Русская неделя в Лондоне. Прогноз на ноябрь 2016 года
Почти весь урожай с «русской недели» соберет Sotheby’s, самой дорогой картиной станет Родченко. А классика, включая десант Айвазовских, будет продаваться со скрипом, по реальным ценам, то есть в 2–3 раза дешевле, чем до кризиса. Это вкратце
Западные аукционы в целом продолжают успешно подстраиваться под изменение экономических условий в России и смену предпочтений русских покупателей. За редким исключением объявленные в этот раз эстимейты нельзя назвать ни сильно завышенными, ни даже просто завышенными. Например, те же картины Айвазовского, на которого недавно выстаивались очереди в Третьяковке, аукционы оценивают примерно в 3 раза дешевле, чем до кризиса 2014 года.
Сокращение экономических возможностей и ухудшение настроения покупателей из России не единственная проблема устроителей «русских торгов». В последний год головной боли добавили им наши регулирующие органы. По неофициальной информации, после майской критики прокуратурой Министерства культуры за заниженную оценку вывозимых ценностей в министерстве оперативно «исправились». Теперь эксперты, оценивающие работу для вывоза, перестраховываются и стоимость для расчета пошлины называют по верхней границе, учитывая факторы, повышающие цену, и игнорируя понижающие. То есть эксперты вроде бы ориентируются не на предоставленную клиентом оценку аукционного дома, а на достигнутые в благоприятных условиях аукционные максимумы. Что совсем неправильно, но зато гораздо спокойнее. Ровно как мы и предрекали. Ряд клиентов из-за высокой пошлины решили отказаться от вывоза на аукцион. Так что в перспективе разнообразие зарубежных каталогов будет снижаться, а транзакционные издержки продавцов будут расти.
Потенциальным покупателям нужно быть в этот раз внимательнее и помнить, что недавно ведущие аукционы снова повысили размеры своих комиссионных. И в целом при самостоятельном анализе цен и эстимейтов нужно учитывать, что на руки продавцы получают далеко не всю сумму, а примерно на 30 % меньше, чем покупатели платят на аукционе.
Christie’s Russian Art. 28 ноября 2016
Замечено, что Christie’s, который успешно продает искусство в престижных сегментах, стал с некоторых пор откровенно лениться на «русских торгах». Его каталоги Russian Art становились все тоньше, живопись стремительно вытеснялась предметами ДПИ. Оно в целом понятно: маржи становится все меньше, а головной боли все больше. В этот раз каталог Christie’s особенно скуп на сюрпризы. Среди топ-лотов — хороший, но дорогой «туркестанский авангард» Александра Волкова (от $500 000), а также дорогущая Мария Васильева (от $500 000) и метровый, мало чем примечательный Петр Кончаловский (от $310 000). Не удивлюсь, если два из трех топовых лотов не найдут покупателя.
Комментарий: «Золотая обнаженная» не самая дорогая (рекорд у Волкова более $3,16 млн), но, на мой взгляд, лучшая работа главного представителя «туркестанского авангарда», появившаяся на аукционе за всю историю торгов. Волкова обязательно нужно предварительно смотреть живьем, на фото он склонен выглядеть лучше, чем в жизни. А так, по фото, у работы вроде бы все есть. Хороший провенанс, подтверждение из семьи, шикарный размер (более полутора метров), отличный год (1915–1916) — все говорит в пользу картины. Жаль только, времена на дворе не лучшие. Тем не менее вещь уникальная и уйдет, скорее, с превышением эстимейта. Три миллиона сегодня никто не даст, но $1 100 000 вполне возможно.
Комментарий: На мой вкус, это вторая редкая жемчужина предстоящих торгов Christie’s. Жаль, если не уйдет из-за цены. На пике рынка портреты Савелия Сорина могли стоить $60 000–100 000. Рекорд и вовсе $300 000. Но сегодня $60 000, которые просят за темперу на бумаге, могут стать для покупателей непосильными. Но при этом вещь особенная. Пронзительная. Мистическая, с дьявольщиной. Обладает выраженным останавливающим действием и долго не выходит из головы. «Ночное заведение» — это диалог с любительницами абсента Пикассо, 1926 год, но при этом абсолютно современный сюжет и образ. Смотрится, словно вчера написана. В хорошем смысле, конечно.
Комментарий: Это лучший натюрморт Юрия (Жоржа) Анненкова из всех, что появлялись на аукционных торгах за последние три года. До кризиса за работы сопоставимого класса чаще всего давали около $140 000. Иногда доходило и до $240 000. Сейчас за этого Анненкова в Christie’s просят от $74 000, поэтому считаю, что уйдет с превышением эстимейта. Но небольшим. Покупателю нужно учитывать, что после кризиса продать художников русского зарубежья внутри России стало сложнее. И Анненков не исключение. С другой стороны, это художник ликвидный на международном рынке, прочно входящий в аукционную обойму. А значит, при условии правильной цены его можно будет продать за рубежом независимо от экономических проблем внутри России. Анненков в отличие от многих интересен не только русским. В общем, прогноз — $120 000.
Комментарий: Работы Михаила Шемякина на рынке не редкость, но тут Christie’s предлагает редкое сочетание высокого качества, необычности и привлекательной цены. Это парные работы 1990-х годов, красивые, с исторической фигурой, с метафорическим портретом новатора танца из «Русских балетов» Дягилева. И просят за эту пару менее $20 000. Для сравнения: в России за эти же деньги мы летом на AI Аукционе продали одну картину Шемякина такого же размера, тоже 1990-х годов. Тем не менее прогноз за пару будет не $40 000, а $25 000. За морем телушка — полушка, да рубль перевоз.
В целом даже просто с точки зрения привлекательности цен к аукциону Christie’s, как и ко всем остальным лондонским аукционам, в этот раз имеет смысл присмотреться внимательнее. Это раньше там были запредельно высокие цены почти на все, а теперь есть вполне «вкусные» варианты. Вот, например, такой Олег Целков с котом. Неплохая полутораметровая работа 1988 года, а минимальная оценка аукциона — $25 000. То есть делать минимальную ставку резон точно есть. Учитывая, что в России такой Целков может стоить порядка $50 000.
Или вот рисунок Эрика Булатова с русской надписью «Небосвод» — не французской и не английской. Рисунок не так чтобы маленький (сторона 30 см), а оценка — от $10 000, хотя в прежние времена такой мог стоить в полтора раза дороже. Впрочем, если вспомнить, что нынешние $15 000 — это почти 1 000 000 рублей, или докризисные $30 000, то игривости и желания бороться заметно поубавится.
Sotheby’s. Russian Pictures. 29 ноября 2016
Sotheby’s остался последним из известных западных аукционов, кто еще не унывает по поводу русского искусства. Они, кстати, эту тему и начинали: первые специализированные «русские торги» провел именно Sotheby’s в 2003 году. И их упорство бывает вознаграждено. Например, в этот раз они заполучили кусок коллекции нонконформистов Кенды и Якоба Бар-Гера. Собиратели шестидесятников помнят такой черный толстый каталог «Нонконформисты» в мягкой обложке — это вот их коллекция и есть. Но и без Бар-Гера Sotheby’s есть что показать. У них будет русский авангард из правильной галереи, включая главную вещь русской недели — абстрактную картину Александра Родченко. Потенциально самую дорогую. С нее и начнем.
Комментарий: По мнению знатоков русского авангарда, это лучшее произведение Родченко на аукционном рынке за всю историю торгов. Из самого ценного периода, с безупречным провенансом (включая каталог выставки 1920 года и прижизненные фото из мастерской в 1920 и 1924 годах). С ценой непонятно. Свериться не с чем, нет аналогов. Самая дорогая работа Родченко до сих пор — это маленький рисунок 1917 года, проданный в прошлом году за $646 000. А тут абстрактная живопись с линейным построением, да еще и размер не маленький. Недавняя выставка Родченко в нью-йоркском музее MOMA, очевидно, подогреет интерес к этому автору и у международных покупателей. Предположу, что торговаться будут не только русские. Отсюда, наверное, и уверенный эстимейт — от $3 000 000. Я думаю, что примерно так, даже чуть дороже, и продадут: за $3 500 000–4 000 000. Вообще, странно, что Sotheby’s не вывел такой лакомый лот на более престижные торги импрессионистов и модернистов. Впрочем, им виднее.
Комментарий: В провенансе сразу нескольких выставленных на торги произведений русского авангарда упоминается нью-йоркская галерея Leonard Hutton, котирующаяся у знатоков этого направления. «Седьмое измерение» одного из любимых витебских учеников Малевича тоже поступило оттуда. А ранее этот коллаж был у сына Ильи Чашника, потом в собрании Льва Нусберга, потом его увезли в Нью-Йорк. В выставках эта вещь участвует с 1978 года. С провенансом не плохо. А вот с ценой сложнее. С одной стороны, Чашник сроду так не стоил, все его аукционные рекорды до сих пор не поднимались выше $40 000. А тут начинается с втрое большей цифры. С другой стороны, подлинные работы такого класса на торги выходят редко. Фальшивок же хоть отбавляй: наша аукционная база по Чашнику сияет красными индикаторами, как новогодняя елка. Так что, скорее всего, купят. Мнение AI: продадут за $125 000. Все равно есть те, кому хороший Чашник сильно нужен. Но не по максимальным ценам.
Примерно то же самое можно сказать и о выставленных работах Николая Суетина. Хорошо, но дорого. Если бы эстимейт был в полтора-два раза ниже, то можно было бы рассчитывать на мощный торг. А так — посмотрим.
Комментарий: Тут, конечно, взгляд останавливает необычный для Айвазовского сюжет. Мы привыкли к десяткам и сотням кораблей, терпящих бедствие. А тут — Спаситель, идущий к ученикам по водам Галилейского озера. Эстимейт для среднеразмерного Айвазовского очень даже привлекательный — $37 000–62 000. Почему так мало? Могу лишь гадать. Давно известен феномен русского рынка, связанный с работами на религиозные сюжеты. Они почему-то трудно продаются. Надеюсь, с этой вещью всё будет иначе. Думаю, полотно Айвазовского с библейским сюжетом найдет своего покупателя. Но вероятно, лишь немного выше эстимейта. Волна, кстати, как всегда, написана классно, просто светится изнутри.
Наконец-то дошли до собрания Кенды и Якоба Бар-Гера.
Комментарий: Вагрич Бахчанян (шестидесятник, его не стало в 2009 году в США) — один из самых недооцененных представителей русского неофициального искусства. Многие не знают фамилии автора, но пользуются его афоризмами: «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью», «Бей баклуши — спасай Россию», «Всеми правдами и неправдами жить не по лжи». Бахчанян был концептуалистом и в литературе, и в искусстве. Его абсурдистские коллажи широко известны по каталогам неофициального искусства. В том числе и этот, c рыбой и ракетой. Оценен коллаж не в заоблачные деньги, но активного торга я не ожидаю. Вещь на сильно разбирающегося человека, поэтому прогнозирую в лучшем случае уход по старту. А скорее всего, коллаж останется у прежнего владельца.
Вообще, в этой коллекции много интересных работ: Владимир Янкилевский (большое масло от $7 500, очень недорого), ранний, не похожий на себя Целков 1957 года, Сергей Шаблавин (1976 года, представляете!). Есть Вечтомов, есть Яковлев 1966 года с нижним эстимейтом $2000. Будет зрелый исполинский Целков (более двух метров) от $22 000. Где это видано? Подробно не останавливаюсь, потому что читателям AI эти художники хорошо известны, часто встречаются на аукционах. Думаю, что раскупят очень хорошо: резервы в большинстве случаев будут невысокие. А вот увлекаться, ставить рекорды и многократно переплачивать не советовал бы. Не последний шанс.
Bonhams. The Russian Sale. 30 ноября 2016
Лондонский Bonhams 30 ноября встретит гостей большой коллекцией картин Фёдора Ивановича Захарова (1882–1968) — художника, входившего в свое время в Союз русских художников и Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Прежде лучшие работы Федора Захарова стоили в диапазоне $20 000–50 000, рекорд — $96 000. И оценки Bonhams не выходят за привычные рамки. В частности, вещь с обложки — картина «Балерина» (160 × 109) — оценена в $43 000–55 000. Тем не менее сегодня эти цены, скорее, предельные, высокого интереса к подборке работ Захарова мы с коллегами не ожидаем. Удивлюсь, если продадут.
На Bonhams будет преимущественно классика. Но несколько произведений шестидесятников устроители тоже включили в каталог.
Комментарий: «Новая Статуя Свободы» — это проект монумента, который Эрнст Неизвестный собирался сделать для Тайваня. Этим, в частности, объясняется необычное основание в форме звезды — символа островного государства, отделившегося от Китая. Уменьшенная копия представленной на торгах скульптуры в 1988 году была подарена Папе Иоанну Павлу II. Что касается цены, то я прогнозирую уход чуть выше верхнего эстимейта. Скульптура выдающегося автора, высокая, с интересной историей. Перед китайскими партнерами покупкой лучше не хвалиться. А в остальном — супер. Думаю, уйдет около $15 000.
Комментарий: Один из самых узнаваемых сюжетов в творчестве шестидесятника «сретенской группы» Виктора Пивоварова. Существует множество вариаций этой «Длинной ноги». Мы на AI Аукционе регулярно продаем литографии с похожим сюжетом. Причем платят за них $500–600 в пересчете с рублей. А тут за оригинальный рисунок просят от $1860. Есть над чем подумать. Мой прогноз: имеет смысл бороться до $2000, в пределах эстимейта. Принимая во внимание, что сверху еще ляжет комиссия.
Вообще, статусные коллекционеры нередко пропускают Bonhams, а работы там бывают хорошие и недорогие. То есть шанс купить с невысокой конкуренцией там выше. Так что посмотрите на свой вкус. Там есть более дорогой и более концептуальный Пивоваров, будет художник авангарда Яков Чернихов с тремя подозрительно дешевыми геометрическим композициями (от $10 000 за три рисунка), будет картина нашего Семена Кожина, знакомого многим участникам форума AI (от $5 000). Да много всего любопытного.
«Русская неделя» у английских аукционов начнется на фоне хорошей конъюнктуры для покупателей. Эстимейты и резервы назначались в фунтах. А курс фунта упал до привлекательной цифры $1,24 за £1 (в прошлый раз был 1,53). Финансовые условия сложились благоприятные. Единственное препятствие для хороших торгов — это отсутствие уверенности в завтрашнем дне. Но тут уж что-то одно. Ведь стоит появиться такой уверенности, как цены сразу быстро потянутся вверх.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20161122_russiansales.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20161122_russiansales.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.