Вечерние торги произведениями импрессионистов и модернистов Sotheby’s и Christie’s
До начала едва ли не самых долгожданных аукционов остались считаные часы. В списках лотов — значительные произведения Дега, Моне, Модильяни, Леже и Вюйара, а также работы Кандинского, Явленского, Шагала и Цадкина
В начале февраля в Лондоне пройдут крупные торги произведениями импрессионистов и модернистов. Sotheby’s устраивает вечерний аукцион 3 февраля, а Christie’s — 4 февраля. В этот раз Christie’s представил гораздо больше лотов, чем его главный соперник, — целых 47 работ, в то время как на Sotheby’s выставлено всего 29. Зато качеством «сотбисовские» лоты ни в чем не уступают «кристисовским». В этот раз на торгах Christie’s царит Моне (Claude Monet), а на Sotheby’s — Дега (Edgar Degas).
ЭДГАР ДЕГА Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица. Восковой оригинал выполнен ок.
1879–1881, отлита в бронзе в 1922. Бронза, муслиновая юбка, сатиновая лента, деревянная подставка. Высота 105 см
Sotheby’s. 03.02.09. Лот № 8
Оценка аукциона (эстимейт): 9–12 млн фунтов
Прогноз AI: не выше 9–9,5 млн фунтов
Источник:
Бронзовая скульптура Дега «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица» станет главным лотом аукциона 3 февраля. Специалисты Sotheby’s оценили ее в 9–12 миллионов фунтов стерлингов (12,8–17,1 миллиона долларов). Работа является одним из 28 экземпляров, отлитых уже после смерти автора. Оригинал «Танцовщицы» был первой и единственной скульптурой Дега, появившейся на выставке при жизни художника. Тогда, в 1881 году, произведение шокировало публику — никто раньше не осмеливался изображать танцовщиц такими. Как пишет в своей книге The Spectacular Body («Показательное тело») профессор Антеа Кэллен (Anthea Callen), отвращение буржуазных критиков и зрителей было вызвано тем, что Дега не просто натуралистично изобразил девочку, он придал ее лицу «дегенеративные» черты, которые отсутствовали у модели — дочери прачки и портного Мари ван Гётем (Marie van Goethem). В то время была популярна теория Чезаре Ломброзо (Cesare Lombroso), который говорил о важности применения методов естествознания в криминологии: преступники, по его мнению, отличались от всех остальных людей «атавистическими» внешними признаками, свидетельствовавшими об отставании в развитии. Дега усилил эффект от своей скульптуры, выставив рядом с ней рисунки с изображением убийц, чьи лица были поразительно похожи на «преступные типажи» Ломброзо. Кроме того, он распорядился поместить «Маленькую четырнадцатилетнюю танцовщицу» в стеклянную витрину, что для любителей искусства было в новинку. Сегодняшний зритель уже привык к тому, что скульптуры экспонируются в стеклянных «боксах» — вспомните хотя бы чучела Дэмиена Херста (Damien Hirst), — а вот в XIX веке в витринах выставляли только древние предметы и разные природные и анатомические редкости. Материалы, которые использовал Дега, тоже были нетрадиционными: художник вылепил фигуру девочки из воска, надел на нее настоящие лиф, пачку и пуанты и даже сделал ей шевелюру из человеческих волос. Вышло возмутительно натуралистично — скульптура походила на восковую фигуру из Музея мадам Тюссо. Своей «инсталляцией» Дега предвосхитил многие открытия художников XX века, считавших, что контекст, в рамках которого зритель воспринимает произведение искусства, является его составным элементом.
Конечно же, сейчас никто не будет кричать от ужаса или выказывать бурное возмущение при виде «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы» и обзывать ее дегенераткой. У современного зрителя хрупкая, неоформившаяся фигура девочки, выбравшей тяжелый физический труд балерины, вызывает сочувствие. Юные балерины в творчестве Дега — это нераскрывшиеся бутоны, которые увядают, не успев расцвести. В XIX веке танцовщицами часто становились девочки из очень бедных семей, которые нередко становились содержанками богатых «любителей балета». Скульптуры и картины Дега, так же как и романы Золя (Émile Zola), — это своего рода рассказ о пороках общества конца XIX столетия.
Скульптура Дега появляется на аукционе не в первый раз. Ровно пять лет назад, 3 февраля 2004 года, она принесла на Sotheby’s 4,5 миллиона фунтов стерлингов (8,1 миллиона долларов по тогдашнему курсу). Покупателем стал британский коллекционер сэр Джон Мадейски (John Madejski), который сейчас ее и продает. Аукционный дом поставил работе такой внушительный эстимейт потому, что за последние годы цены на вещи Дега очень сильно выросли. Самым дорогим творением художника является пастель «Отдыхающая танцовщица», проданная на торгах Sotheby’s 3 ноября 2008 года. Глава японского отделения аукционного дома Ясуаки Исидзака (Yasuaki Ishizaka) приобрел ее за 37 миллионов долларов. Так-то оно так. Но на сей раз 9–12 миллионов фунтов, которые аукционный дом рассчитывает выручить за «Маленькую танцовщицу», звучат очень амбициозно, даже несмотря на активную пиар-кампанию, развернутую вокруг этого лота. По мнению AI, даже 9–9,5 миллиона фунтов станут большой удачей торгов по этому лоту.
«Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица» не единственная многомиллионная работа Дега, которая будет выставлена на Sotheby’s 3 февраля. Аукционный дом также предлагает пастель «Танцовщицы в фойе», эстимейт которой — 3,5–4,5 миллиона фунтов (4,9–6,4 миллиона долларов). К изображенным на ней девушкам Дега был не более милосерден, чем к юной Мари ван Гётем, — так написать лица и позы балерин мог бы горячий поклонник Дега, Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec). Больше всего в работе «Танцовщицы в фойе» поражают очаровательные цвета: костюм одной танцовщицы выполнен в чувственных розовых тонах, другой — в магических золотых. Листы бумаги, наклеенные на картон, формируют довольно большое полотно пастели — 74 х 59. По мнению AI, результатом для этой работы может стать нижняя граница эстимейта или сумма чуть ниже.
На втором месте в списке самых дорогих лотов Sotheby’s стоит картина «Кариатида» кисти Амедео Модильяни (Amedeo Modigliani), оцененная специалистами в 6–8 миллионов фунтов (8,5–11,4 миллиона долларов). Кариатидами художник увлекся в начале своего творческого пути — он мечтал основать «Храм красоты» и создать для него большое количество женских статуй. Слабое здоровье не позволило художнику претворить в жизнь эти грандиозные планы — ему удалось изваять всего две скульптуры. Кроме того, он создал множество эскизов с изображением кариатид, а также несколько полотен, одно из которых и представляет Sotheby’s. Кариатида Модильяни мало походит на величественную древнегреческую скульптуру, скорее она напоминает африканскую статуэтку, формами которых так вдохновлялись художники-авангардисты начала прошлого века. Теплый цвет «тела» статуэтки и ее округлые бедра напоминают об «Обнаженных» Модильяни, которых художник писал и рисовал с большой любовью. Картины с изображением кариатид кисти Модильяни поступают на торги достаточно редко — скорее всего, именно поэтому аукционный дом поставил работе такой смелый эстимейт. 20 июня 2006 года более мрачная «Кариатида» ушла на лондонском Christie’s за 3,1 миллиона фунтов (5,7 миллиона долларов), превысив верхний эстимейт в два раза. AI не разделяет самоуверенности аукционного дома, но результат 6 миллионов фунтов для холста внушительного размера (80 х 45,5) вполне возможен.
Обложку каталога Sotheby’s украшает замечательная «Уличная сцена» Эрнста Людвига Кирхнера (Ernst Ludwig Kirchner). Ее эстимейт — 5–7 миллионов фунтов (7,1–9,9 миллиона долларов). Кирхнеровские «берлинские улицы» представляют собой один из самых узнаваемых образов немецкого экспрессионизма. В начале карьеры художника Кирхнер почти не обращался к теме большого города, вместе с другими художниками из группы «Мост» он основал эдакую «хипповскую» коммуну, участники которой писали «дикие», по мнению тогдашнего арт-истеблишмента, картины и предавались свободной любви. Летом друзья вместе ездили «на природу», где писали свои чувственные, «языческие» полотна. В 1911 году Кирхнер поселился в Берлине, где нашел новый источник вдохновения, коим стала жизнь мегаполиса. Центральную роль во многих произведениях Кирхнера той поры играют женщины легкого поведения, за которыми наблюдают безликие мужчины в черных костюмах — потребители их красоты. После Первой мировой войны образы Кирхнера, созвучные эстетике декадентской Веймарской республики, стали еще более релевантны. Его «уличные сцены» мрачны, но не так гротескно-кошмарны, как полотна Отто Дикса (Otto Dix) или Георга Гроса (Georg Grosz). Картина, которая появится на Sotheby’s, похожа на полотно «На улице. Берлин», которое в ноябре 2006 года принесло на аукционе Christie’s 34 миллиона долларов (38,1 миллиона с учетом комиссии) и на данный момент является самым дорогим произведением художника. Покупатель не запер ее в сейфе. Фантастически дорогая картина стала стержневой в масштабной выставке художника, которая с успехом прошла в МОМА и других ведущих музеях мира. «Уличная сцена» гораздо меньше размером, чем тот рекордный холст, поэтому и эстимейт поскромнее. Тем не менее 7 миллионов фунтов верхнего эстимейта, по мнению AI, за нее дадут, а скорее — даже больше. Немцы с подорожавшим евро своих не забывают.
ФЕРНАН ЛЕЖЕ Поездка за город. 1952–1953
Холст, масло. 162 х 114
Sotheby’s. 03.02.09. Лот № 23
Оценка аукциона (эстимейт): 4–6 млн фунтов
Прогноз AI: в пределах эстимейта
Источник:
Помимо работ Кирхнера, Модильяни и Дега, в пятерку самых дорогих лотов аукциона входит картина Фернана Леже (Fernand Léger) «Поездка за город». Эстимейт этого произведения — 4–6 миллионов фунтов (5,6–8,5 миллиона долларов). Полотно было написано в начале 1950-х годов, в самом конце творческого пути великого художника. При взгляде на эту картину нетрудно догадаться, что главным вдохновителем для ее создания послужил знаменитый «Завтрак на траве» Эдуара Мане (Édouard Manet). Так же, как и Пикассо (Pablo Picasso), который в 1950-х годах «творчески перерабатывал» свои любимые произведения старых мастеров, Леже решил отдать дань своему главному кумиру. Художник не просто восхищался живописью Мане, он также разделял его радикальные политические взгляды. В то время Леже активно защищал социалистические идеи и поддерживал коммунистическую партию.
Текущий рекорд на произведения Леже составляет 35 миллионов долларов. Такая цена была уплачена 7 мая прошлого года за картину «Женщина в голубом». Она относится к раннему, кубистическому периоду художника. Поздние картины котируются на рынке менее высоко. Та же «Поездка за город» была выставлена на майский аукцион Sotheby’s с предварительной оценкой 12–18 миллионов долларов, но покупателя не нашла. Для репутации картины это плохо, что усугубляется тем, что ей не дали «отвисеться» и торопятся продать. Поэтому аукционный дом и решил существенно «урезать» эстимейт. С оценкой 4–6 миллиона фунтов ее перспективы, по мнению AI, стали заметно лучше. Прогноз цены AI — в пределах эстимейта.
Единственное творение нашего соотечественника, которое участвует в торгах, — картина Марка Шагала (Marc Chagall) «Цирковое веселье», оцененная в 1,2–1,5 миллиона. Вообще «цирковые» полотна художника нравятся публике. Так, одна из самых дорогих его работ, под названием «Большой цирк», была продана на нью-йоркском Sotheby’s в мае 2007 года за 12,25 миллиона долларов (без комиссии) при эстимейте 8–12 миллионов. Но «Большой цирк» был написан художником в 1956 году, а «Цирковое веселье» создано в 1983-м… Отсюда и меньший эстимейт: так же как и в случае с Леже, поздние произведения Шагала дешевле тех, что были написаны в начале или середине карьеры. Что и понятно: свежесть, непосредственность чувств ушла. По мнению ряда знатоков, «Цирковое веселье» несет печать усталости. Кто-то считает эту работу уже вялой. Поэтому AI может ожидать продажи на уровне минимального эстимейта, но не удивится, если метровое позднее «Цирковое веселье» Шагала останется не проданным.
На следующий день после торгов Sotheby’s пройдет аукцион импрессионистов и модернистов Christie’s, главный лот которого — полотно «На лугу» кисти Клода Моне (Claude Monet). Моне находится на пятом месте в рейтинге Top-10 художников — авторов самых дорогих в мире картин. Рекордная цена на его работу была достигнута совсем недавно — 24 июня на лондонском Christie’s его «Пруд с кувшинками» принес 40,9 миллиона фунтов (80,5 миллиона долларов). Оценочная стоимость картины «На лугу» — 15 миллионов фунтов, или 21,3 миллиона долларов. Полотно знаменито прежде всего тем, что участвовало в Третьей выставке импрессионистов, прошедшей в 1877 году. Именно после этой экспозиции об импрессионистах заговорили как о серьезных художниках, которые пришли «всерьез и надолго». Многие произведения, написанные к этой выставке, сейчас украшают стены важнейших музеев мира. Правда, с картиной «На лугу» широкая публика почти не знакома — работа экспонировалась лишь на трех выставках, последняя из которых прошла в 1957 году. 11 ноября 1999 года полотно было выставлено на аукцион Sotheby’s в Нью-Йорке, где было продано за 15,4 миллиона долларов. На сей раз цена, по мнению AI, может составить 15–17 миллионов фунтов, скорее 15.
Картина была написана в местечке Аржантёй, которое смело можно называть «колыбелью импрессионизма». Этот пригород Парижа имеет в истории движения такое же значение, как Мурнау — в истории группы «Синий всадник» или Дрезден — в истории группы «Мост». Соседями Моне в Аржантёе были Пьер-Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir) и Эдуар Мане, с которыми они часто работали на пленэре. Нередко художники изображали на своих полотнах супругу Моне Камиллу Донсье (Camille Doncieux). Именно ее мы видим читающей книгу на картине «На лугу». Камилла, с ее неброской красотой, была идеальной музой для импрессионистов. С ней Моне провел самые трудные годы своей жизни, когда денег порой не хватало даже на то, чтобы прокормить сыновей. Художник познакомился с Камиллой, когда ей было всего 18 лет. Она быстро стала его моделью, а потом и любовницей. Говорят, что художник женился на ней по расчету, после того как отец отказался содержать его — Моне-старшему очень не нравилась избранная его сыном карьерная стезя. Как бы то ни было, в конце концов живописец по-настоящему полюбил Камиллу. Ее ранняя смерть от рака стала для Моне страшным ударом. Самой последней картиной, на которой художник изобразил свою жену, стала «Камилла на смертном одре». Сейчас эта работа находится в парижском музее д’Орсэ.
В пятерку топ-лотов входит еще одна картина, написанная Моне в живописном пригороде Парижа. Она называется «Прогулка. Аржантёй» и оценивается в 3,5–5 миллионов фунтов (4,9–7,1 миллиона долларов). В 1998 году эта работа была продана на Christie’s за 3 миллиона долларов. Так что сегодняшние 5–6 миллионов фунтов, возможно, будут для нее «правильной» ценой.
АНРИ ДЕ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Отверженные (Две подруги). 1895. Картон, масло. 45,7 х 67,7
Christie’s. 04.02.09. Лот № 18
Оценка аукциона (эстимейт): 5–7 млн фунтов
Прогноз AI: 5 млн фунтов Источник:
В числе других выдающихся работ, которые появятся на торгах, — трогательная картина «Отверженные (Две подруги)» кисти Анри де Тулуз-Лотрека (Henri de Toulouse-Lautrec). Специалисты Christie’s дали ей эстимейт 5–7 миллионов фунтов (7,1–9,9 миллиона долларов). Как и Дега, Тулуз-Лотрек часто рисовал и писал женщин, вынужденных зарабатывать на хлеб, развлекая мужчин; однако если на картинах Дега мы видим юных балерин, то произведения Тулуз-Лотрека рассказывают нам о жизни танцовщиц кабаре и «дам полусвета». Художник не относился к своим моделям с холодной отстраненностью, подобно ученому, изучающему редкие виды насекомых, а был им настоящим другом. Многие женщины (да и мужчины тоже), кому удалось пообщаться с Лотреком, говорили о нем как об искреннем и обаятельном человеке, которому можно было доверить все свои тайны. На картине «Отверженные (Две подруги)» изображены две «женщины легкого поведения», которые, с большой вероятностью, любили друг друга. Лотрека, как и многих художников до него (например, Гюстава Курбе (Gustave Courbet) или Огюста Родена (Auguste Rodin)), зачаровывала женская любовь. Опять же, он не рассматривал лесбиянок как нечто диковинное, — в тех кругах, где он вращался, к гомосексуализму относились с большой толерантностью. Художник носил с собой фотографию обнимающихся женщин, о которой однажды сказал своему другу: «Это превыше всего. Ничто не может быть бесхитростней этого». Ни женщин, изображенных на его картине, ни самого художника давно уже нет в живых, но их нежность, которую бережно хранит полотно, остается нетронутой временем. Прогноз цены AI для «Отверженных» — 5 миллионов фунтов.
На аукцион также выставлено полотно Эдуара Вюйара (Édouard Vuillard) «Портнихи», оцененное в 4,5–6,5 миллиона фунтов (6,3–9,2 миллиона долларов). Картины Вюйара выставляются на аукционы часто, но в основном приносят от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов. Рекордной для художника является сумма 7,1 миллиона долларов, за которую была продана в мае 2008 года (на нью-йоркском Christie’s) работа «Девочки на прогулке». Интересно, что большинство произведений Вюйара, появляющихся на торгах, были выполнены уже в ХХ веке, но наиболее высоко котируются полотна, написанные в 1890-х годах — в период расцвета группы «Наби», членом которой был художник. Именно к этому периоду принадлежат картины, входящие в тройку самых дорогих работ Вюйара. Группа «Наби», название которой означает «пророк», была основана последователем Гогена (Paul Gauguin) Полем Серюзье (Paul Sérusier). В группу также входили Морис Дени (Maurice Denis), Пьер Боннар (Pierre Bonnard), Феликс Валлотон (Félix Valloton) и другие. В своем творчестве «набиды» органично сочетали гогеновскую эстетику символизма с новшествами стиля «модерн». Художников группы интересовала монументальная живопись, декоративно-прикладное искусство, станковая графика. Произведения участников «Наби» отличает особая одухотворенность и очарование. Их эстетика повлияла, в частности, на раннее творчество Василия Кандинского. По мнению AI, с заявленным эстимейтом картина «Портнихи», вероятно, продана не будет.
Кроме того, Christie’s представит картину Модильяни «Две девочки», которая гораздо больше, чем выставленная на Sotheby’s «Кариатида», напоминает «классические» произведения художника. За всю свою жизнь Модильяни написал всего пять двойных портретов, это полотно является одним из них. Эстимейт работы — 3,5–5,5 миллиона фунтов (4,8–7,8 миллиона долларов). Прогноз цены AI — 6 миллионов фунтов.
Нельзя не упомянуть и о картинах русских художников, которые выставлены на Christie’s. В частности, на торгах появятся две картины выдающегося представителя экспрессионизма Алексея фон Явленского. Одно из полотен, «Танец с золотым веером», оценено в 1,5–2,5 миллиона фунтов (2,1–3,5 миллиона долларов). Работа была написана в 1912 году, в период, который художник считал своим самым успешным. Комфортный размер и яркая экспрессивность, по мнению AI, будут высоко оценены коллекционерами. Например, в 3 миллиона фунтов. Другая картина Явленского, «Девочка с красным бантом», по прогнозам специалистов, должна принести 1,8–2,5 миллиона фунтов (2,5–3,5 миллиона долларов). Но она, по мнению AI, заметно слабее «Танца с золотым веером». Прогноз — нижний эстимейт или «не продано».
Уже упоминавшийся в этой статье Василий Кандинский представлен на торгах графической работой «Акварель для Пола Бьерре». Ее эстимейт — 300–500 тысяч фунтов, или 426–711 тысяч долларов. Это произведение — прощальный подарок другу художника, известному психоаналитику Полу Бьерре (Poul Bjerre), с которым Кандинский общался в Стокгольме. Как известно, после начала Первой мировой войны художник был вынужден покинуть Германию, где он жил со своей любимой женщиной Габриэль Мюнтер (Gabriele Münter), и отправиться на родину. Впрочем, в Россию он поехал не сразу — сначала он некоторое время пожил в Швейцарии и Швеции. «Акварель для Пола Бьерре» была написана в 1916 году в Стокгольме. Она является одним из немногих произведений художника, на котором изображены люди (в данном случае Пол Бьерре и художник Эрнст Норлинд (Ernst Norlind)). Бьерре, как и Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud), изучал человеческое бессознательное, но в отличие от австрийского психоаналитика он считал, что сознательное все-таки играет более важную роль в психике. Он стал автором теории цикла «психической смерти и обновления», написал биографию Ницше (Friedrich Nietzsche), переписывался с Фрейдом и Юнгом (Carl Gustav Jung). Бьерре очень интересовался идеями Кандинского и считал, что они близки его исследованиям психологии снов. Прогноз цены AI для акварели Кандинского — 350 тысяч фунтов, в пределах эстимейта. Рисунок хорош, но очень уж маленький — 23,2 х 34,5 см.
Не Christie’s тоже не обойдется без произведений нашего Марка Шагала. На аукцион выставлено полотно с самым, пожалуй, узнаваемым сюжетом художника — «Новобрачные с двумя букетами» (эстимейт 400–600 тысяч фунтов, или 568–853 тысячи долларов). Именно благодаря таким сюжетам Шагал считается одним из самых романтичных художников. Но в случае с конкретной работой возникает, к сожалению, знакомая возрастная проблема. Художник написал эту картину, когда ему было уже за 90… Прогноз цены AI — нижняя граница эстимейта, а скорее, «не продано».
Одной из немногих скульптур, которые можно будет купить на торгах 4 февраля, является каменный «Женский торс» Осипа Цадкина. Высокая скульптура (86 см) оценивается в 300–500 тысяч фунтов (426–711 тысяч долларов). Работа, которая является одним из самых «минималистичных» творений художника, существует в единственном экземпляре. Прогноз цены AI — 900 тысяч фунтов.
Технический анализ ситуации сложившейся на рынке работ импрессионистов и модернистов к началу торгов, позволяет сделать ряд умеренно-оптимистичных прогнозов. Индекс ARTIMX Impressionism & Modern Art (средние цены условного произведения) на годовом отрезке демонстрировал умеренную волатильность и в январе 2009 года колебался вокруг отметки 966 пунктов (1 000 пунктов — базис по январю 2008 года). Это говорит о небольшом техническом снижении уровня цен. Хотя на пиках индекс достигал и 1 113 пунктов. Настоящая хорошая новость состоит в том, что для этого рынка сейчас заметно идет вверх график индекса покупательской активности ARTIMXba Impressionism & Modern Art. Это довольно достоверный сигнал для предстоящего роста цен. Чудес, конечно, сегодня никто не ждет, но в целом у участников есть повод для хорошего настроя — шансы на выгодные покупки сегодня заметно выросли.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20090131_impressionism_modernism.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20090131_impressionism_modernism.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.