже состоявшимся мастером. Его прежний преподаватель Илья Репин в конце жизни называл Фешина самым талантливых из современных русских живописцев
Рассказ о Фешине мы уже публиковали в рубрике «Художник недели» 7 лет назад. Поводом для нового разговора о мастере стала проходящая сейчас в Москве выставка. Еще до 24 сентября в Музее русского импрессионизма (частный музей Бориса Минца) можно посмотреть выставочный проект «Место под солнцем. Беньков / Фешин»
Фешин — живописец смелый, мощный, самобытный, предельно узнаваемый. Безусловный новатор. Он был избран академиком Императорской академии художеств в 35 лет, в 1916 году. К этому времени им уже были созданы программные работы «Капустница», «Черемисская свадьба», «Обливание» и «Портрет Вари Адоратской», который сравнивали с «Девочкой с персиками» Валентина Серова. Фешин быстро снискал репутацию художника, не признающего правил и традиций. Ни композиционных, ни стилистических. Правила он изобретал свои, заново. Фешин мог позволить себе оставить персонажей переднего плана лишь с символически обозначенными размытыми лицами и в то же время тщательно выписать портреты находящихся вдалеке детей и женщин. Мог сместить изображение портретируемого сильно в край, вопреки всем канонам. И на выходе все равно получить шедевр, как в случае с портретом Адоратской. Его «Обливание» 1911 года замерло просто в полушаге от абстрактного экспрессионизма. На зарубежных выставках (а еще до революции у него было уже с десяток выставок в Европе и США) его произведения критики отмечали в одном ряду с Ренуаром и другими импрессионистами.
Впоследствии именно связи с американскими ценителями его творчества, а также содействие его учеников, занявших высокие посты при советской власти, помогли художнику увезти семью в США. Пишут, что на этом особенно настаивала его жена. Но решение понятное: слишком много горя свалилось на семью. В послереволюционную разруху и голод Фешин заболел туберкулезом, в том же 1919-м умер от тифа отец, следом за ним и мать. С работой стало совсем плохо. Истерзанной гражданской войной стране было не до искусства. К началу 1920-х коммерческим заказам взяться было просто неоткуда. Одно время художник писал портреты вождей революции по фотографиям — Ленина, Троцкого, Луначарского и других. Их принято критиковать — дескать, не было контакта с натурой, а значит, психологического напряжения. Но я бы не согласился, Фешин даже с такими исходными данными побеждает на классе. Формально конфликта с властями и притеснений не было. Скорее всего, он просто их не застал. При большевиках Фешин входил в Ассоциацию художников революционной России. Одно время даже был назначен председателем художественного совета Казанских государственных свободных художественных мастерских. Но перспективы в роли художника он видеть перестал. Плюс нужно было срочно делать что-то со здоровьем. Словом, пока сохранялось окно возможностей (за границей еще ждали, а здесь еще выпускали) Фешин все-таки решился на отъезд.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Американские почитатели помогли Фешину быстро встроиться в местное арт-сообщество. Появились заказы на портреты представителей американского истеблишмента: бизнесменов, деятелей шоу-бизнеса и др. Вскоре Фешин стал более чем обеспеченным человеком. Он смог позволить себе переехать из шумного Нью-Йорка в тихий городок Таос штата Нью-Мексико, купить большой участок, построить дом и студию. На новом месте его привлекли не только подходящий сухой климат, красота природы и приятное соседство. В Таосе уже была колония художников, были знакомые, Фешину там было хорошо. И это видно по творчеству: в этом городке он сделал сотни вдохновенных портретов местных жителей — индейских и мексиканских девушек, фермеров, пастухов. Сын резчика деревянных иконостасов, Фешин обставил резной мебелью любимый дом, построенный по собственному проекту (в нем теперь располагается его музей). Завел лошадей для единственной дочери Ии, в которой души не чаял. Началась спокойная жизнь. Но счастье длились недолго. В 1934 году жена увлеклась местным поэтом, решила резко изменить свою жизнь, и Фешин с дочерью вынуждены были уехать из дома в Таосе. Пришлось многое начинать заново. Снова заработки заказами на портреты. Новое обустройство, мытарства, гостиницы, Нью-Йорк, потом Лос-Анджелес. Фешин так и не оправился от удара. Правда, в конце жизни он принялся путешествовать. Ездил в Азию, в Японию, хотел приехать и в СССР. Но уже не успел. Николай Фешин умер в пригороде Лос-Анджелеса в 1955 году. В 1976-м дочь Ия перенесла его прах в Казань — исполнила завещание отца. В 2002-м ее похоронят в столице Татарстана рядом с отцом. Ия же привезла русским музеям (Третьяковке и Казанскому музею изобразительных искусств) ряд картин и скульптур Николая Фешина и смогла устроить в СССР его первую выставку после эмиграции.
Но многолетний разрыв культурных связей с родиной в советский период все же сделал свое дело. Фешина, по сути, вновь пришлось открывать для коллекционеров и зрителей уже в начале 2000-х как художника русского зарубежья, русского американца. В тот момент его картин почти не было в собраниях русских коллекционеров. Но уже через несколько лет ситуация резко изменилась. Русские стали покупать, и аукционные цены стремительно выросли. Шедевры стали стоить миллионы долларов. И сегодня Фешин входит в аукционный топ-20 художников орбиты русского искусства.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Про рынок. Будучи художником американского рынка искусства, Фешин, находился в аукционной обойме задолго до русского бума. Работал он много, в Америке его работы не реквизировали, и картин на руках и на рынке всегда было в достаточном количестве. В конце 1980-х — 1990-е они стоили в диапазоне $20 000–110 000. Женские портреты дороже, пейзажи и натюрморты — дешевле. И такая ситуация сохранялась вплоть до повторного открытия художника русской аудиторией в начале 2000-х. И то, что происходило с ценами на картины Фешина дальше, иначе как волюнтаризмом и не назовешь.
С начала двухтысячных сопоставимые по классу произведения примерно в одно и то же время могли продаваться и за $30 000, и за $200 000. И нет, эти случаи не объяснишь сомнениями в подлинности. Хотя подделок Фешина на рынке по-прежнему предостаточно. Рынок пробовал разные точки равновесия. А примерно с 2006 года начался лавинообразный рост цен. Уже в 2007 году аукционная статистика Фешина украсилась отдельными миллионными результатами. А в 2008 году миллион долларов стал чуть ли не стандартной ценой для хороших женских портретов со стороной около 80–90 см. Одновременно вещи не хуже классом, но размером около 50 см продавались на тех же аукционах в диапазоне $200 000–250 000. При этом тем, кто хорошо разбирался в подлинности и имел смелость рисковать на мелких американских аукционах, удавалось покупать неплохие работы и в несколько раз дешевле. Это были времена, когда что за $25 000, что за $250 000 — все могло случаться. Словом, волатильность была вплоть до волюнтаризма. Апофеоз с ценами Фешина наступил в декабре 2010 года. Тогда на «Макдугалле» хорошую, но не умопомрачительную картину «Маленький ковбой» при эстимейте $800 000–1 000 000 продали за безумные $10 870 000. Тут уж многие наблюдатели хором сказали: come on. Как говорил Генри Баскервиль в исполнении Михалкова: «За кого меня принимают в этой гостинице?» Да, Фешина покупали в свои собрания очень богатые люди — и Филатов, и, как говорят, Смузиков (Sepherot Foundation), и другие. Но десять миллионов за детский портрет? Впрочем на ковбое все чудеса, как и предполагалось, закончились. После него лучшие живописные вещи большого размера еще несколько раз брали внушительный барьер в $2 000 000–4 000 000. Но к десятимиллионной отметке Фешин даже близко больше не приближался.
Как обстоят дела сегодня? «Вылеты» из общей тенденции периодически случаются, но ситуация стала более взвешенной и предсказуемой. Живописные натюрморты с цветами размером примерно 65 × 50 на первоклассных аукционах сейчас продаются в районе $320 000. Женские портреты со стороной около 50 см могут достигать цен $500 000–800 000. Недавний интересный пример — продажа женского портрет 1910-х годов (ценный доэмиграционный период). Посмотрите его в нашем Инстаграме. Предыдущий владелец приобрел этот холст на Christie’s в 2000 году за $96 000. А в 2018 на Sotheby’s его продали почти за $777 000 — в 8 раз дороже. И такая динамика как раз не вызывает больших вопросов.
Фешин сегодня не является недооцененным художником. Купить его как-то особенно дешево и выгодно вряд ли получится. Впрочем так и должно быть. Это ликвидный автор, международной известности, давно находящийся в обойме мирового аукционного рынка. Так что с Фешиным коллекционерам сегодня не только интересно как с художником-новатором, но и спокойно с точки зрения инвестиционного потенциала.
Источники: rusimp.su, liveinternet.ru
Что еще почитать по теме на AI:
Художник недели. Николай Фешин.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20190709_fechin_auction_prices.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20190709_fechin_auction_prices.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.