Art Investment

Русские торги Bonhams состоятся 1 декабря

По словам организаторов, предстоящие торги отличает особый научный подход к представлению наиболее важных лотов

Каталог торгов Bonhams 1 декабря 2010 смотрите здесь.

Индикаторы инвестиционного риска для лотов торгов Bonhams 1 декабря 2010 смотрите здесь.

1 декабря 2010 года аукционный дом Bonhams проводит торги русским искусством в своей главной галерее на Нью-Бонд Стрит в Лондоне. Предстоящие торги отличает особый научный подход к представлению наиболее важных лотов. В каталог торгов вошли прекрасные работы из частных коллекций; некоторые из произведений стали настоящим открытием даже для своих владельцев, другие считались навсегда утраченными.

Среди топ-лотов торгов — великолепный мозаичный стол из коллекции Зимнего Дворца, выполненный на Петергофской камнерезной фабрике, золотое перо, преподнесенное князю Александру Горчакову, картина «Царь Соломон» Святослава Рериха, пейзажи Айвазовского, Николая Рериха, Василия Шухаева и Роберта Фалька, портреты Алексея Харламова, Зинаиды Серебряковой и Савелия Сорина, прекрасная подборка часов Фаберже и коллекция русских икон.

Предлагаемый мозаичный стол интересен и великолепным исполнением, и провенансом. Один из двух известных сегодня столов подобного типа, он создан двумя годами ранее аналога, находящегося в Британской Королевской коллекции.

Изготовленный на знаменитой Императорской Петергофской камнерезной фабрике, этот стол наглядно иллюстрирует нескончаемое богатство российских недр и легендарную роскошь русского Императорского Двора. Согласно документам Государственного Исторического Архива, стол был изготовлен в июле 1842 для поднесения императрице Александре Фёдоровне, супруге императора Николая I, но по неизвестным причинам был отправлен великой княгине Марии Александровне, жене великого князя и наследника престола Александра Николаевича, и установлен в ее личных апартаментах в Зимнем дворце.

Великолепная столешница исполнена в технике рельефной мозаики. Пышная цветочная композиция набрана из разноцветных сердоликов, яшмы, бирюзы, коралла, оникса и опала. Букет окружен орнаментальным бордюром из ляпис-лазури и мрамора. За изготовление стола Петергофской фабрике было выплачено 5715 рублей, сумма по тем временам немалая и, без сомнения, отражающая высочайшее качество работы камнерезов и бронзовщиков. В отчетах Петергофской фабрики сохранилось имя художника, создавшего эскиз цветочной композиции, — австрийский живописец Иосиф Август Сатори (1803–1868), прибывший в Санкт Петербург в сентябре 1839. Внимание императрицы Александры привлекли изысканные цветочные композиции, которые он выставлял на двух академических выставках; императрица приобрела несколько работ, одна из них потом долгое время находилась в Ропшинском дворце близ Петербурга.

Декоративные бронзовые элементы были заказаны знаменитому Английскому Магазину, владельцам которого 9 июня 1844 было выплачено 700 рублей серебром. Наиболее вероятно, что бронзовые украшения были выполнены на фабрике Карла Тегельштейна (1798–1852), мастера финского происхождения, исполнявшего многочисленные заказы фирмы «Никольс и Плинке».

Очевидно, этот камнерезный шедевр произвел самое благоприятное впечатление на членов императорской фамилии, так как спустя два года Петергофской фабрике был заказан чрезвычайно похожий стол, который был отправлен в Лондон в качестве Высочайшего подарка от императора Николая I королеве Виктории после его официального визита в Англию в июне 1844. Подаренный русским императором стол до сих пор находится в Британской Королевской коллекции и в настоящее время выставляется в Букингемском дворце. Различающиеся бронзовой отделкой, в остальном эти два стола очень похожи. Их мозаичные столешницы исполнены в одинаковой технике объемной мозаики по сходным цветочным эскизам. Подарочный стол от русского императора был доставлен в Виндзорский дворец в декабре 1844 и помещен в Белую Гостиную. На литографии Джозефа Нэша (1809–1878), передающей обстановку гостиной в 1860-е, русский стол изображен стоящим с правой стороны у окна.

По неизвестным причинам стол, заказанный для императрицы Александры, был передарен ее невестке, великой княгине Марии Александровне; 12 августа 1844 он был с большими предосторожностями перевезен и установлен в Золотой гостиной Зимнего Дворца. Этот парадный зал входил в состав жилых помещений императорской семьи, пострадавших от пожара 1837 и восстановленных по проекту архитектора Александра Брюллова. Акварель А.Х. Кольба запечатлела интерьер гостиной в 1860-е годы после его частичного обновления по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера. Роскошное золоченое убранство стен, наборный паркет, массивные бронзовые люстры создавали впечатление роскоши, вполне соответствующей назначению этого помещения как зала для официальных аудиенций великой княгини, камерных танцевальных вечеров и рождественских ёлок семьи императора Александра II. Три небольшие ниши у окон с видом на Адмиралтейство были созданы для частных бесед и приемов. Представляемый стол — один из трех столов, изображенных на акварели Кольба. Великая княгиня занимала эти апартаменты до самой смерти. В письме к брату она с восхищением описывала убранство этого зала: «большая Гостиная по образцу тронного зала баварских королей; когда здесь светит солнце, то вид ее великолепный».

Сегодня в Золотой гостиной расположен зал западноевропейских резных камей. Немногое из первоначального мебельного убранства этой прекрасной гостиной уцелело и пережило бурные годы революции. В сложное послереволюционное время стол был, очевидно, изъят из Зимнего дворца и продан через один из магазинов антиквариата и впоследствии оказался в частной коллекции в Германии. Никогда прежде этот шедевр русского декоративного искусства середины XIX века не выставлялся и до нынешнего момента не был известен специалистам.

  • Перо для письма, поднесенное Государственному Канцлеру А. М. Горчакову в день 50-летнего юбилея службы в Министерстве Иностранных Дел. 1867
  • Перо для письма, поднесенное Государственному Канцлеру А. М. Горчакову в день 50-летнего юбилея службы в Министерстве Иностранных Дел. 1867

Позолоченное перо, усыпанное жемчугом, изумрудами и украшенное бриллиантовой монограммой Светлейшего Князя и Государственного Канцлера Александра Михайловича Горчакова (1798–1883) — предмет уникальной исторической важности. Преподнесенное женами петербургских аристократов ко дню 50-летнего юбилея службы в Министерстве Иностранных Дел, оно символизирует тот огромный вклад, который внес этот блестящий дипломат, опытный государственный деятель и гибкий политик в укрепление международного престижа России и усиление ее влияния на европейской арене. На обороте пера выгравированы даты, которые знаменуют самые значительные ступени в его блестящей карьере.

  • СВЯТОСЛАВ РЕРИХ Царь Соломон. 1923
  • СВЯТОСЛАВ РЕРИХ Царь Соломон. 1923

История искусства практически не знает портретных изображений царя Соломона, и в этом смысле картина Святослава Рериха, можно сказать, уникальна.

Работа была написана в 1923 в Париже. Там Святослав Рерих сделал остановку на пути из Америки в Индию, куда он отправился в поездку вместе со своими родителями. Этот период в его творчестве стал переломным. В течение нескольких месяцев Святослав Рерих знакомился с лучшими образцами живописи, путешествуя по Европе. После посещения Италии летом 1923, им были написаны две картины, «Святой Франциск Ассизский» и «Соломон». Они открыли совершенно новую перспективу, молодой художник намеревался создать серию из 46 полотен. Эти картины оказались первыми в задуманной им галерее портретов святых и подвижников разных религий. С борта корабля Святослав Рерих писал из Порт-Саида в Нью-Йорк: «Подготавливаюсь к моей работе в Индии… Сейчас работаю над большой сюитой картин, портреты всех великих Святых и Духовных Вождей». По замыслу автора, данная серия должна была составить отдельную выставку, демонстрирующую идею «объединения религий посредством искусства». Царь Соломон изображен на портрете с чашей в руках, на заднем плане возвышается Храм, воздвигнутый им на Горе Завета. На пальце владыки — кольцо со звездой Давида. В основу картины, вероятно, положена легенда, упомянутая матерью художника, Еленой Рерих, в ее дневнике и повествующая о тайнике Соломона в Иерусалиме, где и хранится чаша царя. Однако Святослав Рерих дает в картине собственную интерпретацию личности мудрого восточного правителя: Соломон испил чашу судьбы, пожертвовав собой ради построения «Великого Храма». Эта мысль, очевидно, заимствована художником у его отца, Николая Рериха, который по приезде в Гималаи в очерке «Струны земли» отметил «стремление Соломона к Единому Храму». Идейное родство нашло отражение на портрете. Святослав Рерих наделил Соломона физическими чертами своего отца, так что в облике мудрого царя Соломона легко угадывается Николай Рерих.

Портрет написан в необычном стилевом решении. Святослав Рерих начиная с 1922 года был увлечен театральной живописью. Он помогал отцу в создании декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», постановка которой осуществлена в Чикаго, а также разрабатывал эскизы костюмов для американской танцовщицы Руфи Пейдж. Головной убор и одежда царя Соломона богато украшены декоративными элементами, его борода написана крупными мазками, что создает ощущение лепки или рельефа, присущего по манере руке скульптора (Святослав Рерих обучался на скульптурном отделении Массачусетского университета). Театральность портрета придает убедительность образу и наделяет его изобразительной силой.

На оборотной стороне картины имеется еще одно изображение, исполненное Святославом Рерихом, — всадник на коне и рядом с ним слуга с птицей (сцена соколиной охоты). Здесь художник проявил себя как умелый стилизатор и копиист. На доске выполнена иллюстрация к сказке, поскольку летом 1923 во Франции Рерих подписал контракт на художественное оформление книги сказок (контракт пришлось расторгнуть по настоянию отца). В этой работе чувствуется влияние итальянского живописца Беноццо Гоццоли, который сочетал сказочную трактовку сюжета с декоративной красочностью колорита (рельефные кони, золотые уздечки, выразительные костюмы). Святослав Рерих изучал искусство Раннего Возрождения во Флоренции в июле 1923. Именно там находятся великолепные фрески Гоццоли, посвященные жизни святого Франциска и святого Августина, а также его знаменитая роспись «Шествие волхвов».

Картины «Соломон» и «Святой Франциск Ассизский» вместе с другими работами Святослава Рериха (всего 40 картин и эскизов) были увезены из Европы в Нью-Йорк осенью 1923 президентом Международного художественного центра «Венец мира» Луисом Хоршем. Он планировал устроить первую большую выставку художника в Америке. Выставка состоялась зимой 1925, однако не на европейском, а преимущественно на индийском материале. К тому времени Святослав Рерих написал много новых работ, и ранние, в том числе портрет Соломона, навсегда остались в распоряжении Луиса Хорша.

Другие топ-лоты «Русских торгов» Bonhams 1 декабря 2010:

Источник: пресс-релиз аукционного дома Bonhams

 


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20101124_bonhams.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20101124_bonhams.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».