Делоне Соня
Псевдонимы, автонимы и варианты написания: Делоне-Терк,Терк, Сара, Сарра, Елиевна, Элиевна, Ильинична 1885–1979

ДЕЛОНЕ (Делоне-Терк, урожденная Терк) Соня (Сарра) Елиевна (Ильинична, Элиевна)

14 ноября 1885 (Градижск Полтавской губернии) — 6 декабря 1979 (Париж)

Живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства, сценограф

Происходила из еврейской семьи. После переезда в Петербург в 1890 находилась на воспитании дяди — известного адвоката Генриха Терка. В 1903–1904 училась в Художественной Академии в Карлсруэ у Шмидта-Рейтера, в 1905 — в академии Ла Палетт в Париже у Э. Аман-Жана, Ш. Коте, Ж.-Э. Бланша, С. Люсьена.

Испытала влияние В. ван Гога, П. Сезанна, А. Руссо, фовистов, немецких экспрессионистов. С 1908 участвовала в выставках. В 1908 вышла замуж за немецкого искусствоведа, галериста и художественного критика Вильгельма Уде.

В конце 1900-х — начале 1910-х посещала литературно-художественный салон баронессы Эттинген, где познакомилась со многими представителями художественной жизни Парижа того времени — Б. Сандраром, Г. Аполлинером, А. Озанфаном, Д. де Сегонзаком, Р. Делоне. В 1910 развелась с первым мужем и вышла замуж за Делоне, вместе с которым приобрела мастерскую на улице Де Гран Августин.

В 1912–1913 вместе с мужем разработала принципы живописного орфизма — разновидности кубизма, которая основана на подчеркивании цветовых эффектов и динамики, скрытой в цветовых сочетаниях. В 1913 представила свои первые орфистские работы в салоне Независимых.

К началу 1910-х относятся первые работы Делоне в области декоративно-прикладного искусства. Занималась книжной иллюстрацией; оформила поэму Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и о маленькой Жанне французской»; в основу оформления было положен разработанный супругами Делоне принцип симультанизма (одновременности). В 1912 познакомилась с Г. Б. Якуловым.

В начале Первой Мировой войны переехала из Парижа в Мадрид. Некоторое время работала в Португалии. Познакомилась с И. Ф. Стравинским, С. П. Дягилевым, В. Ф. Нижинским. Для антрепризы Дягилева создала эскизы костюмов и декораций к балету «Клеопатра» на музыку А. С. Аренского (Мадрид, Барселона; 1918). Оформила открытие казино в Мадриде (1919).

В 1916 экспонировала в Осеннем салоне предметы прикладного искусства, выполненные с использованием приемов кубизма и орфизма. Провела персональные выставки в Стокгольме (1916), Бильбао (1919), Берлине (1920).

В 1920 возвратилась в Париж. В 1923 вместе с В. С. Бартом и Х. Грановским осуществила постановку пьесы Т. Тцара «Воздушное сердце», организованную литературно-художественной группой «Через» в помощь русским художникам за рубежом. В 1924 вместе с Жаком Хеймом открыла Ателье мод, где демонстрировала модели одежды, производственных костюмов, рисунки тканей, эскизы интерьеров, проекты оформления автомобилей. Участвовала в международной выставке художественно-декоративных искусств в Париже (1925).

В 1931 стала одним из учредителей авангардного объединения «Абстракция — Созидание». В 1937 за оформление интерьеров французского павильона на Всемирной выставке в Париже была отмечена золотой медалью. В 1938 провела большую персональную выставку в Городском музее Амстердама. В 1939 вместе с мужем и Т. ван Дусбургом основала авангардистский художественный салон «Новая реальность». Выставляла свои работы в групповых выставках «Конкретное искусство» в галерее «Рене Друэн» (1945), «Первые мастера абстрактного искусства» в галерее «Магт» (1949) и других. Провела персональные выставки в парижских галереях «Бинг» (1954), «П. Бере» (1964), Лувре (1964), Музее современного искусства (1967/1968). В поздний период создала большой цикл абстрактных картин «Ритм и цвет», в которых на смену резким контрастам пришли плавность цветовых переходов и умеренная яркость.

В 1985 в Музее современного искусства в Париже состоялась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения художницы.

Соня Делоне принадлежит к крупнейшим мастерам европейского авангарда. В раннем творчестве писала натюрморты, интерьеры парижских кафе, портреты. В начале 1910-х под влиянием кубизма отошла от фигуративности в сторону геометрии и абстракции, экспериментировала с ритмом и разложением цветов. В дальнейшем писала в основном абстрактные работы, изредка обращаясь к фигуративной живописи. Произведения художницы 1930-х близки художественным поискам В. В. Кандинского, П. Мондриана, Б. Хепуорт и М. Сефора. В эстетике промышленного искусства (эскизах росписей тканей, моделей одежды, керамике) сближалась с конструктивизмом В. Е. Татлина, А. А. Веснина, Эля Лисицкого.

Произведения Делоне находятся во многих мировых музейных собраниях, в том числе в Музее современного искусства в Париже, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.

  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 21

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх