art-credit.ru

Выдача займов под залог картин и скульптур XIX-XXI веков

Первый профессиональный сервис по выдаче займов под залог произведений искусства

art-credit.ru

Art-рынок Russia. The results of the-2016
ARTinvestment.RU   14 декабря 2016

The rating depends on what to compare. If 2015-м, the volume of sales in dollars increased by 43 %. Good, even impressive. But when compared to pre-crisis 2013-м, the sales volume in dollars fell by 69 %. So choose who you like more

the Year is not yet formally ended, the second half of December, their auction with painting and graphics will hold an auction "Russian enamel", "Russian enamel", "Nikita" and "Nikita". But the General situation is already clear, so you can safely withdraw the score.

Statistics of the auction of Russian art market

Figure

2013

2014

2015

2016

the amount of the sales at the auctions, $million

21

14

4,6

6,6**

the Proportion of lots sold in the domestic market, %

39

41

35

46**

the Amount of sales at international auctions* million $

525,1

677

572,6

274**

*the global turnover of Russian art, we include the results of the auction deals with the works of all artists orbit Russian art, who were born or have long lived and worked in the territory of the Russian Empire/USSR/Russia, including Mark Rothko, Chaim Soutine, Marc Chagall and Wassily Kandinsky. Source: artinvestment.ru.

**Preliminary figure does not take into account the results of the auction of the second half of December.

Plus 43% of the money — such growth of sales on the auction market in 2016 was a surprise to us. However, even when we see that there is interest, plus $2 million, we should not draw overly optimistic conclusions. The General economic situation over the year, much better not. Rather, these figures indicate that sellers have adjusted to the new difficult situation, along with the buyers recovered from the shock, divided dollar prices 2013 two or more and heal-новому. Well the truth is it's impossible to live in a nasty mood, the desire to buy one back. Even money from customers is not appreciably increased. Not that dollars and even rubles.

Speaking about the sales growth, we also need to make allowances for the fact that we are talking about growth with a minimum initial base. If really find out what is for the total market turnover from $4.6 million to $6.6 million? A very modest figure for 140-миллионной country: about 700 times less than the auction market in China. Yes there China! $6.6 million — is about one third of turnover alone autumn Russian trading Sotheby's. In General, the scale auction of Russian art market is that one sold painting Helium Korzheva for $340 000 and accounts for approximately 5% of its annual turnover. And if you add to it a single sale of paintings by Igor Grabar for $325,000, together with Korzhevin they make almost a tenth of annual turnover of the domestic auction market. That is, all of our auction market is equivalent to ten with ten Korzhevin Gramarye. It's just us to understand.

the Relatively small size of the market coupled with a restrictive cross-border trade legislation-прежнему securely "protecting" our market from foreign participants. None of the foreign auction houses are not conducted in Russia trading. Neither Sotheby's nor Christie's, no. Even Phillips, owned by Russian group Mercury, the auctions in Russia is not conducting. If previously this option was considered at least theoretically, in the light of the economic innovations you can forget about it. But the top-end auctions at least hold in Russia local office. But the world famous galleries (like Gagosian) none did not open site in Moscow. This was not done and in the fat times, and now there is no need to wait even more. Good or bad — is debatable. But one thing is clear: exactly the same rules that prevent foreigners to enter the Russian market, impede development and Russian market participants. But instead to use a good opportunity for growth (the art was in dollars cheaper), this chance is safely missed.

How a year has changed the location of auction houses ranking by turnover? The participants remained the same. And that's good, because in 2013 every year we lose soldiers (remember the auctions Leonid Shishkin Gallery, GOOD, "Magnum ARS", VEAD, etc.). However, all perennial leaders of traditional full-time (ie in the hall) bidding has reduced its activity. "Scoop" has reduced the number of auctions, and "the office" is spent in the past year only one special trade painting and moved to the end of the table. Hall as a format is slowly losing its attractiveness: traffic, time, Parking. Buyers on chairs, not much is added, and most of the bets on the traditional auction still comes remotely — on the phone and via the Internet.

Below we publish the rating of our auctions turnover in dollars in 2016. Note: this is only a segment FROM — painting, graphics, sculpture. Excluding books (which is in Russia a very powerful segment), without coins and PDI. For two years we do not publish exact numbers of revolutions, and the only place. At the request of participants and in General from the evil eye.

Rating auction houses, annual turnover in the segment OUT*

2015

2016

1. VLADEY

1. "Scoop"

2. AI Auction

2. VLADEY

3. "Scoop"

3. AI Auction

4. "Office"

4. "Literary Fund"

5. "Three centuries"

5. "Russian enamel"

6. "In The Nikita"

6. "In The Nikita"

7. "Russian enamel"

7. "Three centuries"

8. "Literary Fund"

8. "Antiquarium"

9. "Antiquarium"

9. "Office"

total: $4 600 000

total: $6 600 000

*the Ranking was made on the basis of prices in dollars.

What has changed compared to last year?

the three leaders remained the same. Moreover, the total "scoop", and our AI VLADEY Auction provided 72 % of the auction turnover in 2016. In fact, these three houses can be considered a major barometer in EVERY segment.

Within the first three occurred rotation. In 2016 from third to first place broke veteran market auction house "SOVKOM". It happened mainly due to the one of the phenomenally successful trades 20 Oct 2016. They remember many of the dolls piggy and stepashky. But the cash register "Scoops" made, of course, completely different things — Helium Korzheva, Ilya Mashkov, Sergei Gerasimov, Igor Tkachev brothers, Alexander Benois, and others. in short, some of thoseauction brought proceeds of about $1.7 million, or about 25 % of the annual turnover of the market. Against such a scrap, no one not found.

the Leader of last year, the auction house VLADEY also slightly increased its sales. Most of the box office they did the sixties, and the ultramodern art has provided good sales statistics. In particular, at the end of the year Vladimir Ovcharenko held an auction with the result of that in overseas countries, it is customary to give white gloves: the organizer has sold 100% of auction catalog of budget format "by 100".

AI Our Auction closes this time the top three in terms of turnover. Figures in dollars remained at the same level as last year, with growth of 10 %. During the year we closed almost 50 auctions on 20 lots, with an average sales of 60 % — above the market average. Like last year, we are the only in Russia to hold the auctions every week, with no breaks for summer and other holidays. Thus, all the processes occurring in the market, we observed in the dynamics: not only as an analytical organization, but also as a trading business. And traditionally share their observations.

for Example, we noticed in the structure of demand at the end of 2016?

1. Prices is almost entirely under the control of people with money in their hands. Art-рынок 2016-го was definitely a buyer's market. There are exceptions when people have a serious budget, but I can't find what you need. But this is rare. In my practice we see that the vast majority of cases, sellers are forced to move towards the customers, with wide tread.

2. Bestsellers the auction market in the segment remained FROM the works of the sixties (and wider — informal post-war Russian art) at a cost of up to 500,000 rubles, and the work of contemporary artists strong level in the range of 100 000 rubles. in addition, increased interest was observed in the finished works of the first names in all directions. The growing interest in the sixties confirmed the November "Russian auction" Sotheby's, which collection Bar-Гера Russian sold out at prices significantly exceeding market levels.

3. Worst of all were sold sketches, any unfinished work regardless of name. The low demand for works of XIX century (with the exception of first names), as well as the socialist realism of the middle level. The demand for the work of many contemporary artists encountered resistance already at 30 000-50 000 rubles. and was very price elastic.

4. Liquidity became the factor number 2 influencing the buying decision. Previously, because few people thought, whether he in the event that quickly resell his purchase, at least at a lower price. And now many customers, keep that in mind. Factor good liquidity in the next three years is firmly supplanted in the minds of buyers waiting for a quick investment return. Well number one for the majority of our buyers has now become the most irrational emotional factor: more people are buying because "like, what to think about anything else can't."

5. At auctions were more likely than last year to deliver work of the highest level. This may mean at least something to wait for better times, many owners no strength left — this time. Situation on several fronts(for example, Russian classics of the XIX century) continues to deteriorate — is two. The time horizon of economic revival for people who do not clear — is three. The current crisis is how much — for 3 years or 10 years? Nobody knows. And even Aivazovsky at auction in London for the last five years fell three times already. In our domestic market the same vector. Not getting any better. Sell the classics at the end of 2016 for the same money it was more difficult than in the beginning of the year.

6. Significantly increased the tractability of sellers, their willingness to compromise. The process of understanding reality were developed long ago, but especially clearly manifested in 2016. It's one thing to read abstract optimistic about the market growth, and another thing to be the way of the sale of a particular thing. No, clearly, the suppliers have become more sober assessment of the situation. We associate this with the fact that software system online-торгов allows the owner to see the specifics of the demand: how many people have seen lot many people for him traded and to what prices. The situation is quite transparent and offers sound solutions.

7. Already in mid-2016 intensified dealers — began to buy. They do not get involved in an aggressive fight. Only buy at very good prices. And not for a particular client, and for the future. Their actions can be interpreted as a good sign: it professionals predict that further deterioration and a substantial fall in prices, rather, will be gone. So now they put that time to buy it. Because it was before: approximately six months after the start of growth in consumer activity began to grow and prices.

What's the most expensive paintings were sold at auctions in Russia in 2016? Here, too difficult to resist comparisons, as it turns out now, prosperous 2013. Let me remind you that record on the market set tempera by Konstantin Yuon "Market square in Uglich". The line on the "Russian enamel" for it paid almost $2 million (76 million rbl.). And in 2016, the most expensive work was sold to "Sovkome". This is the already mentioned "Shelf" Helium Korzheva, the price for which the October auction came to $340 000. In second place — painting by Igor Grabar "for-реку" March "Sovkoma" for $325,000. And the third — work of Ilya Kabakov "Boy", sold at VLADEY for $217 780 converted from euros. Let the money all three of the top-лота in the amount not reach to the half of pre-crisis Yuon, but today these prices are very impressive for the domestic market. In 2016 to find a buyer for the painting more than $100 000 was already a highly ambitious task. And $300 000 and does have a sufficient budget for a good Aivazovsky overpayment at Sotheby's.

the Most expensive works of Russian auction market

the Attentive reader will say: but what you only the auctions overlap? There is also a gallery and dealer business, where periodically undergo a non-public transaction for $200 000-500 000 (about $1 million we don't evenstutter, because the existence of such transactions on the domestic market today is questionable). Naturally, this market is. He feels too tired. As for the assessment of its size, the rule of thumb is that the sale of auctions multiply by 4. It is in a healthy situation. And the situation is unhealthy. So I would have to assess in 2016 multiplied, not 4 on 3. And thus, the sales of the art-рынка Russia by the end of 2016 can be cautiously estimated at $20-25 million For comparison, this is about 15 times less than the annual market of sports betting in our country.

in short, with galleries or without, in any case, it remains to say that in 2016 the art-рынок Russia remained extremely small. Or, as optimists would say, remains a market with great untapped potential. This is partly true. How true, however, that help with the disclosure of this potential Russian participants of the market no one is going. In particular, in 2016, officials under the guise of Patriotic rhetoric (a favorite topic which — protection of cultural heritage), continued to introduce new complexity of the procedure of export permitted to export painting, worsened business conditions and caused negative economic consequences for the entire market. To the extent that this year our first issue of foreign bidders was not "How do you do?" and "See that you make bets, how do you plan to take won lot?". And it is also possible to write to the end of the year with a big minus sign.

And what to record for the year with a plus sign? In addition, of course, that all major market players have managed this year to survive. According to AI, while the main positive of the year — is small, but all-таки the growth of consumer activity. This thing is more reliable all other things. In the end, the market growth in the money — is the result of some expensive piece of sales (conditional korzhevich, grabara and Kabakov). But the increase in the share of lots sold and an increase in the number of collectors — is already fundamental. This was largely a result of falling prices. This year we saw the devaluation attracted to the auctions of the people who were previously unable to approach good art. There are new collectors. More importantly, there are new buyers from regions (which are all comfortable) and-за abroad (which are all uncomfortable). Database of customers is gradually expanding and this is a factor in long-term reliability of the business. Further prices can grow and fall, but people, a taste for art, will still be buyers. So in 2017 we look with moderate optimism. And the rest I will dispense with detailed prophecies. Are we, five years ago already wrote a forecast, about how was going to meet a 2017 — now to re-read his funny and sad. Now we hope conservative, at least for some-то growth, albeit slow. And if you don't fly a-нибудь another economic meteorite, all of that until goes.



Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Show:

Top 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

This site uses cookies, it can collect data about IP addresses and users. N 152-FZ «On Personal Data» and continue working with this site, you confirm your consent to the processing of personal data in accordance with the law N 152-FZ «On Personal Data» and «The policy of LTD «ArtIn» with regard to the processing of personal data».
Back to Top

Арт-рынок России. Предварительные итоги — 2016
ARTinvestment.RU   14 декабря 2016

Оценка зависит от того, с чем сравнивать. Если с 2015-м, то объем продаж в долларах вырос на 43 %. Неплохо, даже внушительно. Но если сравнивать с докризисным 2013-м, то объем продаж в долларах упал на 69 %. Вот и выбирайте, кому что больше нравится

Год формально еще не закончился, во второй половине декабря свои предновогодние торги с живописью и графикой проведут еще аукционы «Литфонд», «Русская эмаль», «В Никитском» и «Антиквариум». Но общий расклад уже понятен, поэтому можно смело выводить счет на табло.

Статистика аукционного рынка русского искусства

Показатель

Год

2013

2014

2015

2016

Сумма продаж на внутренних аукционах, млн $

21

14

4,6

6,6**

Доля проданных лотов на внутреннем рынке, %

39

41

35

46**

Сумма продаж на мировых аукционах*, млн $

525,1

677

572,6

274**

*В мировой оборот русского искусства мы включаем результаты аукционных сделок с произведениями всех художников орбиты русского искусства, которые родились или долгое время жили и работали на территории Российской Империи/СССР/России, включая Марка Ротко, Хаима Сутина, Марка Шагала и Василия Кандинского. Источник: artinvestment.ru.

**Предварительная цифра, не учитывает результаты торгов второй половины декабря.

 

Плюс 43 % в деньгах — такой рост продаж на аукционном рынке в 2016 году стал для нас неожиданностью. Впрочем, даже когда мы видим, что есть годовой плюс в $2 млн, не стоит делать излишне оптимистичных выводов. Общая экономическая ситуация за год сильно лучше не стала. Скорее, эти цифры означают, что продавцы подстроились под новую сложную ситуацию, вместе с покупателями пришли в себя от шока, поделили долларовые цены 2013 года на два или больше и зажили по-новому. Ну правда ведь невозможно годами жить в скверном настроении, желание покупать однажды возвращается. Пусть даже денег у покупателей заметно не прибавилось. Не то что долларов, а даже рублей.

Говоря о росте продаж, мы также должны делать поправку на то, что речь идет о росте с минимальной первоначальной базы. Если толком разобраться, то что такое для всего рынка рост оборота с $4,6 млн до $6,6 млн? Очень даже скромная цифра для 140-миллионной страны: примерно в 700 раз меньше, чем аукционный рынок в Китае. Да что там Китай! $6,6 млн — это примерно треть оборота одних лишь осенних русских торгов Sotheby's. В целом масштаб русского аукционного рынка искусства таков, что одна проданная картина Гелия Коржева за $340 000 обеспечивает примерно 5 % всего его годового оборота. А если добавить к ней одну продажу полотна Игоря Грабаря за $325 000, то вместе с Коржевым они делают почти десятую часть годового оборота всего отечественного аукционного рынка. То есть весь наш аукционный рынок эквивалентен десяти Коржевым с десятью Грабарями. Это просто нам для понимания.

Относительно малая емкость рынка вкупе с запретительным для трансграничной торговли законодательством по-прежнему надежно «защищают» наш рынок от зарубежных участников. Ни один из зарубежных аукционных домов не проводит в России торгов. Ни Sotheby’s, ни Christie’s, никто. Даже Phillips, принадлежащий российской группе Mercury, торги в России не проводит. Если раньше такой вариант рассматривался хотя бы теоретически, то в свете экономических новаций о нем можно забыть. Но топовые аукционы хотя бы держат в России локальные представительства. А вот из галерей мировой известности (типа Gagosian) ни одна так и не открыла площадки в Москве. Этого не было сделано и в тучные времена, а теперь не стоит ждать и подавно. Хорошо это или плохо — можно спорить. Но понятно одно: ровно те же самые «правила игры», которые мешают иностранцам проникать на русский рынок, мешают развиваться и русским участникам рынка. Но вместо того, чтобы использовать хорошую возможность для роста (искусство стало в долларах дешевле), этот шанс благополучно упустили.

Как за год изменилось расположение аукционных домов в рейтинге по обороту? Состав участников остался прежним. И это уже хорошо, так как с 2013 года мы каждый год теряли бойцов (вспомним аукционы Галереи Леонида Шишкина, РАД, «Магнум Арс», ВЕАД и пр.). Вместе с тем все многолетние лидеры традиционных очных (то есть в зале) торгов снизили свою активность. «СОВКОМ» сократил число аукционов, а «Кабинетъ» и вовсе провел в уходящем году только одни специализированные торги живописью и переместился в конец таблицы. Зал как формат постепенно теряет привлекательность: пробки, время, парковки. Покупателей на стульях сильно не прибавляется, а большинство ставок на традиционных торгах все равно приходит дистанционно — по телефону и посредством Интернета.

Ниже мы публикуем рейтинг наших аукционов по обороту в долларах в 2016 году. Внимание: это только сегмент ИЗО — живопись, графика, скульптура. Без учета книг (а это в России очень мощный сегмент), без монет и ДПИ. Уже два года мы не публикуем точные цифры оборотов, а только места. По желанию участников и вообще от сглаза.

Рейтинг аукционных домов по годовому обороту в сегменте ИЗО*

2015

2016

1. VLADEY

1. «СОВКОМ»

2. AI Аукцион

2. VLADEY

3. «СОВКОМ»

3. AI Аукцион

4. «Кабинетъ»

4. «Литфонд»

5. «Три века»

5. «Русская эмаль»

6. «В Никитском»

6. «В Никитском»

7. «Русская эмаль»

7. «Три века»

8. «Литфонд»

8. «Антиквариум»

9. «Антиквариум»

9. «Кабинетъ»

Итого: $4 600 000

Итого: $6 600 000

*Ранжирование производилось на основании цен в долларах.

 

Что изменилось по сравнению с прошлым годом?

Тройка лидеров осталась прежней. При этом суммарно «СОВКОМ», VLADEY и наш AI Аукцион обеспечили 72 % аукционного оборота в 2016 году. По сути, эти три дома можно считать основным барометром в сегменте ИЗО.

Внутри первой тройки произошла ротация. В 2016 году с третьего на первое место прорвался старожил рынка аукционный дом «СОВКОМ». Произошло это главным образом за счет одних феноменально успешных торгов 20 октября 2016 года. Они запомнились многим куклами Хрюши и Степашки. Но кассу «СОВКОМу» сделали, конечно, совершенно другие вещи — Гелия Коржева, Ильи Машкова, Сергея Герасимова, братьев Ткачёвых, Александра Бенуа и др. Словом, одни только эти торги принесли выручку около $1,7 млн, то есть примерно 25 % годового оборота всего рынка. Против такого лома ни у кого приема не нашлось.

Лидер прошлого года, аукционный дом VLADEY тоже немного нарастил продажи. Основную кассу им сделали шестидесятники, а ультрасовременное искусство обеспечило хорошую статистику продаж в штуках. В частности, под конец года Владимир Овчаренко провел аукцион с результатом, за который в заморских странах принято давать белые перчатки: устроитель продал 100 % каталога аукциона бюджетного формата «Все по 100».

Наш AI Аукцион замыкает в этот раз первую тройку по обороту. Цифры в долларах остались на уровне прошлого года, с ростом в пределах 10 %. За год мы закрыли почти 50 аукционов по 20 лотов, со средним показателем продаж 60 % — выше среднего по рынку. Как и в прошлом году, мы единственные в России проводили аукционы каждую неделю, без перерывов на лето и другие праздники. Таким образом, все процессы, происходящие на рынке, мы наблюдали в динамике: не только как аналитическая организация, но и как торговый бизнес. И традиционно делимся своими наблюдениями.

Например, что мы заметили по структуре спроса по итогам 2016 года?

1. Цены практически полностью перешли под контроль людей с деньгами на руках. Арт-рынок 2016-го однозначно стал рынком покупателя. Бывают исключения, когда люди имеют серьезный бюджет, но не могут найти того, что нужно. Но это редкость. По своей практике мы видим, что в подавляющем большинстве случаев продавцы вынуждены двигаться навстречу покупателям, причем широкой поступью.

2. Бестселлерами аукционного рынка в сегменте ИЗО оставались произведения шестидесятников (и шире — неофициальное послевоенное русское искусство) стоимостью до 500 000 руб. и работы современных художников крепкого уровня в пределах 100 000 руб. Кроме того, повышенным интересом пользовались законченные работы первых имен во всех направлениях. Растущий интерес к шестидесятникам подтвердили и ноябрьские «русские торги» Sotheby’s, на которых коллекцию Бар-Гера русские раскупили по ценам, заметно превосходящим рыночные уровни.

3. Хуже всего продавались эскизы, наброски, любые незаконченные работы независимо от имени. Невысоким спросом пользовались произведения XIX века (за исключением первых имен), а также соцреализм среднего уровня. Спрос на работы многих современных художников встречал сопротивление уже на отметках 30 000–50 000 руб. и в целом был очень эластичен по цене.

4. Ликвидность стала фактором № 2, влияющим на решение о покупке. Раньше ведь мало кто думал, сможет ли он в случае чего быстро перепродать свое приобретение, хотя бы по меньшей цене. А теперь многие покупатели держат это в уме. Фактор хорошей ликвидности в перспективе ближайших трех лет прочно вытеснил в головах покупателей ожидания быстрого инвестиционного дохода. Ну а номером один для большинства наших покупателей сейчас стал самый иррациональный эмоциональный фактор: всё больше людей покупают потому, что «нравится так, что думать ни о чем другом не могу».

5. На аукционы стали чаще, чем в прошлом году, сдавать работы самого высокого уровня. Это может означать как минимум то, что дожидаться лучших времен у многих владельцев сил не осталось — это раз. Конъюнктура по целому ряду направлений (например, по русской классике XIX века) продолжает ухудшаться — это два. Временной горизонт экономического возрождения для людей не понятен — это три. Нынешний кризис на сколько — на 3 года или на 10 лет? Никто не знает. А Айвазовский даже на лондонских торгах за последние пять лет подешевел уже раза в три. На нашем внутреннем рынке вектор тот же. Лучше не становится. Продать классику в конце 2016 года за те же деньги было сложнее, чем в начале года.

6. Значительно повысилась сговорчивость продавцов, их готовность к компромиссу. Процесс осознания реалий развивался давно, но особенно отчетливо проявился в 2016 году. Одно дело читать абстрактные радужные статьи про рост рынка, а другое дело самому пройти путь продажи конкретной вещи. Нет, однозначно, сдатчики стали более трезво оценивать конъюнктуру. Мы связываем этого еще и с тем, что программная система онлайн-торгов позволяет владельцу самому видеть специфику спроса: сколько человек видело лот, сколько людей за него торговалось и до какой цены. Ситуация довольно прозрачная и располагает к взвешенным решениям.

7. Уже в середине 2016 года активизировались дилеры — стали покупать. Они не ввязываются в агрессивную борьбу. Покупают только по очень хорошим ценам. Причем не под конкретного клиента, а впрок. Их действия можно расценивать как добрый знак: профессионалы предчувствуют, что дальнейшего ухудшения и существенного падения цен, скорее, уже не будет. То есть сейчас они ставят на то, что время покупать пришло. Так и раньше было: примерно через полгода после начала роста покупательской активности начинали расти и цены.

Что самого дорогого из картин было продано на аукционах в России в 2016 году? Тут тоже сложно удержаться от сравнения с, как выясняется теперь, благополучным 2013 годом. Тогда, напомню, рекорд на рынке установила темпера Константина Юона «Рыночная площадь в Угличе». По тому курсу на «Русской эмали» за нее заплатили почти $2 млн (76 млн руб.). А в 2016 году самая дорогая работа была продана на «СОВКОМе». Это уже упоминавшаяся «Полка» Гелия Коржева, цена за которую на октябрьских торгах дошла до $340 000. На втором месте — картина Игоря Грабаря «Вид на Москву-реку» с мартовского «СОВКОМа» за $325 000. А на третьем — произведение Ильи Кабакова «Мальчик», проданное на VLADEY за $217 780 в пересчете с евро. Пусть в деньгах все три топ-лота в сумме не дотягивают и до половины докризисного Юона, но сегодня эти цены являются очень внушительными для внутреннего рынка. В 2016 году найти покупателя на картину дороже $100 000 было уже весьма амбициозной задачей. А уж $300 000 и вовсе стали достаточным бюджетом для хорошего Айвазовского с переплатой на Sotheby’s.

Самые дорогие произведения русского аукционного рынка

Внимательный читатель скажет: а что вы на одни только аукционы налегаете? Есть же еще галерейный и дилерский бизнес, где периодически проходят непубличные сделки на $200 000–500 000 (про $1 млн мы даже не заикаемся, потому что существование таких сделок на внутреннем рынке сегодня вызывает сомнения). Естественно, этот рынок есть. Чувствует он себя тоже неважнецки. А что касается оценки его размера, то эмпирическое правило таково: продажи аукционов умножить на 4. Это в здоровой ситуации. А ситуация сейчас нездоровая. Поэтому я бы для оценки в 2016 году умножал не на 4, а на 3. И таким образом, объем продаж всего арт-рынка России по итогам 2016 года можно осторожно оценить в $20–25 млн. Для сравнения: это примерно в 15 раз меньше, чем годовой рынок ставок на спорт в нашей стране.

Словом, с галереями или без, в любом случае остается констатировать, что в 2016 году арт-рынок России оставался крайне небольшим. Или, как скажут оптимисты, оставался рынком с огромным нераскрытым потенциалом. Отчасти это верно. Как верно, впрочем, и то, что помогать с раскрытием этого потенциала русским участникам рынка никто не собирается. В частности, в 2016 году чиновники под прикрытием патриотической риторики (любимая тема которой — защита культурного наследия), продолжили вводить новые усложнения процедуры экспорта для разрешенной к вывозу живописи, ухудшили условия ведения бизнеса и вызвали негативные экономические последствия для всего рынка. Вплоть до того, что в этом году нашим первым вопросом иностранным участникам аукциона стал не «How do you dо?», а «Видим, что вы делаете ставки, а как вы планируете забирать выигранный лот?». И это тоже можно записать в итоги года с большим знаком минус.

А что же записать по итогам года со знаком плюс? Кроме того, конечно, что всем основным игрокам рынка удалось этот год пережить. По мнению AI, главный пока позитив года — небольшой, но все-таки рост покупательской активности. Эта штука понадежнее всего прочего. В конце концов, рост рынка в деньгах — это результат нескольких штучных дорогих продаж (условных коржевых, грабарей и кабаковых). А вот рост доли проданных лотов и увеличение числа коллекционеров — это уже вещь фундаментальная. Во многом это стало результатом падения цен. В этом году мы увидели, как девальвация привлекла на аукционы людей, которые раньше не могли подступиться к хорошему искусству. Появились новые коллекционеры. Еще важнее, что появились новые покупатели из регионов (с которыми все удобно) и из-за рубежа (с которыми все неудобно). База покупателей постепенно расширяется, и это является фактором долгосрочной надежности бизнеса. Дальше цены могут подрастать и падать, но люди, почувствовавшие вкус к искусству, все равно останутся покупателями. Так что в 2017 год смотрим с умеренным оптимизмом. А в остальном обойдемся без детальных пророчеств. Хватит, мы пять лет назад уже написали прогноз, о том как собирались встретить 2017 год, — сейчас перечитывать его смешно и грустно. Теперь же мы консервативно надеемся хоть на какой-то рост, пусть и медленный. И если не прилетит какой-нибудь очередной экономический метеорит, то всё к тому пока и идет.

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20161214_Result.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20161214_Result.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


  • 16.11.2017 В Третьяковской галерее открывается выставка Сарьяна Большая выставка в Лаврушинском переулке представит 29 живописных работ Мартироса Сергеевича Сарьяна (1880–1972) из собраний ГТГ, Национальной галереи Армении и Дома-музея Мартироса Сарьяна в Ереване
  • 14.11.2017 «Культпрограмма» галереи «Веллум» В рамках «Культпрограммы» пройдут выставка «Символизм и нонконформизм», концерт Алексея Паперного, лекция Валерия Дудакова
  • 14.11.2017 Выставка Эль Лисицкого открывается сразу в двух музеях Сегодня, 14 ноября состоится открытие выставок Эль Лисицкого в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу и в Еврейском музее и центре толерантности
  • 09.11.2017 Шон Скалли в Мультимедиа Арт Музее В Москве, в музее на Остоженке, проходит ретроспектива мировой звезды современного искусства Шона Скалли. На выставке показывают абстракции, созданные с 1960-х годов
  • 08.11.2017 «Александр Бубнов. Миф» в Трубниковском переулке Сегодня вечером в Государственном литературном музее открывается выставка, организованная Музеем совместно с галереей «Веллум» и посвященная творчеству советского художника — создателя образов легендарных героев русской истории
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх