Общество независимых художников

1909 (1916) — 1920, Одесса

Члены и экспоненты: В. С. Бабаджан, В. О. Баржанский, Г. Э. Бострем, М. Ф. Бри-Бейн, Л. А. Бродский, М. С. Бродский, Д. И. Бронштейн, Е. О. Брудерзон, П. П. Ганский, М. И. Гельман, М. К. Гершенфельд, Ф. Г. Гозиасон, С. Грановский, И. И. Ефет, В. П. Загороднюк, С. З. Зальцер, С. Я. Кишинёвский, А. А. Кобцев, И. С. Константиновский, В. Г. Крихацкий, Н. Д. Кузнецов, Д. М. Лебедев, И. Е. Малик, П. Н. Мамичева, И. Манькович, И. И. Мексин, В. М. Мидлер, С. В. Милеев, В. Н. Мюллер, И. Г. Никифоров, П. А. Нилус, П. Г. Нитше, А. М. Нюренберг, С. С. Олесевич, О. Перлин, В. А. Синайский, М. Смирская, Н. Ф. Соболь, Н. К. Соколик (Соколини), В. И. Соломаха, С. Фазини, В. А. Фёдоров, С. О. Фикс, В. В. Филиппов, Т. Б. Фраерман, И. И. Френкель, М. В. Цомакион, Г. Б. Шрайберг, Н. З. Юхневич.

Выставки: 1-я — 1917 (Одесса) — 4-я — 1919 (Одесса)

В 1909 году по инициативе художника и литератора М. К. Гершенфельда возник кружок молодых художников («кружок независимых»), который был первый попыткой объединения новых творческих сил. Костяк составили А. М. Нюренберг, Т. Б. Фраерман, С. С. Олесевич, С. Фазини — выпускники Одесского художественного училища, продолжавшие образование в Европе, преимущественно в Париже («одесские парижане»). Концептуально кружок противопоставлял себя крупнейшим художественным центрам Одессы того времени — Одесскому художественному училищу и Товариществу южнорусских художников, выставки которого отличались определенным художественным консерватизмом.

«Независимые» придерживались различных направлений и течений, отвергали жюри и провозглашали творческую независимость. В работах сказывалось влияние творчества мастеров кубизма, фовизма, футуризма, немецкого экспрессионизма.

В марте 1909 года в нескольких комнатах на втором этаже частного дома на Дерибасовской улице кружок провел единственную (неофициальную) выставку. Важной вехой в оформлении общества стали: 1-й и 2-й Салоны В. А. Издебского в Одессе (1909, 1911), где были показаны произведения современных французских и русских художников (Ж. Брака, А. Матисса, А. Марке, К. ван Донгена, А. Дерена, А. Глеза, А. Руссо, Н. С. Гончаровой, М. Ф. Ларионова); Весенние выставки 1913 («выставка объединенных») и 1914 («выставка весенников»), где наряду с молодыми одесскими живописцами выставлялись В. В. Кандинский и мюнхенские художники (Ф. Марк, Г. Мюнтер, А. Блох); выступления русских футуристов в Одессе (январь 1914).

Осенью 1916 в Городском музее была проведена выставка молодых художников Одессы, которую критики окрестили «выставкой независимых». Каталог выставки открывала статья-манифест М. К. Гершенфельда «Об искусстве и радости»: «Мы идем в театр, чтобы увидеть воплощенными наши затаенные желания, и если театр этого действия не производит, мы говорим, что этот театр не искусство… Мы идем на выставку картин, чтобы испытать те же эмоции, чтобы увидеть воплощение тех же заветных наших замыслов, ощутить то же преображение нашего духа в атмосфере живописных и ритмических восприятий. И [если] эти восприятия останутся на уровне повседневности и нисколько не приподнимутся над нею, мы скажем, что здесь искусства нет. Здесь душа не радуется, не опьяняется чарами неизведанного. Ибо нам нужно искусство легкое, веселое, мудрое и сильное, которое зажигало бы нас восторгом радости, передавало бы самые неуловимые ощущения в форме новой и неизвестной. Ни исторические реминисценции, ни натурализм, ни слащавая романтика этим зажигательным пламенем не обладают, потому что выходят из плоскости непосредственных воздействий искусства».

В 1917 Общество (Товарищество) независимых было оформлено юридически; председателем был избран М. К. Гершенфельд, секретарем и казначеем — В. Г. Крихацкий. Было организовано четыре выставки: осенью 1917 (на открытии художники давали объяснения картинам), в июне 1918 (совместная с ТЮРХ, под эгидой Одесского общества изящных искусств), ноябре — декабре 1918 (издан каталог) и декабре 1919 (издан каталог). На выставке в 1919 экспонировалось также частное собрание произведений мастеров «Мира искусства», принадлежащее А. Драгоеву, в том числе работы А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, Е. Е. Лансере, Н. К. Рериха, З. Е. Серебряковой, К. С. Петрова-Водкина, А. Е. Яковлева и других художников. Члены Товарищества также участвовали в «1-й Народной выставке картин, плакатов, вывесок и детского творчества» (июнь 1919) и «Народной выставке картин в память Т. Г. Шевченко» (март — апрель 1920) в Одессе. На выставках показывались работы некоторых членов ТЮРХ — П. П. Ганского, С. Я. Кишинёвского, Н. Д. Кузнецова, П. А. Нилуса. Выставки сопровождались лекциями о современном искусстве, концертами.

С конца 1919 художники стали массово покидать Одессу. В Эрец Исроэл, а затем в Париж эмигрировали И. С. Константиновский и И. И. Френкель; в Париж — Ф. Г. Гозиасон (через Италию и Германию), С. С. Олесевич; в Москву переехали А. М. Нюренберг и И. И. Мексин, в Загорск — Г. Э. Бострем (вероятно, через Петроград и Москву), в Петроград — М. С. Бродский. В 1920 Товарищество прекратило существование.

В 2002 в Художественном музее Тель-Авива прошла выставка, где достаточно полно было показано творчество «независимых» из коллекции Я. Перемена; собиратель поддерживал молодых художников, периодически покупая работы с их выставок, а в 1919 вывез 220 работ, в том числе и произведения «независимых» на корабле в Эрец Исроэл.

Источники:

1. Барковская О. М. Общество независимых художников в Одессе // Дерибасовская — Ришельевская. Литературно-художественный альманах, 2004, № 17. С. 166–173.

2. Выставки советского изобразительного искусства. Справочник. М., 1965, т. 1. С. 32, 56.

3. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 175–176.

4. migdal.ru.

5. e-notabene.ru.

Мексин, Израиль Израилевичконец XIX — начало XX
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх