Художник недели: Анатолий Шугрин
История, ценовые и маркетинговые показатели постмодерниста, представителя отечественного поставангарда художника Анатолия Ивановича Шугрина
Годы жизни: 1906–1987
Период: постмодернизм
Направления: живопись, графика, коллаж, скульптура
Жизнь и творчество
Андеграундный, неподцензурный, самобытный художник — именно этими словами зачастую описывают личность и творчество художника-затворника, почти всю жизнь писавшего «в стол» и восхищавшегося европейским модернизмом, Анатолия Ивановича Шугрина.
Анатолий Иванович Шугрин родился 28 января 1906 года в Москве, в Мещанской слободе, в небогатой семье приказчика Ивана Евдокимовича Шугрина. Начальное образование он получил в 1-м Самотекском городском начальном мужском училище (1914–1918), после революции учился в 32-й средней школе Дзержинского района (32-й единой трудовой советской школе, 1919–1925). Как у многих художников, талант и страсть к искусству пробудились у Анатолия Шугрина в раннем детстве, и первые шаги на художественном поприще он совершил еще будучи подростком. Известно, что уже в 13 лет, с 1919 года, он вечерами после школы посещал художественную школу-студию № 6 им. А. В. Луначарского Марьинского района, где учился у Николая Григорьева, выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества и ученика Николая Фешина. Окончив школу в 1925 году, Шугрин продолжил свое обучение у Николая Григорьева, преподававшего на художественно-педагогическом отделении Московского государственного техникума изобразительного искусства памяти 1905 года. Там он познакомился еще с одним учителем, во многом определившим его творческую судьбу и сильно повлиявшим на развитие его художественной манеры, — одним из самых значительных книжных иллюстраторов и художников-графиков своего времени, Михаилом Ксенофонтовичем Соколовым. Под его влиянием Шугрин познакомился и увлекся искусством европейского модернизма, которое на протяжении всей жизни будет подпитывать и вдохновлять его собственные творческие порывы.
После окончания учебы в техникуме памяти 1905 года, Шугрин вступил в СОРАБИС (или Рабис — Союз работников искусства), а затем — в Общество московских художников. Членство в художественных объединениях помогало молодому художнику найти работу. Так, в 1932 году он был командирован ОМХ на Краснополянскую трикотажную фабрику, а в 1933-м состоял на учете горкома живописцев и работал по договорам МТХ и «Всекохудожника». Кроме того, участие в жизни художественных объединений позволяло художнику выставляться на групповых выставках: в 1934 году на выставке молодых художников и в 1935 году на выставке Общества московских художников.
Во второй половине 1930-х, помимо преподавания в изостудии Дома пионеров Сокольнического района Москвы, Шугрин работал для театра. В 1936 году, совместно с Сергеем Эйгесом и Леонидом Никитиным, он занимался декорациями пьесы «Скупой» Ж.-Б. Мольера в Московском государственном драматическом театре, а также участвовал в создании декораций для постановки пьесы «Слава» В. Гусева в Первом московском рабочем театре комедии. В 1939 он оформил спектакль «Коварство и любовь» Шиллера в клубе им. Э. Тельмана в Москве.
Во время Великой отечественной войны Анатолий Шугрин служил в Красной армии, в 13-м стрелковом полку, как нестроевой. Несмотря на то, что работ довоенного и военного периода почти не сохранилось, благодаря описаниям современников и фотоматериалам, а также сохранившимся графическим подготовительным листам, известно, что в 1940-е годы он писал много портретов, в том числе официальных портретов военных и высшего руководства страны.
После войны Шугрин занялся преподавательской деятельностью. С 1948 по 1966 год он преподавал рисунок и живопись в Московской художественной школе № 1, а с 1952 года стал преподавателем Строгановского училища.
Помимо преподавательской деятельности, художник, конечно, занимался и собственным творчеством, создавал живописные и графические фигуративные композиции, а также абстрактные коллажи и скульптуру в духе европейских модернистов первой половины XX века.
Художник почти никогда не датировал, не называл и никому не показывал своих работ, что не позволяет выделить в его творчестве однозначные отрезки или периоды развития. Тем более известно, что ко многим работам он возвращался с поправками в течение долгих лет. Однако можно смело сказать, что в период с середины 1940-х до середины 1980-х он создал множество самобытных, интересных композиционно и колористически произведений, в которых переосмыслил виденные когда-то художественные находки и приемы Матисса, Пикассо, Модильяни, Дерена, Моранди, Де Кирико. В абстрактных композициях художника, впрочем, можно увидеть и его увлечение мастерами отечественного авангарда — П.Кузнецовым, А. Тышлером и др.
Затворничество художника не помешало его таланту, его оригинальным и ярким работам привлечь к себе внимание и интерес ценителей и коллекционеров. Так, в 1982 году, по инициативе коллекционера Владимира Сироты, в Вашингтоне прошла единственная прижизненная ретроспектива Анатолия Шугрина. Кроме того, в конце 1980-х годов несколько его работ были куплены знаменитым музеем искусств имени И. В. Савицкого в Нукусе.
21 сентября 1987 года Анатолий Шугрин скончался в своем доме в Москве. В ноябре того же года в Доме художника на Кузнецком Мосту, 11, состоялся вечер памяти с однодневной выставкой работ из его мастерской — первой персональной выставкой на родине художника.
С 5 февраля по 1 марта 2009 года в Государственной Третьяковской галерее состоялась большая ретроспективная выставка Шугрина. В ее состав было включено около 80 работ 1930–70-х годов из собрания семьи автора и частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга.
Сегодня его работы находятся в музеях Нукуса, Ярославля, Новосибирска и Тбилиси, а также в частных коллекциях в России, Франции, Венгрии и США.
Финансовые показатели
Две из трех самых дорогих работ Анатолия Шугрина были проданы в 1993 году в Нью-Йорке на Sotheby’s: за $32 400 ушла живопись «Сущность Грига» (1939), за $18 000 был продан холст «Натюрморт» (1931). Третья по стоимости работа — живопись «Натюрморт с яркими фруктами» — в 2006 году ушла с торгов аукционного дома Bonham’s в Лондоне за $8 949.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации художник имеет 48 аукционных продаж. Средняя стоимость проданной работы — $3,6 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $103,9 млн. Имеет положительный баланс проданных и непроданных работ: 29 на 19 (60 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Всего продаж, ед. | Успешных, ед. | Неуспешных, ед. | Доля успешных, % |
---|---|---|---|---|
1993–2009 | 12 | 10 | 2 | 83 |
2010–2015 | 18 | 10 | 8 | 56 |
2016–2020 | 18 | 9 | 9 | 50 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна продажи | Всего продаж, ед. | Успешных, ед. | Неуспешных, ед. | Доля успешных, % |
---|---|---|---|---|
РФ | 30 | 15 | 15 | 50 |
США | 10 | 8 | 2 | 80 |
Великобритания | 7 | 6 | 1 | 86 |
Канада | 1 | 0 | 1 | 0 |
Аукционная история Анатолия Шугрина к настоящему моменту не имела повторных продаж, поэтому воспользуемся подсчетом другого показателя — превышения эстимейта при успешных продажах (напомним, их доля составляет 60 % от общего числа аукционных прецедентов). Средний эстимейт всех проданных работ был превышен на 122 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму в 1,2 раза больше первоначальной оценки аукционного дома. При этом превышение среднего эстимейта зафиксировано при 52 % продаж (11 работ из 21), превышение верхней границы оценки аукционного дома состоялось в четырех случаях. Для российского автора с положительным балансом проданных и непроданных работ этот показатель превышает средний по рынку аукционных торгов.
Начиная с 2012 года отмечаем смещение продаж художника из Великобритании и США в Россию ввиду концентрации отечественных коллекционеров на внутреннем аукционном рынке. Количество успешно проданных работ (19 против 12) в последнее десятилетия также говорит в пользу автора и владельцев его работ.
На текущем, 326-м AI Аукционе выставлена работа Анатолия Шугрина «Композиция» (1950–60-е).
Источники: shugrin-art.narod.ru, museum.ru, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200420_shugrin_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200420_shugrin_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.