Русские торги в ноябре 2016. Итоги
Установлены рекорды для работ Александра Родченко и Ильи Чашника. Прогнозы AI по большей части сбылись
Итоги в цифрах и разбор наших прогнозов будут ниже. А начать будет правильнее с эмоциональных впечатлений от торгов, на которых побывали «наши люди». Причем люди опытные, навидавшиеся и не склонные к излишне оптимистичным оценкам. Поэтому слушать их в этот раз было удивительно: они вернулись довольные, с ощущением, что торги прошли классно. Уверенно оценивают, что лондонский ноябрь был однозначно лучше, чем лондонский июнь 2016 года.
Что запомнилось из рассказов:
1. Русский авангард среднего качества размели по несусветным ценам, в несколько раз выше рациональных ожиданий. Покупало много новых людей, не для перепродажи (многие вещи совсем эскизные, некоммерческие, «почеркушки»). То есть брали для себя и надолго. Отсюда и такие цены. У старых коллекционеров все уже есть: и лучше, и купленное в 4-5 раз дешевле. В частности, эстимейт на рекордного Илью Чашника был $125 000 (что уже было дороговато). В итоге, к всеобщему удивлению, до $600 000 за него торговались примерно пятеро (а это обычно характеризует рыночный уровень цены). А потом уже совсем азартные покупатели «загнали» лот почти на $3 000 000, где и победил «телефон». Это страсти, рационального объяснения им нет, поэтому в этом случае мы безнадежно ошиблись с прогнозом.
2. Триумфатора торгов — «Конструкция № 95» Родченко за $4 500 000 — купил дилер Алекс Лахман. Поэтому можно предположить, что в интересах коллекционера Петра Авена. Впрочем, это только наша догадка, доподлинно мы этого не знаем.
3. Шестидесятников, особенно лоты из коллекции покойных супругов Бар-Гера, тоже отрывали с руками. Причем по ценам выше рыночных, с заметной переплатой. То есть опять же брали не дилеры для быстрой перепродажи, а коллекционеры для себя. Навсегда или для инвестиций «вдолгую» (уж больно хорош провенанс).
4. Было несколько таинственных случаев. В частности, со снятием прямо накануне торгов топ-лота Christies — «Золотой обнаженной» Волкова. Причин организаторы торгов объяснять не стали. Нам остается только гадать. Так бывает при сомнениях в подлинности (явно не тот случай), спорами наследников (тоже не тот случай), в случае нарушений правил ввоза (сейчас это самая острая тема) или еще каких-то юридических проблем. В общем, мы не знаем, остается загадкой. Были и ценовые загадки, когда неадекватно дорого продавались картины мало кому известных художников, а известных — наоборот. Например, картина Гелия Коржева, которому принадлежит рекорд русского аукционного рынка в 2016 году ($340 000) в Лондоне не ушла даже за куда более скромные стартовые $150 000.
Ну, теперь к обещанным цифрам.
Начнем с итогов торгов русского искусства Christie’s 28 ноября. Аукционный дом радостно рапортовал о суммарной выручке более £4,5 млн, или $5,6 млн (70 % от среднего суммарного эстимейта). С молотка ушло 79 % лотов (222 из 280), но нужно учитывать, что в рамках одного аукциона продавалась и живопись, и ДПИ, так что эти цифры касаются обеих категорий.
Все три работы с самой высокой предварительной оценкой не были проданы. Речь идет о «Жатве» Петра Кончаловского, с оценкой £250–350 тыс., «Ребенке с игрушкой» Марии Васильевой 1920 года, с эстимейтом £400–600 тыс., и «Золотой обнаженной» Александра Волкова за £400–600 тыс. В нашем прогнозе мы как раз и предполагали такой исход. Кроме Волкова, который был снят в день торгов. Неизвестно, каким бы был результат, дойди эта прекрасная вещь до аукциона (мы прогнозировали уход свыше $1 млн).
Сниженные эстимейты позволили неплохо распродать классику. Без заоблачных миллионов, как прежде, а по нормальным ценам. Так, самой дорогой картиной Christie’s стал пейзаж «Лесной ручей» Константина Коровина (оценка: £120–150 тыс.), который достался новому владельцу за £317 тыс. ($396 тыс.) с учетом комиссии Buyer’s Premium (здесь и далее все цены приведены с учетом BP). Вторым топ-лотом стал пейзаж Айвазовского — свежа еще память о полугодичном морском царстве на Крымском Валу. Работа «Графская пристань. Севастополь» свой средний эстимейт £100 тыс. превысила вдвое и была продана за £209 тыс. ($261 тыс.). Третья самая дорогая живописная вещь — картина «Вход в Царскую гробницу» Василия Верещагина: результат £112,5 тыс. ($140 тыс.), ближе к нижней границе эстимейта £100–150 тыс.
Но вернемся к нашим предсказаниям. Пронзительная вещь Савелия Сорина «Ночное заведение» оправдала наши ожидания: результат £56,25 тыс. ($70,3 тыс.) с учетом комиссии, т.е. цена молотка без ВР примерно те самые $60 тыс., на которые мы и надеялись.
Натюрморт Юрия Анненкова: лот даже немного превысил эстимейт £60–80 тыс. и ушел за £93,75 тыс. ($117,2 тыс.). Наш прогноз был на $120 тыс. А пара живописных работ Михаила Шемякина, которой мы предсказывали уход за $25 тыс. при оценке $12–18,5 тыс., в итоге досталась покупателю за £27,5 тыс. ($34,3 тыс.).
Что касается второй части аукциона Christie’s, посвященной русскому декоративно-прикладному искусству, то здесь уход был получше, чем в живописи (распродано 83 % лотов). Звезду ордена Святой Екатерины первой степени фирмы «Болин» продали за £173 тыс. ($216 тыс.). Кроме нее, среди фаворитов была подарочная икона с изображением московских святителей Алексея, Петра и Ионы, врученная цесаревичу Алексею Николаевичу в 1912 году по случаю его первого официального визита в Москву. Цена иконы с императорским провенансом с учетом комиссии составила £87,5 тыс. ($109,3 тыс.). Стабильно пользовались большим спросом изделия фирмы Фаберже, раннее русское серебро и редкий советский фарфор. Внимание коллекционеров привлекла и скандинавская коллекция фарфора, которая при продаже достигла 142 % от предварительной оценки.
Переходим к русским торгам Sotheby’s 29 ноября. Аукционный дом разнес изобразительное искусство и ДПИ в два отдельных аукциона. Так вот, одна только живопись и графика принесла Sotheby’s £12,589 млн ($15,65 млн) — 123 % от среднего суммарного эстимейта торгов. С молотка ушло 183 лота из 230 (почти 80 %).
Стоит отдельно привести статистику продаж по нескольким коллекциям, составлявшим львиную долю каталога Sotheby’s. Это, во-первых, частная европейская коллекция русского авангарда, где почти все работы были выполнены около 1917 года. Из 23 лотов этого собрания (суммарная оценка коллекции £3,7–5,2 млн) продан был 21 на общую сумму £6,64 млн ($8,2 млн). Во-вторых, это коллекция нонконформистов Кенды и Якоба Бар-Гера: 59 из 63 лотов (93,6 %) этого собрания (суммарная оценка коллекции £791 тыс. — £1,15 млн) принесли всего £1,42 млн ($1,77 млн). А еще было целых 10 работ Ивана Похитонова из одного собрания: из них продано 8 на £1 млн (эстимейт £0,79–1,1 млн).
Главным событием аукциона стала, конечно же, продажа двух главных работ из той самой коллекции русского авангарда, о которой речь шла выше. О рекорде «Конструкции №95» Александра Родченко мы уже писали. Картина ценного 1919 года была продана за £3,65 млн ($4,5 млн) с учетом комиссии. Прежний рекорд Родченко, принадлежавший небольшому рисунку, превышен в 7 раз. Рекорд был предсказуем, поскольку живописные работы Родченко – это большая редкость. Тем более, на торгах.
Зато полной неожиданностью для участников торгов и для наших аналитиков стала продажа работы Ильи Чашника «Седьмое измерение. Супрематический рельеф» начала 1920-х годов. Эстимейт работы в £100–150 тыс., который до торгов многие (и мы в том числе) считали завышенным как минимум вдвое, в итоге был не только достигнут, но и превышен в 19(!) раз. Цена молотка с учетом ВР £2,4 млн ($2,99 млн). Это новый рекорд для работ художника. В AI предполагали скромный уход рельефа Чашника по нижнему эстимейту за £100 тыс. А два рисунка Николая Суетина, предварительно оцененные по £25–35 тыс. каждый, принесли по £50 тыс. Мы полагали, что если они и уйдут, то по нижнему эстимейту, но не выше.
Еще на живописных торгах Sotheby’s был настоящий парад картин Айвазовского, среди которых особняком среди марин стоит полотно «Иисус, идущий по воде». В итоге шесть картин нашего главного мариниста ушли с молотка, из них пять были проданы выше оценки. Работу на религиозный сюжет, которой мы прочили уход за $70 тыс., в итоге купили за $201,6 тыс. Пейзаж овальной формы «На крымском берегу» вдвое превысил оценку и ушел за £224,75 тыс. ($278,8 тыс.). А самой дорогой в стринге Айвазовского (и третьей самой дорогой работой аукциона, после Родченко и Чашника) стала картина «Берег Ялты», оцененная в £300–500 тыс.: она досталась новому владельцу за £488,75 тыс. ($606,3 тыс.) с учетом комиссии. По словам представителей Sotheby’s, это один из самых ранних крымских пейзажей феодосийского художника.
В стринге работ Ивана Похитонова самым дорогим стало полотно «Охота на перепелов в Жабовщизне», оцененное специалистами аукционного дома в £200–300 тыс.: написанная в имении тестя, в Минской губернии, работа была продана за £296,75 тыс. ($368,1 тыс.).
Нонконформисты из коллекции Якоба Бар-Гера распроданы были, как уже было сказано, на 93,6 %. Самым дорогим стал «Цирк (диптих)» Олега Целкова, проданный за £131,25 тыс. ($162,8 тыс.) при эстимейте £80–120 тыс. А работа хорошего, но малоизвестного шестидесятника Вагрича Бахчаняна Slander, которую мы с малой вероятностью видели в числе проданных, в итоге своего ценителя все же нашла (эстимейт £3–5 тыс., результат £6,25 тыс.).
Торги Sotheby’s декоративно-прикладного искусства, Фаберже и икон 29 ноября принесли £1,256 млн ($1,558 млн) при суммарной оценке £1–1,5 млн. Продан 91 из 137 лотов (66,4%).
Торги русского искусства аукционного дома Bonhams 30 ноября принесли чуть больше £1 млн. Внушительный стринг из 24 работ члена Союза русских художников и АХРР Фёдора Ивановича Захарова (1882–1968) был распродан всего на треть: с молотка ушло 8 работ. И топ-лота «Балерина», украшавшего обложку каталога, в числе проданных не оказалось. Вместо «Балерины» самой дорогой работой Захарова стала жанровая сцена «Художник и модели», проданная за £17,5 тыс. ($21,7 тыс.).
«Новая Статуя Свободы» — это проект монумента, который Эрнст Неизвестный собирался сделать для Тайваня, — досталась новому владельцу за £8,75 тыс. ($10,97 тыс.). Мы прогнозировали уход за $15 тыс. А «Длинная нога» Виктора Пивоварова была реализована за £2 тыс. (мы давали за нее 2 тысячи, но только долларов).
Топ-лотом в изобразительном стринге Bonhams стала живописная работа художника Владимира Молочкова «Сволочи» 2015 года, проданная за £62,5 тыс. с учетом комиссии, а это свыше 5 млн руб. по нынешнему курсу. Эстимейт был £70–90 тыс. Чудеса какие-то. Для тех, кто верит в волшебников.
Подведем общий итог. По цифрам прогнозов ошибались, конечно. Подошли слишком консервативно. Но общий вектор и основные продажи просчитали верно. И уж точно лучше, чем американские социологи. Неожиданностью стали оптимистичный настрой русских покупателей в Лондоне. То ли пьянящий воздух свободы на них так действует (и это не шутка), то ли люди истосковались по положительным эмоциям, то ли в пору вошло новое поколение покупателей, которое устало ждать лучших времен. А скорее всего все вместе. Ну и хорошо. Бывают ситуации, когда мы рады ошибиться. Это как раз тот случай.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20161201_Rus.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20161201_Rus.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.