Art Market Analysis & Forecast
«Suprematist composition» Malevitch at Sotheby's. Three days before the record
ARTinvestment.RU   31 октября 2008

Three days later, on 3 November 2008, at Sotheby's auction with a record result will be sold to one of the rarest and most likely the most expensive work in the history of Russian art

Three days later, on 3 November 2008, at Sotheby's auction with a record result will be sold to one of the rarest and most likely the most expensive work in the history of Russian art.

How much confidence? Because no options. After all, to bid as a result of incredible multi-restorative combination enters the picture, representing the most valuable period of a recognized in the West, Russian artist, had a significant influence on the ideology of the art world in the XX century. Perhaps, and enough with the epithets. On both sides of the ocean in general is three words: Malevich, Suprematist compositions. Well, maybe add a couple of phrases: a legally perfect, without any doubt the authenticity. The rest, and so clear: that the chance to buy works of this class gets every 20-30-50 years old, and that they may actually cost any money - because of rarity and of great significance, and so on. That is why guaranteed irrevocable bid to $ 60 million, which made an anonymous foreigner who is perceived as only really start. There are 100 and 120 million dollars, why not? For one and a half - three million dollars for each of the nearly forty heirs, for whom the work will be sold. Although I would be more likely to put the figure at 75 million dollars.

Interestingly, «Suprematist composition» - this is not the last chance for collectors and investors. For the foreseeable future for auction will probably have four works by Malevich unprecedented quality . With the exception of one kubisticheskoy work in 1913, everything else - masterpieces of Suprematism 1915-1922 years. And today there is a great occasion to remember the history of the issue and talk about the fate of the paintings - all the more so because the details have not yet managed to erase the memory.

The fact that five masterpieces Malevitch certainly come to the auction, the world learned 24 April 2008. On that day it was announced that the agreement between the City of Amsterdam and the heirs of Kazimir Malevich at the avant-gardist of controversial works from the collection of Stedelijk Museum. New York law firm Herrick, Feinstein LLP, represents the interests of the heirs, made the transfer of five major works from the museum collection.

It is believed that the Stedeliyk Muzium was a bona fide purchaser of the work. In 1958 they were legally purchased from the architect Hugo Heringa. Then it turned out that Hering had no right to dispose of them as his property. This reminded lawyers and heirs. At first the situation seemed a stalemate: on the Dutch laws because of the lapse of time from the perspectives of legal action in Europe was not. But lawyers have found a loophole and built «Malevitch» ambush. As part of the collection Stedeliyka, 14 paintings, left in 2003 for exhibition in the States (in New York's Guggenheim and the Houston Menil Collection), started in attack. In the States the work of Stedeliyka become vulnerable.

Why «dokopalis» to Stedeliyka? We know that there is the greatest and most significant collection of works by Malevich. It consists not only of the works for the Berlin exhibition of 1927, but part of the collection of Nicholas Hardzhieva and his wife Lilia chaga. The same collection with the archive, which has been unofficially removed from the USSR in 1990 and also gave rise to legal disputes, but that's another story. The battle unfolded just outside the picture to the Berlin Exhibition of 1927. For Malevich, it was «a breakthrough to the West», a rare opportunity to express their ideas in priority, so work for her, he chose with great care. Malevich was already feared that his work and innovative solutions can be concealed by the Soviet regime from the world community. And this was for good reason - the permission to travel abroad has proved to last.

From the press publications of Investigation managed to gather the following picture. In the Berlin of his Leningrad studio Malevitch brought about a hundred works, including some seventy paintings. But even before the expiry of the travel Malevitch telegram suddenly aroused back in the country. In anticipation of wrong, but still hoping to return, Malevich left their work for the storage architect Hugo Heringu. But take them Malevich was not destined to: abroad he is not allowed until his death in 1935. Upon completion of the work of Hering sent Suprematists deposited museum director Alexander Dorner Hanover. It is them and then saw the MOMA director Alfred Barr, which is taken in Europe, the material for the exhibition «Cubism and abstract art». Ostensibly believing Dorner authorized manager of the works, Barr bought him two pictures and a couple of pictures. A further seventeen works selected for exhibition in New York. (In different documents the number of different, but now it is not important.) According to other sources, Dorner had to be at any price to get a visa to leave Germany, and is believed that the paintings of Malevich used as an argument in this matter.

Somehow miraculously managed to ship the goods abroad. The historical landscape was such that the Nazis have one's heart hinged labels «degenerative art». Already there were confiscated, and even your purchased, Malevich, who also represented the «art of degeneration», Director Barr the passage across the border secretly, hidden in the paintings umbrella. Three years after the events described and the very Dorner had to emigrate to the United States, taking with them a picture and drawing. And the rest - back Hugo Heringu from which all started. What would later say about Heringe, but he still managed to safely hide paintings and drawings, and to preserve the legacy of Malevich in the military liholetya.

Then, in 1958, recalling the work done, Heringa were bought by Dutch museum. So Stedeliyke was smart selection Suprematist oils mid 1910-ies (size 70 x 60, and sometimes m), 1913-1914 kubisticheskie song's and other valuable works. All finished, high-quality masterpieces.

In the meantime work uplyvshie with Barry over the ocean, are regularly exhibited in the MOMA. In 1963, when nearly three decades, none of the heirs are not told of their rights, they become part of the permanent museum collection. Problems began in 1993 when the Soviet Union after the collapse of the heirs of Malevich, with the assistance of the German art historian Clemens Toussaint initiated negotiations with the MOMA on the return of works. As a result in 1999, the New York Museum of Modern Art agreed to pay monetary compensation to the heirs (size is not named, but rumored to have been paid about five million dollars) and return one of the sixteen paintings - « Suprematist composition »with black and red rectangles forming the cross . The remaining fifteen works seem to be left in the museum. So wrote the newspaper of the time. There are also another version of that picture got more (in that little hard to believe). But it must be admitted that the museum in any case easily away.

The fate of same otsuzhennoy in 1999 from MOMA «Suprematist song» was clear as soon as God's day. Already in May 2000 at Phillips auction in New York, oil on canvas sold for 17 million dollars ( line 5 in the rating of the most expensive paintings Russian artists ) against the expected ten million. Perhaps this experience, and taught the heirs continue to monetary compensation does not change - to take pictures profitable.

Malevich - one of the forges artists. Relatively safe to work with his belongings (usually graphics) may be only a very experienced kollekitsonery. It is therefore important that the work otsuzhennye heirs, will not simply with Iron provenansom, but now the whole «white», from a legal point of view: the new owner can no longer terrorize the claims, playing on the dubious origin (eg, tortured Andrew Lloyd Webber, with its «Portrait of Angel Fernandez de Soto »(1903) painted by Picasso ). Completely legal Malevitch, released from a dark past - it is a huge rarity in the market, that is the thing that has the highest liquidity. Buy it securely from all points of view. And benefit from all points of view. As stated, this thing «to a wide range of readers», even in art does not necessarily understand. So the record is not long to wait. Total is for three days.

In article used materials publications magazine «Director info» .

Vladimir Bogdanov ,

ARTinvestment.RU



Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Show:

Top 31

Back to Top

«Супрематическая композиция» Малевича на Sotheby’s. Три дня до рекорда
ARTinvestment.RU   31 октября 2008

Через три дня, 3 ноября 2008 года, на аукционе Sotheby’s с рекордным результатом будет продана одна из самых редких и, скорее всего, самая дорогая работа в истории русского искусства

Через три дня, 3 ноября 2008 года, на аукционе Sotheby’s с рекордным результатом будет продана одна из самых редких и, скорее всего, самая дорогая работа в истории русского искусства.

Откуда столько уверенности? Да потому что вариантов нет. Ведь на торги в результате невероятной многоходовой реституционной комбинации поступает картина, представляющая самый ценный период самого признанного на Западе русского художника, оказавшего значительное влияние на идеологию мирового искусства в XX веке. Пожалуй, и хватит с эпитетами. По обе стороны океана вообще достаточно трех слов: Малевич, Супрематическая композиция. Ну, может быть, добавить еще пару фраз: юридически безупречно, без каких-либо сомнений в подлинности. Остальное и так понятно: и то, что шанс купить работы подобного класса выпадает раз в 20-30-50 лет, и то, что стоить они могут действительно любые деньги — в силу редкости и огромного значения, и прочее. А потому гарантированная безотзывная ставка в 60 миллионов долларов, которую сделал анонимный иностранец, реально воспринимается лишь как старт. Возможны и 100 и 120 миллионов долларов, почему нет? По полтора — три миллиона долларов на каждого из почти сорока наследников, в интересах которых будет продана работа. Хотя я бы с большей вероятностью поставил на цифру в 75 миллионов долларов.

Интересно, что «Супрематическая композиция» — это не последний шанс для коллекционеров и инвесторов. В обозримом будущем на торги наверняка поступят еще четыре работы Малевича беспрецедентного качества. За исключением одной кубистической работы 1913 года, все остальное — шедевры супрематизма 1915–1922 годов. И сегодня есть отличный повод вспомнить историю вопроса и поговорить о судьбе картин — тем более что подробности еще не успели стереться в памяти.

О том, что пять шедевров Малевича наверняка поступят на торги, мир узнал 24 апреля 2008 года. В тот день было объявлено о достижении соглашения между городскими властями Амстердама и наследниками Казимира Малевича по поводу спорных работ авангардиста из собрания Stedelijk Museum. Нью-йоркская адвокатская контора Herrick, Feinstein LLP, представляющая интересы наследников, добилась передачи им пяти значительных работ из музейной коллекции.

Считается, что сам Стеделийк Музиум был добросовестным приобретателем работ. В 1958 году они были законно куплены у архитектора Хуго Хэринга. Потом оказалось, что Хэринг не имел права распоряжаться ими как своей собственностью. Об этом и напомнили адвокаты наследников. Поначалу ситуация казалась патовой: по голландским законам из-за истечения срока давности перспективы у исков в Европе не было. Но юристы нашли лазейку и устроили «малевичам» засаду. Когда часть собрания Стеделийка, 14 картин, отправилась в 2003 году на выставки в Штаты (в нью-йоркский Гугенхайм и хьюстонский Menil Collection), началась атака. В Штатах работы из Стеделийка стали уязвимыми.

Почему «докопались» до Стеделийка? Известно, что там находится самое большое и самое значимое собрание работ Малевича. Оно состоит не только из работ для берлинской выставки 1927 года, но и из части коллекции Николая Харджиева и его жены Лилии Чаги. Той самой коллекции с архивом, которая была неофициально вывезена из СССР в 1990-е годы и тоже вызывает юридические споры, но это уже другая история. Битва развернулась именно за картины с берлинской выставки 1927 года. Для Малевича это был «прорыв на Запад», редкая возможность заявить о своем приоритете в идеях, поэтому работы для нее он отбирал с особой тщательностью. Малевич уже тогда опасался, что его работы и новаторские решения могут быть скрыты советской властью от мировой общественности. И имел для этого все основания — то разрешение на выезд за рубеж оказалось последним.

Из публикаций расследований прессы удается собрать следующую картину событий. В Берлин из своей ленинградской студии Малевич привез около ста работ, включая около семидесяти живописных. Но еще до истечения срока поездки Малевича телеграммой неожиданно вызвали назад, в страну. Предвидя неладное, но все же надеясь вернуться, Малевич оставил свои работы на хранение архитектору Хуго Хэрингу. Однако забрать их Малевичу было не суждено: за рубеж его больше не пустили до самой смерти в 1935 году. По окончании выставки Хэринг отправил работы супрематиста на хранение директору музея Ганновера Александру Дорнеру. У него-то их и увидел тогдашний директор МОМА Альфред Барр, который отбирал в Европе материал для выставки «Кубизм и абстрактное искусство». Якобы считая Дорнера правомочным распорядителем работ, Барр купил у него две картины и пару рисунков. А еще семнадцать работ отобрал на выставку в Нью-Йорке. (В разных документах количество работ разнится, но теперь это уже не важно.) По другим источникам, Дорнеру надо было любой ценой получить визу, чтобы уехать из Германии, и есть мнение, что картины Малевича использовались как аргумент в этом вопросе.

Каким-то чудом этот груз удалось переправить за океан. Исторический пейзаж был такой, что нацистами уже вволю навешивались ярлыки «дегенеративного искусства». Уже шли конфискации, и даже своего, купленного, Малевича, который тоже представлял «искусство вырождения», директор Барр провозил через границу тайком, спрятав холсты в зонтике. Спустя три года после описанных событий и самому Дорнеру пришлось эмигрировать в США, захватив с собой одну картину и рисунок. А оставшиеся — вернуть обратно Хуго Хэрингу, с которого все и началось. Что бы потом ни говорили о Хэринге, но ему все-таки удалось надежно спрятать картины и рисунки и сберечь наследие Малевича в период военного лихолетья.

Потом, в 1958 году, напомню, работы у Хэринга были куплены голландским музеем. Так в Стеделийке оказалась шикарная подборка супрематических масел середины 1910-х годов (размером 70 х 60, а порой и метровых), кубистические композиции 1913–1914 годов и другие ценные работы. Все законченные, высочайшего качества, шедевры.

Тем временем работы, уплывшие с Барром за океан, регулярно выставлялись в МОМА. В 1963 году, когда почти за три десятка лет никто из наследников не заявил своих прав, они стали частью постоянной музейной коллекции. Проблемы начались только в 1993 году, когда после распада СССР наследники Малевича при содействии немецкого историка искусства Клеменса Туссена инициировали переговоры с МОМА о возврате работ. В результате в 1999 году нью-йоркский музей современного искусства согласился выплатить наследникам денежную компенсацию (размер не назывался, но, по слухам, было заплачено около пяти миллионов долларов) и вернуть одну из шестнадцати картин — «Супрематическую композицию» с черным и красным прямоугольниками, образующими крест. Остальные пятнадцать работ вроде бы остались в экспозиции музея. Так писали газеты того времени. Встречается и другая версия, что картин вернули больше (во что слабо верится). Но надо признать, что музей в любом случае легко отделался.

Судьба же отсуженной в 1999 году у МОМА «Супрематической композиции» сразу была ясна как божий день. Уже в мае 2000 года на аукционе Phillips в Нью-Йорке холст продали за 17 миллионов долларов (5 строчка в рейтинге самых дорогих картин русских художников) против ожидаемых десяти миллионов. Возможно, этот опыт и научил наследников впредь на денежные компенсации не размениваться — картинами брать выгоднее.

Малевич — один из самых подделываемых художников. Относительно безопасно работать с его вещами (как правило, графикой) могут только очень опытные коллекицонеры. Поэтому так важно, что работы, отсуженные наследниками, будут не просто с железным провенансом, но теперь еще и полностью «белые» с юридической точки зрения: их нового владельца уже не смогут терроризировать претензиями, играя на сомнительном происхождении (как, например, замучили Эндрю Ллойда Уэббера с его «Портретом Анхеля Фернандеса де Сото» (1903) кисти Пикассо). Полностью легальный Малевич, освобожденный от темного прошлого, — это огромная редкость на рынке, то есть вещь, обладающая высочайшей ликвидностью. Покупать ее безопасно со всех точек зрения. И выгодно со всех точек зрения. Как говорится, это вещь «для широкого круга читателей», даже в искусстве разбираться не обязательно. Так что ждать рекорда осталось недолго. Всего-то три дня.

В статье использованы материалы публикаций журнала «Директор-инфо».



  • 10.12.2018 «Игорь Вулох. Эволюция белого» в Казани В Галерее современного искусства ГМИИ РТ до 31 января открыта выставка к 80-летию художника-нонконформиста Игоря Вулоха (1938–2012)
  • 10.12.2018 Выставка «Пьеро делла Франческа» в Эрмитаже Произведения одного из самых известных художников XV века Пьеро делла Франческа из художественных собраний Италии, Испании, Португалии, Великобритании показывают в Пикетном зале Зимнего дворца
  • 05.12.2018 Стиль Фаберже. Превосходство вне времени Выставка в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» представит более 400 произведений Фаберже из Музея Фаберже в Баден-Бадене, Государственного Эрмитажа, музея «Петергоф», ГИМа и др.
  • 04.12.2018 Выставка «Прорыв» на Кузнецком мосту, 21/5 Дмитрий Каварга, Ольга и Олег Татаринцевы, Сергей Мироненко, Олег Тыркин, Анастасия Алехина, Аристарх Чернышев, Виктор Алимпиев, Кирилл Челушкин, Виталий Пушницкий, Григорий Орехов, Макс Орлицкий, Алексей Дубинский и др. Куратор Михаил Сидлин
  • 28.11.2018 Левитан из Русского музея в Самаре На выставке «Исаак Левитан и современники» в Самарском художественном музее представлены работы И. И. Левитана, В. Д. Поленова, А. К. Саврасова, К. А. Коровина, В. А. Серова и др.
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 27

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх