Художник недели: Соня Делоне
История, ценовые и маркетинговые показатели выдающейся художницы орбиты русского искусства, стоявшей у истоков орфизма и внесшей огромный вклад в развитие ар-деко Сони (Сары Ильиничны) Делоне-Терк (урожденной Штерн)
Годы жизни: 1885–1979
Направление: модернизм
Вид искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство
Первая в истории художница, удостоившаяся прижизненной выставке в Лувре, кавалер ордена Почетного легиона Соня, урожденная Сарра, Делоне родилась 14 ноября 1885 года в городе Градижск Полтавской губернии либо в Одессе. Источники расходятся в указании места рождения художницы, так как в самые первые годы жизни девочки ее семья — отец, инженер гвоздильной фабрики Елия (Илья) Штерн и мать, Хана Штерн (урожденная Терк), — какое-то время жила в Одессе.
В 1890 году в семье пятилетней Сарры случилось несчастье — скончался отец; и мать, не имея возможности содержать дочь, отдала ее на воспитание в семью брата — преуспевающего санкт-петербургского адвоката Генриха Тимофеевича Терка и его жены Анны. В новой семье Сарру стали называть Соней. И когда речь зашла об официальном удочерении, то единственным вариантом имени для девочки было имя Софья (Соня) Терк. Родная мать Хана Штерн не позволила семье брата удочерить племянницу, однако Сарра Штерн начала называть себя Соней Терк.
Начальное образование Соня получила в Санкт-Петербурге. Отмечая успехи девочки в математике, учителя прочили ей будущее, связанное с науками, однако преподаватель черчения обратил внимание родителей Сони на ее успехи в рисовании и посоветовал отдать дочь в художественное учебное заведение.
Так, в 1903 году, Соня Терк оказалась среди учениц художника Людвига Шмидта-Рейтера в художественной академии в Карлсруэ. Биографы художницы отмечают, что возможностей ее семьи вполне хватило бы, чтобы определить девушку в более престижную академию в Мюнхене, однако выбор пал на Карлсруэ, поскольку по соседству жили дальние родственники Терков, которые могли бы оказать поддержку 18-летней Соне. Легенда гласит, что дальнейшую судьбу начинающей художницы определил случай: однажды в руки к Соне попала книга об импрессионистах «Мане и его круг» Юлиуса Мейера-Грефе — и она была потрясена: «Кому теперь нужна старая живопись?! Я хочу поехать туда, где рождается новое искусство, где работают Мане, Моне, Ренуар, Ван Гог, Гоген».
В 1905 году она становится студенткой парижской академии «Ла Палетт» на Монпарнасе. Учеба не продлилась долго: Соня была разочарована академическим подходом к обучению и гораздо чаще, чем в студии, ее можно было видеть в художественных галереях, в обществе маршанов и художников и в окружении самого современного на тот момент искусства. В литературно-художественном салоне баронессы Эттинген в конце 1900-х — начале 1910-х годов Соня познакомилась со многими представителями художественной жизни Парижа того времени — Б. Сандраром, Г. Аполлинером, А. Озанфаном, Д. де Сегонзаком, Р. Делоне. Среди ее знакомых были даже некоторые русские революционеры, которых далекая от политики Соня Терк считала «забавными». Такие знакомства не могли пройти мимо родителей, обеспокоенных будущим дочери и к тому же оплачивающих ее жизнь в Париже, они настаивали на том, чтобы Соня остепенилась: вышла замуж или вернулась домой в Санкт-Петербург.
Чтобы угодить родителям и не дать им повода забрать ее из Парижа, в 1908 году Соня Терк фиктивно вышла замуж за немецкого арт-критика и галериста Вильгельма Уде. Уде, специализировавшийся на авангардной живописи, привил ей вкус к новому искусству; в его же галерее Notre-Dame-des-Champs прошла и ее первая персональная выставка. К слову, отношений с родителями этот брак не улучшил: биографы сообщают, что на церемонии бракосочетания присутствовали только родители невесты и партнер жениха. Семья была, выражаясь языком того времени, скандализована: не на такую свадьбу для своей дочери рассчитывал состоятельный санкт-петербургский адвокат, поэтому, возвратившись в Санкт-Петербург, родители прекратили финансовую помощь дочери и возобновили ее только в 1910 году, когда Соня развелась с Уде и вышла замуж за Робера Делоне.
Брак с Делоне не только дал Соне Терк новую фамилию, но и определил ее будущую жизнь.
С первых лет совместной жизни Соня Делоне-Терк (этой фамилией она подписывалась до середины 1920-х годов) и Робер Делоне вместе разрабатывали теорию симультанизма (одновременности) в живописи. Применить теоретические разработки на практике Соня попробовала в 1911 году, украсив сделанное собственными руками одеяльце для своего годовалого сына Шарля абстрактным геометрическим узором. К 1912 году супруги Делоне уже окончательно сформулировали теорию симультанизма, которая выделилась в отдельное направление кубизма; в том же 1912-м поэт Гийом Аполлинер назвал это направление орфизмом, уподобив воздействие новой живописи музыке Орфея, который звуками своей лиры мог передвигать камни, усмирять волны, зачаровывать животных и растения.
Орфизм — направление в абстрактной живописи, задачей которого была одновременная (симультанная) передача цветового контраста и ритма с помощью локальных повторяющихся форм.
К середине 1910-х годов Соня Делоне перешла от написания натюрмортов и пейзажей к геометрической абстракции. А к 1920-м изменился не только стиль художницы — ее творческий арсенал пополнился новыми техниками и материалами. Начиная с 1911-го она много экспериментировала с аппликацией, коллажными техниками, делала эскизы для тканей, разрабатывала так называемые «симультанные платья». В 1913 году она совместно с поэтом и романистом Блезом Сандраром придумала первую симультанную книгу — поэму-картину из 445 строк «Проза о транссибирском экспрессе и о маленькой Жанне Французской», выпущенную парижским издательством «Люди нового склада» тиражом 150 экземпляров. С 1914-го или 1915-го (источники расходятся) Соня и Робер Делоне жили в Испании и Португалии, где познакомились с Сергеем Дягилевым и его окружением — Стравинским, Мясиным, Нижинским и др. В 1918 году супруги Делоне работали над оформлением балета «Клеопатра» в постановке Михаила Фокина: Соня создавала костюмы, а Робер — декорации. И позже, вернувшись в Париж в 1920-м, художница продолжила оформлять театральные постановки и книги.
Однако все более ее время и творчество занимали дизайн и мода. После революции родители Сони потеряли возможность поддерживать ее финансово, а производство и продажа одежды приносили неплохой доход, поэтому уже в 1918-м в Мадриде Соня открыла бутик Casa Soniа для продажи своих дизайнерских вещей, а в начале 1920-х в Париже делала эскизы тканей для фабрик шелка в Лионе. Попутно дизайн и мода давали художнице прекрасную возможность экспериментировать с прикладными техниками и применять на практике принципы симультанности.
В 1924 году небольшая парижская мастерская Сони Делоне превратилась в ателье мод Atelier simultanée, где демонстрировались модели одежды, производственных костюмов, рисунки тканей, эскизы интерьеров, проекты оформления автомобилей и т.д. Ателье просуществовало до 1933 года и принесло художнице всемирную известность, а также признание в качестве одного из создателей ар-деко, нового направления в дизайне. К 1930-м годам семья Делоне занялась украшением неоновой рекламой общественных пространств, а в 1937-м за оформление интерьеров французского павильона на Всемирной выставке в Париже Соня Делоне была отмечена золотой медалью.
При всем разнообразии видов искусства, материалов, техник, неизменной в творчестве художницы оставалась лишь приверженность к геометрической абстракции, которая в 1930-е годы постепенно приобретала все более строгие черты. Четкость линий и контрастность цветовых переходов оставались знаковыми чертами искусства Сони Делоне до самого позднего периода творчества — плавность цветовых и графических переходов появится в большом позднем абстрактном цикле «Ритм и цвет».
Общественная деятельность Сони Делоне тоже была связана с развитием и поддержанием абстрактного искусства: в 1931 году мы видим ее в числе учредителей авангардного объединения «Абстракция — Созидание», а в 1939-м семья Делоне открыла авангардистский художественный салон «Новая реальность».
После смерти мужа в 1941 году Соня занялась сохранением и продвижением его творческого наследия, в том числе с помощью многочисленных выставок и интервью. В 1963 году 78-летняя Соня Делоне согласилась побеседовать с журналистом Vouge Жаком Дамасом. Эта беседа позже переросла в близкую дружбу, несмотря на 45-летнюю разницу в возрасте. Дамас написал множество статей о творчестве Сони Делоне, помогал организовывать ее выставки. Во многом благодаря усилиям Дамаса по популяризации творчества художницы в 1964 году в Лувре прошла персональная выставка Сони Делоне. Она стала первой в истории женщиной, удостоившейся этой чести при жизни.
Скончалась Соня Делоне в 1979 году.
Согласно базе Artfacts, в последние 100 лет работы Сони Делоне принимали участие в 287 групповых и 37 персональных выставках, а также как минимум в 46 ярмарках искусства. На Западе активно торгуют произведениями художницы такие галереи, как Galerie Ludorff (Дюссельдорф), Crane Kalman Gallery (Лондон), Galerie Pierre-Alain Challier (Париж), La Caja Negra (Мадрид), Galerie Proarta (Цюрих).
Произведения Делоне находятся во многих ведущих мировых музейных собраниях, в том числе в Нью-Йоркском музее современного искусства MoMA, Tate Britain в Лондоне, Центре Жоржа Помпиду в Париже, филиале Лувра в Абу-Даби, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Сони Делоне входит живопись, проданная в достаточно широкий промежуток времени — с 2002 по 2017 год — на зарубежных аукционах. «Филомена» (1907) показала третий по величине результат $960 798 на лондонском Christie’s в 2010 году, второй результат был также зарегистрирован на Christie’s, но уже парижском: в 2017 году была продана работа «Электрические призмы» (1913) за $1 857 644. Продажа самой дорогой работы художницы — «Рынок в Миньо» за $4 344 920 — состоялась в Париже на торгах скромного аукционного дома Calmels Cohen в 2002 году (позже, в 2007 году, французский аукционный дом был куплен Sotheby’s за неразглашенную сумму).
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художницы 1905 раз были выведены на аукционные торги, из них тиражная продукция — 1250 работ, графика — 505 работ, живопись — 47 работ, ковер и гобелен — 24 работы, керамика, фарфор — 21 работа, смешанная техника — 16 работ, книги — 14 работ, декоративно-прикладное искусство — 3 работы, коллаж — 3 работы, ткань — 2 работы. Средняя стоимость проданных работ — $19,6 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $28,77 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 1467 к 438 (77 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
1986–2005 | 217 | 192 | 88 | 25 |
2006–2015 | 1079 | 833 | 77 | 246 |
2016–2020 | 609 | 442 | 73 | 167 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
Франция | 813 | 596 | 73 | 217 |
США | 356 | 318 | 89 | 38 |
Великобритания | 312 | 276 | 88 | 36 |
Германия | 123 | 77 | 63 | 46 |
Швейцария | 80 | 60 | 75 | 20 |
Бельгия | 45 | 35 | 78 | 10 |
Дания | 36 | 28 | 78 | 8 |
Швеция | 25 | 18 | 72 | 7 |
Монако | 25 | 0 | 0 | 25 |
Нидерланды | 23 | 18 | 78 | 5 |
Италия | 22 | 14 | 64 | 8 |
Австрия | 16 | 10 | 63 | 6 |
Израиль | 10 | 7 | 70 | 3 |
Канада | 5 | 2 | 40 | 3 |
Португалия | 5 | 2 | 40 | 3 |
Испания | 4 | 1 | 25 | 3 |
Финляндия | 3 | 3 | 100 | 0 |
РФ | 2 | 2 | 100 | 0 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом | Прибыль, $ | CAGR, % | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ | Год | Цена, $ | ||||||
1 | Untitled | 2018 | 2,361 | 2019 | 994 | 1 | Bruun Rasmussen, Копенгаген | –1,367 | –57,9 |
2 | Собор | 2010 | 3,120 | 2011 | 1,800 | 1 | Swann Galleries, Нью-Йорк | –1,320 | –42,3 |
3 | Les Pâques Russes II | 2014 | 2,432 | 2014 | 1,536 | 0 | Swann Galleries, Нью-Йорк | –896 | –36,8 |
4 | Алфавит | 2009 | 1,126 | 2010 | 976 | 1 | Glerum Amsterdam Auctioneers, Амстердам | –150 | –13,3 |
5 | Rythme couleur | 2019 | 12,563 | 2020 | 11,368 | 1 | Sotheby’s, Лондон | –1,195 | –9,5 |
6 | Rythmes-Couleurs | 2013 | 7,500 | 2017 | 5,000 | 4 | Phillips, Нью-Йорк | –2,500 | –8,3 |
7 | Эскиз платья | 2009 | 6,566 | 2018 | 2,190 | 9 | Литфонд, Москва | –4,376 | –7,4 |
8 | Платье синхронное | 2011 | 4,063 | 2017 | 3,250 | 6 | Heritage Auction, Даллас | –813 | –3,3 |
9 | Цветочный мотив на красном фоне. Эскиз ткани | 2011 | 3,107 | 2018 | 2,983 | 7 | Литфонд, Москва | –124 | –0,6 |
10 | Женщина | 2002 | 33,460 | 2013 | 42,212 | 11 | Tajan, Париж | 8,752 | 2,4 |
11 | Рынок в Миньо 1 | 1988 | 372,000 | 2011 | 689,795 | 23 | Tajan, Париж | 317,795 | 3,7 |
12 | Цветовые ритмы | 2009 | 43,277 | 2013 | 50,000 | 4 | Sotheby's, Нью-Йорк | 6,723 | 3,9 |
13 | Посвящение Стравинскому | 2006 | 1,554 | 2018 | 2,500 | 12 | Bonhams, Нью-Йорк | 946 | 5,1 |
14 | Геометрическая композиция | 2011 | 2,118 | 2015 | 2,571 | 4 | Koller Auctions, Цюрих | 453 | 5,3 |
15 | Цветовой ритм, Париж | 1992 | 23,774 | 2012 | 62,730 | 20 | Christie’s, Лондон | 38,956 | 8,2 |
16 | Цветовые ритмы | 2007 | 1,527 | 2009 | 1,840 | 2 | Ketterer Kunst, Мюнхен | 313 | 10,2 |
17 | Португальский натюрморт | 1996 | 90,000 | 2015 | 274,000 | 19 | Sotheby’s, Нью-Йорк | 184,000 | 10,8 |
18 | Диагональная композиция | 2009 | 15,300 | 2019 | 34,936 | 10 | Sotheby’s, Лондон | 19,636 | 12,8 |
19 | Костюмы, эскизы | 2011 | 12,516 | 2012 | 14,177 | 1 | ArtCurial, Париж | 1,661 | 13,3 |
20 | Цветовые ритмы — № 234 | 2009 | 9,924 | 2010 | 11,390 | 1 | Dorotheum, Вена | 1,466 | 14,8 |
21 | Rythme couleur | 2019 | 14,041 | 2020 | 16,240 | 1 | Sotheby’s, Лондон | 2,199 | 15,7 |
22 | Цветные ритмы № 615 | 2009 | 272,097 | 2014 | 513,390 | 5 | Sotheby’s, Лондон | 241,293 | 17,7 |
23 | Без названия | 2015 | 949 | 2016 | 1,185 | 1 | Artcurial, Париж | 236 | 24,9 |
24 | Цветовой ритм, Париж | 2010 | 62,730 | 2016 | 158,723 | 6 | Christie’s, Париж | 95,993 | 25,5 |
25 | Cinema | 2013 | 1,409 | 2013 | 1,918 | 0 | Cornette de Saint Cyr, Париж | 509 | 36,1 |
26 | Композиция. Цветовой ритм | 2013 | 33,201 | 2016 | 76,540 | 3 | Sotheby’s, Лондон | 43,339 | 43,5 |
27 | Синхронное платье, красно-черное | 2009 | 7,503 | 2011 | 16,064 | 2 | Aguttes, Париж | 8,561 | 57,1 |
28 | Noir et blanc | 2014 | 972 | 2015 | 1,905 | 1 | Artcurial, Париж | 933 | 96,0 |
29 | Композиция | 2009 | 709 | 2009 | 1,408 | 0 | Glerum Amsterdam Auctioneers, Амстердам | 699 | 98,6 |
30 | Синхронное платье, зеленые и синие клетки | 2009 | 4,690 | 2011 | 14,565 | 2 | Aguttes, Париж | 9,875 | 105,3 |
31 | Без названия | 2011 | 970 | 2011 | 2,011 | 0 | Glerum Amsterdam Auctioneers, Амстердам | 1,041 | 107,3 |
32 | Алфавит | 2009 | 355 | 2009 | 1,126 | 0 | Glerum Amsterdam Auctioneers, Амстердам | 771 | 217,2 |
33 | Ритмическая композиция | 2009 | 435 | 2010 | 1,533 | 1 | Stockholms Auktionsverk, Стокгольм | 1,098 | 252,4 |
Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) — 30,6 %. Следует отметить, что отрицательные значения CAGR в основном имеют работы в нижней ценовой категории (в среднем $3 тыс.), тогда как положительный рост показали работы более высокой стоимости (в среднем $83 тыс.). Средний эстимейт всех проданных работ Делоне был превышен на 176 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму в 1,8 раза больше первоначальной оценки аукционного дома. При этом превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 59 % продаж и имеет положительную динамику с течением времени. По данным индекса Artist’s ARTIMX? средняя стоимость графических работ художницы с 2019 по 2020 год выросла на 35 %.
С рыночной точки зрения, Соня Делоне — типичный представитель художницы «русского круга», которой эмиграция в зарубежную творческую среду помогла изначально попасть на международные торги импрессионизма и модернизма, миновав основную обойму авторов «Русских недель». Отсюда — и количество аукционных продаж, в том числе и повторных, и внимание со стороны зарубежных галерей и музейных собраний топ-уровня. При этом, Делоне — художница, пока недооцененная рынком в плане ценообразования (в отличие от той же Тамары де Лемпицки), с хорошей перспективой роста стоимости работ. Обращает внимание, что из 1905 аукционных прецедентов на Россию приходится всего два (оба – успешные). Это говорит о том, что любое появление качественных работ француженки украинско-еврейского происхождения на отечественном рынке расценивается покупателями сродни событию.
На текущем, 334-м AI Аукционе выставлена книга художника Les illuminations (Озарения) Артюра Рембо. 1973.
Источники: artinvestment.ru, portal-kultura.ru, lechaim.ru, rusavangard.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200615_delone_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200615_delone_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.