Художник недели: Вера Ермолаева
История, ценовые и маркетинговые показатели художницы русского авангарда, последовательницы М. Шагала и К. Малевича Веры Михайловны Ермолаевой
Годы жизни: 1893–1937
Направление: авангард
Вид искусства: живопись
Жизнь и творчество
«Витебская Мадонна», по определению Марка Шагала, одна из ярких представителей русского авангарда, выдающийся график, стоявшая у истоков нового искусства детской книги, Вера Михайловна Ермолаева родилась 2 ноября 1893 года в селе Ключи Петровского уезда Саратовской губернии (сегодня — территория Пензенской области) в семье помещика, председателя земской уездной управы Михаила Сергеевича Ермолаева. По линии матери (урожденной баронессы фон Унгерн-Унковской, чей род прослеживается до XIII века) она принадлежала, скорее, к аристократии, однако семья Веры Михайловны с начала 1900-х годов активно участвовала в революционных событиях.
Таким образом, с самого раннего детства будущая художница, с одной стороны, получала образование и жила в окружении, обычном для девушек дворянского сословия (сюда входила езда на лошади, увлечение гуманитарными науками, искусством, историей, поездки в Европу и обучение в европейской школе), с другой же стороны — отец, придерживающийся марксистских взглядов, познакомил Веру и ее брата Константина с идеями революции в раннем возрасте.
Увлечения детства и юности во многом определили дальнейшую жизнь Веры Михайловны. Она училась в светской школе в Париже и Лозанне, позднее семья переехала в Инсбрук, однако жизнь в Европе была обусловлена не только стремлением родителей дать дочери лучшее европейское образование, но и тем, что в раннем возрасте Вера Ермолаева получила травму позвоночника, неудачно упав с лошади, и надежду на восстановление могли дать только зарубежные врачи.
В 1904 году семья Ермолаевых вернулась в Ключи, а через год, в революционном 1905-м, отец Веры Михайловны продал свое поместье и перевез семью в Санкт-Петербург, где занялся изданием либерального журнала «Жизнь».
Окончив в 1910-м году гимназию кн. Оболенской и желая получить художественное образование, 19-летняя Вера Ермолаева поступила в одну из самых популярных среди левой молодежи художественных студий — Школу живописи, скульптуры и рисования Михаила Давидовича Берштейна. Преподавание в студии велось в свободной, далекой от академизма манере, студентов знакомили с новейшими художественными течениями Европы, в том числе с кубизмом. По окончании в 1913 году курса в Школе Бернштейна, в 1914-м она решила продолжить обучение в Париже, где провела весь следующий год, изучая творчество Сезанна, Пикассо, Брака. Вспоминая эту поездку год спустя, она писала: «Одно недоумение, помню, вынесла в прошлом году из леса статуй в Лувре. Вообще Лувр напоминает чердак, куда свалены не хлам, а chef-d’oeuvres, предоставленные самим себе, к счастью или к несчастью их».
По возвращении в Санкт-Петербург в 1915-м году, Вера Ермолаева, вместе со своими друзьями-единомышленниками, в числе которых были Николай Лапшин, супруга её учителя М. Берштейна Екатерина Турова и др,, организовали футуристический художественный кружок «Бескровное убийство», главной целью которого был выпуск одноименного журнала. Так Ермолаева впервые занялась оформительской деятельностью, интерес к которой несколько лет спустя привел к тому, что она занялась изучением живописных вывесок на улицах Санкт-Петербурга-Петрограда, начала их коллекционировать и написала о них статью.
Во время революции, в 1917–1918 годах Вера Ермолаева, отдавая дань своему детскому увлечению историей, сумела окончить Археологический институт и даже проработала некоторое время в городском музее, параллельно участвую в деятельности художественных объединений «Свобода искусству» и «Искусство и революция».
В 1918-м году Ермолаева создала артель художников «Сегодня». Артель занималась выпуском малотиражных иллюстрированных детских книг и лубков. Сегодня деятельность артели высоко оценивается специалистами как «первый опыт конструирования детской книги, понятой как целостный художественный организм». Среди художников артели были Натан Альтман, Юрий Анненков и другие известные авторы.
Работа с книжной иллюстрацией и лубком довольно сильно повлияла на индивидуальный стиль: в ее творчестве этих лет практически перестает угадываться налет «сезаннизма», характерный для работ начала 1910-х годов, формы становятся более минималистичными и плоскостными, пространство — более абстрактным.
Но конечно, наибольшее влияние на ее творческую манеру оказал следующий, 1919 год, когда она решением отдела ИЗО Наркомпроса была направлена преподавателем в Народное художественное училище Витебска, преобразованное потом в Витебский художественно-практический институт.
Ректором витебского училища в то время был Марк Шагал, а среди его преподавателей трудились Роберт Фальк и Мстислав Добужинский. В 1921 году, Ермолаева сменила Шагала на посту ректора института и пригласила в штат в качестве преподавателя Казимира Малевича.
Под влиянием Малевича Ермолаева стала одной из последовательниц супрематизма, отойдя от фигуративного искусства. Более того, она была даже среди его учеников, деятельно участвовавших в создании общества Уновис (Утвердители нового искусства). Являясь членом Уновиса, Ермолаева не только создавала графические и живописные работы супрематического толка, но и участвовала в написании некоторых теоретических текстов.
Однако участие в жизни Уновиса длилось не долго: в 1922 году Ермолаева вернулась в Петроград, где занялась изучением теории искусства в Гинхуке. С 1923 по 1926 год она руководила там лабораторией цвета — одной из первых художественных институций, изучавшей современное и актуальное искусство.
Параллельно с теоретической деятельностью в период с 1923 по 1930-е годы Вера Ермолаева много занималась книжной иллюстрацией, главным образом детскими книгами. А в начале 1930-х она даже начала разработку нового вида детской книги — книжки-игрушки, рисунки в которой должны были выходить за рамки двухмерной плоскости.
Но как бы ее ни интересовало развитие детской иллюстрации, дальнейшую судьбу художницы определили все же ее теоретические поиски.
Во второй половине 1920-х годов эти теоретические изыскания, а также продолжение переосмысления практики супрематизма и других авангардных течений вылились в создание своеобразного «кружка по интересам» — группы живописно-пластического реализма, куда, помимо Ермолаевой, входили А. Лепорская, В. Стерлигов, Н. Суетин, М. Эндер и другие художники. Задачами группы, по определению Л. Юдина, были «стремление личности установить какое-то живое, конкретное равновесие между собой и действительностью, опираясь исключительно на свои пластические средства». Собиралась же группа в квартире Ермолаевой на Васильевском острове. 25 декабря 1934 года во время одного из таких собраний участники группы были арестованы сотрудниками НКВД как «социально-чуждые элементы». Во время ареста в квартире Ермолаевой были конфискованы несколько графических листов иллюстраций к поэме Гёте «Рейнеке-лис». На основании трактовки этих иллюстраций как «злонамеренной антисоветской клеветнической сатиры на органы советской власти» Вера Михайловна Ермолаева за «антисоветскую деятельность, выражающуюся в пропаганде антисоветских идей и попытке организовать вокруг себя антисоветски настроенную интеллигенцию» была приговорена к трем годам лагерей.
29 марта 1935 года Вера Ермолаева была доставлена в поселок Долинка 3-го отделения Карлага, где 20 сентября 1937 года была вторично приговорена по тому же обвинению к высшей мере наказания и расстреляна 26 сентября 1937 года.
Первая персональная выставка Веры Ермолаевой состоялась в 2008 году в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург). В дальнейшем работы художницы участвовали в 19 групповых выставках, посвященных русскому авангарду, в частности за рубежом — в галереях Casa del Mantegna (Мантуя), Momentum (Берлин), музеях Стеделийк (Амстердам), MoMA и Гуггенхайм (Нью-Йорк), фонде Жоана Миро (Барселона).
Работы Веры Ермолаевой находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А. С. Пушкина, за рубежом — в Нью-Йоркском музее современного искусства (MoMA) и Музее Людвига в Кёльне (Германия).
Финансовые показатели
Тройку самых дорогих работ Веры Ермолаевой составили графические произведения, проданные аукционным домом Sotheby’s в Лондоне в 2018–2019 годах: в $63 250 была оценена коллекционером гуашь «Крестьянка», за $63 495 была куплена иллюстрация к книге Леонида Савельева «Сильнее всех» (1932). Наконец, самая дорогая работа художницы, «Супрематистский дизайн фасада здания» (1920), была продана в 2018 году за $351 028.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации художница имеет 26 аукционных продаж, из них графика — 18 работ, живопись — 4 работы, коллаж — 3 работы, и одна книга с литографиями. Средняя стоимость проданных работ — $36,2 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $688,5 тыс. Имеет положительный баланс проданных и непроданных работ 19 к 7 (73 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Всего продаж, ед. | Успешных, ед. | Неуспешных, ед. | Доля успешных, % |
---|---|---|---|---|
2008–2011 | 4 | 2 | 2 | 50 |
2017–2020 | 22 | 17 | 5 | 77 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна продажи | Всего продаж, ед. | Успешных, ед. | Неуспешных, ед. | Доля успешных, % |
---|---|---|---|---|
Великобритания | 19 | 18 | 1 | 95 |
Монако | 3 | 0 | 3 | 0 |
РФ | 1 | 1 | 0 | 100 |
Италия | 1 | 0 | 1 | 0 |
Бельгия | 1 | 0 | 1 | 0 |
Украина | 1 | 0 | 1 | 0 |
Аукционная история Веры Ермолаевой к настоящему моменту не имела повторных продаж, поэтому воспользуемся подсчетом другого показателя — превышения эстимейта при успешных продажах. Он у художницы очень высокий: в среднем 230 % от среднего эстимейта. В 10 из 18 случаев продажи совершались по цене, превышающие верхнюю границу, в 4 случаях — по средней отметке эстимейта, и лишь трижды итоговая цена продажи была ниже средней оценки аукционного дома.
Важно отметить, что интерес к художнице со стороны коллекционеров на публичном рынке стремительно возрос после 2017 года (22 продажи, 17 успешных), в то время как пик увлечения периодом русского авангарда 2007–2009 годов (4 продажи, 2 успешные) обошел Веру Ермолаеву стороной. Три самые дорогие продажи, случившиеся в последние два года, говорят о формировании рыночных цен с учетом объективных (участие в групповых международных выставках в топ-музеях), а не субъективных (мода на русский авангард) факторов. Ограниченное предложение ввиду ранней смерти художницы, отсутствие прямых наследников и узнаваемый художественный почерк Веры Ермолаевой, делают доступные на рынке работы желанным объектом приобретения в частные и музейные коллекции.
На текущем, 329-м AI Аукционе выставлена одна из темпер художницы — «Композиция» (1930-е).
Источники: bibliogid.ru, liveinternet.ru, artinvestment.ru, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200511_ermolaeva_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200511_ermolaeva_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.