- Зверев?
- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"
Художник недели: Анатолий Шугрин
ARTinvestment.RU 20 апреля 2020
История, ценовые и маркетинговые показатели постмодерниста, представителя отечественного поставангарда художника Анатолия Ивановича Шугрина
Годы жизни: 1906–1987
Период: постмодернизм
Направления: живопись, графика, коллаж, скульптура
Жизнь и творчество
Андеграундный, неподцензурный, самобытный художник — именно этими словами зачастую описывают личность и творчество художника-затворника, почти всю жизнь писавшего «в стол» и восхищавшегося европейским модернизмом, Анатолия Ивановича Шугрина.
Анатолий Иванович Шугрин родился 28 января 1906 года в Москве, в Мещанской слободе, в небогатой семье приказчика Ивана Евдокимовича Шугрина. Начальное образование он получил в 1-м Самотекском городском начальном мужском училище (1914–1918), после революции учился в 32-й средней школе Дзержинского района (32-й единой трудовой советской школе, 1919–1925). Как у многих художников, талант и страсть к искусству пробудились у Анатолия Шугрина в раннем детстве, и первые шаги на художественном поприще он совершил еще будучи подростком. Известно, что уже в 13 лет, с 1919 года, он вечерами после школы посещал художественную школу-студию № 6 им. А. В. Луначарского Марьинского района, где учился у Николая Григорьева, выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества и ученика Николая Фешина. Окончив школу в 1925 году, Шугрин продолжил свое обучение у Николая Григорьева, преподававшего на художественно-педагогическом отделении Московского государственного техникума изобразительного искусства памяти 1905 года. Там он познакомился еще с одним учителем, во многом определившим его творческую судьбу и сильно повлиявшим на развитие его художественной манеры, — одним из самых значительных книжных иллюстраторов и художников-графиков своего времени, Михаилом Ксенофонтовичем Соколовым. Под его влиянием Шугрин познакомился и увлекся искусством европейского модернизма, которое на протяжении всей жизни будет подпитывать и вдохновлять его собственные творческие порывы.
После окончания учебы в техникуме памяти 1905 года, Шугрин вступил в СОРАБИС (или Рабис — Союз работников искусства), а затем — в Общество московских художников. Членство в художественных объединениях помогало молодому художнику найти работу. Так, в 1932 году он был командирован ОМХ на Краснополянскую трикотажную фабрику, а в 1933-м состоял на учете горкома живописцев и работал по договорам МТХ и «Всекохудожника». Кроме того, участие в жизни художественных объединений позволяло художнику выставляться на групповых выставках: в 1934 году на выставке молодых художников и в 1935 году на выставке Общества московских художников.
Во второй половине 1930-х, помимо преподавания в изостудии Дома пионеров Сокольнического района Москвы, Шугрин работал для театра. В 1936 году, совместно с Сергеем Эйгесом и Леонидом Никитиным, он занимался декорациями пьесы «Скупой» Ж.-Б. Мольера в Московском государственном драматическом театре, а также участвовал в создании декораций для постановки пьесы «Слава» В. Гусева в Первом московском рабочем театре комедии. В 1939 он оформил спектакль «Коварство и любовь» Шиллера в клубе им. Э. Тельмана в Москве.
Во время Великой отечественной войны Анатолий Шугрин служил в Красной армии, в 13-м стрелковом полку, как нестроевой. Несмотря на то, что работ довоенного и военного периода почти не сохранилось, благодаря описаниям современников и фотоматериалам, а также сохранившимся графическим подготовительным листам, известно, что в 1940-е годы он писал много портретов, в том числе официальных портретов военных и высшего руководства страны.
После войны Шугрин занялся преподавательской деятельностью. С 1948 по 1966 год он преподавал рисунок и живопись в Московской художественной школе № 1, а с 1952 года стал преподавателем Строгановского училища.
Помимо преподавательской деятельности, художник, конечно, занимался и собственным творчеством, создавал живописные и графические фигуративные композиции, а также абстрактные коллажи и скульптуру в духе европейских модернистов первой половины XX века.
Художник почти никогда не датировал, не называл и никому не показывал своих работ, что не позволяет выделить в его творчестве однозначные отрезки или периоды развития. Тем более известно, что ко многим работам он возвращался с поправками в течение долгих лет. Однако можно смело сказать, что в период с середины 1940-х до середины 1980-х он создал множество самобытных, интересных композиционно и колористически произведений, в которых переосмыслил виденные когда-то художественные находки и приемы Матисса, Пикассо, Модильяни, Дерена, Моранди, Де Кирико. В абстрактных композициях художника, впрочем, можно увидеть и его увлечение мастерами отечественного авангарда — П.Кузнецовым, А. Тышлером и др.
Затворничество художника не помешало его таланту, его оригинальным и ярким работам привлечь к себе внимание и интерес ценителей и коллекционеров. Так, в 1982 году, по инициативе коллекционера Владимира Сироты, в Вашингтоне прошла единственная прижизненная ретроспектива Анатолия Шугрина. Кроме того, в конце 1980-х годов несколько его работ были куплены знаменитым музеем искусств имени И. В. Савицкого в Нукусе.
21 сентября 1987 года Анатолий Шугрин скончался в своем доме в Москве. В ноябре того же года в Доме художника на Кузнецком Мосту, 11, состоялся вечер памяти с однодневной выставкой работ из его мастерской — первой персональной выставкой на родине художника.
С 5 февраля по 1 марта 2009 года в Государственной Третьяковской галерее состоялась большая ретроспективная выставка Шугрина. В ее состав было включено около 80 работ 1930–70-х годов из собрания семьи автора и частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга.
Сегодня его работы находятся в музеях Нукуса, Ярославля, Новосибирска и Тбилиси, а также в частных коллекциях в России, Франции, Венгрии и США.
Финансовые показатели
Две из трех самых дорогих работ Анатолия Шугрина были проданы в 1993 году в Нью-Йорке на Sotheby’s: за $32 400 ушла живопись «Сущность Грига» (1939), за $18 000 был продан холст «Натюрморт» (1931). Третья по стоимости работа — живопись «Натюрморт с яркими фруктами» — в 2006 году ушла с торгов аукционного дома Bonham’s в Лондоне за $8 949.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации художник имеет 48 аукционных продаж. Средняя стоимость проданной работы — $3,6 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $103,9 млн. Имеет положительный баланс проданных и непроданных работ: 29 на 19 (60 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Всего продаж, ед. | Успешных, ед. | Неуспешных, ед. | Доля успешных, % |
---|---|---|---|---|
1993–2009 | 12 | 10 | 2 | 83 |
2010–2015 | 18 | 10 | 8 | 56 |
2016–2020 | 18 | 9 | 9 | 50 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна продажи | Всего продаж, ед. | Успешных, ед. | Неуспешных, ед. | Доля успешных, % |
---|---|---|---|---|
РФ | 30 | 15 | 15 | 50 |
США | 10 | 8 | 2 | 80 |
Великобритания | 7 | 6 | 1 | 86 |
Канада | 1 | 0 | 1 | 0 |
Аукционная история Анатолия Шугрина к настоящему моменту не имела повторных продаж, поэтому воспользуемся подсчетом другого показателя — превышения эстимейта при успешных продажах (напомним, их доля составляет 60 % от общего числа аукционных прецедентов). Средний эстимейт всех проданных работ был превышен на 122 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму в 1,2 раза больше первоначальной оценки аукционного дома. При этом превышение среднего эстимейта зафиксировано при 52 % продаж (11 работ из 21), превышение верхней границы оценки аукционного дома состоялось в четырех случаях. Для российского автора с положительным балансом проданных и непроданных работ этот показатель превышает средний по рынку аукционных торгов.
Начиная с 2012 года отмечаем смещение продаж художника из Великобритании и США в Россию ввиду концентрации отечественных коллекционеров на внутреннем аукционном рынке. Количество успешно проданных работ (19 против 12) в последнее десятилетия также говорит в пользу автора и владельцев его работ.
На текущем, 326-м AI Аукционе выставлена работа Анатолия Шугрина «Композиция» (1950–60-е).
Источники: shugrin-art.narod.ru, museum.ru, artinvestment.ru
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200420_shugrin_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200420_shugrin_artist.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 28.03.2024 Анонсирован второй выпуск нижегородской ярмарки «Контур» Смотр пройдет в мае
- 27.03.2024 Не стало Ричарда Серра Американскому скульптору-минималисту было 85 лет
- 27.03.2024 Самые громкие продажи ярмарки Art Basel Hong Kong Дороже остальных ушла работа Виллема де Кунинга, проданная за $9 млн
- 25.03.2024 Суд Нью-Йорка обязал Sotheby’s раскрыть имена продавца и покупателя картины Тьеполо Работа может стать предметом иска о реституции
- 25.03.2024 Опубликован рейтинг мировой музейной посещаемости The Art Newspaper Россию в топ-10 представляет Государственный Эрмитаж
- 28.03.2024 На торги Im Kinsky выставили работу Густава Климта Эстимейт картины составляет €30–50 млн
- 26.03.2024 На посвященных современному искусству торгах Artnet установлен новый рекорд «Рекордсменом» стал Кикуо Сайто, американский абстракционист с японскими корнями
- 22.03.2024 Подборку из 200 работ Ман Рэя продают на Christie’s Их суммарный эстимейт составляет €2,4–3,5 млн
- 22.03.2024 Итоги AI Аукциона № 522 Общая выручка составила 15,1 млн рублей
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 12.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 2 Продолжение обзорного материала по сегодняшним реалиям и перспективам применения искусственного интеллекта в мире искусства
- 11.03.2024 Открыт 205-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Семёна Агроскина, Константина Батынкова, Елены Бочаровой, Игоря Воложанина, Наталии Вяткиной, Елены Епифановой, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Заикина, Наталии Земляной, Марины Лейзгольд, Сергея Максютина, Игоря Снегура
- 10.03.2024 Открыты 521-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 8 листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 08.03.2024 Художницы «русской орбиты» в 2023 году AI анализирует самые успешные сделки с произведениями прекрасной половины человечества на российских и зарубежных аукционах
- 26.03.2024 Орсе отмечает 150-летие импрессионизма проектом с виртуальной составляющей Проект рассказывает историю того, как художники-новаторы добивались признания публики
- 19.03.2024 В Русском музее на днях открывается выставка «Рисунки и акварели передвижников» В экспозицию войдет около 100 графических работ
- 19.03.2024 Выставку «Александр Дейнека. Курская аномалия» готовят в парке «Зарядье» Посетители увидят «Тройку» Дейнеки, не выставлявшуюся около 30 лет
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Зверев?
- Иван Тузов - «Закат»
- Есть вот такой Жерноклюев
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"