Art Investment

Экспозиция художников группы «Мост» открылась в Москве

В ГМИИ имени А. С. Пушкина прошла пресс-конференция и открылась выставка «Художники группы “Мост” — немецкие экспрессионисты» (из собрания Музея «Брюкке», Берлин)

В ГМИИ имени А. С. Пушкина открылась подготовленная совместно с Музеем Brücke (Берлин) выставка группы «Мост» — художественного объединения, давшего начало экспрессионизму — движению, открывшему не только новые изобразительные возможности, но целое мироощущение, к которому вскоре примкнули поэты, писатели и композиторы.

Музей Brücke основан в 1964 году в Берлине и владеет самой крупной коллекцией ранних работ — картин, акварелей и рисунков, печатной графики немецких художников: Эрнста Людвига Кирхнера, Эриха Хеккеля, Карла Шмидт-Ротлуфа и Макса Пехштейна. Датой основания Музея «Брюкке» считается 1 декабря 1964 года — день 80-летия Карла Шмидт-Ротлуфа, когда художник объявил о передаче в дар земле Берлин семидесяти четырех картин, а в дальнейшем — всего своего художественного наследия и архива. Карл Шмидт-Ротлуф предложил будущему музею здание для размещения коллекций; по проекту в музее должны были экспонироваться не только произведения дарителя, но также работы других художников группы «Мост». «Это на самом деле часть истории: все художники “Моста” работали и жили в столице, Берлин на них, несомненно, повлиял», — обосновал свое решение Шмидт-Ротлуф.

Многие «мостовцы» откликнулись на идею создания музея группы «Мост» и пожертвовали в Музей свои собственные произведения, а также работы других участников объединения. Основанное на дарах Карла Шмидт-Ротлуфа и Эриха Хеккеля, музейное собрание не ограничилось только полученными материалами. На временное хранение стали поступать важнейшие полотна художников «Моста» и из других частных собраний. Шмидт-Ротлуф продолжал комплектовать Музей благодаря работам своих коллег из группы «Мост» Со смертью Шмидт-Ротлуфа 10 августа 1976 года, согласно его завещанию, художественное наследие Фонда Карла и Эмми Шмидт-Ротлуф было передано в Музей Brücke.

Группа «Мост» была основана в Дрездене в 1905 году четырьмя студентами-архитекторами: Эрнстом Людвигом Кирхнером, Фрицем Блейлем, Эрихом Хеккелем и Карлом Шмидт-Ротлуфом. Название объединения придумал Шмидт-Ротлуф: «Мы могли бы назвать себя “Мост”, потому что это многогранное понятие, не предполагающее никакой программы, и, тем не менее, в определенном смысле ведущее от одного берега к другому». Как позднее вспоминал художник, «одним из стремлений “Моста” было привлечь к себе все революционные и мятежные элементы, о чем говорит и само название — «Мост», соединяющий все самое радикальное в искусстве Германии начала XX века.

В 1906 году «Мост» обнародовал свою программу, текст которой был вырезан Эрнстом Людвигом Кирхнером на деревянной доске, а также распространялся в виде прокламации. Содержание заключалось всего в двух фразах: «С верой в прогресс и в новое поколение вдохновенных творцов и ценителей, мы взываем ко всем молодым. И как молодежь, олицетворяющая будущее, хотим развязать себе руки и обрести свободу, вопреки все еще процветающим старым силам. Мы примем каждого, кто непосредственно и без фальши станет выражать то, что побуждает его к творчеству». В этих словах определенно звучит призыв к искусству, не связанному стилевыми рамками.

Вскоре после основания группа художников «Мост» расширила число своих участников. В январе 1906 года в дрезденской галерее Арнольда проходила выставка работ Эмиля Нольде. Его свободная яркая живопись встретила живой интерес со стороны участников объединения, и Нольде был приглашен к работе «Моста». В том же году в объединение вошел и Макс Пехштейн. Хеккель встретил художника весной на проводившейся в Дрездене с 12 мая по 31 октября «Третьей Немецкой выставке художественных ремесел», для которой Пехштейн оформлял интерьеры. В то же время к группе «Мост» примкнул и швейцарский художник Куно Амье. Его работы были замечены художниками «Моста» на выставке в галерее Арнольда. Куно Амье стал ревностным приверженцем дрезденской группы, способствовал проведению ряда выставок в Швейцарии, привлек в нее многочисленных «пассивных» членов. Позднее список участников пополнили голландец Кес ван Донген, с которым в 1908 году в Париже познакомился Пехштейн, финн Аксель Галлен-Каллела и голландец Ламбертус Зайл. Отто Мюллер вступил в «Мост» в конце 1910 года и был тесно связан с группой до самороспуска. «Первая встреча с картинами Отто Мюллера состоялась в Берлине на выставке художников, отвергнутых “Берлинским Сецессионом”. Для каждого из нас это был значительный и плодотворный момент, и сразу стало понятно, что с этой поры он принадлежит объединению “Мост”», — писал Эрих Хеккель о первой встрече с Отто Мюллером в начале 1910 года.

В 1907 году объединению «Мост» удалось обрести свое место в залах ведущих галерей Дрездена. Следует отметить выставку в Художественном салоне Рихтера в 1907 году, а также привлекшую внимание экспозицию в галерее Арнольда 1910 года, считающуюся сегодня одной из программных художественных выставок XX столетия. Группа «Мост» организовывала передвижные выставки по всей Германии, Швейцарии, в Скандинавии. До 1910 года было открыто более 30 только собственных экспозиций, не считая многочисленного участия группы в немецких коллективных выставках. Пика своей популярности объединение достигло на Кёльнской выставке «Зондербунда» в 1912 году. Решающую роль в истории «Моста» сыграло его участие в выставках «Нового Сецессиона» (Берлин) под предводительством Макса Пехштейна.

Исходная позиция группы «Мост» состояла в полном отрицании всех правил классического искусства, во «внетрадиционности», как однажды сформулировал это Эрнст Людвиг Кирхнер. Новые эстетические представления породили экспрессивные средства выражения, основанные на субъективном восприятия формы, цвета и содержания картины. Открыто декларировался тезис о драматичной взаимосвязи внутреннего и внешнего мира человека. Искусство и жизнь должны были объединиться в чувственную гармонию, человеческое существование обретало смысл и полноту лишь в творческом процессе. Стремление к первоосновам, интуиции и необузданной художественной фантазии проявляется уже в ранних картинах «Моста». Живопись стала для художников верой, искусство и жизнь виделись равноправными. Особое вдохновение давали мастерам «Моста» ежегодные летние выезды на природу. Работа на пленэре была хорошим дополнением работе в мастерской и способствовала развитию экспрессионистской живописи.

В первый, дрезденский период существования «Моста» важнейшую роль играла гравюра на дереве. Именно в ксилографии, где художник вынужден формулировать самую суть художественной задачи, проявились наиболее характерные черты экспрессионизма «Моста», первые новации, важнейшие формальные находки, радикальность композиционных решений. Благодаря гравюрам на дереве художников «Моста» немецкая печатная графика пережила свой новый расцвет, подобный тому, что наблюдался в начале XVI века. Нередко шедевры печатной графики группы «Мост» по качеству и образному воздействию ставят в один ряд с ксилографиями Мартина Шонгауэра, Альбрехта Дюрера и других мастеров немецкого Ренессанса. Все работы были отпечатаны художниками «Моста» собственноручно, на специально для этих целей приобретенном печатном прессе. «Мостовцы» стремились к созданию оригинальной графики: каждый лист должен был быть уникальным и не похожим на все остальные. В цветной ксилографии и офорте «Моста» существуют многочисленные единичные экземпляры, отдельные тиражи при этом нередко насчитывают лишь несколько оттисков.

Осенью 1911 года лидеры группы «Мост» Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель переехали в Берлин — метрополию искусства, заметно повлиявшую на художественную эволюцию «Моста». Обилие новых впечатлений и насыщенность культурной жизни столицы привели «мостовцев» к пониманию того, что их дрезденская спонтанная и яркая живопись была всего лишь переходным этапом. Именно в Берлине наступило время активной реализации экспрессионистской миссии «Моста». Берлинский стиль отмечен обостренной точностью и содержательностью художественных решений, усиливающимся интересом к общественной жизни. В новых работах сказались одновременно зачарованность жизнью большого города и резкое отрицание ее, разрыв между внутренним миром художников и реальностью, исследование границ искусства, крайняя экспрессия художественных приемов.

Критерием и отличительной чертой берлинских работ «Моста» становятся психологическая насыщенность образов, угловатые, заостренные формы, которые видятся особенно оправданными в изображениях безымянных, отвергнутых обществом людей на офортах, литографиях, ксилографиях, равно как в картинах и рисунках того времени. Лихорадочными, нервными штрихами и линиями художники очерчивают и материализуют фигуры, как бы вырезая их из дерева острыми параллельными движениями резца. В подобных изображениях чувствуются агрессия, презрение и сочувствие одновременно.

В программном документе — «Хронике группы “Мост”», написанной Кирхнером в 1913 году, подчеркивается полная самостоятельность творческих поисков художников группы «Мост» и следует заявление о современной роли объединения: «“Мост” <...> продолжает сохранять присущий ему характер. Внутренне сплоченный, он по-прежнему обогащает своими новыми достижениями современный процесс искусства в Германии. Будучи свободным от влияния сегодняшних течений — кубизма, футуризма и прочих, он продолжает бороться за человеческую культуру, являющуюся основой подлинного искусства. В этой его устремленности и заключается сегодняшняя роль “Моста” в художественной жизни».

Выставка проходит с 6 сентября по 2 ноября 2008 года в здании ГМИИ им. А. С. Пушкина на Волхонке,12.

Источник: пресс-релиз ГМИИ им. А. С. Пушкина, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080906_exhibition_artists_group_most.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080906_exhibition_artists_group_most.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».