Русские лоты на майских торгах импрессионистов и модернистов Christie’s и Sotheby’s
На дневных и вечерних аукционах импрессионистов и модернистов Christie’s и Sotheby’s, которые пройдут в Нью-Йорке 7, 8 и 9 мая, будет много произведений русских художников — Шагала, Сутина, Лемпицки, Явленского, Архипенко и других
На дневных и вечерних аукционах импрессионистов и модернистов Christie’s и Sotheby’s, которые пройдут в Нью-Йорке 7, 8 и 9 мая, будет много произведений русских художников — Марка Шагала, Хаима Сутина, Тамары де Лемпицки, Александра Архипенко, Алексея Явленского, Сони Делоне, Ханы Орловой, Пинхуса Кременя, Жака Липшица, Осипа Цадкина, Василия Кандинского и др.
Два лучших русских лота Christie’s на вечерних торгах импрессионистов и модернистов 8 мая происходят из одной и той же частной европейской коллекции. Это работа Хаима Сутина «Маленький кондитер» (лот 21; 16–22 миллиона долларов) и картина «Три акробата» Марка Шагала (лот 40; 6–9 миллионов долларов). Из этой же коллекции выставляются еще две работы Сутина — «Вид на деревню» (лот 27; 1,6–2,4 миллиона долларов) и «Гладиолусы» (лот 39; 650–950 тысяч долларов).
Уроженец Минской губернии, ярчайший представитель Парижской школы Хаим Сутин написал в общей сложности шесть портретов кондитеров. Первые два были написаны в 1919–1921 в Сере, следующие три — в Кань-сюр-Мер в 1923–1925 и, наконец, последний (который и выставляется на Christie’s) был создан в 1927 году в Париже. Именно благодаря работам этой серии Сутина заметил его будущий покровитель Альфред Барнс, помогший художнику выбраться из нищеты. Парижский портрет 1927 года был куплен известными покровителями монпарнасских художников Марселленом и Мадлен Кастен (Marcellin and Madeleine Castaing). История их знакомства с Хаимом Сутиным началась еще в начале 1920-х годов, когда они предложили бедному художнику 100 франков за любую работу из его мастерской. Сутин был оскорблен тем, что ему предложили деньги, даже не взглянув на его работы, поэтому отказался от сделки. После второй встречи в 1927 году, когда Сутин уже был известен, началась пора продуктивного сотрудничества Кастенов и художника: супруги купили более сорока его работ (включая три портрета самой Мадлен Кастен), летом принимали его в своем доме на море и всячески его поддерживали.
Последний портрет кондитера принимал участие во всех ключевых выставках Сутина и попал на обложку второго тома каталога-резоне художника. В последний раз работа была на открытых торгах в 1977 году: сначала на аукционе Sotheby’s произведение купила лондонская Lefevre Gallery, а затем в том же 1977-м в этой галерее полотно приобрел настоящий владелец.
Картина Марка Шагала «Три акробата» была написана в 1926 году. Известно, что одноименную работу Шагал выполнил в свой первый парижский период (1911 — середина 1914), т. е. на десять с лишним лет ранее, но местонахождение ее сейчас неизвестно — к сожалению, многие работы Шагала этого первого парижского периода были утеряны. Уезжая в Россию летом 1914 года, художник оставил более 40 работ владельцу берлинской галереи «Штурм» Герварту Вальдену для выставки. Скорее всего, среди них была и первая версия «Трех акробатов». Потом началась война, Шагал с женой не могли выехать из России вплоть до 1922 года. Когда он вновь попал в Берлин, все его картины уже были распроданы немецким коллекционерам. Художник сначала безуспешно пытался вернуть их через суд, а потом стал по памяти восстанавливать работы этого периода. Так появились «Три акробата» 1926 года. Возможно, под впечатлением именно этой работы Амбруаз Воллар в 1927 году заказал Шагалу серию гуашей на тему цирка.
Картина «Три акробата» 1926 года, так же как и «Маленький кондитер» Сутина, довольно долго входила в коллекцию Фрэнсес и Сидни Броуди из Беверли-Хиллз (этому знаменитому собранию принадлежала, например, картина Пикассо «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев», проданная за 106,5 миллиона долларов в 2011 году).
Помимо упомянутых работ Сутина и Шагала, русские лоты будут и на дневных торгах Christie’s 9 мая. На аукционе произведений импрессионистов и модернистов на бумаге коллекционерам будут предложены четыре работы Марка Шагала с эстимейтами в диапазоне от 50 до 300 тысяч долларов. Русскую подборку дополнят недорогой рисунок сидящей обнаженной работы Явленского (лот 119; 5–8 тысяч долларов) и «Абстрактная композиция» Сони Делоне (лот 126; 20–30 тысяч долларов). Следом за графическим аукционом Christie’s проведет еще одну сессию живописных торгов импрессионистов и модернистов. Здесь будет скульптура Александра Архипенко «Причесывающаяся женщина» (лот 314; 100–150 тысяч долларов). Это первая в серии из шести отливок скульптуры, задуманной художником в 1913 году. На этом же аукционе появятся четыре скульптуры Ханы Орловой с диапазоном оценки от 30–40 до 80–120 тысяч долларов (лоты 308, 324, 359, 383), работа Явленского из серии «Медитации» (лот 327; 40–60 тысяч долларов) и женский портрет Тамары де Лемпицки 1953 года (лот 394; 25–35 тысяч долларов).
На вечерних и дневных торгах импрессионистов и модернистов Sotheby’s 7 и 8 мая русских работ уровня «Маленького кондитера» Сутина или «Трех акробатов» Шагала не будет. На торгах этого аукционного дома заявлены другие топ-лоты — портрет Модильяни «Амазонка» и натюрморт «Яблоки» Поля Сезанна из коллекции Алекса и Элизабет Левит. Тем не менее стоит отметить несколько значимых русских работ.
Во-первых, из коллекции супругов Левит на вечерний аукцион Sotheby’s 7 мая выставляется натюрморт Марка Шагала «Животное в цветах» («Animal dans les fleurs») за 1–1,5 миллиона долларов (лот 4). В этой работе художник дополнил классический цветочный натюрморт элементами пейзажа, лицами влюбленных на вазе и образом некого фантастического животного. И еще одна работа Шагала на вечернем аукционе 7 мая — «Всадники» конца 1920-х годов (лот 58; 1–1,5 миллиона долларов). Образ влюбленных, перепрыгивающих верхом на лошади через забор, отсылает к побегу Шагала и его супруги Беллы из советской России.
На аукционе 7 мая появится женский портрет кисти Хаима Сутина «Ева» (лот 19; 500–700 тысяч долларов). Первой владелицей этой работы была вышеупомянутая Мадлен Кастен. С 1952 года работой владели супруги Левит. С таким же эстимейтом будет предложена абстрактная работа Василия Кандинского «Концерт» 1937 года (лот 32; 500–700 тысяч долларов). Этому произведению предшествовала работа на стекле «Формы напряжения» (1936), ныне принадлежащая собранию Государственного музея современного искусства в Париже.
Городской пейзаж Тамары де Лемпицки «Нью-Йорк» (лот 70; 600–800 тысяч долларов) был создан вскоре после ее прибытия в этот город осенью 1929 года. Богатый промышленник Руфус Буш заказал художнице портрет своей молодой жены, и Лемпицка вместе с четой Буш отправилась в Америку на борту шикарного лайнера. Вид манхэттенских небоскребов покорил ее в первого взгляда, Лемпицка никогда не видела ничего подобного в Европе. Вскоре этот урбанистический пейзаж стал одним из излюбленных мотивов ее творчества. Художница часто помещала своих моделей именно на фоне нью-йоркских небоскребов, чтобы подчеркнуть их современность. Отдельных пейзажей Нью-Йорка художница написала не так много, и тот, что выставляется на Sotheby’s, является одним из самых лучших.
На 8 мая в Sotheby’s запланирован дневной аукцион импрессионистов и модернистов, и здесь вновь не обошлось без работ Шагала (9 лотов, эстимейты от 120–180 до 550–700 тысяч долларов), Архипенко (лот 207; 20–30 тысяч долларов), Явленского (лоты 414, 432; оба — 400–600 тысяч долларов).
Источники: christies.com, sothebys.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20130506_russian_lots_in_may_sales_of_christies_and_sothebys.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20130506_russian_lots_in_may_sales_of_christies_and_sothebys.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.