Открыт 26-й аукцион «XXI век. Современное российское искусство»
В каталоге собраны произведения Семёна Агроскина, Андрея Бисти, Владимира Брайнина, Лидии Витковской, Димы Горячкина, Наталии Жерновской, Игоря Кислицына, Александра Савко, Андрея Туканова, Наталии Турновой.
Комиссионный сбор с покупателей составляет 18 %.
Каталог AI Аукциона № 340 и 26-го аукциона «XXI век. Современное российское искусство».
Лоты 26-го кураторского аукциона «XXI век. Современное российское искусство» представлены в экспозиции онлайн-выставки AI.
В составе аукциона 10 лотов — семь живописных произведений, одна скульптура и две работы, выполненные в смешанной технике.
Семён Агроскин. Фартук. 2014
Вещи в роли свидетелей сами рассказывают о нас, — говорит Семён Агроскин (artmoskovia.ru), автор натюрморта «Фартук» (2014). Рабочий фартук, из кармана которого торчат вымытые кисти, висит на гвоздике в мастерской. Мастер вышел. Без него наступает тишина, подсыхает краска на полотне, только что написанные образы обживают холст и окружающее пространство. Старый рабочий фартук, который многое помнит… Его давно пора заменить, но в новом будет отчаянно не хватать привычных ощущений, запаха, уже приладившихся и притеревшихся к телу складок, завязочек...
Реальность Агроскина поэтична, но узнаваема, она вызывает мгновенный отклик в памяти. Камерность, специфика ракурса, приглушенный колорит картин дают ощущение интимности, искренности показанного момента. В то же время эти полотна созерцательны, умозрительны, художник изымает все лишнее, сосредотачиваясь на предмете размышления, чувствования. Он доводит образы до тонкой грани между изображением самого явления и мысли о нем: «Предметный и видимый мир на грани исчезновения, растворения и схлопывания перед неизбежным концом цивилизации — вот, пожалуй, концепция, близкая мне» (vladey.net).
Андрей Бисти. Рыцарь. 2018
В детстве мечталось о чем-то героическом, поэтому хотелось сначала стать пограничной собакой, потом пожарником и носить до блеска начищенную каску… Не сложилось. Недалеко от дома находилось ремесленное училище, во дворе которого стоял ящик с отходами производства. В нем среди металлической стружки было много разных железных штучек, которые постепенно перекочевывали ко мне под кровать. Так началась любовь к металлу, которая впоследствии превратилась в занятия офортом и сварной, кованой скульптурой. Это не металлолом, это любовно зовется «железяки восемнадцатого века». Мне всегда было странно, что такие вот вещи валяются просто как мусор. Старая ржавая вещь наполнена внутренней историей. Ее «вторая жизнь» в современном интерьере, в новых пространствах, совершенно оправданна, на мой взгляд… Это антиквариат, но антиквариат другого рода, другого свойства. В небольших вещах важна тактильная память, ее накопление во времени: кузнец, хозяин-другой, ржавчина — как прикосновение времени, потом я… (Андрей Бисти, gallerykino.ru).
Я нахожу старые, использованные, ненужные предметы и делаю их элементом скульптурной композиции. Так у меня совершенно неожиданно вещи получают новое прочтение. Таким образом, я даю никому не нужному предмету новую жизнь. Но вдруг, соединяя его с чем-то ещё, рождается доселе не существовавшее. И формально, и литературно, и по смыслу.
<…>
Материал, в данном случае — металл, тебе сопротивляется, а ты его режешь, будто масло. Приятное ощущение. Но если б сейчас настоящий сварщик увидел эту экспозицию, он бы поставил мне двойку. С точки зрения соблюдения технологии я делаю всё наоборот: люблю брызги, специально чиркаю металл электродами. Но зато добиваюсь нужной мне фактуры. Что сказать — у меня художественный, а не утилитарный подход к сварке, и это единственное моё оправдание (Андрей Бисти, lpgzt.ru).
Творчество Андрея в хорошем смысле провокативно: оно возбуждает даже у опытных посетителей художественных экспозиций освежающий чувства, почти по-детски непосредственный интерес (Константин Победин, cultobzor.ru). Наш воинственный рыцарь пробуждает исследовательский интерес и дает пищу для размышлений. Если приглядеться, то легко можно распознать, чем в прошлой жизни были предметы, составляющие его: ножом и топором. Художник почувствовал их настрой, их душу, если хотите, и сделал именно из них рыцаря в доспехах, чтобы и в новой жизни они сохранили свою суть и чувствовали себя на своем месте.
Владимир Брайнин. Лето. 2013
Я пишу людей, город, какие-то явления, я хочу, чтобы это все не умирало. Может быть, поэтому я акцентирую внимание на моментах разрушения, действия времени — парадокс в том, что у меня в картинах все продолжает жить. И мне всегда важно, что это сделал я, поскольку истратил часть души… (Владимир Брайнин)
Постоянная тема картин-миражей Брайнина — старая Москва, в которой нет примет архитектурных преобразований советского времени. В этом городе нет и топографической точности, ощущение которой тем не менее удается создать художнику. Улицы и бульвары наполнены фантастическими существами, полуреальной призрачной архитектурой, фонтанами и решетками, неожиданными отражениями зданий (svoykrug.com). Но для любителей и знатоков Москвы его работы всегда узнаваемы — пусть даже не конкретные адреса, но характерные и знакомые с детства московские черты и образы. А вот в нашей работе узнается даже место. Таких своеобразных скульптурных львов, как на холсте «Лето», пожалуй, больше в московском «прайде» не встретишь нигде (и пушкинское «…львы на воротах…» — это тоже о них): лев сидит у стены бывшего дворца графов Разумовских на Тверской улице, знаменитого московского Английского клуба. (О художнике на AI: «Персона недели: Владимир Брайнин».)
Лидия Витковская. Оставайся голодным. 2018
… Любое произведение искусства, будь то книга или фильм, чтобы быть по-настоящему интересным, должно рассказывать историю; создать мир в мгновении в разы сложнее, чем создать мир внутри трех часов: и вот как я нахожу свою форму и содержание: история становится для меня формой, а композиция и цвет — содержанием (Лидия Витковская).
Фрагменты интервью Лидии Витковской ex-roadmedia.ru:
— … Когда я был на вашей выставке в Питере… помню, как встал между мониторами: справа из телика стреляют, а в теликах слева от пульта разрываются банки, склянки, арбузы, еще что. А я стою, и мне хочется пригнуться от выстрелов. Позже выяснилось, инсталляция называется «На линии огня». Лидия, а скажите… как Вы пришли к такому необычному для нормального человека искусству?
— Эээээээ! Ты понимаешь, для меня, весь этот видео-арт — это некая замена кинематографии. Потому что я когда-то заканчивала курс режиссуры во ВГИКе и понимаю, как тяжело быть интересным режиссером. Ты снимаешь или клюкву, или про ментов, либо сидишь без денег. Поэтому, мне кажется, такие «малые формы», видео-арт дают мне возможность самовыразиться и не быть похожей на остальных. Именно поэтому все мое искусство исключительно сюжетно. «Линия огня» — это четкий сюжет.
— В который, кстати, вовлечен зритель.
— Да, да!
— А откуда черпаешь вдохновения и фантазии для творчества? Сидишь и фантазируешь?
— Ты знаешь, абсолютно по-разному. Иногда сидишь перед выставкой абсолютно пустой и понимаешь, что ничего не приходит в голову, а надо. Начинаешь читать, я, правда, всегда читаю, что-то смотришь, что делают другие, это, кстати, полезно. Вдохновение очень сильно зависит от внутреннего состояния на данный момент. Не могу сказать однозначно.
— А что ты считаешь главным в жизни?
— Любовь! Причем ко всему: к работе, к жизни в целом, к мужчине, безусловно. Потому что без любви глаза не блестят и нет желания что-то делать! (ex-roadmedia.ru)
В своих работах художница использует сложные сочетания видео, новых медиа и объектов, ее позиция всегда интеллектуальна и интерактивна. Она предлагает зрителю эксперименты над базовыми представлениями о собственном месте в мире в виде ярких и неоднозначных объектов. Каждый из них интерактивен — зрители оказываются вовлечены в процесс создания и изменения произведений искусства (Лиза Плавинская, куратор, искусствовед, критик).
Дима Горячкин. Голова Афродиты. 2017
Критик Александр Панов дал очень точное определение моим работам: «Ты пытаешься восстановить отсутствующие воспоминания». Дело в том, что у меня физиологически очень плохая память. У меня почти нет в бэкграунде детских, юношеских воспоминаний. Но меня всегда интересовало мое прошлое, прошлое предков, взаимосвязи между временами, социумами, пространствами. И так как я достаточно большой эгоист, мне было интересно, прежде всего, как это все преломлялось во мне. А поскольку я ничего не помню…
— Это не сами воспоминания, а их символы?
— Именно. Я восстанавливаю не конкретные воспоминания, а их значение для меня (Дмитрий Горячкин, rus.lsm.lv).
Мои фотографические работы как бы принципиально неровные, они вычищены, части изображения вынуты сильными мазками сухой кисти. Для меня это важная деталь. Это внутренняя пластическая игра с моими же воспоминаниями, и даже не игра, это скорее борьба за них, против них, восстановление внутренних связей, причем не в буквальном значении этого слова, а как символ моих взаимоотношений с прошлым, даже которого я не знаю. Так как я глубоко уверен, что мы проживаем не одну жизнь, а несколько, то это попытка пройти сквозь свое сознание и, может быть, узнать, откуда я — не в буквальном смысле, кем я был, пастухом или кем-то другим, а чем было мое сознание тогда, двадцать лет назад, пятьдесят, сто, и как произошло мое внутреннее перерождение (Дмитрий Горячкин, rus.lsm.lv).
Наталия Жерновская. Греческая дача. 2019
Наталия Жерновская художник известный. <…> И всякий раз, как верный последователь заветов Тимура Новикова и его Новой Академии изящных искусств (была основана в 1989 году), Наташа делает нам прививку Прекрасного.
Живопись Наталии Жерновской несет на себе традиции неоакадемистов, взявших курс на «классику и красоту» и провозгласивших неоакадемизм прямым продолжателем традиций сохранения и возрождения классического искусства в современном мире. Живописная «Греческая дача» (2019) в античном антураже отсылает нас к фотографиям художницы — «эталону идеальных образов классической культуры некоего идеального панъевропейского города, где… матросы и архитектура колонных портиков — все является и красотой, и предчувствием красоты же, во сне и наяву, как в бесконечном Шекспировском сне в летнюю ночь» (Лиза Плавинская, куратор, искусствовед, критик).
Игорь Кислицын. Черная палитра. 2000
Народные корни искусства и сегодня влекут всех профессионалов, да не все из них могут подняться выше простой аранжировки или стилизации. Игорь Кислицын сумел уверенно претворить, «перекодировать» в новое качество типовую структуру древних композиций. Постепенно ему раскрылся весь глубинный образный «орнамент» архетипа: роль силовых линий и узлов, ритмических пауз и акцентов, «вечное» поступательное или круговое движение, здоровая гармония рисунка и цвета, знаковость и символика фигур (Лев Дьяконицын, nasledie-rus.ru).
В своем творчестве художник часто обращается к сакральным художественным традициям былых эпох: к древнерусской и византийской иконописи, романской фреске, готическому витражу и т. п. Уверенно поднимаясь над любой имитацией канона, художник погружается в исследование многомерных пластических кодов древних образов. Движение от поверхности в глубину, к обретению внутренней художественной формы идет не без активной интерпретации уроков русского классического авангарда.
<…>
Кислицын несомненно колорист, цвету отведена немалая роль — и как средству усиления образного воздействия картины на зрителя, и как носителю его идей. Автор уверенно и выразительно возделывает красочную поверхность, пользуясь многочисленными подкладками и лессировками; усложняя и уплотняя цветовые отношения, добивается эффекта драгоценного мерцания. Это живопись, которая, безусловно, способна радовать не только дух, но и глаз (Вера Родина).
Александр Савко. Предчувствие. 2020
…Я считаю, что самым главным оружием художника является его ирония. И хорошо когда она облачена в такие хорошие одежды, когда это привлекает к себе внимание, не выглядит как просто такое злопыхательство уличное (Александр Савко, cultobzor.ru).
Если у зрителя есть способность развиваться — то у него будет возможность увидеть первоисточник, познакомиться с тем, что было изначально заложено в эту работу, погрузиться в настоящую культуру и увидеть всю убогость этих современных героев, которыми он восторгается и умиляется, которые являются атрибутом и антуражем его повседневной жизни. Он поймет тогда, в какой простенький и упрощенный мир он себя вживил (Александр Савко, cultobzor.ru).
Андрей Туканов. Белая дорога. 2019
В результате многолетних исследований художник пришел к идее того, что пространство картины должно быть расчленено и организовано заново, соответственно движению глаза по пространству. Например, как по пространству архитектуры.
И если архитектор идет от плоского рисунка к построению здания в пространстве, то Андрей Туканов, беря пространственную картину (видимый мир) как стабильность и данность, а значит, в некотором смысле и плоскость, «запускает» ее (заставляет двигаться) в выстроенное математически пространство психологического восприятия, в поля работы зрительного нерва: удивления, узнавания, воспоминания и, наконец, смотрения. Результат — синтетическая живописно-пространственная фуга, передающая мир максимально так, как он является глазу.
Картины, которые легко принять за абстракции, завораживают классической красотой и богатством того, что способна дать живопись (museum.ru).
Андрей Туканов интересен прежде всего тем, что, работая в жанре станковой картины (жанре заведомо консервативном), он развивает традиции русского авангарда. В своем творчестве художник успешно совмещает две вещи, казалось бы, несовместимые, придавая авангардному содержанию своих работ вполне традиционную форму. Интересно то, что изначальная и осознанная рассудочность самого искусства авангарда в творчестве Туканова обретает ярко выраженную эмоциональную окраску. Задачей авангарда было аналитическое разрушение изобразительной формы, приведшее в конечном счете и к разрушению единства художественного образа. Всякий анализ разрушителен, ибо всякий анализ суть препарация, или отделение. В частности, отделение эмоционального по самой своей сути творческого импульса от конечного формального эстетического результата. Андрей Туканов в своем искусстве стремится собрать разъятые авангардом части художественного образа, синтезировать его вновь, но уже на ином, «поверенном алгеброй» пластическом уровне, возвращая отточенной многолетними экспериментами изобразительной форме её природную эмоциональную насыщенность (Ольга Яблонская, andreytukanov.ru).
Наталия Турнова. Жиль Делёз. 2007
Портрет — жанр, который Турнова предпочитает многим другим. Ее интересует не портрет конкретного человека, а скорее, портрет какого-то социального явления или чувства, переживания. Лицо человека в большинстве случаев предстает в виде овального пятна, обозначенного цветом, где цвет — это синоним психологичности, сложности эмоционального переживания. Отсюда рождается ощущение новой реальности. «Мне лично человеческое лицо наиболее интересно. Это очень пластичный материал, при помощи которого можно показать очень многое. Поэтому для меня портрет — благодатная почва, если уметь ей пользоваться. Не могу сказать, что я это умею, но пытаюсь» (artinvestment.ru).
Турнова — чуткий колорист, наделенный мощным живописным даром. В ее картинах определяющую роль — и смысловую, и эмоциональную — играет цвет. Постепенно Турнова осознала, что для нее как для художника главной задачей является передача внутреннего состояния человека, а в живописи больше всего возможностей для этого дают портретные изображения. Этот жанр позволяет художнику напрямую обратиться к зрителю-собеседнику, а заинтриговав его необычным, условным, но никогда не шаржированным изображением известного персонажа, побудить к рассматриванию живописной ткани произведения — красоты нанесения мазка, фактурной лепки формы, модуляций цвета. Среди известных портретных серий Турновой — «Полководцы», «Любовь», «Старость», «Агрессия» (tretyakovgallery.ru).
Желаем удачи на аукционе «XXI век. Современное российское искусство»!
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20200729_AI_340_21.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20200729_AI_340_21.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.