Открыты 329-е торги AI Аукциона и 15-й кураторский аукцион «XXI век»
В сводном каталоге — 30 лотов: пятнадцать живописных работ, пять листов оригинальной и один — печатной графики, пять работ в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая композиция и одна работа, выполненная в технике жикле — цифровой печати
Комиссионный сбор с покупателей составляет 18 %.
Каталог AI Аукциона № 329 и XV кураторского аукциона «XXI век».
Лоты 329-го AI Аукциона представлены в экспозиции онлайн-выставки AI.
Лоты XV кураторского аукциона «XXI век» представлены в экспозиции онлайн-выставки AI.
Открывает каталог традиционно раздел русского искусства конца XIX — начала ХХ века. Мастерство в построении перспективы и передаче иллюзорности пространства отличает произведения академика пейзажной живописи Петра Петровича Верещагина, автора холста «Вид города на Дунае (Из поездки на театр военных действий русско-турецкой войны)» (1877–1878). Работа эта — один из топ-лотов каталога — относится к серии придунайских пейзажей, запечатлевших места наиболее значительных операций русской армии в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов и созданных по личным впечатлениям художника от поездок на театр военных действий. Изображение железнодорожной ветки, проходящей вдоль берега реки, дало эксперту возможность предположить, что «вероятнее всего, автор изобразил отрезок Бендеро-Галацкой железной дороги, построенной во время русско-турецкой войны (1877 г.) для бесперебойного передвижения российских войск, подвоза провианта, боеприпасов, коней и фуража». Бендеро-Галацкая железная дорога протяженностью 303 км была сооружена за рекордно короткий срок — 100 дней (из-за проливных дождей за весь этот период было всего 58 полных рабочих дней (old.nasledie.ru). — AI.). В 1878 году на Всемирной выставке в Париже проект и исполнительный альбом Бендеро-Галацкой железной дороги получили Гран-при и золотую медаль за скорость постройки. Возможно, именно уникальность дороги привлекла художника и он приехал, чтобы своими глазами ее увидеть и написать.
Следующий раздел каталога — творчество художников Русского Зарубежья.
Тушевый рисунок Александра Николаевича Бенуа «Кавалер с лютней» выполнен в 1905–1906 году с гравюры Жана Лепотра (Jean Le Pautre, 1618–1682) «Homme estans a la Promenade» (1676–1678). Как отмечает эксперт, творчество художников, работавших для французских модных изданий конца XVII — начала XVIII века, было хорошо знакомо и любимо А. Бенуа, писавшим, что произведения мастеров, изобразивших «в серии ремесленно-тонких гравюр интимную жизнь Версальского двора… бесценны для истории быта и одежды». В 1905–1907 годах А. Бенуа много работал во французских библиотеках — например в библиотеке Версаля, обладающей крупной коллекцией гравированных костюмов. Очевидно, в это время был сделан и наш рисунок, который вместе с другими материалами художник использовал при работе над историческими исследованиями и в оформлении спектаклей. Вместе с тем (эксперты это подчеркивают) рисунки «обладают всеми признаками авторской манеры А. Бенуа. <…> Исполненные с гравюр, они, безусловно, представляют авторское прочтение первоисточника. Художник как бы “оживляет” печатную технику, возвращая свежее ощущение оригинального рисунка. Характер преображения источника позволяет понять особенности формирования пластического языка графики А. Бенуа, его удивительного, самобытного рисовального почерка, укорененного в искусстве прошлых эпох, хранящего “эхо прошедшего времени”».
Театральная графика — рисунок тушью и соусом на бумаге «Испанка в маске. Эскиз костюма к балету “Гойески” на музыку Э. Гранадоса» (1940) — представляет в каталоге творчество Наталии Сергеевны Гончаровой. Испанская тема, как известно, своеобразная визитная карточка Гончаровой. На протяжении всего парижского периода (начиная с 1915 года) художница неоднократно исполняла эскизы декораций и костюмов к спектаклям на испанские сюжеты. Эксперт отмечает, что, обращаясь к оформлению балета «Гойески», Гончарова «вслед за композитором ищет вдохновение в творчестве Гойи. Она стремится не к стилизации, а к передаче в сценическом оформлении атмосферы гойевских полотен».
Литография Les formes majestueuses (Величественные формы, 1963) Александра Порфирьевича Архипенко — лист из папки Les Formes Vivantes («Живые формы»), содержащей 10 разных композиций и вышедшей в Швейцарии в 1963 году тиражом 75 экземпляров.
Тиражная бронзовая скульптура «Фантазия» (1987) представляет нашим участникам творчество Эрте — символа красоты, изящества и чистоты стиля ар-деко. Скульптурой Эрте увлекся в последний период творчества и чаще всего разрабатывал в этой технике свои графические работы разных лет. В 1915 году Эрте, к тому времени сотрудничавший со знаменитым модельером Полем Пуаре и сразу несколькими модными салонами в Европе и США — «Генри Бендл», «Альтман», «Лихтенштейн», — заключил контракт с журналом Harper`s Bazaar, ставший началом длительного и необычайно плодотворного сотрудничества: в последующие десятилетия Эрте выполнил для журнала в общей сложности 250 обложек. Рисунок для обложки к июльскому номеру 1920 года стал прообразом нашей сегодняшней скульптуры «Фантазия». Эрте тонко чувствовал возможности материала и техники и сумел блестяще воплотить в бронзе придуманный им 67 (!) лет назад образ девушки, окруженной бабочками.
В следующем разделе представлено творчество отечественных художников 1920–50-х годов.
Литография «Купальщица» (1921) Бориса Михайловича Кустодиева, «по всей видимости, представляет собой пробный оттиск эстампа Б. М. Кустодиева, от руки раскрашенный акварелью, — отмечает эксперт. — По своей композиции эта литография повторяет одноименную живописную картину Б. М. Кустодиева 1921 года. Литография “Купальщица” впоследствии вошла в альбом Б. М. Кустодиева “Шестнадцать автолитографий”, изданный в 1921 году при содействии Комитета популяризации художественных изданий ограниченным тиражом в 300 экземпляров».
Тушевый рисунок «Персонаж (Композиция)» Анатолия Ивановича Шугрина датирован 1920–1925 годами — периодом вечернего обучения еще очень молодого, но уже страстно увлеченного искусством автора в художественной школе-студии № 6 им. А. В. Луначарского Марьинского района Москвы. Именно в школе-студии Шугрину повезло встретить первого настоящего учителя — замечательного мастера Николая Михайловича Григорьева, выпускника МУЖВЗ, ученика Николая Фешина, Абрама Архипова и Константина Коровина. По окончании школы Шугрин продолжил учиться у Григорьева, поступив в Московский государственный техникум изобразительного искусства памяти 1905 года, где тот преподавал. Наш рисунок замечателен динамикой и уравновешенностью композиции, смелостью и уверенностью графического решения, в нем видна рука талантливого и думающего художника. О жизни и творчестве Шугрина читайте в нашей рубрике «Художник недели».
«Редкой работой музейного уровня» считает эксперт небольшую беспредметную темперу «Композиция» (1930-е) Веры Михайловны Ермолаевой — художницы, прожившей недолгую, но очень яркую, наполненную событиями, впечатлениями, работой и творчеством жизнь. «Беспредметные композиции подобного рода появляются в творчестве Веры Ермолаевой в 1930-х годах, наряду с композициями на античные мотивы, — пишет В. С. Силаев. — Это, как правило, небольшие, камерные, философские листы, которые, несмотря на свой размер, удивительно емки и наполнены своеобразной авторской поэтикой. Подобные абстрактные работы, несмотря на свою колористическую сдержанность, удивительно гармоничны, изысканны и благородны по цвету. Художница во многом опережает свое время — подобные метафизические работы появятся в европейском искусстве лишь во второй половине ХХ века». О жизни и творчестве Веры Ермолаевой читайте в нашей рубрике «Художник недели».
Спектакль «Мистерия-буфф» по пьесе Владимира Маяковского главный режиссер Театра Сатиры Валентин Плучек поставил в 1957 году в оформлении Александра Григорьевича Тышлера, создавшего, в частности, чудесный графический «Эскиз костюма» (1956) к этой постановке. Судя по владельческой надписи, эскиз был подарен художником Лиле Брик, а от нее перешел к поэту Андрею Вознесенскому. Вот такая поэтическая преемственность в этом небольшом рисунке: из рук той, которая была любовью и музой поэта-громовержца и автора «Мистерии-буфф» в 1930-х, — к тому, чей голос звучал не так громко, но ярко, честно и чисто в 1960-х и так же отвечал мечтам и надеждам целого поколения.
Близка и понятна зрителю написанная в мягких, теплых оттенках желтого и охристого цвета в реалистической манере «Девушка в желтом (Оля)»(1957) — этюд к картине «Молодость» кисти «амазонки авангарда» Надежды Андреевны Удальцовой. Портрет девушки практически закончен и очень интересно решен художницей в сочетании солнечных оттенков желтой палитры ее костюма и тонкого психологизма лица: девушка как будто погружена в себя, но она не задумчива, а скорее, сосредоточенна.
Следующий, большой и роскошный по составу, раздел каталога — творчество шестидесятников.
Открывает его элегантная бронзовая скульптура «Фортуна» (1961) Николая Андреевича Силиса. Скульптура выполнена в период участия художника в новаторской группе «ЛеСС» (Лемпорт — Сидур — Силис), однако подписана именем автора. Женская красота, изображение женской фигуры в творчестве Силиса занимает огромное, пожалуй, самое важное, главенствующее место. Его называют создателем собственного стиля абстрактного изображения женской красоты.
В 1965 году выполнено большое масло на бумаге «Корова (Натюрморт)» Анатолия Тимофеевича Зверева. Эта интересная работа опубликована и обладает подтвержденным провенансом без временны́х лакун, авторство ее подтверждено экспертом.
Гуашевый пейзаж «Кровавый закат» (1972) Лидии Алексеевны Мастерковой — исключительно редкая для художницы фигуративная работа, к тому же еще и пейзаж. Талантливый колорист, Мастеркова в небольшой работе передает огромную гамму быстроменяющихся красок уходящего зимнего солнца. Пейзаж представляет собой вид из окна художника Николая Вечтомова, его надпись и подпись на обороте удостоверяют авторство.
Произведение замечательное со всех точек зрения — недатированный холст «Кисть» работы Юрия Леонидовича Купера. Одна из любимых автором тем — кисть (таких своеобразных «портретов» кисти Купер сделал несколько — разного размера, колорита и, что главное, настроения), сложная авторская техника, позволяющая добиваться эффекта свечения, комфортный размер, декоративность, элегантность и красота — словом, всё то, что более всего ценится в произведении, покупаемом одновременно для инвестиций и для души.
Фарфор шестидесятников в каталоге представляет скульптура «Некто в цилиндре» Олега Николаевича Целкова, выполненная на немецком заводе Höchst Porcelain Manufactory ограниченным тиражом 15 экземпляров (наш экземпляр под номером 4). «…Я впервые случайно “стянул” с лица лицо “по образу и подобию” и увидел “ЛИЦО”. Потрясению моему не было предела. Я написал как бы портрет, однако не портрет отдельно взятого субъекта, а портрет всеобщий, всех вместе в одном лице и — до ужаса знакомом… На лице отпечатались миллионы лет, прожитые человечеством в прошлом. И столько же — в непроглядном будущем…» — писал Олег Целков о возникновении образа, который занял главное место во всем его творчестве и, как и многие главные темы и образы шестидесятников, естественно нашел свое воплощение в фарфоре. Нас встречает то же узнаваемое лицо, а из десятка атрибутов бытового мира, которыми Целков пользуется всего лишь для того, чтобы пояснить, что дело происходит не когда-то и где-то, а сейчас и рядом с нами, — цилиндр, то есть шляпа.
Тиражный лист в смешанной технике «Валет “Маяковский”» (2014) Владимира Николаевича Немухина — один из знаменитых немухинских оммажей. Использовав известный образ знаменитого поэта, художник выполнил посвящение ему средствами своего уникального авторского изобразительного языка.
В 2015 году в технике жикле отпечатан тиражный лист «Карнавалы» из серии «Карнавалы Санкт-Петербурга» Михаила Михайловича Шемякина. Над темой «Карнавалы Санкт-Петербурга» автор работает в различных техниках и форматах: от многометровых картин до маленьких гравюр — на протяжении почти трех десятилетий. «Карнавалы» превратились со временем в «энциклопедию» гротесков, основанную на глубоком постижении загадок человеческой природы в ее многообразных искажениях, извращениях и гримасах. Здесь художник придает определенное значение сюжету, принуждая зрителей размышлять о взаимоотношениях персонажей и догадываться об их древнеисторическом происхождении (shop.mihfond.ru).
Жикле — это авторский принт, который становится все более и более популярным в последние годы не только среди коллекционеров, но и у музейщиков. Его преимущество перед другой тиражной графикой в том, что в данном случае одно произведение может иметь несколько вариантов колористического решения, а также часто бывает доработано художником вручную. Наш лист отпечатан маленьким тиражом, всего 5 экземпляров, к продаже предлагается подписанный и надписанный автором лист № 3. Сравнительно молодая техника постепенно признается коллекционерами и специалистами (shop.mihfond.ru).
Наш лист сопровождается Сертификатом Фонда художника Михаила Шемякина (Санкт-Петербург). Учитывая количество подделок и неавторизованных работ Шемякина на рынке, это необходимый документ, подтверждающий подлинность и легитимность работы.
Традиционно завершают каталог произведения современных авторов.
Самое раннее из них — холст Путь к знаку — «V» (1993) Юрия Михайловича Скопова, художника студии «Новая реальность» Элия Белютина, участника студийных выставок, а впоследствии одного из организаторов группы «Авангардная абстракция». Сегодня произведения Юрия Скопова находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Венгерской Национальной художественной галереи (Будапешт), в других музейных и частных собраниях.
В 2015 году написан холст «Эскарго» Наталии Игоревны Нестеровой. Художница оставляет за рамками картины море, выстраивая композицию на фоне обрамляющих Ниццу с севера невысоких холмов, не показывает лица официанта (хотя коренастая фигура и темные волосы выдают в нем уроженца соседней Корсики), а сосредоточивает все внимание — и свое, и зрителя — на изысканном блюде и бокалах с белым вином, которое непременно подается к эскарго. Изысканная и элегантная композиция.
Хронологически завершает каталожную подборку очень красивая и декоративная работа «Журавли» (2018) Ольги Николаевны Гречиной, выполненная в смешанной технике, акрилом с элементами коллажа.
Одновременно с нашим штатным 329-м AI Аукционом открыт 15-й аукцион проекта «XXI век. Современное российское искусство». В каталоге: Галина Быстрицкая, Наталия Глебова, Елена Горина, Константин Кузнецов, Сергей Максютин, Ольга Мотовилова-Комова, Владимир Сальников, Георгий Тотибадзе, Нина Шапкина-Корчуганова, Елена Щепетова.
Всем желаем удачи на 329-м AI-Аукционе и на XV аукционе «XXI век. Современное российское искусство»!
Тем, кто собирается впервые купить картину или рисунок, будет полезно узнать, что ни один монитор никогда аутентично не передаст произведения искусства. Цвет, фактура, не говоря уже об ауре той или иной работы, впечатлении от встречи с нею, монитору не подвластны. Хорошую вещь он может сделать как минимум невыразительной, а не совсем удачную, напротив, приукрасить (последних у нас нет, но справедливости ради сказать об этом стоит). К тому же каждый человек видит и чувствует по-своему.
Справедливый рыночный ценовой уровень по работам авторов, представленных в каталоге настоящего аукциона, можно определить по информации базы аукционных результатов ARTinvestment.RU.
На аукционе AI продолжает работать виртуальный участник «Резервная цена не достигнута». Он появляется на последних минутах торгов, чтобы покупатели имели возможность перебить резервную цену (у тех лотов, где она есть). Другими словами, если видите участника «Резервная цена не достигнута», то это повод продолжить борьбу — возможно, победа близка.
Если же последняя ставка появляется в сопровождении пометы «До резерва остался 1 шаг», это значит, что, сделав следующую ставку, вы выигрываете лот — если, конечно, кто-нибудь, вдохновившись близкой удачей, не перебьет вашего последнего слова. И всегда досадно, когда участники, торговавшиеся несколько дней и особенно азартно последние пару часов перед закрытием, вдруг останавливаются именно в одном шаге от победы. Если чувствуете, что вещь — ваша, так сделайте этот шаг!
Комиссионный сбор с покупателя составляет 18 % от финальной цены лота.
***
Мы продолжаем принимать живопись и графику (оригинальную и тиражную) на наши регулярные еженедельные торги. О своем желании выставить вещь на аукционе AI пишите на info@artinvestment.ru или звоните по телефону: +7 (495) 632–16–81. Правила приема работ на аукцион AI можно посмотреть здесь.
***
Регулярные торги произведениями искусства и предметами коллекционирования проводятся с помощью автоматизированной системы аукционных торгов, доступной по адресу https://artinvestment.ru/sales/.
В штатном режиме каждый интернет-аукцион длится четыре дня. Но если ставка на какой-либо лот сделана менее чем за 30 минут до закрытия интернет-аукциона, то торги за такой лот автоматически продлеваются еще на 30 минут. По истечении этих 30 минут, если не поступит новая ставка, интернет-аукцион будет закрыт — в противном случае он будет продлен на дополнительные 30 минут. Такой режим торгов, как показала практика, делает бессмысленными попытки откладывать ставки до последних секунд перед закрытием аукциона и стимулирует участников делать ставки в комфортном режиме на протяжении всех дней аукциона.
Согласно Правилам аукциона, участвовать в торгах, т. е. делать ставки на предложенные к продаже лоты, могут только лица, прошедшие регистрацию на сайте Аукциона (администрация Аукциона оставляет за собой право проверять заявителей и отказывать в регистрации без объяснения причин). Дальше, чтобы экономить деньги и время участников, электронная система от имени каждого из них ведет торги с другими участниками, делая минимально возможные ставки до указанной участником суммы. Минимальный шаг ставки указывается в описании каждого лота. В случае если максимальные цены на один и тот же лот, указанные в двух или более ставках, совпадают, то выигрывает тот покупатель, чья ставка была сделана раньше.
Комиссионный сбор с покупателя Аукциона AI определен в размере 18 % от финальной цены лота. Оплата производится в рублях наличными в офисе Аукциона или безналичным переводом на расчетный счет Аукциона. Администрация Аукциона не выдает покупателям разрешений на вывоз за пределы РФ товаров, приобретенных на аукционе, и не гарантирует возможности получения таких разрешений. Отправка лотов за пределы РФ администрацией Аукциона не производится.
***
ARTinvestment.RU — информационно-аналитический ресурс по рынку искусства, разработчик семейства индексов арт-рынка ARTIMX и составитель крупнейшей в мире базы данных аукционных результатов для художников, входящих в орбиту русского искусства. В своей аналитической работе ARTinvestment.RU опирается более чем на 250 тысяч результатов аукционных продаж для 13 тысяч русских художников в сегментах живописи, графики, скульптуры. Уникальные индикаторы инвестиционного риска, присваиваемые экспертами ARTinvestment.RU, помогают исключить из расчетной массы многие сомнительные результаты.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20200512_auctionAI.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20200512_auctionAI.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.