1885–1979
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Делоне-Терк,Терк, Сара, Сарра, Елиевна, Элиевна, Ильинична
ВСЕ РАБОТЫ 2320
Живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства, сценограф
Происходила из еврейской семьи. После переезда в Петербург в 1890 находилась на воспитании дяди — известного адвоката Генриха Терка. В 1903–1904 училась в Художественной Академии в Карлсруэ у Шмидта-Рейтера, в 1905 — в академии Ла Палетт в Париже у Э. Аман-Жана, Ш. Коте, Ж.-Э. Бланша, С. Люсьена.
Испытала влияние В. ван Гога, П. Сезанна, А. Руссо, фовистов, немецких экспрессионистов. С 1908 участвовала в выставках. В 1908 вышла замуж за немецкого искусствоведа, галериста и художественного критика Вильгельма Уде.
В конце 1900-х — начале 1910-х посещала литературно-художественный салон баронессы Эттинген, где познакомилась со многими представителями художественной жизни Парижа того времени — Б. Сандраром, Г. Аполлинером, А. Озанфаном, Д. де Сегонзаком, Р. Делоне. В 1910 развелась с первым мужем и вышла замуж за Делоне, вместе с которым приобрела мастерскую на улице Де Гран Августин.
В 1912–1913 вместе с мужем разработала принципы живописного орфизма — разновидности кубизма, которая основана на подчеркивании цветовых эффектов и динамики, скрытой в цветовых сочетаниях. В 1913 представила свои первые орфистские работы в салоне Независимых.
К началу 1910-х относятся первые работы Делоне в области декоративно-прикладного искусства. Занималась книжной иллюстрацией; оформила поэму Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и о маленькой Жанне французской»; в основу оформления было положен разработанный супругами Делоне принцип симультанизма (одновременности). В 1912 познакомилась с Г. Б. Якуловым.
В начале Первой Мировой войны переехала из Парижа в Мадрид. Некоторое время работала в Португалии. Познакомилась с И. Ф. Стравинским, С. П. Дягилевым, В. Ф. Нижинским. Для антрепризы Дягилева создала эскизы костюмов и декораций к балету «Клеопатра» на музыку А. С. Аренского (Мадрид, Барселона; 1918). Оформила открытие казино в Мадриде (1919).
В 1916 экспонировала в Осеннем салоне предметы прикладного искусства, выполненные с использованием приемов кубизма и орфизма. Провела персональные выставки в Стокгольме (1916), Бильбао (1919), Берлине (1920).
В 1920 возвратилась в Париж. В 1923 вместе с В. С. Бартом и Х. Грановским осуществила постановку пьесы Т. Тцара «Воздушное сердце», организованную литературно-художественной группой «Через» в помощь русским художникам за рубежом. В 1924 вместе с Жаком Хеймом открыла Ателье мод, где демонстрировала модели одежды, производственных костюмов, рисунки тканей, эскизы интерьеров, проекты оформления автомобилей. Участвовала в международной выставке художественно-декоративных искусств в Париже (1925).
В 1931 стала одним из учредителей авангардного объединения «Абстракция — Созидание». В 1937 за оформление интерьеров французского павильона на Всемирной выставке в Париже была отмечена золотой медалью. В 1938 провела большую персональную выставку в Городском музее Амстердама. В 1939 вместе с мужем и Т. ван Дусбургом основала авангардистский художественный салон «Новая реальность». Выставляла свои работы в групповых выставках «Конкретное искусство» в галерее «Рене Друэн» (1945), «Первые мастера абстрактного искусства» в галерее «Магт» (1949) и других. Провела персональные выставки в парижских галереях «Бинг» (1954), «П. Бере» (1964), Лувре (1964), Музее современного искусства (1967/1968). В поздний период создала большой цикл абстрактных картин «Ритм и цвет», в которых на смену резким контрастам пришли плавность цветовых переходов и умеренная яркость.
В 1985 в Музее современного искусства в Париже состоялась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения художницы.
Соня Делоне принадлежит к крупнейшим мастерам европейского авангарда. В раннем творчестве писала натюрморты, интерьеры парижских кафе, портреты. В начале 1910-х под влиянием кубизма отошла от фигуративности в сторону геометрии и абстракции, экспериментировала с ритмом и разложением цветов. В дальнейшем писала в основном абстрактные работы, изредка обращаясь к фигуративной живописи. Произведения художницы 1930-х близки художественным поискам В. В. Кандинского, П. Мондриана, Б. Хепуорт и М. Сефора. В эстетике промышленного искусства (эскизах росписей тканей, моделей одежды, керамике) сближалась с конструктивизмом В. Е. Татлина, А. А. Веснина, Эля Лисицкого.
Произведения Делоне находятся во многих мировых музейных собраниях, в том числе в Музее современного искусства в Париже, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.
«Почему оно столько стоит?» Часть 2
19.11.2024Открыты 557-е торги аукциона ARTinvestment.RU
18.11.2024Айдан Салахова и Aidan Studio на аукционе AI
18.11.2024«Почему оно столько стоит?» Часть 1
15.11.2024Редкие экспонаты: Врубель, Руссо, Айвазовский на аукционе шедевров
12.11.2024Отчет Survey of Global Collecting 2024: показатели и выводы
12.11.2024Открыт очередной осенний аукцион шедевров AI «Первые имена»
11.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 2
08.11.2024Структура арт-рынка в инфографике и цифрах. Часть 1
05.11.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе