Русские торги Sotheby’s: предаукционный показ в Историческом музее
19–20 мая Sotheby’s представит в ГИМе топ-лоты лондонских торгов «Шедевры русской живописи и чешского искусства из коллекции Хаско» 6–7 июня
19–20 мая аукционный дом Sotheby’s представит в Государственном историческом музее топ-лоты июньских лондонских торгов «Шедевры русской живописи и чешского искусства из коллекции Хаско». Сегодня выставку покажут представителям прессы.
На выставке будет экспонировано 24 живописных произведения русских мастеров XIX — XXI веков, среди которых работы Василия Верещагина, Александра Яковлева, Ильи Репина и Эрика Булатова. В экспозицию также вошли две работы Франтишека Купки из коллекции Хаско, дающие яркое представление о чешском искусстве первой половины ХХ века.
Торги произведениями русского искусства. Лондон, июнь 2011
Торги произведениями русского искусства Sotheby’s пройдут в Лондоне 6 и 7 июня 2011.
Топ-лотом торгов станет картина Ильи Репина (1844–1930) «Портрет Веры Репиной, жены художника» (1878), признанная специалистами одной из лучших в творчестве мастера. Впервые Репин увидел Веру Шевцову (1855–1918) девятилетней девочкой; а роман Веры с Репиным начался, когда она была студенткой Мариинского института благородных девиц. В 1872 году они поженились, в тот год Вере исполнилось 16 лет, а Репину — 26. Юная Вера не могла соответствовать своему мужу интеллектуально, но зато подкупала своим очаровательным характером, простодушным и непосредственным во всех своих проявлениях. Однако отношения молодых не складывались, и спустя девять лет после создания этого портрета пара распалась. Затем супруги вновь сошлись в 1894 году, чтобы в 1900 году уже расстаться окончательно. «Портрет Веры Репиной» был создан в один из самых безмятежных периодов их бурных отношений, он хранился у Веры и после ее смерти был продан дочерью; это единственный из известных и опубликованных портретов Веры Репиной, находящийся вне музейных собраний.
Репин не раз рисовал Веру; самая первая их встреча вдохновила его на создание серии ее акварельных и карандашных портретов. Работы Репина в этих техниках сегодня вызывают особое восхищение, однако международное признание художник заслужил именно как один из крупнейших европейских портретистов. Поэтому появление на торгах очень личного семейного портрета — важное событие для коллекционеров и специалистов. Картина оценена в 1–1,5 миллиона фунтов.
Покажут в Москве и несколько великолепных работ прославленного русского живописца Василия Верещагина (1842–1904). Эти произведения музейного уровня, не выставлявшиеся с 1900-х годов, сегодня впервые выходят на рынок. «Перевал Шипка» — одна из самых выразительных работ балканской серии Верещагина из когда-либо попадавших на аукцион. Серия включала 25 картин и 50 эскизов, созданных по непосредственным впечатлениям Верещагина от русско-турецкой войны 1877–1878. Перед началом боевых действий в октябре 1877 года Верещагин присоединился к регулярной русской армии как доброволец. Он был не только переполнен чувством патриотизма, но и движим, как он признавался, «огромным желанием увидеть собственными глазами настоящую европейскую войну». Известно, что художник был обеспокоен судьбой своей балканской серии: будущий царь Александр III и Великий князь Николай выразили желание приобрести ее, но некоторые работы были сочтены спорными, а прусский военный атташе даже посоветовал царю купить и уничтожить всю серию. Но все сложилось иначе: пять из главных работ купил Павел Третьяков; еще пять картин и ряд эскизов приобрел киевский сахарный барон Иван Терещенко, остальная же часть серии после аукциона в Нью-Йорке в 1891 году рассеялась по миру. Полотно «Перевал Шипка» отражает один из важных периодов в русской истории; вместе с тем лаконичность трактовки сюжета иллюстрирует собой один из самых новаторских этапов в творчестве художника. Картина оценена в 300–500 тысяч фунтов.
Работа «Военный поход» тоже принадлежит к балканской серии Верещагина и происходит из крупной европейской коллекции. К ней прилагается рукописное подтверждение подлинности от 15 октября 1904, написанное по-русски вдовой художника. Оно свидетельствует, что работа оставалась в собственности автора до его смерти в 1904 году, когда вдова вынуждена была продать картину за долги. Картина «Военный поход» исключительно интересна по своему композиционному решению, а поставленные в ней творческие задачи делают ее, пожалуй, самой необычной в балканской серии. Оценка аукциона (эстимейт): 400–600 тысяч фунтов.
«Тадж-Махал. Вечер» — одно из самых значительных произведений, созданных после путешествия Верещагина в Индию в 1874–1876 годах. Известно, что художник часто писал один и тот же памятник или вид в разное время дня или с разных точек, стараясь ухватить особенности меняющегося освещения. Так появилось и несколько образов Тадж-Махала. Меньший по размеру вид с реки на Тадж-Махал при ярком дневном свете украшает собрание Государственной Третьяковской галереи. Еще два вида со стороны сада (утренний и вечерний) появились в 1891 году на торгах American Art Galleries в Нью-Йорке; на тех же торгах впервые была продана и картина, которая будет показана в Москве. По яркости и интенсивности цвета индийская серия Верещагина значительно превосходит его предыдущие работы, включая туркестанскую серию. Эстимейт холста: 250–450 тысяч фунтов.
На выставке представлена картина Ивана Айвазовского (1817–1900) «Крым. Пастухи со стадом на закате» (1859, холст, масло). Изображенный здесь сюжет часто возникал в творчестве художника. Айвазовский писал овец, мирно пасущихся в крымских степях и на Украине, перед стрижкой, купающихся в Черном море, под ливневым дождем или сбившихся в кучу под теплым вечерним солнцем. Особенно часто художник, увлеченный пастушеской темой, возвращался к ней в 1870–80-х годах. Известно о более чем десяти работах со схожим сюжетом; они хранятся в музеях Омска, Иркутска, Одессы, Ашхабада, Улан-Удэ и Челябинска, одна из них — «Овцы на пастбище» (1850-е) — находится в Третьяковской галерее. Работа «Крым. Пастухи со стадом на закате» оценена в 0,8–1,2 миллиона фунтов.
Другой топ-лот предстоящих торгов произведениями русского искусства — «Лежащая обнаженная» Зинаиды Серебряковой (1884–1967). Эта работа, приобретенная у семьи художника ее нынешним владельцем, является одним из лучших крупноформатных полотен Серебряковой, появлявшихся на аукционе. «Лежащая обнаженная» относится ко времени высочайшего взлета дарования художницы и заставляет вспомнить «Обнаженных» Эдгара Дега и Эдуара Мане: Серебрякова приехала в Париж в середине 1920-х годов и, несомненно, испытала влияние этих мастеров. Пластика обнаженных женских форм была одной из центральных тем в творчестве художницы, но с середины 1930-х годов она возникала все реже, поскольку позирующие Серебряковой в Париже русские девушки к 1934 году уже почти все вышли замуж, а платить профессиональным натурщицам у нее не было возможностей. «Лежащая обнаженная» происходит из частной европейской коллекции. Оценка аукциона (эстимейт): 600–800 тысяч фунтов.
Одна из двух работ, представляющих современное искусство на предстоящих торгах, — «Зима» Эрика Булатова (род. 1933). Картина была завершена в 1988 году — в наиболее плодотворный период в творчестве художника. Работа происходит из частной коллекции и оценена в 60–80 тысяч фунтов.
«Пекинская опера» (1918) Александра Яковлева (1887–1938) оценена в 0,8–1,2 миллиона фунтов. Одна из самых интересных работ художника, написанная им во время поездки в 1918 году на Дальний Восток, воплощает его идею о том, что только через великое прошлое китайской цивилизации можно понять современный Китай. Смелая по перспективному решению композиция предположительно представляет сцену из оперы XVI века «Павильон Пионов» поэта Тан, впоследствии ставшей одной из самых известных и популярных китайских классических опер, посвященных теме великой любви.
Коллекция шедевров чешского искусства семьи Хаско. Июнь, 2011
В связи с напряженным выставочным графиком картины Франтишека Купки привезут в Москву только на один день, они не будут выставляться публично.
«Дивертисмент II» (холст, масло) Франтишека Купки (1871–1957) — одна из двух представленных на выставке работ художника с предстоящих лондонских торгов чешского искусства ХХ века из коллекции Хаско (пройдут 13 июня 2011). Написанная в 1935 году картина «Дивертисмент II» стала зримым свидетельством любви художника к музыке; в 1909 году это чувство нашло воплощение, например, в работе «Клавиши пианино: Озеро» (Национальная галерея, Прага). Название «Дивертисмент» (букв. развлечение) отсылает зрителя к очень популярному в XVIII веке легкому музыкальному жанру. Картина буквально завораживает сочетанием цветов и ритмом форм, напоминающих танцующие фигуры. Оценка аукциона (эстимейт): 300–500 тысяч фунтов.
Написанная в 1946 году картина «Белый круг» знаменует кульминацию творчества Купки, одного из лидеров европейского абстракционизма в период между двумя войнами. В 1931 году художник стал одним из основателей и участников парижской группы Abstraction-Création. Живопись Купки эволюционировала от характерной для его раннего творчества цветовой вакханалии к большей колористической сдержанности с использованием красного, голубого и желтого на белом фоне. Его композиции из гармоничных форм в состоянии равновесия отсылают зрителя одновременно и к искусству футуристов и пуристов, и к современной художнику авангардной архитектуре. Как и Василий Кандинский, Купка был художником-мыслителем, который стремился подвести концептуальную базу под свое искусство. Он изучал свойства цвета, оптику, космологию, физиологию, биологию и антропологию, используя полученные данные в своих художественных опытах. «Белый круг» несет в себе разные смыслы: разделения и взаимодействия цветов, связи между формами и образами, отношения между твердью и звездами. Даже доминирующий здесь оранжевый диск напоминает то восход солнца, то его заход над футуристическим городом. Это великолепное произведение оценено в 300–500 тысяч фунтов.
Источник: пресс-релиз Sotheby’s
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20110518_sothebys_in_shm.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20110518_sothebys_in_shm.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.