Художник недели: Соня Делоне
ARTinvestment.RU   15 июня 2020

История, ценовые и маркетинговые показатели выдающейся художницы орбиты русского искусства, стоявшей у истоков орфизма и внесшей огромный вклад в развитие ар-деко Сони (Сары Ильиничны) Делоне-Терк (урожденной Штерн)

Годы жизни: 1885–1979

Направление: модернизм

Вид искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство

Первая в истории художница, удостоившаяся прижизненной выставке в Лувре, кавалер ордена Почетного легиона Соня, урожденная Сарра, Делоне родилась 14 ноября 1885 года в городе Градижск Полтавской губернии либо в Одессе. Источники расходятся в указании места рождения художницы, так как в самые первые годы жизни девочки ее семья — отец, инженер гвоздильной фабрики Елия (Илья) Штерн и мать, Хана Штерн (урожденная Терк), — какое-то время жила в Одессе.

В 1890 году в семье пятилетней Сарры случилось несчастье — скончался отец; и мать, не имея возможности содержать дочь, отдала ее на воспитание в семью брата — преуспевающего санкт-петербургского адвоката Генриха Тимофеевича Терка и его жены Анны. В новой семье Сарру стали называть Соней. И когда речь зашла об официальном удочерении, то единственным вариантом имени для девочки было имя Софья (Соня) Терк. Родная мать Хана Штерн не позволила семье брата удочерить племянницу, однако Сарра Штерн начала называть себя Соней Терк.

Начальное образование Соня получила в Санкт-Петербурге. Отмечая успехи девочки в математике, учителя прочили ей будущее, связанное с науками, однако преподаватель черчения обратил внимание родителей Сони на ее успехи в рисовании и посоветовал отдать дочь в художественное учебное заведение.

Так, в 1903 году, Соня Терк оказалась среди учениц художника Людвига Шмидта-Рейтера в художественной академии в Карлсруэ. Биографы художницы отмечают, что возможностей ее семьи вполне хватило бы, чтобы определить девушку в более престижную академию в Мюнхене, однако выбор пал на Карлсруэ, поскольку по соседству жили дальние родственники Терков, которые могли бы оказать поддержку 18-летней Соне. Легенда гласит, что дальнейшую судьбу начинающей художницы определил случай: однажды в руки к Соне попала книга об импрессионистах «Мане и его круг» Юлиуса Мейера-Грефе — и она была потрясена: «Кому теперь нужна старая живопись?! Я хочу поехать туда, где рождается новое искусство, где работают Мане, Моне, Ренуар, Ван Гог, Гоген».

В 1905 году она становится студенткой парижской академии «Ла Палетт» на Монпарнасе. Учеба не продлилась долго: Соня была разочарована академическим подходом к обучению и гораздо чаще, чем в студии, ее можно было видеть в художественных галереях, в обществе маршанов и художников и в окружении самого современного на тот момент искусства. В литературно-художественном салоне баронессы Эттинген в конце 1900-х — начале 1910-х годов Соня познакомилась со многими представителями художественной жизни Парижа того времени — Б. Сандраром, Г. Аполлинером, А. Озанфаном, Д. де Сегонзаком, Р. Делоне. Среди ее знакомых были даже некоторые русские революционеры, которых далекая от политики Соня Терк считала «забавными». Такие знакомства не могли пройти мимо родителей, обеспокоенных будущим дочери и к тому же оплачивающих ее жизнь в Париже, они настаивали на том, чтобы Соня остепенилась: вышла замуж или вернулась домой в Санкт-Петербург.

Чтобы угодить родителям и не дать им повода забрать ее из Парижа, в 1908 году Соня Терк фиктивно вышла замуж за немецкого арт-критика и галериста Вильгельма Уде. Уде, специализировавшийся на авангардной живописи, привил ей вкус к новому искусству; в его же галерее Notre-Dame-des-Champs прошла и ее первая персональная выставка. К слову, отношений с родителями этот брак не улучшил: биографы сообщают, что на церемонии бракосочетания присутствовали только родители невесты и партнер жениха. Семья была, выражаясь языком того времени, скандализована: не на такую свадьбу для своей дочери рассчитывал состоятельный санкт-петербургский адвокат, поэтому, возвратившись в Санкт-Петербург, родители прекратили финансовую помощь дочери и возобновили ее только в 1910 году, когда Соня развелась с Уде и вышла замуж за Робера Делоне.

Брак с Делоне не только дал Соне Терк новую фамилию, но и определил ее будущую жизнь.

С первых лет совместной жизни Соня Делоне-Терк (этой фамилией она подписывалась до середины 1920-х годов) и Робер Делоне вместе разрабатывали теорию симультанизма (одновременности) в живописи. Применить теоретические разработки на практике Соня попробовала в 1911 году, украсив сделанное собственными руками одеяльце для своего годовалого сына Шарля абстрактным геометрическим узором. К 1912 году супруги Делоне уже окончательно сформулировали теорию симультанизма, которая выделилась в отдельное направление кубизма; в том же 1912-м поэт Гийом Аполлинер назвал это направление орфизмом, уподобив воздействие новой живописи музыке Орфея, который звуками своей лиры мог передвигать камни, усмирять волны, зачаровывать животных и растения.

Орфизм — направление в абстрактной живописи, задачей которого была одновременная (симультанная) передача цветового контраста и ритма с помощью локальных повторяющихся форм.

К середине 1910-х годов Соня Делоне перешла от написания натюрмортов и пейзажей к геометрической абстракции. А к 1920-м изменился не только стиль художницы — ее творческий арсенал пополнился новыми техниками и материалами. Начиная с 1911-го она много экспериментировала с аппликацией, коллажными техниками, делала эскизы для тканей, разрабатывала так называемые «симультанные платья». В 1913 году она совместно с поэтом и романистом Блезом Сандраром придумала первую симультанную книгу — поэму-картину из 445 строк «Проза о транссибирском экспрессе и о маленькой Жанне Французской», выпущенную парижским издательством «Люди нового склада» тиражом 150 экземпляров. С 1914-го или 1915-го (источники расходятся) Соня и Робер Делоне жили в Испании и Португалии, где познакомились с Сергеем Дягилевым и его окружением — Стравинским, Мясиным, Нижинским и др. В 1918 году супруги Делоне работали над оформлением балета «Клеопатра» в постановке Михаила Фокина: Соня создавала костюмы, а Робер — декорации. И позже, вернувшись в Париж в 1920-м, художница продолжила оформлять театральные постановки и книги.

Однако все более ее время и творчество занимали дизайн и мода. После революции родители Сони потеряли возможность поддерживать ее финансово, а производство и продажа одежды приносили неплохой доход, поэтому уже в 1918-м в Мадриде Соня открыла бутик Casa Soniа для продажи своих дизайнерских вещей, а в начале 1920-х в Париже делала эскизы тканей для фабрик шелка в Лионе. Попутно дизайн и мода давали художнице прекрасную возможность экспериментировать с прикладными техниками и применять на практике принципы симультанности.

В 1924 году небольшая парижская мастерская Сони Делоне превратилась в ателье мод Atelier simultanée, где демонстрировались модели одежды, производственных костюмов, рисунки тканей, эскизы интерьеров, проекты оформления автомобилей и т.д. Ателье просуществовало до 1933 года и принесло художнице всемирную известность, а также признание в качестве одного из создателей ар-деко, нового направления в дизайне. К 1930-м годам семья Делоне занялась украшением неоновой рекламой общественных пространств, а в 1937-м за оформление интерьеров французского павильона на Всемирной выставке в Париже Соня Делоне была отмечена золотой медалью.

При всем разнообразии видов искусства, материалов, техник, неизменной в творчестве художницы оставалась лишь приверженность к геометрической абстракции, которая в 1930-е годы постепенно приобретала все более строгие черты. Четкость линий и контрастность цветовых переходов оставались знаковыми чертами искусства Сони Делоне до самого позднего периода творчества — плавность цветовых и графических переходов появится в большом позднем абстрактном цикле «Ритм и цвет».

Общественная деятельность Сони Делоне тоже была связана с развитием и поддержанием абстрактного искусства: в 1931 году мы видим ее в числе учредителей авангардного объединения «Абстракция — Созидание», а в 1939-м семья Делоне открыла авангардистский художественный салон «Новая реальность».

После смерти мужа в 1941 году Соня занялась сохранением и продвижением его творческого наследия, в том числе с помощью многочисленных выставок и интервью. В 1963 году 78-летняя Соня Делоне согласилась побеседовать с журналистом Vouge Жаком Дамасом. Эта беседа позже переросла в близкую дружбу, несмотря на 45-летнюю разницу в возрасте. Дамас написал множество статей о творчестве Сони Делоне, помогал организовывать ее выставки. Во многом благодаря усилиям Дамаса по популяризации творчества художницы в 1964 году в Лувре прошла персональная выставка Сони Делоне. Она стала первой в истории женщиной, удостоившейся этой чести при жизни.

Скончалась Соня Делоне в 1979 году.

Согласно базе Artfacts, в последние 100 лет работы Сони Делоне принимали участие в 287 групповых и 37 персональных выставках, а также как минимум в 46 ярмарках искусства. На Западе активно торгуют произведениями художницы такие галереи, как Galerie Ludorff (Дюссельдорф), Crane Kalman Gallery (Лондон), Galerie Pierre-Alain Challier (Париж), La Caja Negra (Мадрид), Galerie Proarta (Цюрих).

Произведения Делоне находятся во многих ведущих мировых музейных собраниях, в том числе в Нью-Йоркском музее современного искусства MoMA, Tate Britain в Лондоне, Центре Жоржа Помпиду в Париже, филиале Лувра в Абу-Даби, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.

Финансовые показатели

В тройку самых дорогих работ Сони Делоне входит живопись, проданная в достаточно широкий промежуток времени — с 2002 по 2017 год — на зарубежных аукционах. «Филомена» (1907) показала третий по величине результат $960 798 на лондонском Christie’s в 2010 году, второй результат был также зарегистрирован на Christie’s, но уже парижском: в 2017 году была продана работа «Электрические призмы» (1913) за $1 857 644. Продажа самой дорогой работы художницы — «Рынок в Миньо» за $4 344 920 — состоялась в Париже на торгах скромного аукционного дома Calmels Cohen в 2002 году (позже, в 2007 году, французский аукционный дом был куплен Sotheby’s за неразглашенную сумму).

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художницы 1905 раз были выведены на аукционные торги, из них тиражная продукция — 1250 работ, графика — 505 работ, живопись — 47 работ, ковер и гобелен — 24 работы, керамика, фарфор — 21 работа, смешанная техника — 16 работ, книги — 14 работ, декоративно-прикладное искусство — 3 работы, коллаж — 3 работы, ткань — 2 работы. Средняя стоимость проданных работ — $19,6 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $28,77 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 1467 к 438 (77 % всех торгов завершились продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг. Выставлено лотов, шт. Результаты по лотам
Продано, Не продано, шт.
шт. %
1986–2005 217 192 88 25
2006–2015 1079 833 77 246
2016–2020 609 442 73 167

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна проведения аукционов Выставлено лотов, шт. Результаты по лотам
Продано, Не продано, шт.
шт. %
Франция 813 596 73 217
США 356 318 89 38
Великобритания 312 276 88 36
Германия 123 77 63 46
Швейцария 80 60 75 20
Бельгия 45 35 78 10
Дания 36 28 78 8
Швеция 25 18 72 7
Монако 25 0 0 25
Нидерланды 23 18 78 5
Италия 22 14 64 8
Австрия 16 10 63 6
Израиль 10 7 70 3
Канада 5 2 40 3
Португалия 5 2 40 3
Испания 4 1 25 3
Финляндия 3 3 100 0
РФ 2 2 100 0

Таблица 3. Повторные продажи

№ п/п Название Покупка Продажа Срок владения, лет Аукционный дом Прибыль, $ CAGR, %
Год Цена, $ Год Цена, $
1 Untitled 2018 2,361 2019 994 1 Bruun Rasmussen, Копенгаген –1,367 –57,9
2 Собор 2010 3,120 2011 1,800 1 Swann Galleries, Нью-Йорк –1,320 –42,3
3 Les Pâques Russes II 2014 2,432 2014 1,536 0 Swann Galleries, Нью-Йорк –896 –36,8
4 Алфавит 2009 1,126 2010 976 1 Glerum Amsterdam Auctioneers, Амстердам –150 –13,3
5 Rythme couleur 2019 12,563 2020 11,368 1 Sotheby’s, Лондон –1,195 –9,5
6 Rythmes-Couleurs 2013 7,500 2017 5,000 4 Phillips, Нью-Йорк –2,500 –8,3
7 Эскиз платья 2009 6,566 2018 2,190 9 Литфонд, Москва –4,376 –7,4
8 Платье синхронное 2011 4,063 2017 3,250 6 Heritage Auction, Даллас –813 –3,3
9 Цветочный мотив на красном фоне. Эскиз ткани 2011 3,107 2018 2,983 7 Литфонд, Москва –124 –0,6
10 Женщина 2002 33,460 2013 42,212 11 Tajan, Париж 8,752 2,4
11 Рынок в Миньо 1 1988 372,000 2011 689,795 23 Tajan, Париж 317,795 3,7
12 Цветовые ритмы 2009 43,277 2013 50,000 4 Sotheby's, Нью-Йорк 6,723 3,9
13 Посвящение Стравинскому 2006 1,554 2018 2,500 12 Bonhams, Нью-Йорк 946 5,1
14 Геометрическая композиция 2011 2,118 2015 2,571 4 Koller Auctions, Цюрих 453 5,3
15 Цветовой ритм, Париж 1992 23,774 2012 62,730 20 Christie’s, Лондон 38,956 8,2
16 Цветовые ритмы 2007 1,527 2009 1,840 2 Ketterer Kunst, Мюнхен 313 10,2
17 Португальский натюрморт 1996 90,000 2015 274,000 19 Sotheby’s, Нью-Йорк 184,000 10,8
18 Диагональная композиция 2009 15,300 2019 34,936 10 Sotheby’s, Лондон 19,636 12,8
19 Костюмы, эскизы 2011 12,516 2012 14,177 1 ArtCurial, Париж 1,661 13,3
20 Цветовые ритмы — № 234 2009 9,924 2010 11,390 1 Dorotheum, Вена 1,466 14,8
21 Rythme couleur 2019 14,041 2020 16,240 1 Sotheby’s, Лондон 2,199 15,7
22 Цветные ритмы № 615 2009 272,097 2014 513,390 5 Sotheby’s, Лондон 241,293 17,7
23 Без названия 2015 949 2016 1,185 1 Artcurial, Париж 236 24,9
24 Цветовой ритм, Париж 2010 62,730 2016 158,723 6 Christie’s, Париж 95,993 25,5
25 Cinema 2013 1,409 2013 1,918 0 Cornette de Saint Cyr, Париж 509 36,1
26 Композиция. Цветовой ритм 2013 33,201 2016 76,540 3 Sotheby’s, Лондон 43,339 43,5
27 Синхронное платье, красно-черное 2009 7,503 2011 16,064 2 Aguttes, Париж 8,561 57,1
28 Noir et blanc 2014 972 2015 1,905 1 Artcurial, Париж 933 96,0
29 Композиция 2009 709 2009 1,408 0 Glerum Amsterdam Auctioneers, Амстердам 699 98,6
30 Синхронное платье, зеленые и синие клетки 2009 4,690 2011 14,565 2 Aguttes, Париж 9,875 105,3
31 Без названия 2011 970 2011 2,011 0 Glerum Amsterdam Auctioneers, Амстердам 1,041 107,3
32 Алфавит 2009 355 2009 1,126 0 Glerum Amsterdam Auctioneers, Амстердам 771 217,2
33 Ритмическая композиция 2009 435 2010 1,533 1 Stockholms Auktionsverk, Стокгольм 1,098 252,4

Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) — 30,6 %. Следует отметить, что отрицательные значения CAGR в основном имеют работы в нижней ценовой категории (в среднем $3 тыс.), тогда как положительный рост показали работы более высокой стоимости (в среднем $83 тыс.). Средний эстимейт всех проданных работ Делоне был превышен на 176 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму в 1,8 раза больше первоначальной оценки аукционного дома. При этом превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 59 % продаж и имеет положительную динамику с течением времени. По данным индекса Artist’s ARTIMX? средняя стоимость графических работ художницы с 2019 по 2020 год выросла на 35 %.

С рыночной точки зрения, Соня Делоне — типичный представитель художницы «русского круга», которой эмиграция в зарубежную творческую среду помогла изначально попасть на международные торги импрессионизма и модернизма, миновав основную обойму авторов «Русских недель». Отсюда — и количество аукционных продаж, в том числе и повторных, и внимание со стороны зарубежных галерей и музейных собраний топ-уровня. При этом, Делоне — художница, пока недооцененная рынком в плане ценообразования (в отличие от той же Тамары де Лемпицки), с хорошей перспективой роста стоимости работ. Обращает внимание, что из 1905 аукционных прецедентов на Россию приходится всего два (оба – успешные). Это говорит о том, что любое появление качественных работ француженки украинско-еврейского происхождения на отечественном рынке расценивается покупателями сродни событию.

На текущем, 334-м AI Аукционе выставлена книга художника Les illuminations (Озарения) Артюра Рембо. 1973.

Источники: artinvestment.ru, portal-kultura.ru, lechaim.ru, rusavangard.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200615_delone_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200615_delone_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх