- Нас покидают...
- Guide to photo reports from exhibitions
- Икона “Господь Вседержитель”, серебро, эмаль.
- Икона “Господь Вседержитель” , оклад,эмаль.
- ASSESSMENT ON Internet (Information database for 5000 artists)
- Still Life Flowers Eugene Lang
- Автопортрет художника. 1930-е.г. Атрибуция.
- Положение во гроб Иисуса Христа оценка
- Bronze. E.Lancere.
- collages on the theme of the war in Ukraine
Russian art in exile @2 mdas. What to expect from the London auction in June 2015-го
ARTinvestment.RU 26 мая 2015
Some collectors regret in advance that this time they decided to go. Auctions I try my best, but once again they fail to offer an equally interesting collection, as in years past
На носу очередная «русская неделя». Лоты — новые, тенденции — старые. Постоянные читатели, не сердитесь, что местами придется повторяться: происходящее с «русскими торгами» было довольно детально проанализировано в нашем прогнозе для прошлых русских торгов «Русское искусство на чужбине. Как в этот раз сложится в Лондоне?». И фундаментально ничего не изменилось.
Итак, чего ждать?
Как вы догадались, лучше не становится.
Некоторые коллекционеры откровенно сетуют: дескать, зря в этот раз решили ехать. В Лондон в июне их зовет главным образом привычка, давно сверстанные планы, а еще приятные и полезные встречи в британской столице. Но никак не сами лоты. Каталоги июньских русских торгов в Лондоне у грандов в целом опять вышли довольно слабыми. Можно спорить, что именно стало тому виной: то ли кризис, то ли прогрессирующий дефицит, то ли фундаментальное снижение интереса к русскому искусству среди богатых русских коллекционеров, то ли все вместе. Я думаю, что последнее. Но какова бы ни была первопричина явления, ясно, что на фоне депрессивного рынка сдатчики не спешат расставаться с шедеврами по новым ценам. Аукционы же стараются как могут, но вот уже который раз им не удается предложить интересную подборку.
Интересную, конечно, с оговоркой. Имеется в виду интересную по лондонским меркам, а не по московским. Наоборот, для любого московского аукциона подобный набор имен в каталоге считался бы чуть ли не выдающимся. Спорить нечего: по качеству предложения лондонские торги даже в тяжелые времена остаются лучшими. Уже не теми, что раньше, но все равно лучшими. Пусть с каждым годом перспектив в этом направлении все меньше, но ранее наработанных связей устроителям хватит, чтобы еще несколько сезонов поезд «русских торгов» ехал по инерции.
А куда ж делись шедевры? В значительной степени кончились, то есть надолго осели в новых собраниях. Кроме того, известно, что работы русских художников международного значения аукционы уж несколько лет как перевели на престижные торги «импрессионистов и модернистов». Туда же переместились сверхбогатые русские коллекционеры, поближе к гончаровым и шагалам. Ну а прежде блиставшие роскошью «русские торги» оставили в календаре для очень привыкших к ним покупателей: авось со временем еще наладится.
Теперь по порядку про предстоящий лондонский июнь.
«Русскую неделю» в первый день лета начнет Christie’s Russian Art. Раздел живописи и графики у него в этот раз особенно компактный, пожалуй даже крошечный. Самый высокий эстимейт устроители присвоили «Американским судам у скал Гибралтара» Ивана Айвазовского. Почти полутораметровый холст оценен в $3–4 млн (торгуют все в фунтах, но для удобства привожу все цифры в долларах; доллар дешевле фунта примерно в полтора раза). Лично я совсем не уверен, продадут ли этого Айвазовского. Работа большая, с морем, но все-таки в декоративном смысле довольно обычная. Хотя вру: есть один нюанс. Дело в том, что в период 2007–2012 «Американские суда…» были официально самой дорогой картиной Айвазовского, пока их не сместил c первого места «Вид Константинополя и Босфора» (см. «Самые дорогие картины русских художников»). Уйдет ли теперь? Полной уверенности нет. Айвазовского на торгах довольно много все последние годы. Вероятно, если уйдет, то цена скорее будет чуть ниже эстимейта, где-нибудь $2,5 млн.
Несмотря на высший эстимейт у Айвазовского, топ-лотом Christie’s я бы назвал совсем другую вещь — красивую «Арсенальную гору ночью» кисти Нико Пиросмани. Работа большая, душевная, с историей (в 1957 году Союз писателей подарил ее Луи Арагону на его шестидесятилетие). Работа это тоже известна на аукционном рынке, она дважды выходила на торги: в 2007 году ее купили на Sotheby’s, а тремя годами позже перепродали на другом аукционе в Лондоне за $1,5 млн. Сейчас эстимейт в пересчете примерно такой же — $1,25–1,87 млн. Казалось бы, при таком раскладе уход можно прогнозировать в районе верхней границы в $2 млн. Все-таки работы Пиросмани слишком редко появляются на торгах, сюжет очень хороший, и вообще художник для многих наших и бывших наших людей легендарный. Но… только для наших. И в этом проблема. В мире имя самоучки Пиросмани не на слуху. В то время как $2 млн — это деньги, с которыми можно приобретать уже первые имена мирового значения. Так что прогноз в текущих условиях — $1,25–1,5 млн, скорее даже 1,25. Вещь музейного уровня, но и деньги немалые.
Что еще в этот раз есть у Christie’s? Возможно, интерес выше обычного вызовет Рерих. Да, Рериха сейчас предлагают на разных аукционах много, как и Айвазовского. Аномально много. Но у Christie’s есть вещь, выделяющаяся на общем фоне, — «Белое и горнее» 1924 года. Это большая красивая темпера, за которую просят примерно $0,8–1,1 млн. Сейчас такая оценка кажется слишком внушительной, учитывая, что Рериха в изобилии будут предлагать и конкуренты. Ну, будем надеяться — например, на $0,8 млн. Темпера эта, кстати, с неплохим провенансом: она поступила на торги из нью-йоркского музея Николая Рериха, где находилась с 1973 года.
Шестидесятников и актуальное искусство Christie’s (в отличие от Sotheby’s) не жалует, в каталоги включает редко и мало. В этот раз есть Рухин, Ситников, а высший ценовой сегмент послевоенного неофициального искусства на Кинг-Стрит в одиночестве представляет Олег Целков. За исполинский холст (2,4 метра в высоту) «Завернутый» 1979 года устроители назначили эстимейт в диапазоне $156–234 тыс. Мое мнение: цена будет ниже эстимейта или на уровне его нижней границы примерно в 160 тысяч долларов. Почему? С одной стороны, работа многократно репродуцировалась, участвовала в парижском Салоне в 1980 году. В Москве недавно прошла важная выставка Целкова. Да и просто вещь красивая. С другой стороны... в ноябре 2008 года этого Целкова продали на Sotheby’s примерно за $95 тыс. Кто-то скажет, что с тех пор прошло 8 лет и немало воды утекло. Воды-то много, но цены на шестидесятников за это время не выросли как того хотелось бы.
На следующее утро после Christie’s начнутся торги Sotheby’s Russian Pictures. Их «русский каталог» в части живописи и графики получился гораздо разнообразнее конкурентов и вполне демократичным по ценам. Эстимейты начинаются от $1,5 тыс. Sotheby’s гораздо смелее включает в ассортимент работы шестидесятников и «актуальщиков» — представителей ультрасовременного искусства. Покупателям, в частности, будут предложены работы Георгия Гурьянова ($74–104 тыс.), Сергея Браткова, Владислава Мамышева-Монро, Олега Кулика, Арсена Савадова.
Но топ-лот все равно и у них Айвазовский. Даже такого же размера, что и у Christie’s. Моря, правда, в кадр композиции «Вечер в Каире» попало поменьше (это недостаток). Зато эстимейт на целый миллион ниже — $2,2–3 млн. Я бы поставил (в переносном смысле) на результат $2,5 млн — чуть выше нижней границы эстимейта.
Примерно те же ценовые ожидания есть у экспертов Sotheby’s по отношению к работе Алексея Саврасова «На Волге возле Юрьевца» 1870 года. Это огромный холст музейного размера — более двух метров по горизонтали. А сюжет знаковый для каждого бывшего советского школьника — бурлаки. Все мы помним, конечно, репинских, но саврасовские ничуть не хуже. Если холст уйдет за запрашиваемые $2,5 млн, то это будет хорошо. Настораживает лишь то, что таких цен на Саврасова отродясь не было. Его аукционный рекорд — $1,4 млн. Впрочем и работ такого класса ранее ведь не выставлялось. И бурлаки вполне заслуживают того, чтобы установить рекорд для творчества художника.
С шестидесятниками у Sotheby’s в этот раз тоже неплохо. Есть даже первые имена, известные на международном уровне: Эрик Булатов, Олег Васильев. Не хватает разве что Кабакова, которого теперь предлагают на тематических аукционах рангом выше.
Из нескольких предлагаемых работ концептуалиста Олега Васильева картина «Где ты?» не самая дорогая, но самая русская по духу. Такой тонкий рафинированный сплин. Думаю, что ее купят, тем более что эстимейт не заоблачный — $118–178 тыс. Хоть по нижней границе, но картина должна уйти к новому владельцу.
Чуть дешевле оценены «Газеты» Владимира Вейсберга 1965 года. Кураторы не любят, когда его называют «русским Моранди», но сходство есть, и коллекционеры зря называть не будут. На аукционе есть также более ранняя и более дорогая вещь Вейсберга. Но, по-моему, «Газеты» заметно лучше — зрелое фирменное «белое на белом», никаких вопросов. Это как раз то, что ждут все коллекционеры. Интерес к Вейсбергу, вероятно, будет выше обычного. Уж очень многим в Москве запомнилась его выставка, устроенная фондом In Artibus, которая завершилась в марте. Я бы ждал Вейсберга на отметке в $120 тыс. Раньше могло бы быть и $200 тыс. Но нонеча не то, что давеча. Увы.
Почему Sotheby’s особенно заслуживает добрых слов, так это потому, что без снобизма относится к качественному современному русскому искусству. Да, он рискует в известном смысле, комиссия получается небольшая, не та, к которой аукцион привык. Но не опускает руки, последовательно гнет свою линию, молодец. Вот, например, лот 169 — двухметровое «Шоссе» Виноградова и Дубоссарского с эстимейтом $15–22 тыс. Это 2005 год, поздняя и не самая ценная по меркам их периодности. С другой стороны, вещь безупречная по качеству, философская, очень декоративная — следующий этап после «искусства на заказ». $22 тыс. — верхний эстимейт. Можно предвидеть превышение — например, до $30–40 тыс. К слову, аукционный рекорд Виноградова и Дубоссарского держится с 2007 года. С результатом $263 тыс. за картину «Ночной фитнесс» они остаются самыми дорогими художниками в сегменте актуального (ультрасовременного) искусства. Рекорд был установлен тоже на Sotheby’s.
Из других особо приглянувшихся работ — скульптура из серии «Хлеба» Анатолия Осмоловского. Структура ржаного хлеба в контуре иконы — очень известная его серия. Sotheby’s выставит новую, 2014 года, версию «Хлебов» с эстимейтом $6–9 тыс. В принципе, это на уровне московских галерейных цен, только при следующей продаже в провенансе появится «приобретено на Sotheby’s». А это уже совсем другой коленкор.
Это все будет 2 июня.
А 3 июня в 14:00 на Нью-Бонд-Стрит начнется Bonhams.
Этот аукцион не так давно проводит «русские торги», но стартовал в свое время очень эффектно. Помню, как в первые «русские торги» Bonhams представил образцовую коллекцию шестидесятников по очень привлекательным ценам. Но низкие цены прочат низкую комиссию (мы по себе знаем), поэтому Bohnams тоже постепенно сосредоточился на классике. На сей раз его топ-лот — «Портрет Григория Ге в образе Мефистофеля» кисти Ильи Репина. Этот Ге — племянник знаменитого художника Николая Ге, ставший актером петербургского Александринского Театра (ныне Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина). Небольшой выразительный портрет с положенной бесовщинкой во взгляде оценен в $230–280 тыс. Мой прогноз — посередине, $250 тыс.
Конечно, у Bonhams, как и у всех, есть свой Рерих. Среднеразмерный (меньше метра по горизонтали) холст «Гималаи» несколько уступает конкурентам по декоративным качествам. Его надо внимательнее рассмотреть живьем. Но зато и по эстимейту он меньше в два раза — $390–470 тыс. За $390 тыс., возможно, его и купят. Хотя с таким обильным предложением Рерихов, как на этот раз, я бы не стал уверенно предполагать.
Теперь о любимых шестидесятниках. Например, Оскар Рабин представлен на Bonhams работой «Сирень» 1964 года. Хороший нейтральный сюжет, ценный период (работы Рабина, сделанные до эмиграции, ценятся выше парижских). Про то, как покупать Рабина ARTinvestment.RU недавно писал в статье «Инвестиции в Оскара Рабина. Чему отдать предпочтение?». Так вот вещь на Bonhams как по учебнику: тема, размер, год — все при ней. Объявленные $12–16 тыс. — эстимейт весьма скромный. Еще недавно работы такого класса стоили $60 тыс. Сейчас не меньше $35–40. Так и запишем.
Аукцион коллекционера и знатока Максима Боксера состоится днем раньше Bonhams — 2 июня. Я не сбился со счета, просто Maxim Boxer Auction нужно рассматривать отдельно. Дело в том, что он выступает в особом жанре — кураторского тематического аукциона. Здесь во главу угла ставятся не деньги и не инвестиции. Это скорее разновидность интеллектуального удовольствия, ответ «новым лондонцам» на вопрос «что у вас там новенького, в Москве?». Каталог Maxim Boxer — это хорошее, но не пафосное современное искусство, отобранные лично устроителем вещи, предлагаемые за весьма небольшие деньги. То есть совсем небольшие, от $250.
Тема третьего по счету аукциона Боксера — Cartoonlike. Перевести можно как «Мультяшное» или, точнее, «Мультфильмоподобное». Звучит странно, но, как увидите пару вещей, сразу поймете. 78 лотов «мультяшного» — это работы условной фигуративности, искусственной, схематичной, далекой от реализма. Где, с одной стороны, все понятно и похоже, но в то же время не Левитан и не Саврасов. Художники все на слуху — Дамир Муратов, Василий Слонов, «Синие носы», Батынков, Татьянин и др. С фрондой, иронией, все себе на уме. Один из самых дорогих лотов — 34 акварели «Путь кошки» концептуалиста Никиты Алексеева. Эти рисунки 2011 года предлагаются с максимальным эстимейтом $5,4 тыс. В пересчете это $225 за лист оригинальной графики. Чем плохо? Это заметно ниже внутренних галерейных цен. За такие деньги многие бы не отказались повесить на стену рисунок Алексеева. Кроме оригинальной графики, у Боксера есть и тиражная. Так, лист «Помнишь Марию?» из альбома литографий Павла Пепперштейна «The Gun & The Heart» предлагается с ценовым ориентиром $700–1000. На аукционе AI в прошлом году покупательнице такой лист достался за чуть меньшие деньги ($422 в пересчете). Но то было тогда. Добавлю, что литография это большая и на стене смотрится очень эффектно, проверено. Где Пепперштейн, там и Сергей Ануфриев. Его творчество представлено гербами «мультипликационных» персонажей — Буратино, Мойдодыра, Винни-Пуха и пр. Рисунок с гербом Буратино оценен устроителем в $1,2–1,9 тыс. Вполне посильно широкому кругу покупателей, было бы желание.
Всем искренне желаю, чтоб побольше разошлось по новым владельцам и коллекциям. Все, кто продолжает сегодня продавать и покупать русское искусство, заслужили свою порцию удачи. Хороших продаж и покупок!
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20150526_prognoz.html
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20150526_prognoz.html
When quoting reference to the https://artinvestment.ru without fail
Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.
- 16.08.2022 Расследование ФБР подрывает репутацию Художественного музея Орландо Отменены три выставки, из собрания отозваны отдельные работы
- 14.08.2020 Face mask for $1.5 million In this sum cost the unnamed "billionaire from Shanghai" ordering a mask of gold and diamonds from the jewelry company Yvel
- 14.08.2020 A special contract for buyers of art of authors of African descent For fight against speculators, Christie's has developed a list of conditions of purchase
- 13.08.2020 Cultural institution in the U.S. last year spent $7.9 billion This year a repeat result is not obtained – loss of art-индустрии the United States already amounted to $150 billion And this is not the final figure
- 13.08.2020 Biography Yayoi Kusama will be released as a graphic novel With the history of one of the most successful contemporary artists in the form of a comic book will be available from 15 September 2020
- 03.08.2018 Торги «Антиквариума» 28 июля. Краткие итоги Наторговали на 3,6 миллиона рублей — 131 % от эстимейта. Одним из топ-лотов стала работа Владимира Немухина, проданная за 240 тысяч
- 25.07.2018 Очередной аукцион #всёпорублю в «Литфонде» принес почти 4,5 млн.руб. Топ-лотом стала икона «Богоматерь Владимирская» — 600 тыс. руб.
- 24.07.2018 «Русская Эмаль» торжественно закрывает сезон и уходит в отпуск На завершающих торгах 14 июля «Русская эмаль» порадовала участников Кандинским, целой коллекцией нэцкэ и произведениями Пыжовой
- 16.07.2018 Краткие итоги сороковых живописных торгов «Кабинета» Аукционный дом «Кабинет» проводит последние торги сезона и уходит в отпуск до осени, вслед за своими игроками
- 03.07.2018 Коротко о главном: итоги аукциона 28 июня в «Литфонде» Рейтинг возглавляют классики русской литературы, а сказочники продолжают удивлять
- 12.08.2020 Literature: Piroska Dossey. Sold! The book is about the phenomenon of pricing, the original title of which was ahead of its time in a decade
- 07.08.2020 Movies: "the Cool school" The emergence of abstract expressionism on the West coast of the United States the voice of the Big Lebowski
- 06.08.2020 Cross-trades in the summer of 2020. ArtTactic Report Analysis of auction sales of a new format with the participation of the old masters
- 04.08.2020 Opened 27-й auction "twenty-first century. Contemporary Russian art" The catalogue contains artworks of Seeds Agroskin, Alexei Vaulin, Dima Goryachkin, Dasha Delone, Anna Laurel, Denis Mikhailov, Andrei Munz, Arman Sirunian, Kathy-Анны Taguchi and Tatiana Yang
- 31.07.2020 10 most unusual ArtTech-стартапов 2020. Part 1 AI talks about young companies whose ideas have become especially popular with the onset of the quarantine
- 07.03.2023 Неизвестный известный Серж Иванов (1893–1983) История происхождения ранних картин С.П.Иванова
- 17.06.2022 Выставка Люси Вороновой в галерее Atelier CHOUTKO На выставке будут представлены живописные произведения Вороновой разных лет и состоится премьера ковра ручной работы, созданного художницей совместно с Atelier CHOUTKO
- 14.03.2022 Эрмитаж потребовал досрочно вернуть работы, участвующие в итальянских выставках В Россию в ближайшее время вернутся около 25 картин
- 30.07.2020 In Saint-Петербурге opened the exhibition "Artists and collectors — to the Russian Museum. Gifts. 1898-2019. Favorites" The exhibition, held simultaneously on all the main belt, has collected more than 1,500 items donated to the Museum since the founding of the
- 27.07.2020 Fedor Rokotov exhibition opens at Historical Museum of Moscow A collection of works of the famous Russian portrait painter XVIII veka will showcase on 29 July 2020
Top 29
- 1. Leonardo da Vinci$450,3 million
- 2. Pablo Picasso$179,4 million
- 3. Amedeo Modigliani$170,4 million
- 4. Qi Baishi$144 million
- 5. Francis Bacon$142,4 million
- 6. Alberto Giacometti$141,3 million
- 7. Edvard Munch$119,9 million
- 8. Claude Monet$110,7 million
- 9. Jean-Michel Basquiat$110,5 million
- 10. Andy Warhol$105,5 million
- 11. Roy Lichtenstein$95,4 million
- 12. Edward Hopper$91,87 million
- 13. Jeff Koons$91,075 million
- 14. David Hockney$90,3 million
- 15. Robert Rauschenberg$88,8 million
- 16. Gustav Klimt$87,9 million
- 17. Mark Rothko$86,9 million
- 18. Kazimir Malevich$85,81 million
- 19. Barnett Newman$84,2 million
- 20. Vincent van Gogh$82,5 million
- 21. Henri Matisse$80,7 million
- 22. Auguste Renoir$78,1 million
- 23. Peter Paul Rubens$76,7 million
- 24. Konstantin Brancusi$71 million
- 25. Cy Twombly$70,5 million
- 26. Fernand Léger$70,06 million
- 27. Willem de Kooning$68,9 million
- 28. Zao Wou-Ki$65,2 million
- 29. Paul Cezanne$60,5 million
- Нас покидают...
- Guide to photo reports from exhibitions
- Икона “Господь Вседержитель”, серебро, эмаль.
- Икона “Господь Вседержитель” , оклад,эмаль.
- ASSESSMENT ON Internet (Information database for 5000 artists)
- Still Life Flowers Eugene Lang
- Автопортрет художника. 1930-е.г. Атрибуция.
- Положение во гроб Иисуса Христа оценка
- Bronze. E.Lancere.
- collages on the theme of the war in Ukraine