Картину Малевича продали за 60 миллионов
Именно на эту цену и рассчитывал аукционный дом Sotheby’s. Она, конечно, могла бы быть и выше, но 60 миллионов тоже неплохо. Вместе с тем общая сумма, вырученная на вечерних торгах в Нью-Йорке 3 ноября, не дотянула до нижней границы эстимейта
Вечером 3 ноября в Нью-Йорке состоялся аукцион произведений импрессионистов и модернистов Sotheby’s. Итоги его достаточно противоречивы. Главные лоты нашли покупателей, но говорить о том, что торги были очень успешными, нельзя. «Супрематическую композицию» Казимира Малевича, весной отвоеванную наследниками художника у амстердамского Stedelijk Museum, удалось-таки продать за 60 миллионов долларов*. Вместе с этим торги принесли 223 812 500 долларов — при эстимейте в 317,8–475,4 миллиона долларов.
«Только что произошла коррекция рынка», — объявил директор Gagosian Gallery Джон Гуд (John Good), покидая аукционный зал после окончания торгов. Кому в данной ситуации действительно повезло, так это покупателю работы Малевича. Ведь в более благоприятное время цена на полотно уровня «Супрематической композиции» могла бы подняться до 100 миллионов долларов. Еще до аукциона стало известно, что у Sotheby’s уже есть гарантированный покупатель на эту картину, который обещал купить ее по цене, равной эстимейту, — 60 миллионов. Он стал единственным, кто предложил цену, — больше желающих приобрести работу русского художника не нашлось. Конечно, 60 миллионов долларов — цена фантастическая, но, если говорить о супрематических полотнах Малевича, то она уже не кажется запредельной. Поэтому таинственного покупателя можно поздравить с выгодной покупкой. Кто мог представить полгода назад, что «Супрематическая композиция» заинтересует только одного покупателя и ее продажная цена не превысит эстимейт?.. Может быть, когда кризис кончится и желающих покупать шедевры станет больше, обладатель картины сможет продать ее за 100 миллионов и заработать на этом кругленькую сумму.
В общем и целом результаты торгов 3 ноября не то чтобы очень сильно радуют. Покупателей нашли только 45 из 70 лотов. Это 64 процента — самый низкий результат для торгов произведениями импрессионистов и модернистов с мая 2001 года. Второй топ-лот — пастель «Отдыхающая танцовщица» Эдгара Дега (Edgar Degas) — был продан за 37 миллионов долларов. Это рекорд для произведений художника, но послевкусие, как говорится, осталось: ожидалось, что работа принесет больше 40 миллионов. Пастель происходит из коллекции одного из Top-10 собирателей произведений искусства по версии журнала ArtNews — Генри Крэвиса (Henry Kravis), который приобрел ее в 1999 году за 28 миллионов долларов. Покупателем работы стал глава токийского отделения Sotheby’s Ясуаки Исидзака (Yasuaki Ishizaka).
Один из немногих результатов, вызвавших неподдельную радость организаторов торгов, — 38,5 миллиона долларов, которые принесла картина норвежца Эдварда Мунка (Edvard Munch) «Вампир». За нее боролись несколько покупателей. Победителем стал американский коллекционер, предлагавший цену по телефону. 38,5 миллиона стали рекордной ценой для работ художника, чьи картины в последнее время очень хорошо продаются на аукционах. Эстимейт работы составлял 30 миллионов долларов.
Однако и здесь не обошлось без небольшой ложки дегтя. The Art Newspaper сообщает, что на картину Мунка тоже был гарантированный покупатель, но в последний момент он, испугавшись кризиса, расторг соглашение с аукционным домом. Хотя представители аукционного дома говорят, что никакого покупателя не было, а символ в каталоге, указывающий на его наличие, — это всего лишь ошибка. Известно, что значок, напоминающий завалившуюся на бок подковку, ставится рядом с названием работы, если есть стопроцентная гарантия того, что ее купят по заранее оговоренной цене. В каталоге Sotheby’s подковки были у двух работ: у «Супрематической композиции» и у «Вампира». Символ, стоящий рядом с названием картины Мунка, побыл там некоторое время и исчез. Хоть Sotheby’s и настаивает на том, что произошла ошибка, The Art Newspaper все же считает удивительным то, что составители каталога допустили подобную оплошность.
Кризиса испугался не только мифический гарантированный покупатель «Вампира», но и продавец еще одной картины, которая также должна была войти в число топ-лотов аукциона. Незадолго до торгов стало известно, что очень редкое полотно «Арлекин» Пабло Пикассо (Pablo Picasso), оцениваемое в 30 миллионов долларов, снято с аукциона и неизвестно когда снова появится на рынке. Продажа «Арлекина» была отложена до лучших времен, хотя вполне возможно, что 3 ноября он, как и картины Малевича, Мунка и Дега, нашел бы себе покупателя.
А вот многим менее дорогим произведениям на Sotheby’s не повезло. Непроданными остались работы Камиля Писсарро (Camille Pissarro), Альберто Джакометти (Alberto Giacometti), Поля Сезанна (Paul Cézanne), Марка Шагала (Marc Chagall) и Василия Кандинского. Многомиллионные неудачи тоже были. Никто не захотел покупать ни картину «Сидящий мужчина» Амедео Модильяни (Amedeo Modigliani), оцененную в 18 миллионов долларов, ни полотно «Собор в тумане» Клода Моне (Claude Monet), нижний эстимейт которого составлял 16 миллионов. «Провалились» также редкая картина Винсента ван Гога (Vincent van Gogh) с изображением статуи (эстимейт 10 миллионов) и натюрморты Пикассо и Матисса (Henri Matisse). На 16 лотов Sotheby’s дал гарантии — то есть обещал продавцам выплатить некую сумму, даже если работу никто не купит. Покупателей не нашли всего четыре гарантированных лота, а это значит, что потери аукционного дома не очень большие.
Подготовка к аукциону началась летом, еще до того как арт-рынок начал ощущать на себе последствия финансового кризиса. Конечно же, эстимейты аукционный дом раздавал, вдохновившись рекордными результатами весенних торгов. Но в октябре уверенность Sotheby’s в том, что работы можно будет продать по таким высоким ценам, серьезно пошатнулась. Недавние торги, организованные Sotheby’s в Лондоне, оказались не очень успешными, но они все-таки прошли лучше, чем октябрьские аукционы Christie’s и Phillips de Pury. Тогда Sotheby’s, в отличие от других аукционных домов, «подстелил себе соломки»: уговорил продавцов работ снизить резервные цены. В этот раз, говорят, представители аукционного дома тоже постарались договориться с продавцами.
«Ужасного ничего не было, но и хорошим аукцион не назовешь», — передает Bloomberg слова дилера Эшера Эделмана (Asher Edelman). «Стоит только выглянуть из окна, чтобы увидеть, что мы живем в новом мире, — говорит аукционист Тобиас Майер (Tobias Meyer). — Но этот мир все еще нуждается в искусстве».
Сегодня, завтра и послезавтра в Нью-Йорке пройдут торги произведениями импрессионистов и модернистов Christie’s. Говорят, что вечерние аукционы 5 и 6 ноября могут принести 560,8 миллиона долларов. На следующей неделе оба гиганта аукционного бизнеса проведут торги произведениями послевоенных и современных художников: Sotheby’s — 11 ноября, а Christie’s — 12 ноября. Ранее ожидалось, что этот двухнедельный ноябрьский марафон принесет аукционным домам 1,9 миллиарда долларов, но сейчас, «благодаря» результатам торгов 3 ноября, специалисты сомневаются, что такая цифра будет достигнута.
*Все цены продаж, упомянутые в тексте, включают в себя Buyer’s premium.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20081105_malevich_sixty_million.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20081105_malevich_sixty_million.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.