«СОВКОМ» держит марку: итоги аукциона 20 октября
Продали больше 60 % каталога почти на $2 млн
20 октября в стенах одного из самых авторитетных на отечественном арт-рынке аукционных домов прошли 145-е в его истории очные вечерние торги «Русское искусство XX века».
Каталог аукциона, куда вошло 110 лотов (преимущественно живописи и графики) был составлен по хронологическому принципу и включал множество первых имен представителей отечественной изобразительной школы. На страницах каталога и в аукционном зале собрались работы А. Бенуа, М. Добужинского, А. Лентулова, В. Стожарова, С. Герасимова, Г. Нисского, Г. Коржева, Д. Жилинского, В. Немухина и многих других известных авторов.
Аукционы дома «СОВКОМ» — это всегда событие, и посещение их за годы работы стало настоящей традицией многих известных московских (и шире — российских) ценителей искусства и коллекционеров. И в этот раз зал был полон: присутствовать на главных «живописных» торгах сезона решили около четырех десятков человек. Некоторым из них, к слову, даже пришлось торговаться стоя, что, впрочем, не помешало совершению покупок: за час с небольшим с молотка ведущего (в роли аукциониста традиционно выступал сам Юрий Тюхтин) ушло 64 лота (61 % каталога) из 105 позиций, выставлявшихся на торги. Пять лотов, по сообщению сотрудников дома, были выкуплены до начала аукциона.
Общая выручка составила примерно $1,7 млн (50,65 % от среднего эстимейта). Самыми активными покупателями выступили в этот раз те, кто предпочел живые эмоции телефону и заочным ставкам. Примерно половина зала непосредственно участвовала в торгах и выиграла в итоге 47 лотов, 10 сделок было совершено по телефону, и 7 из 12 заочных ставок оказались победными.
Несмотря на то, что громких, десятикратных или около того ценовых взлетов в тот вечер не случилось, около 10 % всех проданных лотов ушли дороже $100 тысяч.
Итак, аукцион. Для начала полностью разобрали пять листов театральной графики А. Н. Бенуа (лоты 1–4, 7). Четыре карандашных эскиза костюмов, открывавшие аукцион, были проданы с небольшим торгом в зал (заметим, в разные руки) в диапазоне $950–1 050. Яркий динамичный эскиз к постановке балета «Петрушка», под названием «Масленичные гуляния» (1910-е, лот 7), и вовсе стал объектом первой серьезной сделки вечера: был продан за $100 000 по стартовой ставке участника на телефоне.
Следующей за эскизом А. Бенуа работой из категории «$100 000 и выше» стал большеформатный (107 × 173) холст братьев Ткачёвых «Субботний день» (лот 39), доставшийся одному из покупателей в зале за стартовые $120 000.
Дальше — больше: самой дорогой покупкой для заочных игроков стал лот 44 —большое жанровое полотно классика отечественной живописи Сергея Герасимова «Штаб революции», ушедшее в новые руки за $140 000 тоже по старту.
Обычно самым «продаваемым» жанром изобразительного искусства считается пейзаж, однако в этот раз первую скрипку неожиданно играли натюрморты. Цветочная постановка «Букет. Сирень, маки, ирисы» Ильи Машкова 1930-х годов (лот 61) вышла на торги со стартовой ценой $150 000 по заочной ставке, в борьбе с залом цена работы поднялась на $20 000, в итоге «Букет…» достался победителю в зале за $170 000.
Натюрморт стал и самой дорогой покупкой 145-го аукциона дома «СОВКОМ». Со старта в $280 000 в борьбе двух участников в зале был разыгран лот 104 — большая предметная постановка «Полка» (2008) одного из лучших представителей русской реалистической живописи, Гелия Коржева. В ходе довольно напряженной схватки работа поднялась в цене до $340 000, за которые и была продана.
Помимо высоких уходов, среди продаж того вечера нельзя не отметить и несколько особо интересных сделок, состоявшихся в более доступном ценовом сегменте. Так, с необычайным интересом гости и участники торгов ждали лот 97 — куклы Хрюши и Степашки, снимавшиеся в программе «Спокойной ночи, малыши» в начале 1990-х годов. Как известно, таких кукол (с небольшими вариациями, в виде, например, различных костюмов) изготавливалось для нужд съемок сразу несколько комплектов, заменявшихся по мере необходимости. Куклы, выставлявшиеся на торги в доме «СОВКОМ», по окончании съемочного процесса были переданы в дар одному из сотрудников, в коллекции которого они и хранились до последнего времени. Несмотря на видимый предаукционный ажиотаж, ценовой сенсации, увы, не произошло, но сделка состоялась: куклы-актеры были проданы одному из телефонных участников торгов по старту за $3 000.
Самыми же долгими (и веселыми, чего уж там) розыгрышами, с участием в торге трех-четырех очных соперников, присутствовавшие в зале обязаны воле аукциониста: лоты с 70-го по 75-й продавались по принципу «цена — любая». Так, пейзаж «Мексика. Полдень» (1961) П. Оссовского (лот 70), при эстимейте $3 000–5 000, стартовал с тысячи долларов, предложенной кем-то в зале. За пейзаж торговалось четыре человека, и не удивительно, что цена молотка все-таки превысила нижний эстимейт: работа ушла новому владельцу за $3100. Как говорится, если вещь хорошая, то какой старт ни поставь, дешевле своей цены она не уйдет. Остальные четыре работы (лоты 71–75) до своих нижних эстимейтов не «добежали» и были проданы в диапазоне от $550 до $2 400. Вы скажете: ну и что, рекордных уходов-то нет... Пусть нет, ответим мы, зато какое удовольствие от процесса получил зал!
Специализированные аукционы живописи и графики, к сожалению, проходят в Москве всё реже и реже. Сказывается экономическая ситуация и прочие аспекты. Тем радостнее присутствовать на торгах такого высокого уровня и наблюдать за успешными продажами не букинистических изданий или предметов декоративно-прикладного искусства, а высококлассных произведений живописи и графики. Спасибо дому «СОВКОМ» за это и желаем коллегам успехов в проведении следующего аукциона сезона, запланированного на конец марта 2017 года.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20161026_sovcom.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20161026_sovcom.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.